Еще одно ключевое слово В современной отечественной фантастике книги Марины и Сергея Дяченко занимают особую нишу: пожалуй, мало кто из коллег этого киевского дуэта уделяет столько внимания человеческим взаимоотношениям и морально-этическим дилеммам. И хотя Марина и Сергей стараются чередовать фэнтези-романы с научно-популярными или же с фантастикой социальной, их внутренний вектор остается прежним. Приключения души важны для них много больше, чем приключения тела, и сколь бы причудливыми ни были придуманные авторами миры, они всегда оказываются еще одним наполненным смыслом элементом общей картины, еще одним ключевым словом в вопросе, который задают писатели себе и нам.
Не секрет, что после нескольких проектов, предназначенных в первую очередь для детской и подростковой аудитории, постоянные читатели Дяченко ждали от них “взрослого” романа — и вот наконец дождались! Vita nostra — вещь для вполне зрелого, искушенного читателя, пусть даже ее героиня — школьница-выпускница, еще одна в череде книг своеобразного “девчоночьего цикла” последних лет.Впрочем, сходство Саши Самохиной с героинями нескольких предыдущих книг Дяченко — на самом деле только кажущееся. Сверхспособности не оказываются для нее пропуском в сказочно-фэнтезийный мир (как это было в дилогии “Ключ от Королевства”) и не вынуждают бороться с “системой” (как в “Дикой энергии”). Просто Саша Самохина поступает в некий особый вуз…
Впрочем, давайте по порядку. Сперва на курорте Саше встретился некий странный человек, который дал ей поручение. “Не сложное. Я никогда не требую невозможного”. Саша должна в четыре часа утра голышом войти в воду, проплыть сто метров и коснуться ладошкой буйка. В общем, действительно ничего такого: ночью на пляже никого не бывает, стесняться некого.
Вот только с какой бы стати Саше выполнять странные желания незнакомца?!
Да по той простой причине, что иначе может пострадать Сашина мама: незнакомец весьма убедительно продемонстрировал собственные возможности, которые не объяснить никакими “совпало” или “померещилось”.
И это — только начало. Таинственный Фарит Коженников курирует Сашу: дает ей странные задания, проверяет на пригодность... поди пойми, к чему именно! Потом сообщает, что она прошла экзамен и принята в институт Специальных Технологий г. Торпы. Какие такие технологии?!
Да весьма странные, как оказывается. Ибо в уютном захолустном городке Торпа учат отнюдь не обращению с волшебными палочками. То, чем занимаются студенты Института, скорей похоже на занятия эзотерическими психотехниками. И результаты соответствующие: иные, не выдержавшие нагрузок, навсегда ломаются. К тому же нерадивая учеба может самым роковым образом отразиться на их близких людях...
Две стороны Сашиной жизни (личные переживания и изменение внутреннего качества) переплетаются в романе; успехи в учебе и разочарования в любви, и наоборот. А в конце ее — и читателя — ждет выпускной экзамен и потрясающий финал...
Итог: пожалуй, один из лучших романов Дяченко: не только задающий серьезные, нестандартные вопросы, но и читающийся буквально “влет”. Писатели проявили высший пилотаж и в который раз доказали, что не зря их называют ведущими отечественными фантастами.
Это интересно В книге есть несколько фрагментов, которые Саша “вычитывает” вдруг из бессмысленного, казалось бы, узора слов в учебнике. Фрагменты эти — цитаты из вполне реальных книг. И если вы сможете их распознать, возможно, общий узор самого романа обретет для вас дополнительную глубину…
Вслед за своими российскими коллегами попали в цепкие лапы киношников и Марина с Сергеем. В разной стадии готовности к запуску пребывают экранизация романа “Ведьмин век” и еще несколько проектов по их книгам. А в ноябре на Дне фантастики в рамках Киевской книжной ярмарки был представлен потрясающий, веселый и яркий мультфильм “Курица, которая несла всякую всячину”.
Цитата
Сашка сжала руки на коленях:
— Зачем вы с нами это делаете? За что? Мы особенные, мы в чем-то провинились?
Портнов пощелкал зажигалкой:
— Нет. Вы не провинились. Но вы должны учиться, учиться прилежно, а вы не хотите.
— Потому что нам не объяснили, чему нас учат и зачем. [...]
Портнов хмыкнул.
— Что такое верификация, Самохина?
— Эмпирическое подтверждение теоретических положений путем возвращения к наглядному уровню познания, когда идеальные абстракции отождествляются с наблюдаемыми объектами, — удивленно сообщила Сашка.
Коженников кивнул:
— Ваша учеба — наблюдаемый объект. Вернее, наблюдаемый процесс. А то, что происходит с вами на самом деле, вы на данном уровне развития ни понять, ни осознать не в состоянии. Все равно как собрать в джунглях молодых шимпанзе, собрать вместе и в результате некого процесса запустить их преобразование… нет, не в людей. В модели мировых процессов и явлений всех уровней. Инфляцию, глобализацию, ксенофобию… Тебе понятно, как из обезьяны сделать модель биржевого кризиса?
Сашка молчала.
Присутствуют
скрытые цитаты
психологически жесткие сцены
динамичный сюжет
Отсутствуют
гаррипоттеризм в любых формах
рецепты по “прозрению” в домашних условиях за пять минут