Клиффорд Саймак - «Заповедник гоблинов»
Мое ознакомление с творчеством Клиффорда Саймака прошло в раннем отрочестве, оставив в памяти
не слишком четкий (давно дело было), но явно приятный, легкий след, подобный
влажным отпечаткам морских волн на кромке прибрежного песка. Перечитывая «Заповедник
гоблинов» почти через 10 лет после первого знакомства с текстом, я лишний раз
убедилась, что детские воспоминания меня не обманывают.
В небольшом, по сути, произведении свернуто в тугой клубок
такое количество сюжетных поворотов, которого бы хватило на несколько
полноценных романов рангом пониже и репутацией пожиже. В то же время,
перенасыщенность сюжета не может считаться патологической и ни в коей мере не
мешает захватывающему чтению.
Удачное совмещение SciFi и фэнтези, которое, по правде
сказать, не так-то и легко обосновать в литературных произведениях, не прибегая
к тривиальному перемещению между мирами, также играет в плюс прекрасному этому образцу
литературы.
Сомневаюсь, что репутация Саймака заставит нуждаться его
произведения в точном филигранном литературном анализе. «Заповедник гоблинов»
опытному читателю «расскажет» все сам. Рецензентам, по большей части, остается
только ностальгировать и поэтизировать в свете сладких мгновений чтения и,
впервые, меня совершенно не тянет выделиться из общей массы.
Подобно произведениям Булгакова, «Заповедник» обладает
собственной насыщенной теплой цветовой гаммой. Повесть сияет мягким золотом
осени, пронзительной голубизной неба и серебром случайных паутинок.
Во Вселенной Клиффорда Саймака возможно все – путешествия во
времени и к другим мирам отдаленного космоса, существование доисторического
человека с научной степенью и создание заповедника сверхъестественных существ. Этот
мир, даже с учетом гипотетической
опасности уютен и светел. Герои Писателя, как всегда, обаятельны,
принципиальны, удачливы и умны. Еще при первом прочтении меня поразила
обезоруживающая честность и порядочность главного героя – профессора Максвелла.
Произведение исполнено
ясным, правильным смыслом. Оно не претендовало на прорыв в философии будущего,
на сверхновое описание научного прогресса. Это Приключения в дистилляте двадцатикратной выжимки,
приправленные непреодолимым обаянием Клиффорда Саймака.
|