Я – ключ. Я – замок. Я – страж замка. Я сплю, и в неспокойных снах приходит ко мне прошлое, возвращается, как прибой на пустынный берег, неровным дыханием Вселенной, набегает, накатывает, тревожа и будя перестуком чужих шагов, и тогда я просыпаюсь и вижу себя. Я – замок. Замок на вершине скалы, вознесшийся к лиловому небу в рваных пятнах туч, словно угроза богам. Обрывы и пропасти искромсали горы. Непроходимый лес ощетинился сучьями со склонов, бросая вызов всему живому – приди и останься. Безумные реки свергаются с круч водопадами, седыми, как космы горного демона. Орлы и грифоны парят над горами, зорким взглядом взирая на всякую беглую тень. Человеку здесь места нет. Он тут лишний. Ненужный. Незваный. Я – человек. Я был рыбаком, что вечером поздно возвращался с моря в лодке, наполненной рыбой и запахом пота и соли. Я был купцом, что с прибылью в толстой мошне спешил с благодарностью в храм, а после – в кабак. И вором я был, и руку тянул терпеливо и жадно к богатству негоцианта и грошам рыболова. И девицей был, что с утра торопилась на рынок за рыбой и хлебом, а после работала по дому с подругами до прихода мужчин. А еще я был герцогом, спесивым и строгим... Я рубился в сраженьях и ходил за море с посольством, корпел над трактатами и сочинял мадригалы, ковал якоря и плел кружева, и зван не раз бывал ко двору короля – и на пир, и на смерть. Я был королем – как герцог гулял, как вор с добычей швырялся деньгами, потел как рыбак по ночам под шелковым балдахином, врал как торгаш, и божился как демон, торгуясь с соседями за клочок каменистой земли. Я – демон. Я – бог. Ибо был я и теми, и другими, и ничего более диковинного для меня не осталось, ибо что может быть изумительней всепрощения демонов и коварства богов?.. Я – замок. И я – страж замка. Старый маг, создавший меня, в порыве гордыни задумал узнать всё, обо всех, обо всем, заглянуть в каждую душу, чтоб как куклами править людьми, богами и демонами, а потомкам оставить такие сокровища знаний и мудрости, что устыдились бы они собственной ничтожности рядом с его сверкающим гением. Как воплотить мечту в жизнь, думал он долго, и ночи без сна и покоя пролетали одна за другой и составлялись в годы. Пергамент, бумага, металл, камень, стекло, плоть и магия покорно ложились на рабочий стол и отбрасывались в исступлении, ибо не могли они служить моему творцу. Ведь книга несет только то, что запишет в нее человек. И мозг человека не вечен, и вместе с бумагой и пергаментом они лишь пища для времени. Железо покоряется ржавчине, камень стачивается водой, а магия – дым на ветру. Но однажды… Однажды он вставил ключ в замок, повернул, размышляя, случайно касаясь их своей Силой… и вдруг всё сложилось в картину. Кто знает больше про тех, кто живет среди нас, чем замок? Он есть в каждом доме, казарме, лавке и мастерской. Каждый день мы утром прощаемся с ним, а вечером приветствуем после долгого дня. Вставь ключ, поверни, подумай, почувствуй – и ты отдашь часть себя мне. Твои чаянья, мысли, страхи, метанья – теперь всё мое. И я – это ты. Надменный волшебник вдохнул в меня жизнь, и тайно, ночами, вставлял меня в двери таверн и богаделен, храмов и тюрем, дворцов и лачуг, и там я оставался, пока не впитывал отраженья всех душ, что касались меня руками плоти. Я вбирал их знания, я кормился их опытом, я вдыхал их беды и радости, купался в эмоциях, проживал их жизни… Тысячи, десятки тысяч крошечных кусочков чужих жизней зацепились за меня, проникая в мой холодный металл с сердцем, данным мне магией, и однажды я сам обрел разум. Как надеялся маг – ибо это возвышало его над остальными адептами магии еще больше. Как не рассчитывал маг – ибо не уверен был, что даже ему такое чудо подвластно. Как боялся маг – ибо разум, наделенный бескрайним знанием, но лишенный души, страшнее безумного бога. Он отнес меня в цитадель, что была ему домом века, и задумался. Все сокровища человеческого духа, вся мудрость и глупость, вся алчность и щедрость, вся жестокость и самопожертвование Трех миров лежали пред ним – подходи и бери. Черпай пригоршнями и пей понимание человеческой природы, хитрости демонов, тщеславия