Вторник, 23 Апр 2024, 10:03 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Ваша любимая раса
Всего проголосовало - 31609
Результаты

Начало » Статьи » Интервью с писателями

Интервью с Александром Прозоровым
Интервью с Александром Прозоровым


1. Приходилось ли вам, как автору, много (и успешно!) пишущему о чародействе, самому сталкиваться с чудесами?

На самом деле — да. Не буду говорить об истинах, которые уже воспринимаются как затертые клише, хотя превращение крохотного семечка в огромное дерево или слияние двух любящих людей воедино в их ребенке, несущем черты обоих, — это все-таки величайшее из чудес. Это чудо несмотря даже на то, что тысячи ученых мужей отчаянно, и иногда даже правдоподобно, пытаются объяснить это чудо приземленными обстоятельствами. Но возьмем примеры проще. Скажем, если вы из-за возникшей на пустом месте ссоры отказываетесь от поездки на курорт, а потом узнаете, что самолет, на котором вы собирались лететь, рухнул — как это называть? Или когда данный как бы в шутку совет близкого человека взять в дорогу дополнительную сумму денег, потому что может случиться неприятность, вдруг выливается в то, что случается именно названная неприятность, которая выливается в предсказанную сумму, по счастью лежащую в кармане, — как еще можно назвать такие совпадения? Не знаю, как кто, а я давно доверяю своему ничем не обоснованному предчувствию даже больше, чем доводам разума. И очень часто такое правило меня буквально спасает.

2. В цикле "Ведун" (роман "Слово воина") волхв Ворон рассказывает замечательную сказку о купеческом сыне, который потратил всю жизнь на обучение борьбе с змеями горно-каменистыми, но так ни одной из них не встретил. Сами придумали или действительно древнее предание?

Разумеется, сам! Хотя люди, знакомые с древней восточной философией, наверняка заметят в ней сходство с одной малоизвестной буддистской притчей. Что тут поделаешь? Избавиться от полученных когда-то знаний невозможно. Не отказываться же от собственных моральных принципов только потому, что их придерживается кто-то еще!

3. Как происходит эволюция ваших персонажей? Наш современник-кузнец превратился в образцового героя – нечисть – изводителя (что вполне логично), но даже в ... "мудрого и непобедимого Тенгизхана", а испуганный подросток из РФ стал не только сыном захудалого боярина, но и чрезвычайно нелюбимым недругами Руси князем Сакульским, регулярно спасающим Родину и царя. Так с самого начала было задумано?

Сразу хочу поправить: "испуганный подросток из РФ" стал истинным князем в первую очередь потому, что получил достойное мужское воспитание от честного русского боярина и древнего волхва, которые и преломили разлагающее воздействие современной воспитательной системы. Что до того, было ли это задумано сначала — то да, разумеется. Мне не нравится писать про отребье общества, про трусов, воров и предателей. Честные и отважные люди куда ближе моему сердцу.

4. Олег Середин, ставший столь почитаемым многочисленными российскими читателями Ведуном, был одним из завсегдатаев реконструкторского клуба "Остров Буян". Как вы относитесь к ролевому движению и различным вариантам исторической реконструкции?

К движению исторической реконструкции я отношусь с огромнейшим уважением! Уверен, что в восстановление реалий прошлого эти клубы вносят куда больше самых образованных археологов. Хотя бы потому, что для понимания значения меча или щита мало выкопать их из могильника или рассмотреть на картинке. Нужно взять оружие в руки, "поиграть" им в поединке с товарищем, выстроить фалангу, поработать против копейщика или всадника. То же самое относится и к одежде, обуви, другому инструменту. Понять его, узнать, зачем и почему сделаны на нем те или иные детали, можно, только взяв его в руки, использовав в деле, изготовив его самостоятельно из подручных материалов. А это именно то, чем занимаются "реконструкторы". Огромное им все за это спасибо за все те советы и пояснения, что удалось от них услышать. На ролевое движение я смотрю больше как автор. Завидую писателям, сумевшим написать столь увлекательные произведения, что попасть в придуманный мир стремятся сотни людей. Надеюсь, когда-нибудь и мне удастся попасть в число тех, чьи романы стали основой для "игры".

5. Хотелось бы вам поучаствовать в ролевой игре по циклу "Ведун" или "Князь"? И в качестве кого?

Боюсь, что в качестве зрителя. За каждого из героев я уже успел сыграть в полной мере. Вот взглянуть на них со стороны было бы интересно. Наверняка найдется, что добавить каждому.

6. В вашем романе "Князь. Заговорщик" описывается случай, как в Нарве подгулявшие в трактире немцы стали глумиться над оставленной в трапезной русским купцами иконой Богородицы и бросили ее в огонь. В комнату влетел вихрь и разнес огонь по всему городу. Это случай придуман вами или действительно описан в летописях?

