Иванова Вероника - цикл "Третья сторона зеркала"
«Взгляни на зеркало, мой друг. Что ты видишь? Нет, не так! Я же просил посмотреть НА, а не В! Неужели трудно понять разницу? Трудно? Тогда послушай, в чем она состоит, и не спеши перебивать, пока не дослушаешь до конца.» В.Иванова
Думаю многие со мной согласятся, что среди бесчисленного множества молодых бездарных авторов-дам найти что-то интересное стало практически нереально. Аннотации на пестрых обложках обещают нам очередной шедевр. Но увы - в результате прочтения лишь очередной острый приступ аллергии на розовые любовные пузыри, неумело замаскированные под фэнтези.
На книги Вероники Ивановой очень тяжело писать отзывы, так как они наполнены философским смыслом, каждый читатель находит в них что для себя. Они могут приводить в восторг или вызывать раздражение. Но равнодушных не остается. Порой приходится ловить себя на том, что при прочтении испытываешь совершенно противоречивые чувства, потому что автор заставляет стать собой, сняв ставшую столь привычной маску, взглянуть в глаза самому себе, в попытке слить в единое целое все стороны зеркала... Их надо понять, они заставляю думать и делать выбор. Самостоятельно. Без подсказок и оглядок на окружающих.
История начинается. Перед вами классическое фэнтези со всеми обязательными атрибутами: магия, гномы, эльфы, драконы, некроманты, артефакты, короли, тайная стража, схватки и приключения. Но это лишь на первый поверхностный взгляд. Мы уже привыкли к тому, что подавляющее число ГГ других произведений довольно стандартны: сильные, мудрые, удачливые, красивые...далее по прилагаемому списку. Быстро достигают непомерной крутизны. Мгновение — и они уже бодро несутся повергать очередного негодяя, попутно завоевывая всеобщее признание и сердца встречных дам. Одним словом — настоящие Мужики (именно так — с большой буквы), жесткие, волевые, к душевным метаниям не склонные. В свете вышеупомянутого взглянем на Джерона — и каким только образом он умудрился стать главным героем? Он одновременно жутко раздражает бесконечными комплексами, сомнениями, страхами и вызывает искреннюю и глубокую симпатию. Чужак, незнакомец, вдруг незаметно ставший другом , но так и не понятый до конца. Начну с первых трех книг — с отправной точки цикла. Признаюсь, начав читать «И маятник качнулся…», принялась вслух недоумевать по поводу моментов, показавшихся мне нелепыми и нелогичными. Драка в таверне, где он случайно! справляется с головорезами-профессионалами. Стрельба из «Прямого деревянного лука высотой примерно по грудь», который ГГ удерживал как арбалет. Вы можете представить себе подобное? А поразительное равнодушие, с которым он воспринял появление на собственной шее столь сомнительного украшения, как рабский ошейник? И это при том, что Мирриму он с легкостью освободил из магического плена, без труда сняв с нее гворд. Отсутствие рядом не то что друзей, но даже знакомых. Человек из ниоткуда... Книга никак не хотела читаться. Но наше подсознание — великий обманщик. Дальше я порадовалась, что нахожусь в отпуске. Потому как ни спать, ни есть, ни думать о чем либо кроме нее уже не могла. За схватками, похищениями, детективными поворотами и философскими размышлениями, при более пристальном взгляде проступает совершенно другая история - история поиска главным героем самого себя и своего места в жизни. Джерон будет спасать, помогать, исцелять, а сам - терять друзей, любимых, надежду и мечты. Практически до самого конца повествования остается загадкой происхождение ГГ, вызывая многочисленные вопросы. И ни на один из них нет однозначного ответа, читателю предоставляется возможность самому попытаться разобраться что к чему. Кажется странным и несколько неестественным неверие героя в собственные силы и в то, что кто-то способен его если не полюбить, то хотя бы испытывать привязанность. Он раскрывается постепенно, открывая по частям все новые и новые кусочки пазла. То, что сначала кажется нелогичным и ошибочным, получает со временем логическое обоснование. В книге упоминается Кружево — структура, уникальная для каждого существа. Вот и развитие сюжета больше всего напоминает тонкое, искусно выполненное кружевное полотно. Если смотреть вблизи на отдельный фрагмент, происходящее кажется запутанным ворохом нитей. И лишь взглянув на полотно в целом, можно увидеть как все события и поступки переплетаются между собой, рождая дивный узор. Ответы на часть вопросов появляются ближе к концу третей книги. Автор создал довольно интересную иерархию разумных рас и описал взаимоотношения между ними. Главенствующими среди них являются существа, способные менять реальность по собственной воле. Одним из них как раз и является Джерон. Именно в отношениях между ним и его родственниками кроется причина его нежелания принять свою сущность. Впрочем, как можно судить о психологии иного существа с точки зрения человека? Довольно интересно, обстоятельно и без противоречий описаны мир, магия и магические структуры и эффекты. Изнанка, межпространственные тропы, всевозможные создания, кружево, мосты, пространственные пласты — вот далеко не полный перечень. Идея об антимаге отнюдь не нова. Но Иванова сумела создать образ, совершенно отличный от созданных ранее. Добавьте сюда то, что ГГ не человек. АБСОЛЮТНЫЙ антимаг. Могущественное, по сути, существо. По сравнению с которым люди, по большому счету, не более чем букашки, копошащиеся под ногами. Магией он не владеет и способен лишь разрушать чары. Однако о магии знает очень много, если не сказать все. Вспоминая то, чему его когда то учили, он понимает, что эти знания были не лишними даже при отсутствии возможности заниматься магией.