магов, судьбы королей и воли богов. Слушай мои советы – и возвысишься. Владеющий мной – миром владеет, ибо ничто не может устоять перед человеком, вкусившим от плода всезнания, видящего многое и понимающего всё. Ведь всесилен не тот, кто с армией, молнией или заклятьем, но тот, кому ведомы скрытые струны души, что затронешь – и дашь тому волю свою. И создатель мой устрашился. Ибо задал себе вдруг вопрос, а готов ли он править всем миром, а хочет ли, может ли – и ответ не пришел. И задался другим он вопросом: оставить потомкам меня готов ли?.. Годы пошли в одиночестве, я вставлен был в дверь в самой дальней его мастерской – не ропща, ибо знал, что он прав. Проклял он надменность свою, что потратила жизнь его на мираж… но уничтожить меня не поднялась рука. Почему?.. И поклялся он и после кончины своей охранять меня… Для кого? Сама Смерть стала клятве свидетелем, положив костлявую руку на остывающий лоб и закрыв отгоревшие страстью глаза, и последние силы души его хлынули в сердце мое… И он – теперь я. И упал у двери моей ключ золотой. Последний, подумалось мне, и в тот же миг понял я, что ошибался. Ведь все тайны мира лежали пред мною открытыми, а среди них – тайны плоти и тайны души, и тайные струны тайных желаний… Да, слава о том, что старый волшебник, хоть и пропал без следа, но оставил в замке сокровище, прошла по Мирам. И время от времени демоны, боги и люди приходят ко мне. Кто жаждет найти кучи золота и драгоценных камней. Кто – чудо-оружие. Кто-то – библиотеку, сокровищницу знаний, забытых и будущих. Кто-то – посох невиданной силы. Кто секрет бытия, или вечной любви, или власти, иль жизни и смерти... Но все они, рано иль поздно, находят меня. И тогда мой хранитель, мой страж, мой создатель – ведь я – это он! – встречает их, словно живой, и задает три вопроса: зачем тебе все знания мира? Зачем тебе власть над ним? Зачем тебе я? Ведь он – это я… Послушав ответ, кивает он головой и протягивает ключ на ладони. Бери иль оставь. Вперед иди, или вернись назад. Не умея скорбеть – трудно радоваться. Не научившись любить – не познаешь себя. Гордыня и честолюбие – дурные советчики. Мечтатели и идеалисты – дурные правители. Чтобы мир изменить, прими его сначала таким, каков есть. Зачем тебе мир, коль в душе – суета и корысть?.. Но гость не уходит. Не для того он прорвался, чтобы уйти. Он напорист и груб, вкрадчив, немногословен, или томен и велеречив, но как бы то ни было – он берет с холодной ладони хозяина ключ и вставляет в замок… И со звоном разбившейся жизни падает перед дверью моей новый ключ. Медный, стеклянный, вороненый и остро отточенный, из цветов или крови, из шелка иль камня, бумаги или огня… Может статься, человек, что правильно ответит на мои вопросы, уже сейчас пробирается по ущельям и штурмует бурелом в чаще леса. А возможно, что он еще не родился, и родится не скоро. Но я буду ждать его сколько угодно, чтобы сложить перед ним все сокровища Трех миров. Но иногда, думаю я, что он был уже рожден – но остался смиренно вести свою жизнь в предназначенном судьбою месте. Почему? Потому что он знает ответ… Но вы, дерзкие и тщеславные, хитрые и отважные, алчные и влюбленные, если вам кажется, что вам ведомо, для чего вам Вселенная и зачем вы ей, приходите, я жду вас. Быть может, именно вам под ноги мне суждено бросить сокровища Трех миров. Ведь я – их замок. И я – страж замка.
Красиво. Чистый, необычный такой текст. Не скажу, что жанр мне близок (и в правду похоже на притчу), но в целом, впечатления после прочтения яркие. Успехов вам.
Наверно, это не притча, а, скорее, что-то в стиле эпоса (ассоциация с "Калевалой" почему-то). Написано красиво, но после прочтения осталось чувство недоумения - при таком возвышенном слоге хотелось бы более глубокой смысловой "нагрузки". ksenia
Красиво. Чистый, необычный такой текст. Не скажу, что жанр мне близок (и в правду похоже на притчу), но в целом, впечатления после прочтения яркие. Успехов вам.
Спасибо
Quote (Cat20087)
Написано красиво, но после прочтения осталось чувство недоумения - при таком возвышенном слоге хотелось бы более глубокой смысловой "нагрузки".
