Сашнева Александра - Наркоза не будет
Ну-с, дамы и господа, с почином вас всех. Это так сказать за ради вступления. Жребий брошен, победители названы. И вот он, сладкий миг расплаты. Видите ли ,в чём дело, я хочу сразу расставить все точки над всеми буквами, чтобы потом не возникло никакого недопонимания. Я очень не люблю «перформансы» различного рода авангардистов, неокубистов, и прочих бездельников от богемы. Раздеться донага и есть при этом свои экскрименты, это, конечно, может и прогрессивно, да и высокий художественный смысл заключён недетский, однако у меня вызывает строго рвотные позывы. К чему это я? А вот сейчас узнаете. Роман Сашневой попался мне на глаза довольно давно (последнее переиздание, если не ошибаюсь, датируется 2006 годом.). Попался не случайно, я намеренно его искал, после прочтения «Властелина вероятности» Янковского, где содержаться прямые отсылки к данному произведению. Дело в том, что три года назад я активно увлекался почитыванием Кастаньеды. А знающие толк в веществах люди (в то суровое время это часто приравнивалось к магическим навыкам) настоятельно порекомендовали мне эту сладкую парочку. Боги, боги, каким наивным пылким вьюношем я тогда был. Янковский пошёл легко. И я решил сразу, без перехода, без отдыха и подготовки взяться за «Наркоз». Первое, что меня поразило в книге – была краткая биография автора. Попалось довольно неплохое издание. Так вот, привожу избранные цитаты: «Автор – нетолько талантливый писатель. Но ещё музыкант, фотограф, режиссёр и поэтесса» - тогда то я ещё плохо знал жизнь( читай едва-едва перестал быть школотой) чтобы понять – сочетание такой кучи талантов до добра не доводит. Что невозможно впрячь в один воз лебедя, рака и щуку. Но это сейчас я умный. А тогда пришёл в дикий восторг – во, какие гиганты мысли водятся на просторах СНГ. Не хуже западных философов. «Не случайно этот роман стал лауреатом престижнейшей литературной премии "Бронзовый Роскон-2002", присуждаемой по результатам открытого голосования более чем 200 читателями, писателями и критиками.» - угу. Приз таки был. Я проверил. Однако, совершенно случайно, мне попалась на глаза статья Олега Дивова, где он поминает случай с этим романом. Роскон 2002 года был насквозь проникнут идея ми лоббирования «своих» писателей, пьянством и купанием в фонтане. Сашнева кстать по словам того же Дивова там таки купалась. Топлесс, ага. Прям лицо неформальной ылиты. «Основой творчества Александры Сашневой является идея осознания реальности.» - очень своеобразной, надо сказать реальности. Сильное злоупотребление веществами на пользу не идёт никому. «Понять, что есть окружающая действительность, каковы ее скрытые механизмы, и каково в ней место отдельного человека, является сверхидеей романов "Наркоза не будет"» - по тексту романа героиня всё больше занимается групповым сексом, употребляет вещества и отлёживается на каких-то блат-хатах. Или это такой новый способ познания мира? И своей роли в нём? Вот цитатка из книжки – слабонервным и беременным не читать! «Анечка выбралась из бассейна, побежала к Лере и, с хохотом упав на диван, уронила голову на колени Лере. Та холодно улыбнулась, и ее ноги чуть-чуть раздвинулись, показав розовые створки раковины. Анечка схватила со стола вазу с икрой сыпанула Лере на живот. Икринки покатились вниз, застревая в светлых волосинках черным жемчугом. — О! Что Вы творите! Феи! Лесные нимфы. Дикие, дикие самки! Ох-ох-ох! Пустите меня к этому источнику. Уйдите все! Я один! Мишенька рухнул на четвереньки и принялся за икру. — Ну и подумаешь! — сказала Анечка. — А я буду есть салат! И высыпала его красотке на грудь. Лера сползла наискозь вниз и уже не сидела, а лежала на диване. Ее лицо выражало не больше, чем лицо сосущего грудь младенца. Она была в раю новых русских. Рита села на диван напротив и, чтобы не смущать общество, решила позавтракать оливками. Все-таки она была приглашена на завтрак. Анечка, перемазав все лицо, воодушевленно собирала розовые кусочки креветок зубами, языком слизывала с груди Леры майонез.» - это значит, напоминаю, философский фантастический роман, а не порнуха, как могут подумать некоторые. Где-то десятая страница. .Очень интригует начало книги – героиня отправляется в плаванье по саунам, кабакам и борделям с первых строчек. «Александра Сашнева не относится к числу "кабинетных писателей" - она не понаслышке знакома с жизнью современного города и самостоятельно прошла все ее уровни, от бездомной провинциалки на улицах мегаполиса, до успешной и состоятельной писательницы.» - я, конечно, дико извиняюсь, но ежели жизнь большого города – наркота, траханье с кем попало и прочие весёлые и занимательные вещи – то видимо знает. На своём опыте, ога. «Весомым отличием книг Александры Сашневой является то, что вместе с выходом каждого романа к нему выходит и саунд-трек с одноименным названием. Так альбом "Наркоза не будет" уже выпущен и продается, а альбом "Тайные знаки" планируется к выпуску» - вот оно в чём дело. Это хитрый маркетинговый ход. Видимо музычка у талантливой девы, без книжек как-то не пошла. Так вот. Вы спросите – а отчего в качестве объекта разбора взята биография – ответ прост. Это единственный осмысленный кусок текста во всём романе. Остальное – набор букв, не более того. Я молчу про логику, там даже связного сюжета, как такового нет. Второй вопрос будет – а при чём тут «перформансы»? А эта книга и есть такой перформанс. Когда ничерта никому непонятно, однако ярлычок «охрененно богатый внутренний мир» и «ылитарное искусство» болтается. Вот и читают, суровые дядьки в вельветовых куртках и шарфах, роняя слёзы умиления и фразы…»Питер, такой Питер»(действие книги происходит в Петербурге) или «Кроме питерских этого никому не понять». Я не питерский. Но, с табуретки своего читательского опыта, говорю – не читайте эту ересь. А издателе подобной мути, нужно обязать в законодательном порядке вывешивать на обложку предупреждение – «Опасно для мозга»!!!
|