Олди: «Лучше жить с волками, чем с баранами» - Интервью с писателями - Библиографии - Миры Фэнтези | Библиотека фэнтези и фантастики
Пятница, 20 Янв 2017, 9:02 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Ваша любимая раса
Всего проголосовало - 26800
Результаты

Начало » Статьи » Интервью с писателями

Олди: «Лучше жить с волками, чем с баранами»
Олди: «Лучше жить с волками, чем с баранами»


Писательский дуэт, празднующий юбилеи, – о хищниках, амбициях и ответственности.

Киев – 22 марта, АиФ Украина. Под псевдонимом «Генри Лайон Олди» работают писатели-фантасты Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. В конце марта им обоим исполняется по 50 лет. Накануне юбилея писатели рассуждают о фантастической реальности нашей жизни.
Параллельные расы

- Как вы думаете, зачем современному человеку фантастический роман?

Олег Ладыженский (О.Л.): Фантастика – это литературный прием, он позволяет взглянуть на действительность, в которой мы живем, по-другому. Она учит читателя постоянно смотреть под необычным углом, с неожиданной точки, под особым соусом, т.е. стимулирует воображение.

Дмитрий Громов (Д.Г.): В идеале хорошая фантастика должна ломать стереотипы мышления: приучать читателя, как минимум думать, как максимум – думать нестандартно.

О.Л.: Многие люди фантастику не воспринимают. Говорят, что «это для детей». И легко «глотают реальные факты из новостей», как в Ватикане нашли трехголовую собаку с тиарой на голове, и это связано с марсианами, которые уже давно высадились на Северном полюсе. Они полагают, что это – реализм, а гиперболоид инженера Гарина – это фантастика.

- Сейчас многие люди уходят в параллельный мир, особенно в компьютерные игры. Как вы думаете, почему это происходит?

ОЛ: Когда человек не может найти свое место в обычной жизни, он всегда куда-то уходит. Это было во все времена. Когда барышня зачитывается тургеневской «Асей» и сидит до 75 лет в воображаемом мире идеальной любви – это тоже эскапизм.

Точно такой же эскапизм – социальные сети. Когда человек не может шагу ступить без своего журнала, а все его записи, если их всерьез перечитать: «Съел сливу, много думал. Поджарил яичницу». Рядом прилагается фото яичницы и 30 «лайков» – «нравится».

Сейчас уже ставится вопрос о том, что игровая зависимость или компьютерная – это серьезное заболевание. Еще несколько лет – и будем лечить «по полной». Недавно у нас была творческая встреча с подростками 14-17 лет в музыкальной «десятилетке». Это были люди, которые по шесть-восемь часов в день играют на пианино, виолончели – кто на что учится. По сравнению с детьми, которые столько же времени проводят за компьютером, это другая раса. У них другие глаза, другие вопросы. Они говорят по-другому: мы от них не слышали ни одного слэнгового словечка, без которых подростки сейчас просто не говорят. Грамотные взрослые люди. И тогда я понял, что все не так безнадежно, как кажется.

- И каким вы видите мир, когда люди вылечатся от компьютерной зависимости?

Д.Г.: Мы не любим заглядывать в будущее – так рискуешь пропустить «сегодня». Кроме того, в обществе, науке, информационных технологиях настолько быстро меняются векторы развития, что любой прогноз, основанный на сегодняшних данных, с вероятностью 99% попадет в «молоко».

Судите сами: в 1957-м запустили первый спутник, в 1960-е начались космические полеты с человеком на борту, затем – орбитальные станции, американцы высаживаются на Луне… Казалось, все, вот он, вектор развития – космос. Теперь у нас быстрыми темпами развиваются информационные технологии, а в космос мы летаем, но вяло.

Все прогнозируют, что в ближайшем будущем мы увидим сумасшедший расцвет цифровых технологий. А я не исключаю, что в будущем они уйдут на второй план, уступив место нанотехнологиям, генной инженерии и т. п.

- А писатель несет какую-то социальную ответственность: он воспитывает своего читателя или, прежде всего, развлекает?

Д.Г.: Я не думаю, что писатель кому-то что-то должен. Каждый автор сам для себя решает, что он пишет: будет он воспитывать и учить – или только веселить. А потом каждый в меру своего таланта это воплощает.

О.Л.: Из школьного курса литературы я помню, что у каждой книги есть три функции: развлечение, обучение и воспитание. Развлечение работает с отдыхом: позволяет читателю расслабиться. Обучение – с интеллектом: предоставляет новые знания. Воспитание – с моралью и нравственностью. Шедевры литературы включают в себя три эти функции.

В идеале мы стремимся сочетать их в своих книгах – другое дело, насколько хорошо получается.

- А какую литературу читаете вы, и как она влияет на ваши произведения?

О.Л.: Если мы начнем перечислять всех, кто на нас влиял, то до завтра не закончим. Достаточно увидеть только одни эпиграфы, которые мы использовали – это Гумилев, Басе, Ахматова, Бальмонт и т.д. И начнем мы список не с фантастов, а с Алексея Толстого, Достоевского, Чехова, Куприна и далее по списку.

- Как высоки ваши амбиции – признание уже неоспоримо, но как много вы еще хотели бы добиться?