Н-ну, идея заложенная в... нет, я правда не знаю, что это - притча, рассказ, этюд?.. - конечно, проста, но если бы она проникла в умы тех, кто отвечает за судьбы мира, мир был бы более счастливым местом (надеюсь ) Абсолютная власть - это, прежде всего, абсолютная ответственность за тех, кто тебе подчинен. И если ты к этому не готов, или если считаешь, что мир существует для тебя, но никак не наоборот - то сиди лучше дома и не ходи в заброшенный замок - для мира спокойнее Ведь он - часть тебя, точно так же, как и ты - часть его. Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Абсолютная власть - это, прежде всего, абсолютная ответственность за тех, кто тебе подчинен.
Quote (Nanny)
Но вы, дерзкие и тщеславные, хитрые и отважные, алчные и влюбленные, если вам кажется, что вам ведомо, для чего вам Вселенная и зачем вы ей, приходите, я жду вас. Быть может, именно вам под ноги мне суждено бросить сокровища Трех миров.
Отгадку которой надо искать не в эрудиции и сообразительности, а в душе
Я имела в виду несколько иное: трудно решаемую задачу.
Согласно греческим легендам, сфинкс – это чудовище, обладающее женским лицом, львиным телом и огромными птичьими крыльями. Он восседал на высоком утесе возле городских ворот Фив и каждому путнику задавал один и тот же вопрос: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Тех, кто не отгадывал загадку, ждала ужасная смерть в лапах чудища. Единственным из людей, кому удалось найти правильный ответ, стал Эдип, сын правителя Фив. «Маленький ребенок ползает на четвереньках, взрослый человек ходит на двух ногах, а старик еще и опирается на палку», – ответил юноша. Сфинкс, не ожидая, что кому-то удастся разгадать его головоломку, в отчаянии сорвался с утеса и насмерть разбился о скалы. Непонятные, таинственные люди с незапамятных времен зовутся «сфинксами», фразеологизм «загадка сфинкса» мы употребляем, когда говорим о сложной, трудно решаемой задаче.
С этой точки зрения Ваш рассказ и логичен, и смысловой "нагрузки" более чем достаточно. ksenia
Я имела в виду несколько иное: трудно решаемую задачу.
Ну, вот и сошлись в иерминологии Наверное, чтобы найти правильный ответ на вопросы мага, личность нужна масштаба святого?.. Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Хм... Вот начало мне понравилось. Я ожидала какой-то психологической драмы, боли самоопределения одушевленного предмета, наделенного разумом. Люблю такие рассказы - автор в них раскрывает грани нашего разума, эмоций. Это такой морально-этический эксперимент, который проходит и на бумаге и в голове каждого читателя. Но не срослось. У автора была своя задумка. Конец мне понравился - внезапно вылезла интересная дилемма мотивации обладания абсолютной властью. Не скажу, что она очень уж глубока. Это далеко не философские труды Канта и Гегеля. Но дилемма достаточно редкая и автор нашел в рассказе к ней нетривиальный путь. Единственный, по моему мнению, провал в логике повествования - использование замка в качестве накопителя знаний. Замок, дверь, ключ - это предметы, которые ассоциируются с открытием, с чем-то новым. Накопление знаний, познание людских душ через воплощение в человеческие индивиды - совсем не функция замка, ключа и двери в идеологическом плане. И утверждение
Quote (Nanny)
Кто знает больше про тех, кто живет среди нас, чем замок? Он есть в каждом доме, казарме, лавке и мастерской. Каждый день мы утром прощаемся с ним, а вечером приветствуем после долгого дня. Вставь ключ, поверни, подумай, почувствуй – и ты отдашь часть себя мне. Твои чаянья, мысли, страхи, метанья – теперь всё мое.
с логической точки зрения очень шаткое. Больше замка о людях знает хотя бы и зеркало. То есть, символика рассказа мне не понравилась. А так... за хорошо написанный, грамотный рассказ большое спасибо.
Написано хорошо, в меру поперчено, в меру посолено. Можно, вдумываясь, перечитывать не раз. Идея заложена глубокая. А скажу, почему не то чтобы не понравилось -- меня не тронуло. Потому что герой всемогущ и созерцателен. С ним ничего не происходит, он не любит, не страдает, он только смотрит со стороны и судит согласно вложенной в него программе. Не пытаясь ни возненавидеть гостей, ни пожалеть. Он не умеет сопереживать. И потому с ним скучно.
Это не в упрек тексту, текст действительно хорошо сработан.
Quote
Замок, дверь, ключ - это предметы, которые ассоциируются с открытием, с чем-то новым. Накопление знаний, познание людских душ через воплощение в человеческие индивиды - совсем не функция замка, ключа и двери в идеологическом плане.
