Хлопотное наследство Об этой книге пошла молва задолго до ее выхода в свет. Отрывки в свое время были выложены в интернете для «обкатки», и познакомившимся с ними хотелось поскорее увидеть, что же в конце концов получилось у молодого автора в ее дебютном романе. А еще то тут, то там вспыхивали обидные скандалы по поводу того, насколько оригинален текст (особенно если сравнить с сочинениями мэтрессы «ведьмовского» жанра) или каким образом столь юной особе удалось «пропихнуть» дебютную книгу в солидное столичное издательство. Неудивительно, что взялся я читать роман Натальи Щербы с определенным настроем и ожиданием.
Признаться, ожидания не были обмануты. Положим, книга не шедевр, после которого писателю следует сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно» и уже больше ничего не делать, чтобы не испортить впечатление от Единственного и Неповторимого. Однако ж и не бездарная поделка, коей лучше бы и не рождаться на свет. Нет, роман очень неплох и доставил немало приятных минут. И при всем том видно, что это дебют, не лишенный изъянов.
Если говорить об архитектонике произведения (сюжете, композиции, идейно-тематическом пространстве), то сразу отметем досужие вымыслы. Никаким клоном известного «ведовского» цикла не пахнет. Здесь совершенно иной литературный контекст, основанный больше на классике, чем на современности. Исключение составляет разве что вездесущий «Гарри Поттер» (как без него начинающему юному фантасту, для которого, впрочем, это уже всамделишная «классика»). А так вполне приличные учителя-маяки: Булгаков с «Мастером и Маргаритой», Гоголь с «Вием» и «Страшной местью» (влияние последней чувствуется в обрисовке местного карпатского колорита). Учиться у таких не стыдно и даже полезно.
Сам по себе сюжет довольно банален. Городская девушка неожиданно получила странное наследство от прабабки-горянки и вынуждена стать ведьмой. Естественно, пришлось поучиться в средней и высшей школах чародейства и ведовства, чтобы в финале «построить свою любовь». Однако ж что еще можно выдумать в узких рамках этого направления? Наталья Щерба, не сильно напрягаясь с придумыванием сюжетных поворотов, сделала ставку на местный колорит — и не прогадала. Перед нами чудный, оригинальный мир Прикарпатья с его особой атмосферой жизни. Причудливо звучащие для непривычного уха географические названия и фамилии: Цямброне, Несамовите, Окрайчик, Вордак. Замечательные пейзажные и этнографические зарисовки. И, главное, весьма специфический менталитет, не похожий на менталитет, скажем, той же Восточной Украины. Такое впечатление, что действие разворачивается где-нибудь в Венгрии или Чехии.
Автор дебютант, и это видно по неровностям и шероховатостям стиля. Текст состоит из нескольких различных по стилевому оформлению фрагментов. Так, совершенно не вяжется в плане слога с двумя остальными начальная часть книги. Это типичная ироническая женская проза в духе детективов Донцовой, Поляковой и Калининой. Она настраивает совсем на иное повествование, нежели то, с чем мы сталкиваемся в дальнейшем. Вторая и третья части — уже психологически-исповедальная проза, лирический дневник души юной героини.
Образ Тани Окрайчик, кстати, тоже неровен. Но это и простительно, и понятно, поскольку вяжется с логикой развития характера. Девушке приходится сталкиваться с такими коленцами судьбы, что поневоле озадачишься: почти не работавшей горожанке доведется попасть и в секретарши к черту, и в деревенскую школу ведьм, и в магический университет. Атмосфера, царящая в этом заведении, отнюдь не напоминает привычные «хогвартсы». Ее можно сравнить скорее с духом американских школо-колледжей типа Беверли-Хиллс, где бал правят склоки девчонок, не поделивших всеобщее внимание, рейтинги и парней. Как-то мелковато для будущих ведьм и непонятно для людей среднего и старшего возраста. Но как актуально для самих школяров и тех, кто только-только покинул школьные дворы! Понятно, в какой среде роман «Быть ведьмой» встретит наибольшее сочувствие.
Остальные персонажи получились куда более цельными: тот же «чертик» Леша, Вордак-старший, сельская ведьма Олеша, стервозная красавица-венгерка Ружена Мильтова.
Особо хочется отметить оформление романа. Художник Олег Бабкин в иллюстрации на обложке замечательно передал характер главной героини (хотя в горах угадываются скорее Гималаи, нежели Карпаты), а в рисунке на фронтисписе — самый дух книги.
Итог: все хорошо, что хорошо кончается. Поздравим автора с удачным дебютом, а всех любителей городского фэнтези — с приятным знакомством со славным и милым текстом.
Цитаты
И тут девушка почувствовала сильное волнение. Ощутила каким-то шестым чувством. Ее словно бы накрыло ледяной волной чужого страха. И это сумбурное, неведомое «что-то» явно исходило от Лешки. Кажется, чертик сильно перепугался. Возможно, она нежданно-негаданно смогла проникнуть в его чувства, потому что...
Таня с удивлением заметила, что неожиданно перестала бояться: страх исчез, как только она увидела Черное озеро. Браслет приятно согревал руку, но девушка и сама знала, что приближается ответственный момент: тайна прабабкиного наследства вот-вот должна раскрыться... и так даже лучше.
Это интересно
Цямброне — реальное село, расположенное у подножия Черной Горы, на которой находится древняя обсерватория (в народе — «Черный замок»).
Реальное озеро Несамовите — очень древнее, сотворенное тысячи лет назад, «рожденное ледниками». Про него говорят: «Вода всегда холодная, даже летом лед на поверхности плавает. Нет там жаб, нет рыбы. Но жизнь есть...». Здесь каждый год гибнут туристы, ибо человеку «простому» купаться в нем нельзя — все счастье потеряет. И, по легенде, ведьмы из его вод силу волшебную на Папоротниковый день черпают.
Присутствуют
ведьмы
школа чародейства и волшебства
могущественные артефакты
Отсутствуют
эльфы и прочие фэнтезийные народы
вселенское зло
драконы