Вот в таких деталях я всегда точен! Я могу придумывать всевозможные события из жизни своих героев, не влияющие на общую картину прошлого, но никак не исторические факты! Случай с иконой присутствует в "Истории государства Российского" Николая Карамзина, который сам, помнится, ссылается на Никоновскую летопись. На самом деле для человека того времени в этих событиях нет ничего странного. Схизматики стали глумиться над иконой, Господь их покарал. Вполне естественная для христианина ситуация. Посему попадание истории в письменные источники как подлинной полностью оправданно. Узнать же абсолютно точно достоверность сих событий уже невозможно.

7. Описания славянских традиций и ритуалов в ваших романах имеют под собой историческую реальность?

Скажем так: примерно семьдесят процентов описанных традиций и ритуалов взяты из доступных мне научных работ современных этнографов, процентов двадцать дополнено из опыта реконструкторов и еще процентов десять добавлено уже на основании собственного опыта, здравого смысла и требований связности сюжета.

8. Прочитав ваши произведения, хочется задать вопрос – где вы обучались древнеславянской магии? Такие натуралистические описания, емкие фразы заклинаний...

Признаю, колдовством я в прошлом немного побаловался. Отдал дань юношескому любопытству, духовным исканиям, уходил от мира к отшельникам. Самым большим удивлением из этих опытов стало то, что заклинания действительно действуют! Правда, не так часто, как хотелось бы. Полагаться на магию, как средство достижения цели, увы, не стоит. Она подводит в четырех случаях из пяти. Но очень многие люди, которым я помогал наговорами и чародейством, потом приходили с благодарностями. Поэтому в своих книгах я описываю только реальные заговоры и обряды. Дабы никто не нанес себе вреда, воспользовавшись из любопытства неправильным наговором.

9. Насколько ваши герои похожи на вас? Как часто вы залезаете в шкуру своих героев, ставите себя на их место?

Влезать в шкуры героев приходится постоянно. В том числе и отрицательных. Ведь каждая скотина и подлец ведут себя гнусно не потому, что автор назначил их "плохими дядьками", а имеют некие цели, убеждения. Мотивы их поведения нужно понимать и воспринимать, дабы поступки каждого подлеца выглядели естественными, а сам персонаж не превращался в деревянную куклу на ниточках. Так что вопрос о том, насколько герои похожи на меня, весьма двусмысленный. Герои должны быть самостоятельны, со своими характерами и убеждениями. Кто-то излишне подозрительный, кто-то корыстный, кто-то честный и наивный, кто-то завистливый или глуповатый. Кто-то воспитан в безусловной преданности друзьям и Отчизне, кто-то за лишнюю копейку мать родную продаст, кто-то из-за мелочи другом рискнет, но при этом жизнь свою за него же положить не пожалеет. Многие из моих героев и правда похожи на меня, не без этого. Но есть и такие, которых мне искренне жаль, но не исправишь. А есть те, что и для меня самого становятся образцом для подражания. Пишешь и думаешь: "А вот я бы так не смог".

10. Из ваших циклов могли получиться увлекательные фэнтезийно - патриотические сериалы. Неужели не предлагали?

Предлагали. И даже договора были заключены. Увы, кризис подкосил очень многие планы. Хотя надежда еще остается.

11. Многие сравнивают вашего "Ведуна" с "Ведьмаком" Анджея Сапковского. В чем же их принципиальное отличие? В моральности Ведуна и любви к родной земле и живущим на ней честным людям?

Ведьмак Сапковского — герой яркий и запоминающийся. Разумеется, я читал этот цикл, помню этого героя и некоторые его черты могли просочиться в образ ведуна помимо моей воли. Оба персонажа живут и действуют в сходных реалиях, оба — вечные скитальцы, оба умеют бороться с магическими силами. Как же им не казаться похожими? Разница же между ними в том, что Ведьмак — это в первую очередь наемник, который за заранее оговоренную плату убивает нежить, борется с неким Злом, служит сильным мира сего. Ведьмак — это могучая карающая длань. Ведун же по сути своей не каратель — он защитник. Он не борется со Злом, он защищает простых людей от тех бед, с которыми сами они не способны справиться. Ведун не станет торговаться со старостой, сколько именно серебра тот способен заплатить за избавление деревни от упыря, и не оставит поселок на произвол, коли тот недостаточно богат. Он уничтожит опасность в любом случае. Если же не получит платы вовсе — так ведун и на доброе слово согласен. Он защитит и от лихоманки, и от татей из соседнего леса, готов жестоко отомстить чужакам за грабеж. Но ни за какие деньги он не станет трогать суперклыкастое, чешуйчатое, огнедышащее и страшное воплощение зла из соседнего леса, если то не причиняет вреда людям. Потому что он не убийца, а защитник. Ведун получился героем с чисто русским менталитетом: делай добро не ища корысти, защищай свои веси не жалея жизни, но не обижай слабых и невинных, пусть даже они из чужого племени. Обозвать намеченную жертву Злом и истребить без жалости — не в наших традициях.

