Лукьяненко Сергей, Цикл «Лорд с планеты Земля»
Лубок жестяной... Жесть лубочная... Знаете, когда у автора уже есть имя, когда это имя мелькает фоном годы и годы, привыкаешь считать, что написанное им – хорошо. Хотя бы средне-неплохо, ведь в наличии знатные тиражи, поклонники и критика – тоже))) Однажды проникаешься идеей: а не прочесть ли что-то раннее, чтобы изучить становление, так сказать. Читаешь... и вот он, столбняк, здрасьте... Чего угодно я ожидал от цикла, но не того, что в нем обнаружил. Последнюю страницу нервно и мрачно прошуршал, начинаю делиться. Лечиться от столбняка, так сказать))) И перечислять, что плохо. Потом попробую сказать и про хорошо, хотя это – трудно. Сразу оговорюсь: штамповок много, при ином имени на обложке отложил бы и забыл. Но столп нашей родной фантастики, от него ждешь много. Даже в начале его, столпа,карьеры. Принято считать, что мерисьюшки – это такие девичьи героини. Всемогущие и нечеловечьи красивые, везучие и стервозные. Прочтя Лукьяненко, я их нахожу даже милыми. Итак, Марти Стю от раннего Лукьяненко. Бабы, мрите заранее и все на спину, в рабочую позу – вот примерно так, без сантиментов. Он каратист, он отслужил в горячей точке, он бандит и держит район, он имеет всех симпатяг этого района, он пьет и много курит, его опасаются коллеги по профессии. Ах, да, тут у нас имеется розовая слюнявая деталюшка: он влюблен в принцессу, которую встретил случайно давно - и спас. Ну так влюблен, бывает, с бабы слезет – и о принцессе тепло подумает... или не слезая, в процессе, мечтает. Добирает впечатлений, ага. Романтично! Можно списать банальность и пошлость прорисовки героя на грязь 90-х, это регулярно делают в отзывах о трилогии. Вообще много чего можно списать, но стоит ли? Стоило бы, будь дальше, после этой грязи хоть что-то. А дальше у нас череда роялей. Не в кустах, не надо портить зеленых насаждений! Рояли стоят на виду, стройными рядами, их так много, что тянутся они до горизонта. Белые? Пожалуйста. Розовые в крапинку? Их есть у нас... Простите, но бывает так, после книги остается только раздражение и почти рвотный привкус. Как же, Мастер... И его творение, сильно смахивающее на модные в 90-х пирамиды для наивных вкладчиков. Я ожидал творчества, идей, хоть малой щепоти оригинальности. Первая книга. «Принцесса стоит смерти». Кратко перечисляю самые крупные рояли и штампы – там больше ничего нет, ха-ха. Герой попадает в новый мир голый (чисто Терминатор). На Героя немедленно, с точностью гуманитарной неотложки, падает сбитый истребитель с одеждой и оружием. Герой обретает плоскостной меч, зверски напоминающий оружие джедаев рядом свойств. Хотя содержит меч и модную примочку, вошедшую в обиход нашего века: лазерную заточку. Далее: Герой идет себе по пустыне и в первый же день встречает учителя и союзника, ждущего нашего братка с набором тарелочка+ голубая каемочка, а на ней – план спасения мира, уникальное новое оружие нескольких видов (ни у кого такого нет, вааще, берегли для братка, ну в натуре, че не ясно?) и в добавок – полная готовность наставника умереть за Героя. Да: в два с половиной дня Герой обретает полноту владения местным оружием на уровне мастера. Ништяк, братва... И пилотирует он без проблем, а че там сложного, в натуре? Само собой, с помощью супер-пупер оружия и чьей-то матери Герой находит принцессу и ворует её. Дама достойна своего братка. Она приказывает 9-ти летнему ребенку прирезать раненых и отбиваться, а потом умереть за родную династию. Ништяк, психология волков нам понятна и приятна. Впрочем, они-то своих детенышей – отстаивают. Так что здесь у аффтора видна философская глубина большой лужи: люди хуже зверей, а Герои – неоднозначны, типа... Положительных так вовсе нет, не нужны они, без них развернуться можно покруче. Далее господин Лукьяненко берет неизбитые сюжеты, совсем свежие для 80-90-х. Это «назад в будущее», само собой. Герой тупо лоханулся в ходе битвы с главным злодеем и обнаружил: опа, у него есть темпоральная граната. Ништяк, у наших братков и не такое есть в штанах. Далее сюжет с линейностью катка выезжает на финишную асфальтовую прямую. Враги издыхают в конвульсиях, делая гнусные намеки о происхождении героя и неизбежности второй части. Принцесса, стерва, замуж идет, но без должного пыла. Зато сподвижники от Героя в таком трансе – за ним в огонь и на край вселенной... Занавес. Короткое облегчение. Нервная отрыжка. Слабая надежда: вторая часть будет лучше. «Планета, которой нет» Рояли организованно перегруппировались. Новый их цветовой узор отличается от прежнего, как хрен от редьки. Сюжетная пружина сломана изначально. Герой ищет то, что не терял – Родину. Принцеса туда шастала, чтобы по приколу спастись. И не она одна. И не единожды. Но координат Земли никто не помнит. И я не удивляюсь, ведь в стране уже расцвело время сериалов, где потеря памяти – ход обязательный, как смена дня и ночи. Само собой, поиски Героя ведут его от одной кипы