Четвертая часть цикла — действительно повторение пройденного, возможность сделать остановку и по новому взглянуть на события. Итак, Джерон возвращается домой. Становится окончательно ясно, что испытываемые ГГ чувство вины, собственной неполноценности, ненужности и неверие в собственные силы появились не просто так, в силу слабости героя. Это результат враждебного отношения к нему родственников и близких. Фактически, он с рождения чужак в собственном доме, всеми презирамый и получивший вместо любви лишь нескрываемую ненависть. Ему с детства внушали мысль, что он чудовище, повинное в смерти собственной матери, стыдясь испытываемого страха и из опасения, что он осознает свою силу. Джерон — наиболее могущественный персонаж, его вечно голодной, равнодушной пустоте никто и ничего противопоставить не может. Он — проклятье своего рода, плата за амбиции их предков. Его боятся. И одновременно завидуют, тщательно скрывая это чувство и его причины не только от самого Джерона, но и друг от друга. Герой отдает старые долги и находит новых друзей. Приобретает неожиданного союзника. Он раздает по кусочкам свое сердце, ничуть об этом не жалея.
«Свобода уйти, свобода остаться» - возможность взглянуть на ГГ глазами другого персонажа. Основное действующее лица пятой части — Рейден Ра-Гро. Страж. Наследник одного из двух родов, принявших изменение для защиты Антреи от «водяного безумия». Его судьба предопределена. Он и Наис с рождения обречены быть вместе. Как того требуют долг и предназначение. Эта книга — размышление о власти, возможностях и ответственности. Ведь тяжелее всего справится с собственными демонами. А победив, понять, что отказаться от свободы может лишь тот, кто действительно ею обладает. И для обретения счастья надо так мало и одновременно так много — почувствовать себя свободным. Книга не потеряла привлекательности от смены действующего лица. Напротив, она добавила истории новые краски, показала Джерона совсем иным.
Постепенно в книгах становится все больше действия. К шестой части Джерон все таки смог принять то, с чем он родился. Он постоянно развивается, поражая способностью не делить происходящее в мире лишь на черное и белое. Обладая достаточной большой силой, он все же меняет мир, учитывая судьбы людей. Его вмешательство минимально, но и этого иногда бывает достаточно. Ярким примером служит то, как он вышел из истории с райгом, подарив новую жизнь двоим людям, случайно встретившимся на его пути. Даже враги в результате не могут не испытывать к нему уважения. Джерон становится мудрее. Держа в руках средство исполнения мечты, он не воспользовался им. Потому, что взялся исполнить поручение. Отказался от возможности стать таким же как его родные, расправить крылья и научиться творить миры, поняв что по настоящему поменять себя можно только лишь самому.
И вот, наконец седьмая часть - «Раскрыть ладони». Автор представляет еще одного героя. Маллет. Судьба наделила его неполноценным Даром, лишив способности к чародейству. Лишь способностью разбирать заклинания на части. Однако всей свой жизнью он доказывает себе и окружающим, что одного дара мало чтобы стать настоящим мастером. Герой наделен необычайно острым чувством справедливости. При этом он не делит людей на плохих и хороших, признавая за каждым из них право на ошибку. Он всегда надеется на то, что любого человека можно изменить. Его талант оказывается опасен настолько, что поняв это маги пытаются его убить. Маллет сознательно выбирает себе непростую судьбу, не ищет легких путей. Он продолжает делать свое дело — отпускать на свободу украденную магами силу, поняв что главное могущество всегда было в нем самом. Джерон появляется здесь лишь на краткий миг. Снова, чтобы помочь в самый трудный момент, заставить себя посмотреть в глаза собственному страху и найти силы жить и бороться дальше. Одержать главную победу — над самим собой.
