Автор рецензии привык считать хорошего писателя чем-то вроде
гуру. Я не могу оспорить сюжетные ходы, литературные приемы и другие решения
таких авторов. Я признаю за ними право Творца. Я могу только восторгаться, или
оправдывать те или иные моменты. Обычно отделение хороших писателей от плохих
писателей происходит в сознании безболезненно, и очень редко для меня возникают
спорные фигуры. Как уже поняли читатели рецензии, авторитеты не для нас, и
Пехов попадает в парадоксальную промежуточную группу. Середняком его назвать
нельзя, ни в коем случае. Парадокс состоит в том, что, несмотря на очарование
миров, созданных Алексеем, не глядя на талантливый слог и ярких персонажей,
желание растащить произведение по косточкам в поисках нескольких с гнильцой,
меня не покидает. Это интуитивное ощущение, присущее в той или иной мере всем людям
с критическим складом ума, которое можно выразить словами «Что-то тут не так!»
(произносится с характерным прищуром), не покидало меня ни при чтении «Пересмешника»,
ни при чтении «Стража».
Первое слово, пришедшее мне на ум после прочтения книги – талантливо.
Второе – вдохновенно. Третье – халтура. Озорная такая халтура, в стиле Тома Сойера
заставившего красить забор соседского мальчишку. Заметьте, слова о халтуре
нисколечко не перебивают значения слов «талантливо» и «вдохновенно».
Можно бесконечно хвалить продуманность мира «Стража» и
помалкивать об отсутствии настоящей Атмосферы Мира. «Реалистичная атмосфера»,
это когда по нескольким мазкам авторской кисти, паре мимолетных вдохов можно
ощутить теплые камешки под избитыми ногами усталых путников-героев, увидеть
небо цвета пронзительного индиго, услышать переливчатый говор торговки глиняными
кувшинчиками с лотка на углу возле городской ратуши. Почему, несмотря на латынь
и неологизмы, на новые придумки, изощрения, вплоть до «удаления гланд через уши», я не могу почувствовать себя
Читателем в плену у Писателя? Я читаю текст, наполненный фактическим
содержанием. И только.
Можно говорить о колоритных качествах героев, и закрывать
глаза на то, что все это уже где-то было. Ворчливый Проповедник, жутковатое
харизматичное Пугало, независимая, но заботливая Йен.. тьфу ты…Гертруда, и сам Герой.
Автор рецензии не имеет никакого понятия о том, что
сподвигло г-на Пехова на подвиг подражания, без малейшей возможности
приближения к уровню оригинала. Странно, что никто не может критически оценить
неоспоримый факт мимикрии Алексея под
пана Сапковского. Когда Мяхар подражает Громыко, это фууу и беее. Конечно,
Сапковский и Пехов- качественно другой
уровень. Но факт использования беспроигрышных, но слегка эээ.. узнаваемых ходов,
на лицо. Все согласны? Можно выносить
приговор? Отличную оценку «Стражу» уже не получить. Четыре с плюсиком, за
вдохновение и талант. «Советски суд – самый гуманный…» и далее тоненьким ипохондрическим
голоском Вицина по тексту.
Можно говорить о том, что Людвигом, в отличие от Геральта
ничто не движет, можно утверждать, что в формате романа в рассказах писали, и
будут писать еще многие. Можно-можно-можно…
Но автор рецензии не станет. Не станет он и разбирать
произведение на бесполезные шестеренки, не станет выкладывать бракованные части
механизма на атласные подушки передценителями и прочей высокочтимой публикой. Я принесу налет абсолютного объективизма в жертву
хорошему отношению к проявлению таланта.
Пожалуй, рецензия писалась только для того, чтобы слова
Алексея о том, что администрация одного небезызвестного сетевого ресурса хоть
как-то о нем высказывалась, не были пустым звуком. Так-то, амиго)
Добавлю пару слов от себя. Если посмотреть трезво, Пехов, как автор, весьма склонен к заимствованиям. Фактически, у него нет произведений, при прочтении которых не возникало бы déjà vu. Что касается серии Страж, то любители фэнтези безошибочно определяют схожесть характеров персонажей этих книг с характерами персонажей из серии произведений известного польского писателя. С другой стороны, имеем совершенно другие законы мира и магии, непохожий сюжет, интересный стиль, экшена, в меру философии и размышлений. Лично я серию прочитал запоем, благодаря вышеперечисленному от прочтения получил огромное удовольствие. Да и, насколько я понимаю, сам Пехов тоже отнюдь не скрывает своих заимствований. Серии Киндрэт и Гаррет-тень написаны вообще на основе игр, даже не книг. Но что-что, а заимствовать он умеет. Если берёт за основу мир, то придумывает свой сюжет и характеры персонажей. А если берёт характеры персонажей, то они обязательно действуют в новом мире. В результате в его книгах всегда больше своего чем чужого. В итоге с конечной оценкой согласен, 4+ из 5 вполне заслуженно.
