Ольга Громыко «Год крысы. Видунья»
Романтическое фэнтези * Вид книги: роман * Издательства: Альфа-книга * Выход: 17 мая 2009 * Серия: Магия фэнтези
Крысофобия Человек испокон веков испытывает какой-то инфернальный, подсознательный страх перед крысами (по научному — земмиофобию). С чего это пошло? Не с тех ли пор, когда полчища отвратительных хвостатых тварей шастали по Европе, неся болезни и смерть миллионам людей? Или еще раньше, когда еще в пещерах приходилось сражаться с мерзкими существами из-за куска мяса или мозговой косточки? Как бы то ни было, но крысофобия — это серьезно и практически неизлечимо. Главную героиню нового романа Ольги Громыко, Рыску, угораздило не только подцепить боязнь крыс, став свидетельницей жуткой гибели бирюка-односельчанина, но и родиться в Год Крысы (в этом плане название романа символично). Это-то и предопределило ее судьбу. Мир, описываемый в книге, буквально пропитан магией. Однако не той, к которой мы привыкли, скроенной по западноевропейским образцам, а какой-то «бытовой», что ли, «деревенско-местечковой». Здешние «волшебники», именуемые путниками, не творят чудес, а помогают людям (не за бесплатно, конечно!) подправить их судьбы, вытащить «счастливый билетик». Главные же помощники любого уважающего себя «путника» — опять-таки они, крысы, да только радости от такого сотрудничества никто не испытывает... С такой вот крысой и угораздило связаться Рыске. Правда, для этого ей поначалу пришлось едва ли не ежеминутно пересиливать себя, борясь с подступающим к горлу страхом и отвращением. Однако ж справилась, за что и начало воздаваться ей то ли от богини Хольги, то ли от ее злокозненного супруга Сашия (некоего аналога нашего сатаны). Громыко и в этом романе верна себе. Любимые ее герои — не короли, рыцари или светские дамы, а крестьяне и крестьянки. И действие по большей части разворачивается в декорациях деревушек и хуторков. Вся начальная часть книги посвящена детству героини. На наш взгляд, это самый интересный кусок текста. Интересный потому, что он несколько необычен для творческой манеры писательницы — сплошная психоделика в духе раннего Стивена Кинга. Автору удалось передать животный страх Рыски перед крысами. Напевным, густым слогом описывается деревенская жизнь с ее немудреными проблемами, горестями и радостями постепенно взрослеющей девочки. И неизменными мрачными символами грядущих бед выступают серые твари, появляющиеся едва ли не на каждой странице. Только-только успокоишься, отвлечешься, увлеченный рассказом о шалостях Рыски и ее дружка, жулика-проказника Жара, ан из какого-нибудь угла, щели или дымохода и выскочит хвостатая гадина, щеря острые зубы. Подобное начало сулило многое. До тех самых пор, пока героине не надоело гнуть спину на скупого дядю и она, прихватив узелок с пожитками, не удрала с хутора искать лучшей доли. С этого момента, вернее, со встречи с разумной путничьей крысой, книга превращается в то, чего и ожидали от Громыко ее многочисленные почитатели, — романтически-сентиментальное фэнтези с юмором, забавными и не очень приключениями, намечающейся любовной линией и предчувствием некоей глобальной катастрофы, из которой Рыска и ее друзья должны будут выйти победителями. Хотя девушка и не гонится за славой, как героини большинства новомодных книг, не стремится овладеть тонкостями могучей магии и найти прекрасного принца-жениха, а чтит вечные ценности — семью, дружбу, верность слову, чистое сердце. Чем положительно, хоть и не всегда успешно влияет на спутников. Несмотря на смену интонации, писательнице удалось через все повествование провести главную задумку — показать, что люди и крысы очень похожи характерами и повадками. Не потому ль они, как одинаково заряженные полюса магнита, отталкиваются друг от друга? Особо важную идейную нагрузку несут здесь эпиграфы к главам, акцентирующие то или иное свойство крыс (читай, людей), которое потом иллюстрируется в тексте. Кстати, об иллюстрациях стоит сказать особо. Роман оформлен не штатным художником «Альфа-книги», а подругой писательницы Еленой Беспаловой, работавшей с автором в тесном контакте. Рисунки, выполненные талантливой художницей, удачно дополняют текст, показывая героев такими, какими их и представляла себе автор. Итог: преодолеть крысобоязнь, оказывается, не так уж и сложно. Всего-то и дела — найти с хвостатым грызуном общий язык (при этом, правда, желательно, чтобы крыса оказалась волшебной). Что до книги, то к финалу романа мы так и не получаем ответы на ряд накопившихся по мере чтения вопросов, что сулит продолжение, в котором, возможно, нас ожидают сюрпризы.
|