роялей к другой. Ниоткуда берется потерянный мальчик с Земли – я же говорил, склероз в моде, а потерянные дети... см. коммент про сериалы выше. Отмечаются локальные включения вампиров – аффтор имеет чуткий нос и держит его по ветру, вампиры скоро станут популярны, ввел не зря, девицы наверняка впечатлились. Далее: секта, как же без неё! И пропавшие родители принцессы – главзлодеи. Оригинально. Санта-барбара роднит нас с миром фэнтэзи! Полный восторг вызывает глупость всех жителей вселенной. Они ни разу! Ни разу вааще! Не попытались сделать то, что мгновенно сгенерил Герой: собрать образ «храма» по его проекциям. Ну, тупые... Далее опять простой, как молоток, финал. Кварковая бомба, сильно похожая на штуковину из «Лилового шара» Булычова, а почему не тряхнуть на предмет свежих идей и отечественную фантастику? Герой мчится на Землю с невероятной скоростью, принцесса вырастает из ниоткуда, как Сивка-бурка, злодеи издыхают и наказуются... не забыв подло намекнуть на неизбежность проды. Зевота, надежды на улучшение уже нет. Но – читаю последнюю часть трилогии. «Стеклянное море» Многие полагают – это лучшая часть. Не знаю, устал за чтением. Да, чуть меньше роялей и чуть больше идей. Хотя лучше бы местами поменьше, ей-ей. Потому что групповуха малолетних на Земле – это не идея, это гадость. (Ожидающие эротики/порно, не истекайте слюнями, нету их, есть лишь мнение аффтора по поводу морального облика землян будущего). Тупой секс героя с посторонней бабой под отмазкой «не виноватый я, мне чувства отключили» - из той же серии. Аффтор твердо знает: брутальный герой без секса никому не интересен, и малолетки только в пользу, так живее. Ну да ладно. Не в том суть. Главный конфликт книги – война людей и иной расы. Вот до начала потуг на философию и выхода к финальной прямой еще читалось хоть как-то. В финале имеется грубейшее извращение христианских идей – просто ради вычурности. Грубейшее упрощение идеи Бога вообще. Не буду подробнее, мнения читал и несогласным возражать не стану. Ваше право на мение свято, как и мое – на высказывание этих соображений. Свобода воли и принятие Божьей воли – сложная тема. Тонкая, личностная, даже интимная. Не надо в неё так, грязными лапами. Ей-ей. Наконец, мега-гипер рояль финала. Планета, оживающая после схватки Героя с его противником и доказывающая собою торжество жизни. Я не стану про вероятность событий и научность идей, просто умолчу. Только одна деталь. На этой планете вода «упакована» в сухие шарики и не участвует в природном круговороте. Так решил аффтор. Это мертвая планета, совсем. Тогда вопрос к аффтору и его поклонникам, кричащим «шедевр»: почему с гор век за веком текут сухие реки и шуршат сухие водопады? Что движет этой сухой водой при отсутствии упомянутого природного круговорота? Да ничто. Точнее, бабло, выкладываемое за имя аффтора. Вот так грубо... О героях. Не знаю, как и когда за пару лет стал интеллектуалом браток, - аффтор не напрягается пояснять. Характер вообще вырезан из плотного, ярко раскрашенного картона. Для каждой книги свой, так удобнее. Принцесса, как говорили в незабвенном «Кин-дза-дза», вообще не нужна. Нет в ней пользы, не движет она сюжет, являясь раз за книгу обнять нашего каратиста или снабдить его радостями семейной жизни. Мораль. Умолчу. Если вселенную к прогрессу и процветанию, к божественному промыслу даже, ведет отмороженный браток – есть ли смысл петь про мораль? И не надо о тяжкой доле и выборе 90-х. И о тонкой ранимой душе под наслоениями грязи, о прелести неоднозначности образов – не надо. Мир складывается из кусочков мозаики в нечто неровно-бугристое, но цветное и довольно крупное. Пазл, так сказать. Но фрагменты не срастаются и целым не становятся. Нет жизни в этой трилогии. Есть пафос, есть набор штампов и заведомый примитивзм. О хорошем. Надо же сказать и о хорошем! Трилогия написана гладко. Это немаловажно для успеха, и язык местами откровенно неплох. Для читателя простого он успешно создает из навала роялей эдакую космическую оперу, где уже и не рояли вроде, и неловко о них, когда Герой шагает по вселенной, великий и мудрый... От книги к книге есть динамика языка и сюжетной складности. Есть рост философской составляющей, пусть и не моего вкуса и толка. Есть отход от грубого и просто демонстративного местами использования штампов. Есть попытка добавить психологии, наконец. В целом – дает представление о первых шагах. Не Лукьянеко даже, а нашей нынешней фантастики. Грустное представление. Имена делались на штампах и коньюнктуре. Увы... Как Перумов начал с выворачивания шкуры Средиземья, так и Лукьянеко – с конспектирования масспродукции видеосалонов. Грустно. Я читал Азимова, раннего – цикл про Лаки Старра. Большой автор явно стебался и упрощал, хохмил и развлекался. Подсовывал нам шаблоны и вырезал из картона декорации. Гляньте. Увидите разницу в уровне и идей, и сюжетного развития, и прорисовки мира. Может, тогда мои эмоции станут понятнее.
|