Меламори, с этим бы я не согласилась. Почему бы автору не искать свою символику и образы, а не брать уже готовое? Это в европейской традиции ключ ассоциируется с открытием, и то я не уверена. А может быть, в какой-нибудь непальской замок и ключ несут совсем другую нагрузку? А у марсиан -- если они есть -- третью? Все сводить к известным нам архетипам -- не есть хорошо.
Вот, полезла-таки в словарь символов. "Ключ -- символ мистических тайн и задач, требующих особого решения, а также символ средств для исполнения заданного". А еще "знание, заключенное в инициации". По зАмку и замкУ тоже можно много чего найти. У Nanny как раз в этом ключе и написано -- и о пути к сокровищам, и о мистических тайнах и задачах, которые приходящие к нему никак не могут исполнить из-за собственного несовершенства. ********************** Интересно, а догадается кто-нибудь раскрыть тему, где ключ -- не отпиратель, а источник, родник? мои книги
Красиво. Только, разве у такой загадки может быть правильный ответ? Тут даже святой не справится.
А еще заметила такую штуку.
Quote (Nanny)
Я был рыбаком, что вечером поздно возвращался с моря в баркасе,
Наверное, это никто кроме меня не заметит, но рыбаки на баркасах не плавают. Баркас, это либо большая шлюпка, расчитаная, что грести будет более десяти человек, либо маленький кораблик с мотором для перевозки коробок в порту, его еще часто катером называют. Далеко от порта, или от большого корабля баркасы не отплывают. Графоман в сомнениях страничка на СИ
Наверное, это никто кроме меня не заметит, но рыбаки на баркасах не плавают.
А как же, ставшее уже классикой: "Рыбачка Соня как-то в мае, причалив к берегу баркас, сказала Косте: "Все вас знают, а я так вижу в первый раз..."(с) ksenia
В свою защиту могу лишь сказать, что ни того, ни другого 40 000 знаков с пробелами не ограничивали
Quote (Меламори)
Больше замка о людях знает хотя бы и зеркало.
Если бы тема была "Все зеркала мира" - так бы и случилось: "Свет мой, зеркальце, скажи..." А еще - не во всяком доме было зеркало: максимум, что могли позволить себе бедняки - поглядеться в бочку с водой в сарае (чтобы тень была), или полированную медную пластинку. А для мага каждый раз еще и маскировать свое творение под ведра и отходы цветной металлургии - это уже... слишком? Даже для самого любопытного
Quote (Триллве)
Написано хорошо, в меру поперчено, в меру посолено. Можно, вдумываясь, перечитывать не раз. Идея заложена глубокая.
Спасибо, я старалась
Quote (Триллве)
"Ключ -- символ мистических тайн и задач, требующих особого решения, а также символ средств для исполнения заданного". А еще "знание, заключенное в инициации"
Вот как-то так и получилось - на интуитивном уроне
Quote (Триллве)
Интересно, а догадается кто-нибудь раскрыть тему, где ключ -- не отпиратель, а источник, родник?
Вот вывесятся все - и поглядим Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
. Почему бы автору не искать свою символику и образы, а не брать уже готовое? Это в европейской традиции ключ ассоциируется с открытием, и то я не уверена. А может быть, в какой-нибудь непальской замок и ключ несут совсем другую нагрузку? А у марсиан -- если они есть -- третью? Все сводить к известным нам архетипам -- не есть хорошо.
Ну, тогда, читатель вполне имеет право не воспринимать трактовку автора, который стал искать новые архитипы. Но в поисках архитипа всегда должна быть логика, а здесь этой логики я не нашла. Если автор объяснит, почему лучше всех людей может знать замок двери, о существовании которого забывают сразу же после закрытия-открытия, то я сниму все вопросы. Просто Nanny подала идею с замком как единственное правильное решение в задаче волшебника. А тем не менее, даже унитаз соприкасается с человеком дольше, чем замок. Почему бы не выбрать как объект накопления знаний и проникновения в человеческое сознание его? Или табуретку? Или кровать? Я знаю почему... Потому что тема у автора была "Страж замка", а не "Страж унитаза".
Quote (Nanny)
В свою защиту могу лишь сказать, что ни того, ни другого 40 000 знаков с пробелами не ограничивали
Так я и не в претензию сказала о Канте. Я Вас наоборот защищала))) Зачем нам глубокая философская идея в этом рассказе? Она там и не нужна)) Она в принципе, на конкурсе не нужна. У нас литературный конкурс, а не конкурс философской мысли.