12. Как вы относитесь к жанру "славянское фэнтези"? Большое видится не только на расстоянии, но и изнутри: какие "плюсы" и "минусы", по мнению писателя и составителя серий Александра Прозорова, есть у отечественной фэнтези?

Я думаю, мое мнение очевидно из предыдущих ответов. Главными героями "западного фэнтези" испокон веков были персонажи аморальные. "Благородные разбойники", "честные воры", "храбрые убийцы". Классикой жанра являются наемные убийцы или грабители, в силу неких обстоятельств решившие спасти мир или, хотя бы, какую-нибудь принцессу. Но даже принцессу герой из западного фэнтези скорее всего будет спасать за деньги. Потому что его наймут, как Конана или Шрека. А бороться против тирана станет, потому что предварительно этого самого тирана обокрал, и тот обиделся. В "славянском фэнтези" уголовный элемент на первые и даже вторые роли выбивается редко. Вспомним один из самых популярных романов, который можно даже назвать зачинателем жанра — "Волкодав". Можно сказать, что в нем много общего с не менее знаменитым "Конаном-варваром". Оба героя попали в рабство после гибели своих родов, оба выжили и вышли на свободу. Однако целью Волкодава стала месть убийце, после чего он решил заняться мирным трудом, отвлекаясь от оного только ради помощи своей новой родине — жителям города и его князю. Конан же нашел себя в разбое и наемничестве, поиске сокровищ, а отомстить за семью ему повезло чисто по случайности.

13. В вашем романе "Князь. Война магов" царь Иоанн говорит об изобретении своего супротивника митрополита Макария, "коим он книжечки свои по рукам пускает". Еще до первопечатника Федорова. Откуда вы черпаете знания по истории Руси и соседних стран той далекой поры?

Трудно поверить, но в большинстве случаев — из открытых и широко доступных источников вроде энциклопедий и пособий по истории для школ и вузов. В энциклопедическом словаре прямо написано, что Федоров издал не первую книгу, а первую датированную книгу. Книгу, имевшую дату издания. Все предыдущие печатные издания на Руси выходных данных не имели и хранятся под общим обозначением: "анонимные издания". Да и сам Федоров жаловался, что уехал из Москвы из-за происков конкурентов. В подробной статье любого приличного справочника вы можете прочитать про Ивана Грозного: что он построил первую консерваторию, способствовал развитию книгопечатания, отменил кормления, ввел местное выборное самоуправление. Но упоминание об этом в книгах почему-то вызывает у многих удивление. Или еще пример. Если вы откроете любую энциклопедию на имя Магнуса Датского, то узнаете, что вся завоеванная в ходе Ливонской войны Лифляндия от Риги до Юрьева была отдана ему в качестве приданого за племянницей Иоанна Грозного. Датскому принцу, фактически — Дании. Вроде не секрет. Однако в других статьях тех же энциклопедий указывается, что эти земли были отвоеваны у Грозного поляками. Как, почему, когда? Однако, стоит восстановить в романе реальный ход истории, поэтапный, каждый шаг которой согласован с этими, никем не оспариваемыми источниками — и меня тут же начинают обвинять в обмане и незнании! При написании "Князя" моими настольными книгами стали еще два научных труда. "История" Карамзина и, в качестве основного источника, очень тщательное и аргументированное, переполненное фактическим материалом исследование Казимира Валишевского "Иван Грозный". Рекомендовать его для чтения никому не буду: товарищ ненавидит Россию лютой ненавистью. Но зато фактов собрал очень много. И в этой работе — можно быть уверенным — ничего сомнительного в пользу России историк не приведет. Только то, что невозможно оспорить

14. Колоритные у вас амазонки в "Легионе" получились. Есть шанс снова повидаться с ними в ваших романах?

Ни за что не скажу! Выдавать сюжетный план еще не написанных книг — значит лишить читателя интереса к будущему повествованию.

15. С чего начиналась ваша писательская деятельность?

Советские времена, острая нехватка столь любимой всем фантастики на прилавках и в библиотеках. Не имея возможности читать, попытался создавать что-то на интересные мне сюжеты сам. А когда набрался жизненного опыта — попытался воплотить задуманные сюжеты на бумаге. Многое получилось.

16. Как вы выбираете себе соавторов?

