Этот рассказ посвящается Дмитрию. Прекрасному умному, доброму человеку с удивительным чувством юмора и неувядающим оптимизмом.
Не святые горшки обжигают Народная мудрость
Гилберт-младший глубоко вдохнул воздух родного города, улыбнулся и незаметно вытер правую ладонь о штаны. Только что, скрепляя сделку, он пожал руку представителю транспортной компании, грузному мужчине, от которого несло жирным гуляшом, липким потом и нечистыми мыслями – запахом наживы. Настроение у молодого человека было преотличное. Как говаривал Гилберт-старший: «Пацан умеет держать нос по ветру!» И хоть кое-какие злые языки и язвили, мол, нос не дорос, но Гилберт-младший по праву считал себя человеком важным и значительным. Даже если говорить приходилось о масштабах целого города. Если бы в родные пенаты молодого человека забрёл кто-нибудь, обладающий столь же уникальным обонянием, то мог бы заметить: сегодня Гилберт источал аромат запечённых в ананасах рябчиков, концептуального кино и французского парфюма – запах самодовольства. Однако, увы! Способность Гилберта оказалась уникальной. Товарищей по мастерству у него не нашлось, зато и в его дела никто нос не совал. Юноша шёл по городу с видом рачительного хозяина, оглядывая (и обнюхивая) свои владения. Вот из пекарни потянуло свежими булочками, добротой и теплом печи – запахом уюта. Семейство булочников достаёт пампушки из печи. Их делают для фирменного борща в таверну напротив – время обеда. Вот над улицей разнеслось благоухание шоколада, плюшевых медведей и сладких признаний – запах романтики. Парень в кофейне делает предложение своей девушке. Вот в нос ударила струя многодневного перегара, гнилых фруктов и безразличия – запах безысходности. Местный алкоголик вытянул на свет свои бренные кости в надежде перехватить где-нибудь ещё стаканчик. А потом Гилберт увидел Её. Да, именно увидел лукавую усмешку девушки, стоящей посреди оживлённой улицы. Она упёрла руку в бедро, затянутое совершенно неуместным в этой толчее синим атласом. На щеке у девушки была родинка, а на шляпке – пучок синих перьев. Всё это обладатель беспрецедентного обоняния успел разглядеть за секунду до того, как в его лёгкие ворвался свежий ветер, напоенный ароматом свободы и яблок – запахом счастья. – Эй! – успел крикнуть Гилберт, не зная, как заговорить с незнакомкой, с которой столкнулся почти нос к носу. Но рядом уже воняло прокисшим молоком, разочарованием и ушедшим поездом – Насмешкой Судьбы. Кто-то толкнул замершего посреди дороги молодого человека в спину, ещё и обругал при этом. Гилберт споткнулся, упал на руки, испачкал в придорожной пыли колени. Тут же вскочил, но незнакомка была уже далеко, на углу улицы. Взмахнув рукавами гипюровой накидки, будто фантастическими ультрамариновыми крыльями, девушка звонко рассмеялась и исчезла. Гилберт огорчённо вскрикнул. Впрочем, отчаиваться не стал и бросился в погоню: родные улицы он, без сомнения, знает лучше незнакомки. Преследование, однако же, затянулось: красавица явно водила парня за нос. То и дело синее платье мелькало впереди, но стоило немного приблизиться – тут же исчезало в толпе. Наконец, Гилберт выбежал на набережную. И остановился. Потому что дальше бежать оказалось некуда – о затянутый в гранит берег разбивалось море. Что делать дальше было неясно. Смешливая незнакомка словно в воду канула. Растерянный и огорчённый юноша пошёл к причалу: там стоял какой-то человек. Конечно, на сбежавшую красавицу он нисколько не походил. Водной гладью любовался китаец средних лет. Одет он был в роскошное кимоно, вокруг глаз тушью нарисованы треугольники, отчего глаза выглядели бездонными и горящими. Гилберту китаец показался забавным. – Простите, вы не видали тут девушку в синем платье? – спросил он у второго за день незнакомца. Обладатель кимоно немедленно закивал. – А не скажете ли, куда она делась? Китаец сделал широкий жест. Пола его одеяния при этом описала красивый полукруг. – Улетела, – без всякого акцента ответил странный человек, указывая на море. – Как улетела? – опешил Гилберт. – Ну как птицы летают? – буднично пожал плечами его собеседник. – По воздуху. Юноша зажмурился и изо всех сил затряс коротко стриженой головой, сжимая её для сохранности руками. Когда он открыл глаза, вместо нелепого китайца на набережной стоял представительный мужчина в сюртуке, с любопытством Гилберта разглядывающий. – Кажется, я переутомился, – печально сообщил ему молодой человек. – Нельзя так много работать. Особенно по жаре. – Похоже на то, – ответил его новый собеседник и улыбнулся в бороду. – Отдохните. Зайдите в бутылку Клейна. Фраза показалась Гилберту не совсем понятной, однако на текущий момент он собственному разуму не очень-то и доверял. А потому решил довериться носу. Пахло от бородатого мужчины шёлком, огнём и, почему-то, пепперони. К слову сказать, так же, как и от китайца до этого. Что этот запах означал, Гилберт не разобрал, но однозначно что-то приятное. Поэтому юноша протянул руку и сказал: – Гилберт-младший. Мужчина ответил на рукопожатие с задорной улыбкой, вроде той, с которой ребёнок вступает в новую игру. – Лорд Кай. – Настоящий лорд? – удивился молодой человек. – Самый настоящий, – кивнул тот. – Рад знакомству, Гилберт-младший. Но сейчас мне пора. И парень сам не заметил, как так получилось, что он снова бредёт по улицам, разглядывая фасады. «Надо же!» – вяло подумал юноша, когда словил себя на том, что стоит перед незнакомой таверной с гостеприимно распахнутыми дверями. Красиво оформленная вывеска гласила: «Бутылка Клейна».
