Роман должен был ответить на два животрепещущих вопроса: «Чем все это закончится?» и «Как это будет исполнено?». Первый волновал читателей, второй — исследователей и критиков. Сумеет ли автор грамотно закончить, слить воедино столь сложное полотно? Ведь, по большому счету, все части «Войны мага» служили лишь плацдармом, подготовительным этапом перед решающим столкновением всех и вся в Упорядоченном, намеченном именно на «Конец игры». С читательской точки зрения к книге претензий нет: от нее невозможно оторваться, сюжет держит в напряжении до последней строчки, чувства персонажей переданы живо и достоверно, а Упорядоченное не хочет отпускать из своих тенет еще долго после завершения чтения, заставляя раз за разом мысленно возвращаться на просторы Мельина и Эвиала.
Все меняется, лишь стоит задуматься над вторым вопросом. Главным достоинством цикла было совмещение приключений тела, раскрытия внутреннего мира персонажей и пирамиды тайн, построенной автором. Именно этого лишен второй том «Конца игры»: вопросы большей частью нашли свои ответы в первой части, на долю же второй пришлось массовое побоище. Книга утратила внутренний баланс, что вкупе с не самым идеальным описанием боев несколько затрудняет восприятие идей автора и убавляет наслаждение от чтения. Это раз.
Против Перумова сыграла эпичность цикла. Масса персонажей, скрупулезность писателя в выписывании деталей, множество диалогов, где важно не то что каждое произнесенное слово, но подчас чуть ли не интонация, — все это не позволяет разом удержать в памяти весь цикл, а потому многие намеки между строк, объяснения, требующие вспомнить, скажем, разговор Фесса и Западной Тьмы, случившийся в одном из предыдущих романов, не всегда находят должный отклик у читателя. То, что раньше, в силу относительной локальности действия, было простительно, в последней книге, когда сюжетные линии и отдельные персонажи сошлись наконец в единую точку и читатель больше не может спокойно следить за происходящим, теперь слишком влияет на восприятие текста. Это два.
В предыдущих книгах Перумов показал себя мастером создавать тайны, — теперь он должен был продемонстрировать умение их раскрывать. Но вопросов оказалось слишком много, и подчас, в стремлении дать ответы читателю, автор вынужден был вставлять их куда ни попадя. Особенно гротескно смотрится сцена разговора Игнациуса и Эвенгара, когда первый уговаривает последнего, раз тому не жаль минутки, ответить перед дракой на пару вопросов. Это три.
При этом не может не радовать некий кивок автора в сторону «ружей на стенах». Раскрывая очередную тайну, Перумов выдает примерно следующий диалог:
— А зачем же они сделали это?
— Просто так. Им напакостить захотелось.
Вступили в конфликт и два умения автора — строить интересный сюжет и описывать реалистичные характеры. Временами, дабы привести героев в нужное место, подсказать какой-то ход, писатель вынужден был задействовать интуицию персонажей. В результате, подчас их «осеняло» в совершенно неожиданных местах. Это четыре.
И наконец, последний стилистический недостаток — пристрастие Перумова к масштабным действиям заклинаний, нечто навроде «земля вспучилась, море вышло из берегов». Удивляет одно — как в таких условиях хоть кто-то оказался жив.
Особую любовь у писателя вызывает ритуал самопожертвования во имя великих целей, подчас он делает такую жертву чуть ли не единственным способом остановить злодеев. Вызывает непонимание другое — Перумов настолько чтит предсмертные дела своих героев, когда те, словно осознав высшую истину, дабы остаться в ладах с собственной честью, совершают героические поступки, что готов за эти, безусловно, достойные свершения, простить им все предыдущие грехи.
Радует окончание — писатель решил не расставлять все точки над i, а лишь указал, что хоть эта история, этот раунд противостояния закончены, но жизнь продолжается, и перед каждым выжившим героем лежит своя дорога, и на пути встретится не одно приключение.
Итог: да, в отечественном фэнтези есть иные циклы, схожие по объему или претендующие на не меньшую эпичность, вспомним тех же Веру Камшу или Юрия Никитина. Но ни один другой писатель, работающий в жанре меча и магии, даже близко не сумел подойти по мастерству исполнения, глубине сюжетного замысла и живости персонажей ко вселенной, созданной талантом Перумова. В этом читателей в последний раз убедила последняя летопись Упорядоченного, — прекрасный пример для подражания тем, кто никак не научится завершать собственные бесконечные хроники. Более того, «Конец игры» — не просто окончание цикла, это блестящая точка в истории целой вселенной.
Читая эпилог, переворачивая последнюю страницу романа, словно прикрываешь дверь в нечто близкое и родное, прощаешься с уходящими в прошлое друзьями и как будто пережитыми самим собой приключениями. Не удивлюсь, если сыщутся романтически настроенные читатели, которые, окинув взглядом завершенную историю Новых Богов, Хранителя Мечей и Императора Мельина, пустят скупую слезу и посмотрят полным зависти взором на тех, кому еще только предстоит впервые погрузиться в творчество Перумова.