Выбирает судьба. Когда молодой и явно талантливый автор приносит свои произведения, то поначалу они нуждаются в значительной корректировке. Просто из-за того, что начинающему автору не хватает литературного опыта. Если автор не против, то я, в силу своего разумения, вношу в его произведение те коррективы, которые нужны, чтобы оно "заиграло". Некоторые сюжетные линии добавляю, иногда убираю, меняю или дополняю эпизоды, разворачиваю самые красочные сцены. И таким образом оказываюсь соавтором, отвечающим за произведение в целом.

17. Каких авторов читает писатель Александр Прозоров? Какие фильмы наиболее запомнились, и может быть, даже повлияли на творчество?

Естественно, в первую очередь Костомарова, Соловьева, Демина, ищу новые источники. Кто знает, какие еще исторические нюансы проскочили-таки мимо моего внимания? Люблю Хайнлайна, Даррела, Хойла и лучшего из русских писателей — Михаила Булгакова. Его литературный язык и гибкость сюжета — неподражаемы! Наших современников стараюсь не читать. Не столько потому, что не нравится, сколько из боязни, что придуманные ими сюжетные находки и герои отложатся в памяти — и потом подсознательно просочатся в мои произведения. Получится невольный плагиат. Фильмы, которые запомнились и которые оказали влияние на творчество, зачастую очень и очень разные. Когда я вместе с детьми смотрел "Гарри Поттера", то был сильно раздосадован, поскольку так сюжеты делать нельзя, и очень многие герои неправильны. И появилось желание сделать все "правильно". С другой стороны, мне очень понравились "Изо всех сил", "Афера Томаса Крауна", "Классик", "Потайная комната". Но ничего похожего я, естественно, писать не буду. Культовые фильмы типа "Матрицы", "Пиратов Карибского моря" или "Идентификации Борна" упоминать не стану. Не потому, что не смотрел или не произвели впечатления, а потому, что вряд ли мое мнение отлично от мнения большинства зрителей.

18. Судя по циклу "Легион", Ганнибал является вашим любимым историческим деятелем. Кто, по- вашему, еще достоин Вечности и запечатления не только в исторических хрониках, но и в романах?

Генерал Котляревский, чуть ли не в одиночку воевавший с Турцией, в то время как общее внимание было приковано к Наполеоновскому нашествию. Алексей Тишайший, "тихо" проведший немало судьбоносных реформ русского общества и вернувший многие потерянные в Смуту земли и даже раздвинувший границы еще далее. Хотелось бы восстановить в памяти людской подвиг двухсот детей боярских, что в 1572 году встретили у Сенькина брода стадвадцатитысячную армию Девлет-Гирея и полегли все, не отступив ни на шаг перед врагом, невероятно превосходившим их числом. Когда читаешь исторические хроники, дела очень многих людей вызывают восхищение. Трудно выделить из многих самых достойных наиболее достойного.

19. Будет ли продолжение у "Темного Лорда"? Встреча с повзрослевшим Битали...

Очень надеюсь, что ему удастся повзрослеть. Враги не дремлют, а он еще даже школы не успел закончить. Спасаю, как могу.

20. О чем будет ваша следующая книга и когда она выйдет?

Очень надеюсь, что мне наконец удастся написать о битве у деревни Молоди, определившей судьбы Европы. Это моя давнишняя мечта.

Беседовал Алекс Громов.  (07.07.2009)

Категория: Интервью с писателями | Добавил: Митр (12 Ноя 2009)
Просмотров: 2058 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 2
2 bakalova_ekaterina   (19 Окт 2017 12:26 PM) [Материал]
Доброго времени суток. Александ Дмитриевич, очень хотелось бы, наконец-то, посмотреть сериал по циклу книг "Ведун". Но понимаю, что нашим экранизаторам нельзя доверять:( Если когда-нибудь все-таки моя мечта сбудется, то хотелось бы, чтобы это был качественный сериал с хорошей игрой актеров, без исторических неточностей и киноляпов. Можно привести в пример "Хоббит" или "Властелин колец". Удачи Вам в творчестве, побольше новых идей! С уважением, Екатерина.

1 Козулина Ольга   (01 Мар 2011 3:36 PM) [Материал]
Здравствуйте, Александр Дмитриевич. Как вы относитесь к сотрудничеству с клубом любителей фантастики и фэнтези "ЛюФФ"? Мы проводим встречи читателей с писателями-фантастами. В нашем клубе уже побывали такие писатели, как Мария Семенова, Андрей Балабуха, Михаил Ахманов. Встречи с писателями проводятся в библиотеке им. А.И. Герцена, на базе которой и существует клуб "Люфф". Информацию о нем вы можете получить на сайте библиотеки-http://www.lplib.ru/about/pps/club/. А также на странице в контакте-http://vkontakte.ru/club24190174. Если вас заинтересовало наше предложение, то можете написать по адресу olina.ok@mail.ru или позвонить по телефону (812) 271-37-96.
С уважением, Ольга.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)