*** Очередной поднятый из пучин океана сундук команда встретила стоном восхищения. – Говорил я тебе! – подмигнул рыжий, как апельсин, боцман серьёзному какаду у себя на плече. – У капитана на удачу нюх! Это ж подумать только – раздобыть карту затонувших кораблей! Добыча и в самом деле оказалась знатной. Золото и серебро, посуда и драгоценности, шахматы из слоновой кости, позеленевшие от морской воды статуэтки… напоследок дюжие матросы вытащили на палубу ящик, в специально устроенных ячейках которого покоилась батарея бутылок. – Вино, – с сожалением протянул боцман, – жаль, что не коньяк – цены бы ему не было. Столько-то лет выдержки! А тут… уксус. Весельчак-капитан выхватил одну из бутылок, отёр тину. Стекло блеснуло синевой. В мгновение ока выбив пробку, молодой человек глотнул прямо из горлышка и рассмеялся: – На халяву и уксус сладкий, – подмигнул он команде и отправился в свою каюту, предоставив остальным удовольствие погрузки сокровищ в трюм. Вино, оказавшееся полусладким и, на удивление, свежим, капитану понравилось. Он прикладывался к горлышку снова и снова, характерным для благодушного настроения жестом почесал старый шрам, наискось пересекавший грудь. А потом, сам не зная зачем, пират заглянул внутрь синей бутылки…
*** Заполненный людьми обеденный зал таверны шумел, как море во время бури. Оглушённый какофонией звуков и запахов, Гилберт замер на месте и начал вертеть носом, машинально отыскивая свободный столик. – Идите сюда, юноша, – негромкий голос змейкой просочился сквозь толпу и нашёл своего адресата. У окна сидел маленький седой человечек, отчего-то очень похожий на кобольда. От него веяло немецким пивом, звёздной пылью и эксцентричностью – запах Настоящего Учёного. Гилберт сел за стол, заваленный полураскрашенными контурными картами. Такие бывают у детей, изучающих географию. – Что вы делаете? – поинтересовался молодой человек, решивший сегодня ничему не удивляться. К тому же, он любил всюду совать нос. – Играю в игру, – с лёгким смешком пояснил «кобольд». – Хотите – присоединяйтесь. – Гилберт пожал плечами и человечек, расценивший это как согласие, озвучил правила: – Вот карта с границами государств. Пока что белая. А вот четыре карандаша. Мы будем по очереди раскрашивать любую страну в любой цвет, но так, чтобы страны, имеющие общие ненулевые границы, всегда различались по цветам. Кому первому потребуется пятый карандаш, тот и проиграл. [1] Ещё раз пожав плечами, юноша потянулся к синему карандашу и выбрал небольшую страну, очертания которой чем-то напомнили ему птицу. – Хороший выбор, – сощурился старичок и взял жёлтый. – Так откуда вы? Как сюда попали? – Да я живу в этом городе с рождения! – воскликнул Гилберт, сохранявший верность синему цвету. – Я имею в виду, как вы попали в «Бутылку Клейна»? – улыбнулся «кобольд». И молодой предприниматель вдруг взял и вывалил незнакомцу всё, начиная с девушки в атласном платье и заканчивая загадочным бородачом на пристани. Всё равно день был таким странным! – Стало быть, сам Клейн [2] и послал… – задумчиво проговорил его собеседник. – Любопытная вы личность, Гилберт. Юноша вздрогнул. Он не помнил, чтобы называл своё имя. – Август Мёбиус [3], – представился в свою очередь человечек и комично поклонился. – Мы с Крапивником коллеги. В некотором роде. – С Крапивником? – переспросил Гилберт. – Как его только не называют, – обезоруживающе улыбнулся «кобольд», закрашивая красным сапожок Италии. – Каем Крапивником, Феликсом Клейном, лордом Де… – А это и есть его бутылка? – перебил Гилберт, указывая на барную стойку, где, действительно, гордо возвышалась изящная бутылка восхитительного ультрамаринового цвета. Старичок рассмеялся. – В некотором смысле. Это, своего рода, каламбур. Клейн действительно пил когда-то из этой бутылки Liebfraumilch, вино такое, – пояснил Мёбиус, – но это не бутылка Клейна [4]. Это просто бутылка. – В смысле? – недоверчиво осведомился юноша. – Глядите, – сказал «кобольд» и неуловимым, каким-то сверхъестественным по скорости и ловкости движением похитил с соседнего стола длинный нож. Ограбленный посетитель таверны удивлённо уставился на опустевшую руку. Чтобы скрыть смущение от неожиданного исчезновения прибора, он повысил голос на два тона и внушительно продолжил речь, обращённую к сотрапезникам: – Да! Маги и демоны вот уже четырнадцать веков гоняются за ними, как малые дети. Изготовление одной бутылки