Партыка Кирилл - Эпицентр
Тема всяческих зон многим основательно поднадоела. Даже
поклонники жанра постапокалиптики тихонько сходят с ума от разнообразия не
очень качественной макулатуры, свалившейся на их бедные головы. Писать рецензии
на такие книги не представляется интересным, потому как сказать о них можно еще
меньше, нежели про совокупность всех авторов серии юмористического фэнтези. И
все же, автор рецензии почему-то захотел выделить именно «Эпицентр» Кирилла
Партыки из однородной массы похожих произведений.
От сталкеровской З.О.Н.Ы. Эпицентру достались вооруженные группировки
и их разборки, невиданные зверушки и…
пожалуй все. Намного больше Кирилл Партыка позаимствовал у «Пикника на обочине»
Стругацких – идейного смелого персонажа, желающего счастья всем и даром, сильнейший
внешний фактор, который вскрыл гниющую рану на теле общества, ощущение
случайности непоправимой ошибки. Это не значит, что «Эпицентр» и «Пикник» можно
поставить в один ряд. О, нет-нет-нет! Пожалуй, более логичным было бы предъявить
Кириллу Партыке обвинение в наглом плагиате, и еще лет пятнадцать назад вскоре
после выхода книги в свет это не преминули бы сделать первые же читатели.
Однако времена меняются, и сейчас обвинять в той или иной степени в плагиате
можно каждого автора зоновских экзерсисов, что является делом крайне
неблагодарным, так не стоит же пенять и на Кирилла.
В любом случае, данная рецензия не
планировалась как обвинительный документ. Автор «Эпицентра» скорее достаточно
сносно и в более современном антураже воплотил одну из идей «Пикника на обочине».
Основная мысль - все мы люди, даже те, кто почти утратил человеческий облик, и
что каждый имеет право на жизнь и свободу. Она даже чересчур основная. Она
назойливым контрапунктом стучит по читательским мозгам с каждой третьей
страницы. Здесь автору несколько не удалось внушить идею через эмоциональное ее
воплощение, скорее она вбивается в мозги
как буддийская мантра: «Все мы люди, все мы человеки». Что, впрочем, не
отбирает у данного слогана искренности, которую вкладывал в нее автор. Общечеловеческие
ценности были актуальны во все времена, и не сказать бы, что это так уж плохо.
Героев автор создавал
с переменным успехом. Мужчинам, как правило, не хватает психологизма, а
женщины наоборот страдают его переизбытком. Кирилл Партыка тоже не является
исключением из поднадоевшего закономерности. Второстепенные герои, не сказать
чтобы картонные - их действия логичны,
эмоции адекватны и в целом, все они на
своих местах. Просто им не хватило яркости, самобытности. Очень просился на
страницы какой-то оригинальный персонаж. Главный Герой – супермен умеренного
образца. Все умеет, все знает, сверхспособностями не обделен, но показать все
это стесняется. Автор героичностью героя, впрочем, не злоупотребляет, что
радует. С другой стороны, некоторые проблемные ситуации слегка наиграны, потому
что возникают исключительно из-за того, что герой «отвлекся», «задумался», «в
носу проковорялся», что в условиях боевых действий для «разведчика» все же
неприемлемо.
Динамика произведения – довольно ровная, под конец немного «стухает».
Кульминация, которая была так необходима
этому произведению, не нашла себя в замысле автора, развернулась, обиженно
шмыгнула на прощание носом и убралась восвояси. Вместо этого автор растягивает
все те же мысли о том, что человек есть человек, и в каждом из нас заложено
природное зло, которое может сдерживаться только благодаря истинно человеческим
качествам, а в перерывах между мыслями он раздает всем по заслугам, кесарям
кесарево, детям мороженное, бабам цветы. Всем спасибо, все свободны, конец
кина.
Кажется, рецензент в конце рецензии будет настаивать на том,
чтобы читатели все же не читали книгу, и, тем не менее, я скажу – читайте.
Во-первых, очень продуманный, даже несмотря на недостатки концовки, сюжет,
во-вторых, отличная книга-приключение, в-третьих, хороший, легкий язык.
Последним фактом я не удивлена – писатель имеет диплом филолога. Да, есть
вторичности и третичности, есть шероховатости, но читать книгу это не мешает.
За все в совокупности автору стоит поставить твердую четверку и пожелать ему дальнейших творческих успехов, которые, несомненно, будут иметь место.
|