Quote (Nanny)
Если бы тема была "Все зеркала мира" - так бы и случилось: "Свет мой, зеркальце, скажи..."
Только, разве у такой загадки может быть правильный ответ? Тут даже святой не справится.
Или не захочет туда идти - разве только с целью уничтожить такое творение. Потому что знает, что подчинение воли другого - грех. Но это уже сюжет для другого рассказа
Quote (Abrikoska)
Наверное, это никто кроме меня не заметит, но рыбаки на баркасах не плавают.
Н-да... если верить Вам с Ущаковым, который словарь - то не плавают... А тогда осмелюсь спросить, как у специалиста по мореходству, а на чем они тогда плавали? Просто в лодках? Потому что ни "шлюпка", ни "ял", ни "гичка", и тем более "распашная" как-то со средневековым рыболовством не ассоциируются...
Quote (Cat20087)
А как же, ставшее уже классикой: "Рыбачка Соня как-то в мае, причалив к берегу баркас,
Значит, Утесов тоже не знал? Вообще-то, я эти строки и имела в виду, когда тут про баркас писала Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Nanny, так сказать, постскриптум... Мои нападки могут выглядеть несколько агрессивными, но я не хочу сказать, что минусы, которые я для себя и других отметила, являются катастрофическими для этого рассказа. Я своего мнения о том, что этот рассказ хорош, не поменяла.
Ну, тогда, читатель вполне имеет право не воспринимать трактовку автора, который стал искать новые архитипы.
Вся литература - поиск новых архетипов: старые суть стереотипы, нечто, удачно пришедшее кому-то авторитетному в голову, что было подхвачено последователями и плагиаторами. Настолько удачное, что никто больше не потрудился искать иные типажи и решения, переводя действиельно новое и свежее на тот момент в разряд штампов. Штамп - не есть плохо. Со штампом уютно, и всегда знаешь, где ты, как и про что. С новым надо думать, рассматривать точку зрения автора, свое отношение к ней - как Вы это и делаете
Quote (Меламори)
Если автор объяснит, почему лучше всех людей может знать замок двери, о существовании которого забывают сразу же после закрытия-открытия, то я сниму все вопросы.
Табуретки и прочая сантехника знает людей несколько... э-э-э... однобоко, если можно так выразиться. Ну вот что они могут о сових хозяевах рассказать? Таскать за собой кровать, чтобы подменять кровать хозяина, утаскивая при этом ее временно, потом возвращая и унося свою... Он же был любопытным и честолюбивым волшебником, а не бригадой грузчиков-домушников А замок есть у всех, всегда на виду, соприкасается не только с хозяином, но и с гостями, ворами и т.п., смотрит немигающим глазом на нас и все видит, все подмечает
Quote (Меламори)
Зачем нам глубокая философская идея в этом рассказе? Она там и не нужна))
За идеей иногда теряется ее воплощение, Вы это имели в виду?
Quote (Меламори)
Потому что тема у автора была "Страж замка", а не "Страж унитаза".
Только не подкидывайте эту идею организаторам в качестве темы для следующего конкурса
Quote (Меламори)
Я своего мнения о том, что этот рассказ хорош, не поменяла.
Спасибо А в спорах рождается если не истина, то приятное времяпрепровождение, что тоже неплохо Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Да напишите рыбачья лодка, они бывают с одним парусом. Если найду свою книжку по типу парусных судов, уточню.
Кс, Утесов не ошибся. Соня плавала на баркасе, в порту. А рыбачками в Одессе даже сейчас называют дочерей моряков и рыбаков, иногда даже разбитных загоревших теток торгующих рыбой на базаре. А может она любила с удочкой сидеть на пирсе, бычков ловить? Таких тоже много. Или типичное иносказание, означающее "красотка". Графоман в сомнениях страничка на СИ
Да напишите рыбачья лодка, они бывают с одним парусом.
Ладно, под Вашу ответственность как главного морехода сайта, отправлю его на нейтральной, стилистически не окрашенной лодке А если попадется Вам книжка - действительно будет интересно узнать подробности! Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Красиво. И необычно. Мне понравилась идея рассказа от имени "ключа" , причем эмоционально мощного рассказа... Завораживающего. Много плюсов вам... И удачи Единственный способ установить границы возможного — попытаться сделать шаг за эти границы.
Заставило подумать... Смысл заложен. И это радует. Но на притчу не похоже, ИМХО))) Я в них не разбираюсь хотя... Я если что, Тёма Медведь. Знакомые всё лица...