занимает у Горшечника от ста до ста двадцати лет. В структуру каждой вплетены его индивидуальность, его личная, неповторимая энергия – ци – и его волшебство. Если налить в них вино, оно останется безукоризненно свежим лет двести. Если поставить в них цветы, они будут стоять примерно столько же! Седовласый Август перехватил нож поудобнее и стремительным движением отрезал от одной из раскрашенных карт длинную полосу. Следующую кражу он совершил у соседа возбуждённо повествовавшего о Горшечнике посетителя. На этот раз трофеем оказалось блюдечко с мёдом. Мужчина, только что собиравшийся окунуть туда оладью, замер в нерешительности и покосился на сотрапезника, так и продолжавшего свою пламенную речь: – Лорд Демон сотворил не менее трёхсот Бутылок. Пятьдесят шесть из них находятся в его доме – Знаменитой Кобальтовой Бутыли, а остальные рассеяны по измерениям. Большинство владельцев бутылок всю свою жизнь живут рядом с Волшебными мирами и ни о чём не догадываются. Но всё равно хозяева работ Мастера Бутылок всегда, даже пребывая в неведении относительно их природы, остаются в выигрыше: само обладание Бутылкой приносит им немалую удачу в виде здоровья, счастья и долголетия. Те же, кто знаком с её тайнами, продлевают свою жизнь на века, устраивая длительные каникулы в Волшебных Бутылочных мирах. Многие мудрецы древности поселились там навсегда! Горлопану ответили дружным хохотом. – Здоров же ты пить, брат! – Глядите сюда, – повторил маленький старичок, привлекая ускользающее внимание Гилберта. Один конец ленты он вымазал мёдом, а потом крутанул бумагу и приклеил ко второму концу так, что цветная сторона переходила в белую. – Вот ваш путь, – сказал он, указав на белую сторону. – Не очень чистый, – Гилберт покосился на невесть откуда взявшееся на бумаге пятно, – но простой и понятный. А теперь следите, – Мёбиус взял у юноши синий карандаш и повёл линию вдоль получившейся петли. – Вот вы идёте путём промышленника и торговца, наживаете состояние, а потом – раз! Оказываетесь на другой стороне. И в самом деле: «кобольд» не отрывал карандаша от бумаги, но вот уже синий грифель весело пересекает разноцветные границы… – Ерунда! – сердито пробормотал Гилберт. – Просто вы её склеили, вот и всё! – Да? – усмехнулся старичок. – А вы попробуйте разорвать, – и протянул юноше ленту-петлю. И странное дело! Поверхность казалась совершенно однородной, места склейки не было видно. Грязно-белая оборотная сторона переходила в цветную, но как-то сама собой, неуловимо и непостижимо. Разозлившись, Гилберт рванул бумагу, и она легко подалась. Только не поперёк, как была склеена, а вдоль. И в руках у молодого человека оказались два связанных, будто звенья одной цепи, перекрученных бумажных кольца – большое и маленькое [5]. – Вот видите, молодой человек, – с мягкой улыбкой сказал Мёбиус, – мир полон неожиданностей. И двойственности. – А при чём тут бутылки? – сердито спросил Гилберт. – О, с бутылками ещё сложнее. У ленты Мёбиуса нет оборотной стороны. У бутылок Клейна тоже. А ещё у них нет дна. И горлышка. – Что же это за бутылка тогда? – буркнул юноша, закрашивая последнюю страну на карте. Пятый карандаш так и не понадобился. – Что, ничья? – А вы сообразительный молодой человек, – весело сказал «кобольд». – Неудивительно, что вы им понравились. – Кому? – Синей Птице. И Клейну. Так и быть, покажу вам… – в мгновение ока Мёбиус склеил ещё две ленты. А потом соединил их краями. Результат поверг Гилберта в такое недоумение, что он даже лишился дара речи. Смотрел, но сознание бунтовало, отказываясь обрабатывать полученную от органов зрения информацию. Тогда он закрыл глаза и принюхался. От конструкции веяло птичьим молоком, любовью и пересекающимися параллельными прямыми – запахом трансцендентности. – Не люблю самопересечений, – послышался голос Мёбиуса. Он казался довольным произведённым эффектом. – Но в евклидовом пространстве одностороннюю поверхность без них не построить! Зато в четырёхмерном – пожалуйста. Гилберт открыл глаза. Голова у него шла кругом. – Видите рыжего коротышку у той стены? – неожиданно спросил «кобольд». Молодой человек молча кивнул. – Вам к нему. Он хороший боцман. – Что? – обернулся юноша к собеседнику. Но за столом никого не оказалось. Единственным доказательством, что седовласый любитель раскрасок Гилберту не приснился, остались мирно лежащие на столе контурные карты, заштрихованные четырьмя цветами.