О.Л.: Мы достигли такого возраста – еще вполне бодрого, но уже зрелого. Когда у тебя с полсотни премий, еще одна ничего не дает твоим амбициям. Ну, кроме Нобелевской. Слава? Если у меня есть слава, как у Олди, то теперь я достигну славы, как у кого? Чужой известности достичь невозможно – она у каждого своя. И меряться славой невероятно глупо.

Все цели писателя связаны с его новой книгой. Это очередная гора, на которую надо взобраться, а все предыдущие достижения при этом не стоят ни гроша. Надо карабкаться заново, и если сорвался, значит, сорвался и разбился – ничего не вышло.

Д.Г.: У нас часто спрашивают: есть ли у нас своя любимая книга Г.Л. Олди. Мы вполне искренне отвечаем, что самая лучшая книга – та, которую пишешь прямо сейчас. Потому что если она заведомо хуже написанных ранее – ее лучше просто не писать.
Фортепиано со скрипкой

- Насколько легко писателям работать в паре?

О.Л.: У нас разные темпераменты, и это дает свой положительный эффект единства противоположностей. Наша разница – в характере поведения, пристрастиях – позволяет объемнее видеть мир. Персонажи получаются более выпуклыми. Общий взгляд на мир -- шире: можно посмотреть и с такой стороны, и с сякой. Это как дуэт двух разных инструментов: фортепиано со скрипкой звучит, на наш взгляд, интереснее, чем дуэт двух фортепиано.

- Но и общего у вас хватает: работали в одном театре, оба занимаетесь каратэ. Кстати, противоречивое сочетание для человека, а в вашем случае – сразу для двоих. Как вы к этому пришли?

О.Л.: Когда вы умудряетесь правильно организовать свою жизнь, выясняется, что есть столько свободного времени! Можно заниматься многими интересными вещами.

А каратэ здоровья прибавляет и дает возможность долго чувствовать себя хищником. Это значит: бодрость, энергия, хорошие клыки, острые когти, нормальное выделение адреналина. Ты идешь по жизни не измученным ослом с проваленной спиной, которому сдохнуть – за радость. Идешь если не тигром, то хотя бы котом. Хочется подольше сохранить этот внутренний статус хищника. Подчеркну: хищник – это не тот, кто пытается всех загрызть. Тигр убивает, только когда хочет есть или защищает территорию. Он просто так никого не рвет когтями.

- А если бы все были хищниками?

Д.Г.: Я думаю, что средний уровень интеллекта был бы значительно выше. Как и уровень критичности к получаемой информации. Т.е. среднестатистическому человеку было бы значительно сложнее промыть мозги. И неадекватные действия властей, ЖЭКов и т.п. встречали бы более адекватное противодействие. Я думаю, что от этого мир вокруг стал бы лучше.

О.Л.: У нас неправильное представление о хищнике. Когда два волка сцепились за право быть вожаком стаи, и один понимает, что проигрывает, он падает на спину и подставляет горло. Так вот, победитель никогда не перегрызает сдавшемуся горло. Скажите, наши лидеры способны на такое? А вот голуби затаптывают друг друга насмерть! Поэтому лучше жить с волками, чем с голубями. Или того хуже – с баранами. Бараны – неприятное общество.

ДОСЬЕ


Дмитрий ГРОМОВ и Олег ЛАДЫЖЕНСКИЙ – писатели-фантасты, соавторы, работающие под псевдонимом «Генри Лайон Олди». Совместная литературная работа началась в 1990 году, первый рассказ «Счастье в письменном виде» опубликован в 1991-м. В 2006 году на европейском конвенте фантастов «Eurocon-2006» Олди был признан лучшим писателем-фантастом года в Европе.

Оба писателя родились в марте 1963 года. Ладыженский – 23-го в Харькове, а Громов – 30-го в Симферополе. Оба работали в театре-студии «Пеликан»: Ладыженский – режиссером, закончив Харьковский институт культуры, а Громов – ведущим актером, хотя по образованию инженер-химик. Оба занимаются каратэ. Ладыженский имеет черный пояс и II дан, судья республиканской категории. Громов имеет II кю – коричневый пояс по каратэ.
Категория: Интервью с писателями | Добавил: Disciple (30 Мар 2013) | Автор: Анна НЕСТЕРОВА
Просмотров: 1624 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0 |

Всего комментариев: 1
-1   Спам
1 Fitzroy   (29 Авг 2013 3:32 PM)
Очень интересно и познавательно. Кое над чем задумалась.
Спасибо за статью)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту
Уважаемые посетители!

Наш проект является бесплатным, поэтому в основном все оплаты за сайт (дисковое пространство и т.д.) производятся из кармана администрации. Ввиду этого возможности заполнения сайта новым материалом весьма ограничены. Вы можете поспособствовать этому переведя любую сумму, которую считаете справедливой на один из электронных кошельков, приведенных ниже. Ваши деньги не пропадут даром, а пойдут лишь на улучшения сайта.

А сейчас в связи с некоторыми проблемами, по причине которых мы собираемся переехать на другой сервер, нам особенно нужна ваша помощь в накоплении средств на это.

Заранее спасибо!

Bitcoin

(Обменники: alfacashier, 24change)

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)