Сколько у нас шпаг?.. ...И вовсе не четыре, а десять. И не шпаг, а мечей-картагов. И речь в романе идет не о четырех мушкетерах, а о пятерке Избранных. Да, разумеется, и автор данного опуса не Александр Дюма. Совсем не Дюма.
Небогатый, но донельзя благородный Лек ар Сартен прибывает из глухого уголка Империи в торговый Тарсидар — послужить государству. Юноша недавно стал одним из горных мастеров, воинской элиты Элиана. Обстоятельства вынуждают Лека взять четверых учеников: скомороха, аристократа, орка и эльфа. Разумеется, столь разношерстой компании полагается древнее Пророчество. О нем и судачат мудрые старики-наставники главгероев, в то время как Избранные набираются опыта в мелких стычках, а коварные святоши готовятся продать Империю врагу.
Иар Эльтеррус сделал очень оригинальный ход: главные герои существуют сами по себе, а центральная интрига романа — заговор церковников — сама по себе. Эти линии, конечно, кое-где пересекаются, но не настолько, чтоб образовать цельный сюжет. В чем автору не откажешь, так это в буйстве фантазии, однако никакой логики за этим буйством не стоит. Вызывает искреннее недоумение, откуда в Империи, которую писатель изобразил чуть ли не идеальным государством, берутся нищета, пьянство, преступность, да и сам тайный заговор.
Текст книги местами напоминает плохо отредактированный компьютерный перевод, а вставленные там и сям стихи откровенно бесталанны. Налицо беззастенчивые заимствования: орки именуются урук-хаями (исконно толкиновское слово), эльфа зовут Тинувиэль (имя из «Сильмариллиона», причем женское!), разделение пятерки Избранных по цветам аналогично таковому в Magic The Gathering.
Итог: затянутый пролог к циклу, совершенно не вызывающий желания читать продолжение.
Цитата
— Церковь... — гадливо скривился Лек. — «Святые» отцы считают, что только у них есть монополия на истину. Честное слово, слишком много его величество этой поганой сволочи воли дал. Давить их надо без жалости, как клопов!