А полчаса спустя молодой человек подсел к мрачно квасящему у стены апельсиново-рыжему коротышке. От него пахло вяленой воблой, крепкими руками и нагретым на солнце деревом – запахом Надёжного Товарища. – Я хочу купить корабль, – заявил Гилберт, усевшийся на стул, стоящий задом наперёд. Его подбородок покоился на сложенных поверх спинки ладонях. – Для чего вам корабль, юноша? – осведомился рыжий. – Торговлей заняться вздумали? – За птицами по морю гоняться, – подмигнул молодой человек. Коротышка хмыкнул и посмотрел на собеседника с интересом.
*** – Капитан, ты что там, истину на дне бутылки ищешь? Кинь дурное, нет её там. Или носом клюёшь? Иди к нам лучше, Пит трубу свою достал, дудеть будет… – Начинайте! – крикнул Гилберт боцману. – Я скоро! – и взлетел на самую верхушку мачты, будто был не капитаном, а зелёным юнгой. Прикрыв глаза козырьком ладони, молодой человек всматривался в линию горизонта. Свежий морской бриз принёс аромат свободы и яблок. – Я уже близко, – прошептал Гилберт, широко ухмыляясь коснувшемуся воды солнцу. – Вот увидишь, скоро мы встретимся! – уверенно заявил он. Спрятавшаяся в тени паруса синяя птица не то фыркнула, не то чирикнула и принялась сосредоточенно чистить перья. А в каюте капитана таинственно блестела внутренним светом ультрамариновая бутылка.
Примечания:
[1] Теорема о четырёх красках утверждает, что всякую расположенную на сфере карту можно раскрасить четырьмя красками так, чтобы любые две области, имеющие общий участок границы, были раскрашены в разные цвета. При этом считается, что каждая область является односвязной, а под общим участком границы понимается часть линии, то есть стыки нескольких областей в одной точке общей границей для них не считаются. Эта теорема была сформулирована Фрэнсисом Гутри в 1852 году, однако доказать её долгое время не удавалось. В течение этого времени было предпринято множество попыток как доказательства, так и опровержения, и эта задача носила название проблемы четырёх красок.
[2] Феликс Христиан Клейн – немецкий математик и педагог. Автор Эрлангенской программы. Первым строго доказал непротиворечивость геометрии Лобачевского.
[3] А́вгуст Фе́рдинанд Мёбиус – немецкий математик, механик и астроном-теоретик.
[4] Бутылка Клейна – неориентируемая (односторонняя) поверхность. Подобно ленте Мёбиуса, бутылка Клейна является двумерным дифференцируемым неориентируемым многообразием. В отличие от ленты Мёбиуса, бутылка Клейна является замкнутым многообразием, то есть компактным многообразием без края. Бутылка Клейна не может быть вложена (только погружена) в трёхмерное евклидово пространство, но вкладывается в четырёхмерное. Бутылка Клейна может быть получена склеиванием двух лент Мёбиуса по краю. Однако в обычном трёхмерном евклидовом пространстве сделать это, не создав самопересечения, невозможно.
[5] Лист Мёбиуса (ле́нта Мёбиуса, петля́ Мёбиуса) – топологический объект, простейшая неориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное Евклидово пространство. Если разреза́ть ленту Мёбиуса, отступая от края приблизительно на треть её ширины, то получаются две ленты, одна — более короткая лента Мёбиуса, другая — длинная лента с двумя полуоборотами (афганская лента).
Шестой рассказ читаю - вторая таверна с названием по заданию. Но хорошо. Занимательно, оригинально (несмотря на таверну).
Даже бы сказала: аффтор, поделись куревом, тоже такие картинки красивые видеть хочу
Очень неоднозначное впечатление. Понравилось безусловно. Вот ради таких моментов - когда автор способен показать мир как видит его сам - и стоит вообще читать книги... Числовое выражение своего восторга озвучу позже)
Аффтар, респект и уважуха! Вот честно, почесал душеньку! Это ж надо было так элегантно математическую базу под любимую книжку подвести! А я еще беспокоилась, как Бутылка будет обыграна. Пойду еще про Трассу 60 почитаю. Тоже очень переживательно. Вот как ползу, так и отражаю!
Водной гладью любовался китаец средних лет. Одет он был в роскошное кимоно, вокруг глаз тушью нарисованы треугольники, отчего глаза выглядели бездонными и горящими.
А почему не японец раз кимоно? Китайцы носят цыпао, или ципао, не помню как оно правильно пишется.
Очень красивый рассказ. Даже сказать больше нечего, сижу под впечатлением. Графоман в сомнениях страничка на СИ
Честно признаюсь, про бутылки слышала, но откуда они, понятия не имею. Но подозреваю, что китайское цыпао ошибочно обозвали кимоно Графоман в сомнениях страничка на СИ
Это ж надо было так элегантно математическую базу под любимую книжку подвести!
Не могу судить, насколько получилось элегантно, поскольку гуманитарий до мозга костей. Есть у меня смутное подозрение, что бутылки Крапивника и Клейна больше терминология, чем суть объединяет, но вполне возможно, что просто не хватает знаний предмета. А вообще, не люблю, когда читателя заставляют признавать себя лохом, преподнося ему научные статьи, облаченные в художественную форму. Всяко, я себя "недо" почувствовала. В целом мне показалось, что акцент в рассказе сделан на преподнесение читателю той самой математической базы, а собственно суперспособность осталась приятным (больше скажу, отлично выписанным), но все же дополнением. Да, и смутило почти дословное цитирование "Лорда Демона", хотя, наверное, тут хозяин - барин. А в целом написано очень достойно - герои живые, мир видим и осязаем. С языком тоже все в порядке, разве что местами:
ЦитатаPlamya ()
сознание бунтовало, отказываясь обрабатывать полученную от органов зрения информацию.
