Роберт Хайнлайн - Дверь в лето
Фантастика бывает разной. За время от момента появления на
свет «Властелина Колец» Толкиена и «Богов Марса» Берроуза он разросся из
небольшого семечка в ветвистое и могучее дерево. Каждая ветвь – новый поджанр,
каждый сучек – новая идея, каждый листик - новое произведение. Мы потерялись среди великого
разнообразия и буйства сюжетов. Продираясь через лианы стандартизированных «женских
фэнтезей» и «крутых мужских боевиков», мы начали забывать, что значит
фантастика в ее изначальном смысле. Хайнлайн по праву считается представителем той самой
звездной плеяды фантастов-классиков, которые с большим мастерством доносят до
нас этот забытый изначальный смысл.
«Дверь в лето» – странное и неоднозначное произведение. Написанное
в 1956 году, оно стало плотью от плоти неспокойных пятидесятых. Ожидание
развязки холодной войны, предвкушение невероятных научных открытий, надежда на
исполнение всех желаний смешаны в идеальных пропорциях и влиты Хайнлайном в коктейль
текста жестом талантливого бармена.
Перед читателем разворачивается два фантастических мира –
мир 1970 года, переживший ядерную войну, исполненный научными достижениями и
мечтами, и мир 2000 года – оправдавший эти мечты.
Хайнлайн, по природе страстный милитарист, не мог обойтись
без войны, и главного героя он сотворил отставным офицером, талантливым
инженером и просто очень справедливым и добрым парнем. Вы не увидите в портрете
Дэна какого-то трагического конфликта, душевных метаний и мук выбора, да и
сюжет не насыщен каким-либо экшеном. Воззрения Хайнлайна на будущее несколько
наивны, в какой-то мере он переоценил силы и возможности своих потомков. Нами так и не были изобретены действующие криогенные
камеры, мы не создали нульгравов, машин времени, да и искусственный интеллект
так и остается пока что нашей мечтой. Реалистичность описаний научного
прогресса тоже оставляет желать лучшего: из нескольких десятков ламп, пары
ведер и молотка невозможно сделать думающего робота, но дело в том, что автором
и не преследовалась такая цель.
Главного героя обманывают, отбирают его работу, уничтожают
его жизнь, лишают его самого ценного, не давая возможности для возврата и
отмщения. Кажется, что справедливости нет места в этом подлом мире, но
цельность, умение следовать своему призванию и вера в лучшее переворачивают мир.
Именно эту мысль пытается донести до нас Хайнлайн – не стоит
отчаиваться, ведь даже «если вас съели, у вас всегда есть два выхода». Впрочем,
именно здесь главный герой находит свою дверь в лето, которая является новым,
третьим выходом из положения.
Некоторые детали смотрятся на взгляд определенного круга
читателей слишком дико и странно, например, любовь тридцатилетнего мужчины к
десятилетней девочке. Но характеризуя эту книгу, как старую добрую классику,
основной смысл стоит вкладывать в слово «добрая». Это действительно очень
теплое произведение - без пошлостей и грубостей Роберт Хайнлайн дает добру
восторжествовать. Чего только стоит потрясающий, хоть и совершенно ненужный
персонаж кота Пита, который с головой выдает в авторе, суровом дядьке, заядлого
любителя пушисто-хвостато-усатой братии.
Эта книга – наивная и добрая сказка о добре и зле. Дверь в
лето – то, что ищет каждый человек – мы скитаемся по жизни, заглядывая во все
дверные проемы в поисках покоя и тепла. Стоит, пожалуй, надеяться, что они не
безнадежны, и когда-то перед нами откроется Она. Дверь в лето.
Цитата: Назло всем нытикам, романтикам и мракобесам, наш мир
развивается, ибо человеческий разум делает его все лучше и лучше… С помощью
рук… с помощью инструментов… с помощью здравого смысла, науки и расчета…
… Вот только Пит стареет, бедняга, он уже сторонится схваток
с молодыми соплеменниками и скоро, наверное, заснет навсегда. Всем сердцем
надеюсь, что его маленькая верная душа отыщет Дверь в Лето и попадет туда, где
всем котам хватает места, где роботы ничего не имеют против кошек, а люди
ласковы, и никто не пинается.
|