Эта миниатюра относится к анекдотам в изначальном смысле этого слова. Анекдо́т (фр. anecdote — краткий рассказ об интересном случае; от греч. τὸ ἀνέκδοτоν — не опубликовано, букв. «не изданное») — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Форма рассказа: история в обрамлении. То есть, сначала читатель мельком знакомится с неким персонажем, который знакомится со следующим персонажем, который рассказывает свою историю (два «которых» здесь не ляп, а осознанный прием, чтобы очертить текстовую «матрешку»). Причем, личность(и) того, кто эту историю слушает, особенного значения не имеет(ют). В данном случае она(они) не очерчена(ы) вовсе. Кто-то куда-то мечтал попасть (если в 13-14 и был намек, то просвистел мимо меня), напросился на попутный звездолет — который, кстати, обрисован выпуклее, чем участники данной истории. И там, как при автостопе, пришлось выслушивать байку шофера, пардон, капитана, который подобрал пассажиров да еще и накормил в дороге. Собственно, кроме того, что капитан-рассказчик пожилой, о его внешности не сказано ничего. Характер же проявляется в процессе повествования. Мемуары в некотором роде. Речь характеризует рассказчика как человека разговорчивого (либо давно не имеющего собеседника), знакомого с поговорками, просторечием, обладающего этаким старческим юморком и практической сметкой. И не теряющегося в сложных жизненных обстоятельствах. В плюс рассказу могу поставить легкие намеки на классику синематографа и литературы. «Кин-дза-дза» там походил точно, Асприн, полагаю, тоже был. Еще при прочтении вспоминаются Шекли и Каттнер. Текст написан приятно, разговорным языком, забавен, как, собственно, анекдоту и положено. Содержание спойлерить не буду, чтобы не лишать читателей удовольствия. Но из плюсов жанра проистекают и минусы. В тексте постмодерновые намеки разбросаны, а вот интриги не имеется. Нет внезапных поворотов сюжета, нет блеска — его благополучно скушал быт. Нет ярко очерченных героев, развития характеров. Хотя, конечно, впихнуть развитие характеров в миниатюру архисложно. Тема «Сменный характер», к сожалению, тоже по-настоящему не раскрыта. «Пылесос и веник с него отвинтил, лишние руки открутил, а вместо всего этого пачку процессоров примотал» — во-первых, меня смущает, как и куда можно примотать пачку процессоров. Изолентой, что ли? И каким образом это поменяет характер? Да и отвинчивание пылесоса и веника на смену характера никак не влияет. Было бы здорово, если бы автор подправил рассказ, разобравшись, как и для чего устанавливаются процессоры хотя бы в известные нам компы. Тогда техническая сторона перестанет выглядеть столь печально при общем неплохом уровне. И в данном месте на просторечие рассказчика и доходчивость рассказа ссылаться как раз не стоит. Вывод: автор задачу, заявленную выбранной формой, в целом исполнил. Исполнил добротно, аккуратно, с чувством юмора, но второй раз к тексту возвращаться будет не интересно. А вот с условиями конкурса справился не совсем. Не хватило буквально малости. Возможно, дуб-13 стоило поставить не в одну, а в несколько разных условий и ситуаций, чтобы конкурсная тема была действительно раскрыта. Претензий по стилистике и грамотности нет. Спасибо за рассказ.
Скажу сразу: писать рецензию на этот рассказ не собирался. Она, сволочь такая, выродилась сама, сгустилась, как смерчик из песка, скучковалась и вдарила по забубенной головушке. Писать рецензию на этот рассказ архисложно. Как на балет. То есть, театральные критики как-то выкручиваются. Балерун пошел туда, балерина поскакала сюда, а режиссер так и вовсе гэпнулся в оркестровую яму и там сломал тромбон. А почему тромбон? А потому что тромбонисту спонсоры подают больше. Но это исключительно преамбула. А амбула впереди. Не жди, дорогой читатель, что я соберу твои разбитые мозги и расплету заплетенные извилины. Я сам в этом рассказе разбираюсь смутно — если, конечно, подходить к нему, как к мешку с картошкой. Ну, или к тем бананам, которые после звонка тащат вприпрыжку люди в белом в клетки подопытным обезьянам. Так что ни о фабуле, ни о сюжете, ни о форме ты от меня не услышишь. Ну разве самую капельку о выразительных средствах. Метафора. Слышали? Часы бьют — кого? Глаза мечут молнии — кто там током тюкнутый? И не смущает? А представьте, ну просто представьте на минутку, что ваших отдаленных потомков не смутит: «её улыбка усыпала траву бриллиантовыми капельками росы», — просто потому что станет штампом к тому времени. Почему боитесь танца на гребне волны? Непривычно? Соленая вода трепетную попу подмочила? Успокойся, дорогой читатель, вернись к обыкновенному, простодушному, простому, не дерзай. Не всем быть демиургами. Успокойся и поверь, что критик тоже не из таких. Сидит обычная старая обезьяна и крутит диамант в руке. Он переливается гранями, блещет, рассыпает по траве искры живого огня. И обезьяна чувствует, что это прекрасно. За гранью ее понимания, несъедобно. Но прекрасно. Но несъедобно. Чувствуете когнитивный диссонанс? Картошечки хочется, бананчиков… А диамант крутится и пляшет, и ворожит. За