Это все же речь автора, не математика. Мы все стукнутые, так что фофиг (с) Арько
Будем надеяться, что, вопреки расхожему мнению, вещица не обязательна должна быть либо умной, либо красивой, либо обезьяной
ЦитатаAnnylin ()
Шестой рассказ читаю - вторая таверна с названием по заданию.
Позволю себе заметить, что по заданию у меня "одна из бутылок Кая Крапивника". А таверна, всё-таки, "Бутылка Клейна". Но тот факт что мне удалось-таки хоть часть читателей убедить в том, что Крапивник и Клейн - одно лицо, безусловно, приятен
ЦитатаAbrikoska ()
А почему не японец раз кимоно?
Как справедливо заметила уважаемая kagami: если лорду Демону угодно превращаться в китайца и носить при этом кимоно, кто сможет ему запретить?
ЦитатаТео ()
А вообще, не люблю, когда читателя заставляют признавать себя лохом, преподнося ему научные статьи, облаченные в художественную форму.
Поскольку ничто человеческое автору не чуждо, он склонен судить других по себе А поскольку сам автор всегда не прочь узнать что-то новенькое, пусть и не из своей области, позволил себе полную свободу (в тайной надежде нарваться на пару-другую коллег, разумеется). Вообще была у меня мысль текст дать без примечаний: кто не в теме, просто увидел бы что-то своё. Однако практика показала, что есть желающие проследить максимальное количество граней текста. Вот, собственно, для них и... но тут уж на всех не угодишь, вы правы.
Вообще надо сказать, что играть в "четыре краски", клеить и разрезать ленты Мёбиуса (это далеко не все фокусы, которые с ними можно делать), автору случалось ещё в глубоком детстве, когда задумываться о своей причастности к "Физикам" или "лирикам" ещё не приходило в голову. С бутылками, конечно, дело обстоит сложнее. Сложнее настолько, что окончательно "понять и простить" это чудо мне удалось только после ознакомления с концепцией бутылок Кая Крапивника. Я пребываю в твёрдой уверенности, что математика и магия не разделимы, а потому пришлось поведать о своём открытии миру
ЦитатаТео ()
Да, и смутило почти дословное цитирование "Лорда Демона"
К стыду своему автор вынужден признать, что о Кае Крапивнике впервые услышал, получив конкурсное задание. Но добросовестно ознакомился с первоисточником. Что сказать? Понравилось. Причём настолько, что, хотя и помнил автор про то, что на конкурсе двойников Чарли Чаплина, сам Великий Немой занял почётное третье место, но всё же тягаться с классиком постеснялся и предоставил ему самому говорить за себя. Можно было, конечно, и этот момент вынести в примечания. Но ставить Желязны на одну доску с выдержками из словаря математических терминов тоже показалось неуважительным.
Всем отписавшимся - благодарности автора за внимание к моему произведению!
Знаете, я тоже не против узнать что-то новое. И по вашей теме хорошо прогулялась по сети, пытаясь выяснить, на самом ли деле можно провести параллель между бутылкой Крапивника и бутылкой Клейна с лентой Мебиуса. В какой-то момент я поняла, что моих знаний просто недостаточно, чтобы охватить проблему целиком. Я уже как-то сталкивалась на одном из конкурсов с подобной ситуацией - мы долго спорили с автором ну очень фантастического рассказа. Я вообще хорошо отношусь к научной фантастике, кстати. Но если мне приходится изучать, допустим, курс геометрии, чтобы проникнуться идеей, то сразу хочется в отместку написать нечто из серии философских терзаний музыканта-теоретика на тему параллельных квинт и перехлеста голосов в полифонии. А потом торжественно подарить автору. Но все вышесказанное касается лишь определенной части рассказа. Остальной текст оставил очень хорошее впечатление. Мы все стукнутые, так что фофиг (с) Арько
Но если мне приходится изучать, допустим, курс геометрии, чтобы проникнуться идеей, то сразу хочется в отместку написать нечто из серии философских терзаний музыканта-теоретика на тему параллельных квинт и перехлеста голосов в полифонии.
А почему нет? Мне кажется, если текст заинтересует сам по себе, то разобраться в нюансах будет только приятно
А я о топологии узнала из научной фантастики. Названий и авторов не помню, но ленту Мебиуса, бутылку Клейна и дом в четвертом измерении запомнила навсегда. Когда его землетрясением толкнуло, и он сложился, а физик и его гости пытались выбраться и выглядывали на чужие планеты. Оскудели ныне иные авторы по матчасти, честно.
К автору рассказа и многим моим друзьям здесь это не относится.
ЦитатаТео ()
то сразу хочется в отместку написать нечто из серии философских терзаний музыканта-теоретика на тему параллельных квинт и перехлеста голосов в полифонии. А потом торжественно подарить автору.
