Никшич Сергей - Люди из пригорода
После прочтения этой книги становится понятно, почему при вскрытии могилы, Н. В. Гоголя нашли в столь странном виде: он в гробу перевернулся и, видимо, не один раз. Перед нами перепев (или напев) на темы "Вечеров на хуторе…" и чего-то ещё из классика. Судя по аннотации, действие происходит в Украине, в пригородном селе Горенка. Правда, из малоросского антуража присутствуют три вещи: груди "не груди, а макитры с белоснежной сметаной…", гривны и горилка. Есть и узнаваемые герои. Прежде всего, Голова – представитель и носитель власти (видимо, что-то вроде нашего главы сельской администрации), который, впрочем, только пьёт беспробудно, бегает по чужим жёнам, да ругается с односельчанами. Далее, естественно, чёрт, куда же без него в Украине. Этот, само собой, строит козни, а в свободное время играет в карты с сельским бухгалтером и катается на свиньях. А чтобы не скучать (или в наказание?) ему придана чертовка, а позднее и ещё одна. С ним, естественно, борются, но не какими-то дедовскими способами. Чёрта приклеивают "особо липким" клеем из сельмага к борову, бьют по нему из "Калашникова", взрывают боевой гранатой. Имеют место и другие представители так сказать тёмных сил: ведьмы, лешие, оборотни и тому подобное. Но в их рядах наблюдается явное перерождение. Одна из представительниц ведьмачьего племени летает на метле с чудотворной иконой под мышкой и загоняет оборотней в святое озеро. Как и сказано в аннотации, присутствует на страницах " любовь настоящая и непонятая". Надо отметить объективно, что это любовь к чужим бабам. А что, спрашивается, мужикам делать, если собственные бабы ведьмы и оборотни в прямом смысле слова? Так и норовит превратиться в чёрную кошку, или ещё чего-нибудь непотребное и пить кровушку. А чужая, она хоть и летает на помеле, но – фея. Чувствуется глубокое знание автором темы. Однако бывают же редкие исключения? Иногда автор смелыми мазками рисует поистине эпические сцены. Чего стоит, например, битва крестоносцев с коммунистами или исход леших с попутным незаконным приобретением паспортов. Безусловным изобретением, не побоюсь этого слова, "ноу-хау" автора являются молодильные … трусики. Яблоки были, живая вода – была. Но женские трусики, да ещё в крупные розы, это – да-а-а… Надевает их старая карга и становится гарной девицей, правда тут же бежит отдать благоприобретённое девичество чужому мужику, а не законному супругу. Выводится из обращения этот артефакт тоже оригинально – путём поедания. Кстати, каким же надо быть внутренне изувером, чтобы заставить героиню, даже вымышленную, съесть ношенные женские трусики! Есть в романе и "светлые личности". Взять того же богомаза Петра, который денно и нощно, рисует иконы для продажи "на лево", попутно горько пьянствуя и бегая к ведьме, пардон, к фее. Или сельского "попика" – двухметроворостого бугая, швыряющего в чёрта фугасные гранаты. Или, наконец, местного журналиста, от одного поцелуя которого ведьмы могли бы превращаться в ангелов женского рода. Словом, творится в Горенке несусветное: черти бесчинствуют, нежить средь бела дня паспортисток шантажируют, ведьмы распоясались и всё это называется демократией. Это не мои слова, Боже упаси! Это мнение Головы, а ему, вероятно, виднее. Какое-то представление о сюжете, надеюсь, дать удалось. Несколько слов о языке произведения. Здесь лучше всего привести образцы сравнений и метафор, употребляемых автором. " Голова ввалился в сельсовет, гордо, как египтянки из "Аиды". Ветеринар у него "ветеран коровьих поносов", а паспортистка "повелительница затхлых анкет и унылых формуляров". Ну и далее в том же духе. Если это национальный юмор, то понятно, почему лешие бегут. Вердикт: 1 из 10 (и то за трусики). Только соображения политкорректности не позволяют требовать для автора пожизненного расстрела с попутным поеданием своих сочинений.
|