гранью понимания. Как вертящийся зеркальный шар в новогоднем зале. Иногда верчение помедленней, открывает какую-то грань. Иногда за искрами ни зги не видно. Хочется прикрыться волосатыми лапами и воззвать к богам, чтобы не дразнили. Не плясали между анахатой и вишудхой. Хочется завопить, вот мол, победившему учителю от побежденного ученика… А не задумывались ли, почему о литературных произведениях говорят, как о еде? Проглотил, не переварил, послевкусие… Не о красках, не о звуках, не о запахах… Странно, нет? А тут колючие искры в глаза. А тут красиво! Танец на намеках, метафорах, полутонах. На огромнейшем запасе человеческой культуры, интеллекта, эстетики, которые не то что одолеть — глядеть же на них страшно. Не банальный конфликт между человеком и ИИ, а целых два. Гендерный между демиургами, и второй, из первого вытекающий: серным огнем на созданное. Как сделать его живым? Как? И вдруг третья сторона, выдумка, ошибка — проявляет свободу воли. И делает тот шаг, на который не хватило богов: красавицы и глиномеса. Вот он космос. Обожжешься, не переваришь. Тут надо быть выше или равным автору, чтобы этот танец понять. Чтобы раскрутить хитросплетения. Не раз читать, не два — много-много раз. В разном настроении, в разном возрасте. Тогда и откроется. Тогда и выстроится, и поймется. Но — слишком красиво. Но — привычней попроще. Автор, танцуй, не обращай внимания на критиков, чувствуй меру и равновесие. Ибо «Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.» Цветаева, да, она.
Это точно рецензия?? Как там в условиях конкурса сказано: Мы ожидаем, что участники осветят в своих работах следующее:
a) Соответствие названия рассказа его содержанию; b) сюжет; c) конфликт между искусственным созданием и естественным существом (не касается внеконкурсных рассказов); d) особенности композиции; e) персонажи, мир; f) язык повествования (богатство, средства выразительности, наличие стилистических ошибок и т.д.); g) идея; h) личное впечатление рецензента. Кроме личного впечатления рецензента ничего не написано. (я про рецензию на рассказ "Создать душу")
Джавдет, у нас нет жестких требований к рецензиям, потому и написано "мы ожидаем", а не "автор обязан". И далее подчеркнуто, что критики сами выбирают стиль и форму своих рецензий. Так что правила ЧК2 не нарушил. Другое дело, что читатели и авторы рассказов вправе оценивать рецензии сообразно своим представлениям о том, какими они должны или не должны быть. А их, читателей и писателей, мнение определит результаты конкурса.
Моя страничка на СИ Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой. Вольтер
ЧК2! Автор плакал. Неожиданно для себя... и вряд ли сможет сформулировать, почему. Просто хотелось, чтоб ты знал.
А, ещё просили передать. Не от меня. *уважительный поклон белокурой бестии* Пока вокруг столько умных мужчин, глупо тратить время на экзальтированных женщин.
Эта миниатюра относится к анекдотам в изначальном смысле этого слова. .... Спасибо за рассказ.
Спасибо за добрые слова! Аффтар73 ПРЕКРАСНО знает, как (и куда) процессоры вставляются, и даже как устроены внутри (немного). Именно поэтому и не стал подробно рассказывать про сокеты, напряжение питания, шины обмена данными - это, всё же, именно миниатюра и "милая безделица" (как очень удачно сформулировали в разделе оценок), а не выдуманное руководство по эксплуатации несуществующей техники. Что-то мне вдруг вспомнился "Двухламповый исполнитель желаний", да... 0_о. А вот про раскрытите темы - категорически согласен: увы, получилось совсем не так, как хотелось бы... Честно говоря, возьмись я за этот же рассказ сейчас - расставил бы акценты иначе, но после драки кулаками не машут. :-)
Эм... Наверное, это лучше положить сюда:
Ведёте хозяйство самостоятельно? Отправляетесь на неизведанную планету? Летите искать неизведанную планету? Вам необходим компаньон! По-настоящему надёжный компаньон - и вы его нашли! ДУБ-13 - новейшая версия нашего проверенного дроида уборочного базового! Потрясающее живое общение*! Специальная программа мытья посуды вручную** для создания атмосферы уюта и заботы! Широкий ассортимент рабочих органов*** для любых задач! Модульное шасси идеально настраивается**** под ваши нужды! Расширенный набор сменных декоративных оболочек, придающие вашему дуб-13 уникальный облик***!
* - требуются дополнительные личностные процессоры***. ** - требуются дополнительные рабочие органы***. *** - приобретается отдельно. **** - услуга доступна только в авторизованных сервисных центрах.
Скажу сразу: писать рецензию на этот рассказ не собирался. Она, сволочь такая, выродилась сама, сгустилась, как смерчик из песка, скучковалась и вдарила по забубенной головушке.
Автор рецензии красиво выкрутился, образно выразив невообразимое.
А мне обе рецы понравились. Вторая - немножко меньше, ибо если и пытается передать в первой своей части ощущения критика после прочтения, то диссонирует с самим рассказом. ИМХО. И да, автор рассказа читателя не жалеет, что мне тоже оч нра. Joker - это рулетка: то 1, то 11, а то и просто татуировка...