Андрей Круз «У Великой реки. Поход»,«У Великой реки. Битва»
По закону револьвера Действие двухтомного романа «У Великой реки» происходит в краю, напоминающем Сибирь, — но не реальную, а появившуюся в результате столкновения Земли и некой условной планеты. Произошло как бы наложение одной реальности на другую, из-за чего образовался причудливый конгломерат высокоразвитой технической цивилизации землян-людей и условно-средневекового мира, где живут гномы, эльфы, вампиры и иные сказочные народы. Не сказать, что идея выглядит слишком уж оригинально, однако ж... Перед нами типичный авантюрно-приключенческий роман, написанный в традициях вестерна. На лицо все жанрообразующие признаки: неразведанная страна с экзотической живностью, разбросанные по огромной территории форты первопроходцев, вынужденных защищаться от набегов туземцев, отважные трапперы-следопыты, промышляющие скальпами недружественных дикарей, салуны-трактиры, где пьют, веселятся и дерутся. А еще — атмосфера старины. Действие происходит в далеком будущем, но кажется, будто мы — в прошлом, весьма напоминающем Российскую империю конца 19 века, со всеми этими околоточными, целовальниками, половыми, купцами-бородачами, полицмейстерами, князьями и графьями, золотыми рублями и ассигнациями. Да еще и лексика соответствующая — милое сердцу «конфетно-бараночное» прошлое. Основной конфликт романа также типичен для вестерна. Удалой охотник за головами Александр Волков начинает погоню за государственным преступником, поимка которого принесет неслыханную ранее награду — 20 тысяч золотых рублей! Естественно, ради такого куша к герою прибиваются товарищи: гном и две прекрасные дамы (а как же в весьма и весьма напоминающем России вестерне да без любовного треугольника). Шаг за шагом, град за весью, погоня за схваткой герои приближаются к финальной битве, результат которой выглядит весьма неожиданно для такого рода литературы. Художественное своеобразие книги в том, что ее сюжетно-композиционная организация тесно увязана с жанровой спецификой. Андрей Круз — поистине отечественный Фенимор Купер, открывший нам мир Великоречья. Динамика повествования и самобытность характеров персонажей соединены с редкой дотошностью в воссоздании местного колорита. «У Великой реки» — воистину энциклопедия Внеземелья. Шагу не ступить без подробных описаний — оружия ли, из которого стрелял главный герой (со всеми особенностями его устройства), неприятелей ли, в которых он метил (с родословной от Адама). Порой от этого обилия информации устаешь, иногда авторские отступления-справки сбивают напряжение сюжета. В то же время понимаешь, что так и должно быть, что без этих объяснений невозможно проникнуться сутью происходящего. Справочные материалы добавляют повествованию достоверности, даже некой «документальности». Поневоле поддаешься на хитрый прием автора, начиная понемногу верить, что все это и впрямь было на самом деле. В упрек писателю можно поставить разве что некоторый схематизм лирической линии — но это общая беда «мужской» боевой фантастики. При этом женские образы книги Круза по убедительности ничем не уступают представителям сильного пола. Особенно привлекателен, манящ и загадочен так и не раскрытый до конца образ демонессы-тифлинга Лари. Итог: качественный образец авантюрно-приключенческой фантастики с элементами технофэнтези, готического романа и иронической прозы. Думается, роман придется по душе разным категориям читателей — как по возрасту, так и по интеллекту. P.S. Прототипом главного героя отчасти послужил Эд Мак-Гиверн (1874—1957), живший в Льюистауне, штат Монтана. Ему принадлежит несколько мировых рекордов в стрельбе из револьвера, в числе которых — попадание в 50-центовую монету пять раз за полсекунды, внесенное в Книгу рекордов Гиннеса. Из револьвера Мак-Гиверн мог поразить сразу шесть одновременно выпущенных мишеней до того, как они упадут на землю; шесть раз прострелить консервную банку, подброшенную в воздух на 7 метров; забить гвоздь в дерево несколькими выстрелами; подбить на лету маленькую монетку в 10 центов. Серьезный был мужчина!
|