Мне нравится эта мысль! Всяко, у тебя лучше, чем у Тигры, получится. мои книги
Триллве, для того, чтобы въехать в ту проблему, которую я озвучила, читателю понадобятся: - знание нотной грамоты; - умение разбираться в теории музыки (интервалы, аккорды, тональности и пр.) и гармонии; - знание законов построения полифонии и жанров классической музыки в целом; - ориентирование в особенностях музыкальных стилей разных эпох. Оно вам точно надо? Я не говорю, что наука - это плохо, я, в конце-концов, сама типа ученый. Но есть определенная грань, за которой художественная литература превращается в научно-популярную, а то и в диссертацию. Но это я не к конкретному рассказу, скорее, к теме в целом. Мы все стукнутые, так что фофиг (с) Арько
Тео, вот тут я споткнулась, честно. А все остальное, в сущности, необходимо на дилетантском уровне знать человеку просто культурному. Умный читатель, разумеется, постарается узнать больше, если ты его пнешь в заданном направлении. А ты можешь! Увлечь словами так, чтобы услышать музыку. Вот как ползу, так и отражаю!
риллве, для того, чтобы въехать в ту проблему, которую я озвучила, читателю понадобятся: - знание нотной грамоты; - умение разбираться в теории музыки (интервалы, аккорды, тональности и пр.) и гармонии; - знание законов построения полифонии и жанров классической музыки в целом; - ориентирование в особенностях музыкальных стилей разных эпох.
И вот я, человек, которого растоптала стая медведей, ни черта не соображающий в музыке и матане, распечатываю пару рассказов, в которых авторы вываливают на читателя определенный вес знаний из закромов, не утруждая себя сносками, и еду в горы, оставив дома все девайсы и не взяв справочники. Читаю. "Да, я тупой", - приходит мысль. Но как эти рассказы оценивать? не цЫфирем, а лично для себя даже. "Все есть яд..." (с) К данному тексиу это не относится, потому что под рукой были сноски и интернет. Рассказ очень оригинальный и изящный, это плюс.
Не, Сев! Вот ты сам сказал, что к данному рассказу это не относится. Так что, все, что хорошо написано, как бы и не выставляет читателя тупым бездарем, а скорее, вызывает у него желание стать умнее и лучше. Тут дело не в матане, а в писательском мастерстве. Вот аффтар43 смог. Тео тоже сможет, не сомневаюсь. Вот как ползу, так и отражаю!
Хм, я в сомнениях. Очень симпатично обыграно конкурсное задание - рассказа не было бы без супернюха и Кая Крапивника, вполне элегантно вплетена Бутылка Клейна... но исполнение подкачало. Нет, язык хорош, герой прорисовывается, но общее впечатление несколько пресное. Наверное, потому что действительно интересного героя здесь нет, а без героя нет истории, остается изящно разложенная по полочкам математически-философская притча. Еще в плюсы - мне напомнило "Приключения филоматиков", от которых я в детстве млела, поэтому читать было приятно. я капитан америка, у всех истерика
Да-да-да, хочу! Тем более, что краем уха слыхала даже о полифонии. И кстати, через художественный текст намного проще выучить замудреное, потому что через эмоции пропускаешь. Так что, Тева... Ждем-с. мои книги
"Что делать дальше было неясно." - или запятую, или тире
Скучновато читать. Нет интриги, нет динамики, перевертыша... ничего нет. Собственно, это не рассказ даже, а отрывок откуда-то, вот так воспринимается. На мой вкус, конечно.
знания всего вышеперечисленного вроде не особо хватает, но 7 лет хорового отделения муз школы вроде совсем уж даром не пропали, хоть и не в музыкальном окружении я после школы живу)
а перехлест голосов в полифонии - эт ваще тема. как же я люблю многоголосые произведения :'(
И по вашей теме хорошо прогулялась по сети, пытаясь выяснить, на самом ли деле можно провести параллель между бутылкой Крапивника и бутылкой Клейна с лентой Мебиуса. В какой-то момент я поняла, что моих знаний просто недостаточно, чтобы охватить проблему целиком.
К чему брать на себя больше, чем можешь унести? Чтобы банально не запутаться в рассказе, вполне достаточно уяснить (хотя бы из соответствующей сноски) существование односторонней замкнутой поверхности. То есть бутылка Клейна одновременно находится внутри и снаружи себя самой, а чтобы переместиться из "снаружи" "вовнутрь" какие-то границы пересекать не обязательно. Тут, главное, не сворачивать.(с) Поверхность-то односторонняя. Ценный набор свойств для объекта, являющегося проходом между мирами, в то же время содержащим внутри себя полноценное измерение. В частности, в предложенной истории Гилберт-горожанин и Гилберт-пират находятся снаружи и внутри ультрамариновой бутылки соответственно. Переход из одного состояния в другое происходит в 4м измерении, своего рода "горлышке", которое трёхмерное сознание Гилберта воспринимает как таверну "Бутылка Клейна". Выуженная из моря бутылка Liebfraumilch
это "донышко" , закольцовывающее одностороннюю поверхность ультрамариновой бутыли. При этом Гилберт, осознающий себя как личность в том и другом случае, является такой же математической абстракцией. Даже не двумя сторонами одной медали, а одной и той же стороной ультрамариновой бутыли. Вследствие чего, по справедливому замечанию
Цитатаlolbabe ()
остается изящно разложенная по полочкам математически-философская притча.
lolbabe,
Как видите, все просто
ЦитатаAfftar44 ()
"Что делать дальше было неясно." - или запятую, или тире
Да, вы правы.