Мне не нравится в большинстве притч то, что автор необходимые ему события притягивает за уши к требуемым выводам. Слушатели (или читатели) отлично понимают, что все события могли пойти и совершенно по-другому и выводы тогда будут тоже другими. В этом случае получается, что рассказанная притча - ничего не стоящий мыльный пузырь. Остаются красивости, за которыми ничего не стоит. Рассказ хороший, красивый, но пустой. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Мне не нравится в большинстве притч то, что автор необходимые ему события притягивает за уши к требуемым выводам.
Ну, этим часто не только притчи грешат, но и рассказы, и повести и - страшно сказать! - романы В притче же - не менее часто - важно не исследовать все возможные варианты развития сюжета, а подать какую-то мысль, что возможно только при одном ходе событий. То есть, притча - это не самоцель, но инструмент. Например, мы все понимаем, что блудный сын мог не вернуться, потому что устроился бы в жизни лучше отца, или его убили бы собутыльники, или постыдился бы и остался помирать под забором в чужом городе. И что связанные в веник ветки сыновья, уподобившиеся Александру Македонскому, могли просто разрубить. И что зарывший свои таланты в землю человек мог остаться в выигрыше при неудачах в бизнесе его товарищей - серебро не девальвируется и не горит... Но цель автора - проиллюстрировать идею, и тогда возможные варианты приносятся в жертву высшей цели
Quote (Munen)
Слушатели (или читатели) отлично понимают, что все события могли пойти и совершенно по-другому и выводы тогда будут тоже другими.
Естественно. "Пластилиновую ворону" смотрели все
Quote (Munen)
В этом случае получается, что рассказанная притча - ничего не стоящий мыльный пузырь.
Каждая притча стоит ровно столько, сколько заложенная в ней идея. Идея проста? Но 10 заповедей еще проще Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Каждая притча стоит ровно столько, сколько заложенная в ней идея.
Но цель автора - проиллюстрировать идею, и тогда возможные варианты приносятся в жертву высшей цели Притча - доказательство правильности идеи. Идея может быть хорошей, но никуда негодное доказательство полностью её дискредитирует, поскольку либо ничего не доказывает, либо заведомо отталкивается от правильности идеи.
Quote (Nanny)
Идея проста? Но 10 заповедей еще проще
Заповеди не в виде притч даны. И если придет человек и скажет:"Не сей на камнях", -то я буду думать, что он либо меня за идиота держит, либо сам таковой. Можно ведь и не изображать из себя мудреца, а просто сказать:"Не говори тому, кто не слушает. Не говори тому, кто не способен понять. Не говори тому, кто слушает всех и следует всем. Говори тому, кто слушает, понимает и следует за тобой". Впрочем, это очевидно, и потому лучше вообще лишнего не говорить. Не пускать, как уже сказал, "мыльные пузыри" вроде этого:
Quote (Nanny)
Замок на вершине скалы, вознесшийся к лиловому небу в рваных пятнах туч, словно угроза богам. Обрывы и пропасти искромсали горы. Непроходимый лес ощетинился сучьями со склонов, бросая вызов всему живому – приди и останься. Безумные реки свергаются с круч водопадами, седыми, как космы горного демона. Орлы и грифоны парят над горами, зорким взглядом взирая на всякую беглую тень. Человеку здесь места нет. Он тут лишний. Ненужный. Незваный.
Грифоны или грифы? И откуда, интересно, сбежали тени? Может они "бегущие"?
Quote (Nanny)
Я – ключ. Я – замок. Я – страж замка.
Quote (Nanny)
Я – замок. И я – страж замка.
И дальше: "Я - демон. Я -бог". Ну уж если даже "бог", то все прочее излишне. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Можно ведь и не изображать из себя мудреца, а просто сказать:"Не говори тому, кто не слушает. Не говори тому, кто не способен понять. Не говори тому, кто слушает всех и следует всем. Говори тому, кто слушает, понимает и следует за тобой".
Сидел раз ночью бородатый еврей над Талмудом и читал при свете свечи. Дошел до места, где сказано (Сандегрин, 100b): «Бородой богат – умом беден», и пояснение Раши к этому месту: «Человек с густой бородой – дурень». Поглядел бородач на свою бороду и стал размышлять: «Как быть? Остричь – Тора не позволяет, оставить – правда наружу выходит». Думал-думал и придумал. Поднес к бороде горящую свечу. Пламя вспыхнуло, борода сгорела, а вслед за нею обгорело все лицо. Глянул бородач в раскрытый Талмуд и приписал на полях: «Проверено и доказано». ksenia
Говори тому, кто слушает, понимает и следует за тобой
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, Не бойтесь мора и глада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: "Я знаю, как надо!" Кто скажет: "Идите, люди, за мной, Я вас научу, как надо!" Александр Галич Я на СИ Мой блог
Сидел раз ночью бородатый еврей над Талмудом и читал при свете свечи. Дошел до места, где сказано (Сандегрин, 100b): «Бородой богат – умом беден», и пояснение Раши к этому месту: «Человек с густой бородой – дурень». Поглядел бородач на свою бороду
и подумал, что у написавшего эту книгу борода была явно больше. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
но никуда негодное доказательство полностью её дискредитирует, поскольку либо ничего не доказывает, либо заведомо отталкивается от правильности идеи.
