Дмитрий Глуховский: «Метро-2034» - не халтура!
Глуховский выглядит уверенным в себе и бодрым, как и положено человеку, у которого исполнилась мечта всей жизни. Его самая успешная книга «Метро-2033» сначала не заинтересовала издателей, и он выложил текст в Интернете. Через несколько лет издатели поняли свою оплошность, и «Метро-2033» стало супербестселлером в России и за ее пределами. Новый роман «Метро-2034», презентация которого состоялась в Минске, тоже раскупается хорошо, но не все читатели от него в восторге. Обозреватель портала www.interfax.by встретилась с Дмитрием Глуховским и побеседовала с ним об эволюции автора и неприятии публики. Книжный Минск не отстает от Москвы - Цель моего промо-турне - рассказать читателям других регионов, городов и стран, что я вообще есть такой на свете и что я пишу книги, которые неплохо было бы им почитать. Но на примере Минска я понял, что ничего людям объяснять не надо, потому что как только книга появляется в Москве, она быстро добирается и до Минска, и здесь все знают меня и мои книги. Я понял, посмотрев на книжные прилавки, что у вас читают то же, что в Москве, скорость книжного реагирования довольно быстрая. «Метро-2034» - книга, с которой я приехал - в корне отличается от «Метро-2033». Если для читателей между двумя этими книгами, так же, как между их названиями, прошел всего год, то для меня их между собой разделяет, по меньшей мере, пять лет. Начинал «Метро-2033» писать, когда мне было девятнадцать лет, закончил в двадцать четыре. Сейчас мне двадцать девять, и понятно, что я, писавший первую книгу, и я, писавший вторую книгу, - это два разных человека. И я не мог позволить себе, учитывая то, что между обоими «Метро» написан еще вполне взрослый роман «Сумерки», взять и повторить то, что уже сделал однажды. Технически это очень просто, но вдохновения не было бы. Я принципиальный противник того, чтобы брать и штамповать по одной схеме бесконечные «ночные» и «дневные дозоры» или какие-то другие книги, как делает, например, писатель Вадим Панов. Я не хочу быть фантастом - это раз, и два - я не хочу быть коммерческим автором. Мне, конечно, приятно, что столько народу знает и читает, но я не хочу застревать на одной ниве и не хочу становиться заложником постапокалиптического мира, который я однажды придумал... Сделай сам! - К нынешней истории, когда «Метро-2034» выходит и оккупирует на два месяца первые строчки продаж всех московских магазинов (это пока не разошелся, к примеру, Акунин), я шел достаточно долго и напряженно, и в это было вложено гораздо больше работы, чем можно себе вообразить. «Метро-2034» - это не коммерческий проект, он мой собственный, я целиком вел его самостоятельно. Сам изобрел концепцию, сам придумал, как должен выглядеть сайт, сам договаривался с художниками, сам оплачивал работу дизайнеров, сам искал информационных партнеров, сам договаривался с Дельфином о написании саундтрека к книге, и даже - не поверишь! - сам писал книгу. Это уникальный опыт, когда бестселлер делается не какой-то промоутерской махиной, и даже не опытными продюсерами, которые вкладывают кучу денег, а самим автором, который денег фактически не вложил. Я даже собирался издаваться самостоятельно, но в последний момент издательство «АСТ», которое является крупнейшим в России, просто сделало мне предложение, от которого я не смог отказаться. Мой опыт по самостоятельной раскрутке книги интересен еще и тем, что показал, что на определенном этапе любой человек, не нуждаясь в протекции особой, может взять и сделать то, что ему нужно. Меняться и развиваться даже ценой потери публики - Для меня принципиально важно развиваться, двигаться вперед, экспериментировать. Даже если часть людей, как это вышло с «Метро-2034», посчитает, что я исписался, что я написал унылое...ммм... творенье - видимо, это плата за эксперименты и за поиск себя. В любом случае, мне было больно, когда часть людей меня достаточно жестко критиковала за эту книгу, но я хотел расти над собой, делать что-то новое, развиваться - вот, пожалуйста, ничего в этом мире не бывает бесплатно. Я знаю, что в «Метро-2034» большие буквы, и я знаю, что в книге широкие поля, и я знаю, некоторые сочли это признаком того, что автору нечего сказать, что он исписался - это не так. Книга «Метро-2034», несмотря на большой шрифт и картинки внутри, - это не халтура. Произведение, если считать в печатных знаках, такого же размера, как «Сумерки», один в один. Я постарался меньше воды лить, хотел, чтобы книга была более концентрирована. В «Метро-2034» нет случайных сюжетных линий, все там происходит к чему-то, и все ружья, которые развешены в первом акте, стреляют в четвертом. Книга получилась более цельной, более взрослой, более поэтичной. Может быть, менее драйвовой и менее атмосферной, потому что я хотел сосредоточиться не на сюжете, а на внутреннем мире героев. «Метро-2033» по сути романом не является - это такая бесконечная повесть с одним-единственным героем, без эволюции характера, без четких отношений между героями. «Метро-2034» - это настоящий классический роман, хотя и небольшой, в котором есть несколько переплетающихся сюжетных линий, эволюция отношений героев друг с другом. Главной задачей было сделать нечто, что бы отличалось от всего, что было раньше. И вряд ли кто будет отрицать тот факт, что книга отличается. В хорошую или плохую сторону - это, конечно, вопрос и вкусовщина. Но я совершенно точно не хочу оставаться заложником одной успешной книги. Книга, на которую у читателя уходит три дня, автором создается год или даже три. И когда все герои тебе только что не снятся по ночам, устаешь уже от них, хочется создать новых, незнакомых еще людей. Очень хорошо понимаю, почему Джоан Роалинг ненавидит своего Гарри Поттера. Да, он принес ей миллионы, но и сделал писательницу своим заложницей. Так вот я не хочу становиться заложником вселенной, которую создал. Хочу попробовать новые миры, новые сюжеты, новых героев и новые драмы. Я понимаю, что пойду на риск с точки зрения аудитории, и часть читателей от меня отвернется, потому что не захочет видеть романы в жанре альтернативной истории или киберпанка, им подавай исключительно постапокалипсис. Но я еще не в том возрасте, чтобы забронзоветь, закостенеть и начать «лабать» одно и то же, пусть даже это будет успешным. ***** В интервью сохранены особенности речи Д. Глуховского. По материалам / interfax.by /
|