ЦитатаAfftar44 ()
Скучновато читать. Нет интриги, нет динамики, перевертыша... ничего нет. Собственно, это не рассказ даже, а отрывок откуда-то, вот так воспринимается. На мой вкус, конечно.
Спасибо за интересный и неожиданный комментарий
ЦитатаКщерь ()
Рассказ хорош, напомнило старую школу НФ. Решила поставить на 2 место в группе.
Отпустите свое сознание и отдайтесь реке ароматов, девичьих юбок и облаков. Интеллект тут не помогает, только инстинкты. А уж они непременно выведут в нужную сторону.
Хороший рассказ. Такой... сложносоставной. Тортик из философской притчи, перемешанной с научпоповой статьёй по общей топологии, увенчанный вишенками конкурсных условий. Смесь вроде бы гремучая, но почему-то не гремит. Не раздражала даже возникшая необходимость пару раз слазить в тырнет за справкой, чтобы понять, а какого этого самого там, собственно, происходит. Только вот ГГ, имхо, получился совсем даже не Г. В смысле, не главный. Гилберт воспринимается как персонаж второго плана в лучшем случае, вступление и обрамление к математической части, которая вылезла на авансцену.
Автору спасибо Вдохновение - это такая девка, которую всегда изнасиловать можно. (с) М.В. Ломоносов
Интеллект тут не помогает, только инстинкты. -X А уж они непременно выведут в нужную сторону.
На худой конец - комменты.
Слон, Приятно, когда читатель уловил самую суть. По поводу Гилберта -
ЦитатаAfftar43 ()
Гилберт, осознающий себя как личность в том и другом случае, является такой же математической абстракцией. Даже не двумя сторонами одной медали, а одной и той же стороной ультрамариновой бутыли.
Рассказ мне не понравился. Хотя и написан хорошо, легкий язык и тема с заданием обыграны интересно. Не понравился тем, что коечто приходиться перечитывать несколько раз , что бы понять все эти теоремы ,ленты да поверхности. Плюс сноски-костыли автора. Во первых они сбивают с чтения, а во вторых прочитав их еще больше запутываешься например: "Подобно ленте Мёбиуса, бутылка Клейна является двумерным дифференцируемым неориентируемым многообразием." - их словно писали , что б еще больше запутать. Наука наукой,но она же для людей простых тоже должна быть доступна. А читатели ведь разные, с разным уровнем образования и восприятием.
Плюс сноски-костыли автора. Во первых они сбивают с чтения,
Ну, это дело случая. Лично мне эти "костыли" были просто необходимы. Считаю плюсом, что автор не стал дуть губы, отправляя всех в гугл, а постарался в доступной форме объяснить, помочь понять. Имхо, конечно же,
а постарался в доступной форме объяснить, помочь понять.
Я, лично считаю, что текст должен написан быть так, чтобы ничего обьяснять не нужно было и по-минимуму сносок, попытавшись все отобразить в самой истории. Это коненчо высокие требования и мое мнееие, как читателя.Но если автор хочет расти, то должен стараться.
В интересное время мы живем. Раньше читатель тянулся до уровня писателя, теперь - наоборот. Писатель должен упрощать все так, чтобы всем было понятно. И не дай бог погуглить придется... Это же такой труд! Don’t trouble trouble until trouble troubles you.
В защиту лентяев скажу, что не надо писать рассказ с узкоспециальным содержимым и вешать на него бирку "для общего пользования". Одно дело, когда требуется поискать какую-то информацию, чтобы понять сказанное автором, и другое -- когда для усвоения этой информации требуется учить с нуля университетский курс вышмата, если вдруг читатель его в своё время не слушал. Я это не про "Бутылку Клейна", тут нужно только за терминологией лезть в сноски либо гугл, а в остальном можно обойтись воображением. Но бывает хуже Вдохновение - это такая девка, которую всегда изнасиловать можно. (с) М.В. Ломоносов
Да бросьте, про бутылку и ленту это школьная программа. Ну не хотят сейчас читатели заставлять свой мозг чуток подумать и дать воображению разыграться. Вот комиксы в самый раз, что б не перенапрягаться. А рассказ славный и более глубокий, чем кажется на первый взгляд.
(Я про этот рассказ чуть позже напишу свое развернутое мнение, пока в работе другая группа. Просто "не вынесла душа поэта" такого отношения к одному из лучших рассказов конкурса. По моему мнению, естественно...) Don’t trouble trouble until trouble troubles you.
Ну наконец-то я досюда добралась! С таким интересом читала комменты... один из самых обсуждаемых рассказов, наверное. И, надо сказать, есть за что
а) Содержание – сюда входят сюжет, образы, основная мысль, которую автор пытается донести до читателя, соответствие условиям (оцениваем, как автору удалось обыграть полученные при жеребьевке суперспособность и место действия). На мой взгляд, самый яркий образ тут - бутылки Крапивника/Клейна. Можно по-разному к этому факту относиться, но лично мне это нравится. Ибо. (Кстати, к вопросу возникшего сыр-бора о математических терминах: нет желания разбираться в том, что такое бутылка Клейна, прекрасно можно обойтись бутылкой Кая Крапивника. Их соотнесение одно с другим - тупо побведение матбазы (в данном случае даже не "материальной", а "математической") под Желязны. Если вас и без того не смущало, что Кай Крапивник может жить в бутылке собственного производства - просто забейте на математику. Место действия есть, суперспособность - определённо присутствует. Из идей (помимо математики) - популярная на этом конкурсе проблема взросления/поиска себя. Ну и в процессе - погоня за счастьем. "процесс это жизнь, результат это смерть" и всё такое. Мне понравилось. Оценка: 9.