Кхм. "...от неправильной идеи", Вы имели в виду? (извините, что перебиваю) Это есть такое... Сейчас искала в и-нете, что яндекс может выкинуть на слово "притча" - во первых строках попалась ссылка на сайт с аналогичным названием, с притчей о малодушном, возжелавшем попасть в рай. Зашла. Прочитала. Как в старом анекдоте: "Ужас-ужас-ужас-ужас" И идея, и исполнение... Что можно было уложить в страницу максимум - растянуто на несколько. Идея (одна из) - киников: "Что естественно, то не безобразно". Кучно свокупляющиеся пары в райских кущах - и лозунг (на полном серьезе!!!): вот это и есть настоящий рай. Ссылку не даю - во-первых, не заню политики админов по отношению к ссылкам на другие сайты, во-вторых, не хочу, чтобы еще кто-то на эти грабли наступал
Quote (Munen)
Заповеди не в виде притч даны.
Да, но немало и притч, их иллюстрирующих - как лубочные картинки для неграмотных.
Quote (Munen)
И если придет человек и скажет:"Не сей на камнях", -то я буду думать, что он либо меня за идиота держит, либо сам таковой.
Сейчас - да, потому что информация, доносимая до слушателя, понятна и стара, но, может, были времена, когда она таковой не являлась? И для запоминания - на уровне рефлексов, если она (не обязательно эта) важная - приходилось ее носителям облачать ее в обертку развлекательную? Возьмем один из самых последних примеров - "Окна РОСТА" Маяковского. Разжевывалась и подавалась не то, что в афоризмах, притчах и стихах - но и в картинках даже такая информация, как "Товарищ, на пол ты не плюй, а плюй в урну" (Кстати, актуальная очень много где и сейчас, ох, где наш Маяковский ) Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
А бойтесь единственно только того, Кто скажет: "Я знаю, как надо!" Кто скажет: "Идите, люди, за мной, Я вас научу, как надо!" Александр Галич
Еще один пророк, который знает, кого боятся, кого не боятся, за кем идти, а за кем - нет. Сам себя опровергает и не видит того. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Граждане, вы в метафорах не потерялись?)) А вообще, Nanny, не говоря о какой-либо объективной оценке Вашего произведения... Автор, текст которого привел к такому множеству умных споров, уже достиг немалого.
Грифоны. Это на которых Гарри Поттер летал Вообще-то, хотела поначалу грифов, но грифоны в размер лучше попадают и добавляют фэнтезийного антуража
Quote (Munen)
И откуда, интересно, сбежали тени? Может они "бегущие"?
"Дон Жуан (Алексей Константинович Толстой) ...Ты истощил его терпенье, И гнаться он устал за тою беглой тенью, Что лживо на земле ему ты показал."
"Гражданская Оборона... Кто поймает беглые тени?.. Спеленай надежными цепями Своего безнадежного Христа. Проигрыш. Скользкие вены."
Но лично у меня это откуда-то из Лермонтова или Пушкина висело на чердаке памяти
Quote (Munen)
И дальше: "Я - демон. Я -бог". Ну уж если даже "бог", то все прочее излишне.
Сущность, побывавшая всеми и всем, осознавшая себя как часть мира, взглянувшая на него глазами всех - и всего Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Cat20087, объединяя Ваш и мой вариант, делаем вывод (мораль, так сказать): не следует дуракам не читать книги, не писать их. Не в этом их счастье. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
А бойтесь единственно только того, Кто скажет: "Я знаю, как надо!" Кто скажет: "Идите, люди, за мной, Я вас научу, как надо!"
Вот приблизительно это я и имела в виду, когда писала "Стража" - а знаешь ли ты, куда и зачем собрался кого-то вести? А уверен ли, что им там будет хорошо? А они в этом тоже уверены, или кто их спрашивает, бестолковых?
Quote (Меламори)
Автор, текст которого привел к такому множеству умных споров, уже достиг немалого.