Сюжет на протяжении всего цикла служит своеобразным коконом — ярким и красивым. Но самое главное и по настоящему интересное происходит внутри него. Основная прелесть — в постепенном узнавании героев. Мелкие недостатки практически не замечаются, с лихвой компенсируясь удачными образами, оригинальным и продуманным сюжетом, прекрасным и эмоциональным языком, красотой фраз. Мне понравились все книги. Я с нетерпением жду 8 части и развязки сюжетной линии. Очень хочется счастья для Джерона, но есть подозрение что конец окажется печальным. Что ж, буду надеяться на лучшее. Надежда еще не сложила крылья.
«У настоящего зеркала – зеркала жизни – всегда три стороны, и первая из них – место и значение, которое ты имеешь в пространстве. Когда ты появился на свет, Пряди сплелись между собой, порождая узор, похожего на который не существовало и не будет существовать более… Вторая сторона – твое влияние на земли и души, в которых ты оставляешь свой след, ибо нельзя пройти по лугу, не приминая траву, и невозможно узнавать мир и населяющих его существ. Не испытывая и не вызывая в ответ каких либо чувств. Именно вторую сторону показывают взгляды, устремленные на тебя. Но твое понимание их значения образует третью сторону, самую опасную. Ведь так легко ошибиться, приняв свет в чужих глазах за отражение собственного света... Есть то, каким тебя видят. Есть то, что видишь ты. И есть то, что есть, независимое и не скованное границами. И, чтобы стать самим собой, нужно слить три стороны воедино, сохраняя качество каждой. Это не только кажется трудным, это очень трудно. Но оно того стоит, потому что, обретя целостность, нарушенную при рождении, когда Нити Гобелена приняли новый узор, ты узнаешь истинную цену себе и своим желаниям, а без того невозможно остаться невредимым в ожесточенной войне с Правами и Обязанностями. Их тоже трое замечаешь? Права, данные нам, но вовсе не в дар, а всего лишь с отсрочкой платежа. Обязанности, постепенно выступающие из тени на свет и связывающие нас с миром невидимыми, но крепкими цепями. И веления наших сердец, противоречащие и той, и другой стороне. Как примирить их друг с другом? Как сделать исполнение обязанностей менее болезненным, а пользование правами – радостным? Как научиться искренне желать, защищать и служить? Одинакового для всех пути из этого лабиринта не существует. Ищи и найдешь. Только помни, что путь и ты – единое целое, не терпящее разделения. И, делая шаг в сторону, ты разбиваешь прежде всего себя. Даже в искусстве поединка есть три свои стороны. Можно отражать удары противника, самому становясь его зеркальным повторением. Можно, заглянув глубже, узнавать мысли сражающейся против вас стороны и предугадывать каждый ее шаг, идти чуть впереди… Но высшей ступени мастерства достигает тот, кто, пропустив через себя душу своего врага и познав его сокровенные чаяния, не отвечает ударом на удар и не опережает атаку, а вынуждает противника действовать так, как сам того желает. Тот, кто способен сам стать третьей стороной…»
P.S: Вы можете согласиться с моей оценкой или высказать абсолютно противоположное мнение. В одном я уверена точно — эти книги стоят того, чтобы их прочесть. Настоящие чудеса творятся без помощи магии. Ведь каждый из нас своими поступками понемногу и незаметно меняет окружающий мир. В первую очередь самого себя. Поэтому - плашка «MUST READ».
«— А если рассказ поможет тебе принять верное решение? — искушение усиливается. — Верное — для кого? — Для тебя. — А для других? Каким оно будет? — Разным, — честно признаёт бог. — Тогда тем более, не стоит! То, что я считаю нужным и правильным, всеми остальными обычно воспринимается, как глупость, так что… Не надо. Буду до всего доходить сам. - Правильный ответ! — он откровенно радуется, и я запоздало понимаю, что, сам того не ожидая, выдержал испытание. » © Olortukine
|