б) Форма – стилистика, грамотность, композиция, а также субъективное отношение к выбранному автором жанру. Вполне. Особых претензий не имею. Композиция завёрнутая через четвёртое измерение, конечно, ну да в бутылке Клейна это обычное дело :D. Субъективно - было здорово. Особенно про запахи мне понравилось. Оценка: 10.
Бонус:да, пират в наличии. +1
Итого: 10+9+1=20 Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
В интересное время мы живем. Раньше читатель тянулся до уровня писателя, теперь - наоборот. Писатель должен упрощать все так, чтобы всем было понятно. И не дай бог погуглить придется... Это же такой труд!
Когда это раньше? Читая нф рассказы например Азимова ,Уелса, Беляева да даже произведения Жуля Верна - вся научная сторона понятна и главное интересна,хочеться познавать и развиватьтся прочитав их.
Читая нф рассказы например Азимова ,Уелса, Беляева да даже произведения Жуля Верна - вся научная сторона понятна и главное интересна,хочеться познавать и развиватьтся прочитав их.
Да-да. Именно читая такие рассказы я и узнала, что такое лента Мёбиуса и прочая "жуткая геометрия". Поэтому в сноски вообще не заглядывала в данном рассказе. А заодно эти самые рассказы научили меня смотреть на мир открытыми глазами. Я так думаю, был бы интернет, когда жили те самые писатели, их бы крыли точно так же. Мол, надо снисходить до уровня читателя, это же такое высокое искусство! А то, понимаешь, пришлось в библиотеку тащиться, книжки умные читать, чтобы понять, что они там понаписали... Don’t trouble trouble until trouble troubles you.
А то, понимаешь, пришлось в библиотеку тащиться, книжки умные читать, чтобы понять, что они там понаписали...
Ну вот , вы же не тащились в библиотеку,чтоб что-то расшифровать, прочьтя их рассказы,потому-что вних было все понятно, доступно.Не хаяли ведь даже в мыслях?
Не знаю, что такого непонятного тут нашли некоторые читатели. Вроде, все доступно даже без сносок. Мне понравилась ситуация, герой, мир - фон для сюжета. А самого сюжета не хватило. Понятно, что здесь в центре внимания загадка бутылки Клейна, внутренне-наружная сущность ГГ и неожиданное известие, что Крапивник и есть тот самый Клейн, да и Мебиус, выходит, непрост. Но супернюх - не сыграл, он является просто штрихом к портрету, не более. И вообще, ИМХО, автору стоит после конкурса забомбить проду
Моя страничка на СИ Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой. Вольтер
Ну вот , вы же не тащились в библиотеку,чтоб что-то расшифровать, прочьтя их рассказы,потому-что вних было все понятно, доступно.Не хаяли ведь даже в мыслях?
У меня дома была (и есть и поныне) огромная библиотека. Спасибо родителям. Так что не тащилась, нет. Но не считала зазорным открыть энциклопедию или толковый словарь, чтобы узнать то, что было непонятно. К слову, в этом конкретном рассказе ссылки вообще не нужны, на мой вкус. Но подробнее - чуууть позже, я уже скоро перейду к этой группе) Don’t trouble trouble until trouble troubles you.
Ii_sho, вам не стыдно писать безграмотно в приличном обществе?
Стыдно. Извиняюсь, кого этим обидел. Старюсь по возможности исправляться.
ЦитатаТриллве ()
К слову, в этом конкретном рассказе ссылки вообще не нужны, на мой вкус. Но подробнее - чуууть позже, я уже скоро перейду к этой группе
В данном рассказе сноски нужны. Не все же такие образованные, как вы. Я понимаю, что такими рассказами повышается уровень интеллекта читателей. Рассказ это сделал. Я лишь за то, что нужно доступней это делать, не прибегая к сноскам, а стараться все нюансы показать в тексте. Если уже прибегать к ним то, что б те были не канцелярско, а нормально читабельны. Понятно, что если человек захочет он возьмет и почитает больше о теоремах Мебиуса и тп.
Так и автор не обязан писать для младших школьников.
ЦитатаIi_sho ()
Я лишь за то, что нужно доступней это делать, не прибегая к сноскам,
Правильно, как Лев Толстой. Не фиг ссылки давать с переводом писем на французский. Образованный человек французский должен знать как родной. А Шекспир калич. Я уж молчу про Данте и Эко
ЦитатаIi_sho ()
Если уже прибегать к ним то, что б те были не канцелярско, а нормально читабельны.
Вам далли ссыль на словарь математических терминов. КАК он может быть не канцелярским? Образным языком, что такое, например, бутылка Клейна, вам в тексте объяснили. Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.