Наверное, да - по крайней мере, такого объема дискусии я не ожидала Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Но лично у меня это откуда-то из Лермонтова или Пушкина висело на чердаке памяти
Основное значение слова "беглый": Совершивший побег откуда-л. И не был беглым он солдатом Австрийских пудреных дружин. Пушкин, Моя родословная. | в знач. сущ. бе́глый, -ого, м.; бе́глая, -ой, ж. — Ну, говорит, Досекин, вот я и пропал, ведь я, говорит, брат, беглый, из солдат сбежал, паспорта у меня нет! М. Горький, Лето. Хотя, конечно, есть и другие значения. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Шикарно! Вот это я называю "музыкой повествования". Есть свой ритм и словарный запас автора порадовал. Вот если бы не все эти "и" и "ибо", да побольше размышлений собственно "замка" то произведение было бы просто обалденным. Хотя даже в исходном виде текст мне очень нравится. Один из тех раззказов, за которые буду болеть Как я пишу легко и мудро! Как сочен звук у строк тугих! Какая жалость, что наутро я перечитываю их! (Губерман)
Основное значение слова "беглый": Совершивший побег откуда-л.
Да, я искала в словарях - это значение идет первым. То, что у меня - ближе к далевскому "быстрый, скорый". И если набрать в поисковике "беглая тень", первых три-четыре значения покажут, что хоть нас мало, но мы не одиноки
Quote (Cat20087)
Хотя в данном случае я согласна с Munen - не очень удачное словосочетание.
Для придания окраски архаичности - самое то Друго дело, что это значение и употребление забыто, в основном, поэтому воспринимается странным и неуместным
Quote (Themis)
Шикарно!
Спасибо
Quote (Themis)
Вот если бы не все эти "и" и "ибо", да побольше размышлений собственно "замка" то произведение было бы просто обалденным.
"Ибо" и "и" очень хорошо ложатся на ритм - попробуйте когда-нибудь сами - убедитесь А в добавночных их плюсах - стилизация под глубокую старину и прочие предания
А размышлений... Хотелось, очень хотелось их дать - но побоялась утопить в его мыслях и морализаторстве (да. он ведь теперь у нас умный ) идею. Или наоборот - чересчур разжевать и упростить, и обидеть читателя: чего уж меня, совсем за ребенка принимают? Так что, пришлось балансировать
Quote (Themis)
Один из тех раззказов, за которые буду болеть
Спасибо Поделись улыбкою своей - и тебе еще не раз ее припомнят.
Раньше философию называли любомудрием. Так вот Nanny у нас - любомудра. Красивая история, крепкий, хорошо сработанный рассказ, полностью раскрывающий тему. Nie podarunkiem jestem
Ну здравствуй, гость. Я рад или не рад? Наверное, я просто озадачен. Ты все прошел - дорогу, мыслей ад, И если тут - то ты не мог иначе.
И все таки - смотри, вопрос простой: Зачем? Но не мешай мечты и прозу, Себе ответь - словами правды той, Что вырастил в себе самом как розу.
Что будет, если скажешь свой ответ? Всего лишь ключ и строчка на странице. Со стороны моей подвоха нет, Но сам в себе ты можешь ошибиться.
Но и тогда напишут о тебе В тех летописях, что предупреждают. И ты, предупрежденный о судьбе,, Один из тех, кто все ответы знают.
...Еще один - и ключ, и день, и путь - Ведь где то там спешит пришелец новый. И страж замка не может обмануть, Тех, кто себя обманывать готовы,
Сокровища и путь ища вовне, Хотя лишь в них самих есть все на свете, Вот разве только страха - вовсе нет... ...Ну здравствуй, гость. Быть может ты - ответишь? А конкурс памяти Николая Лазаренко?
Nanny, браво! Здорово получилось. И по содержанию и по стилистике
Вот это место резко бросилось в глаза
Quote
И мозг человека не вечен, и вместе с бумагой
мозг тут совсем не к месту по стилистике
Quote (Меламори)
с логической точки зрения очень шаткое. Больше замка о людях знает хотя бы и зеркало. То есть, символика рассказа мне не понравилась.
ой вот совсем не соглашусь. Во первых образ зеркала здесь будет не к месту - ведь зеркало символ отражения, а не поглощения. Устойчивый образ. Да ещё часто - искажающего обращения
А по сути ведь зеркало будет далеко не в каждом доме - у бедняка, в таверне или притоне зеркала не будет. А замок - будет А характер у меня замечательный. Это просто нервы у вас слабые. Я в мастерской писателя