Не совсем согласен с данной рецензией, поэтому перечитал Пехова. Понравилось. Данная рецензия слишком категорична, как по мне, Пехов пишет хорошо, отличная прорисовка героев и автора. Теперь по поводу "слизанности" в частности и вообще. Разве какие то одинаковые идеи не приходят в головы разным людям и все зависит от того, кто и когда первым опубликовал свое произведение. Исходя из этой логики, Сапковский тоже много чего творчески переработал ( "слизал", и т.д. ) у других. Может я бы и не так отвечал на эту рецензию, если бы еще не один момент. Где так, году в 1996, я прочитав очередную дешевую отечественную фантастику, решил начать писать сам. Недавно нашел на балконе, перечитал ... Так вот, некоторые идеи, которые я пытался использовать, через некоторое время я встретил в книгах. Как быть в данном случае? Теоретически получиться, что тоже слизал. Все же наверно, важно по мимо похожести сюжетов, ходов, еще и качество. Как по мне, это качество у Пехова присутствует. P.S.Уважаемая Меламори, осененная мудростью буривухов, это все лишь мое мнение....
Ваше понятие "Качество" приравнивается к моему понятию "Талант". Вот и все несостыковки. А ругаю я Пехова за лень, мог и бы и что-нить свое придумать. Отсюда и четверка.
Да автор использует идейный материал других писателей, но делает это мастерски. Он используя популярность отгремевших брендов пишет свои романы, которые им мало чем уступают, а некоторые и превосходят. Рецензия не плохая но слишком негативная в отношении автора, вы просто перекушали продукции данной тематики, что то новое в жанре фэнтези это настоящий праздник. P.S. Нападки на роман Пересмешник не адекватны, это лучший отечественный роман за 2009 год по итогам журнала "Мир фантастики".
Нуну. Рояли в Пересмешнике возможно и достойны определенного премирования, но никак не весь цикл. А Мир Фантастики... Я вроде как сказала, что авторитеты, особенно по типу дуэта кукушки-петуха не для нас.
Пересмешник - отдельная книга, а не цикл. А хорошо удавшийся плагиат - это уже новая книга, а значит его в принципе не в чем винить (Ну единственное, пенделя за последнюю книгу Киндрэт и подзатыльник за предпоследнюю). Эльфов, гномов и орков тоже у кого-то когда-то стыбзили, а теперь это уже народное
Ну про "Пересмешника" судить не берусь (я его читала одновременно с "Диким талантом" а там миры похожи), но вот то, что Пехов схалтурил со "Стражем" - это точно. Автору рецензии спасибо за четкую и емкую характеристику прочитанного нами произведения. Надеюсь, Пехов примет к сведению, раз так просил.
Полностью согласен с рецензией хотя её концовка подсознательно косит под того же Сапковского (про автора в третьем лице, пан Анджей такое любит). Забыли упомянуть Вильгельма - вылитый Лютик (вид сбоку), хотя мне почему сразу вспомнилась Сага о Рейневане, а уж потом Ведьмак. 5- из-за моего безмерного уважения Пехову.
Отличнейшая реца....Пехов несомненно талант,танцующий и искры на мой взгляд шедевры.Но дальше...пересмешник после 50-ти страниц на розжиг камина,страж туда же.
))) Любопытная рецензия. Автор - молодец.))) Считаю, вы немного категоричны. Ведь придумать что-то качественно новое и свежее - подвиг! Можно взять любую книгу, сравнений с другими произведениями не избежать... Все "новое" уже написано))) И вопрос стоит уже в том, сумеет ли автор так использовать старые приемы и узнаваемые ходы, чтобы книга осталась в памяти)))
Сразу соглашусь - да, я во многом категорична в суждениях. Можете списать это на проявление юношеского максимализма, или на проявления моего дурного характера - не имеет значения. Но есть такой глагол "слизано", и он прекрасно подходит ко множеству моментов книги.
Я бы иначе срофмулировал. Если в книге есть идея, она строит все ходы и сюжет. И тогда нет вторичности. Но в данной книге слизана именно идея, она и делает эффект клише. А сюжет и ходы... С фантазией у автора все ОК. Просто для большого уважаемого автора ИМХО идея за строками обязательна. Иначе происходит откат в ремесло, и его-то мы как раз наблюдаем, увы...
Вот-вот, точнейшее определение, эдакое ремесленничество в его добротном виде, но не более. Замети еще в "Пересмешнике". Так много придумок, так пугающе много новых слов и рас, что сюжет в них исчезает, как в высокой траве))) А жизни нет, не понимаю, что вообще вынуждает расы сосуществовать и взаимодействовать. Я для себя определил это, как чисто игровой мир. Карта с левелами. Но я-то покупал - книгу!!! Идею, героя, добро и зло в неком их соотношении, мораль, фактуру... То есть много больше, нежели шаблон для кидания фишек и перемещения фигурок по клеточкам. Спасибо, что сформулировали! Солидарен!