Славянское фэнтези * Вид книги: Роман * Выход: 2005 * Серия: Магия фэнтезиВермедведь, кто он?
В прошлом номере мы рассказали вам о феномене славянского фэнтези. Мария Семенова, Елизавета Дворецкая, Юрий Никитин... Достойным продолжением этого ряда станет имя Сергея Шведова.
Читая "Шатуна”, с первых страниц погружаешься в шведовскую Древнюю Русь. Тягучий, почти распевный язык повествования, описание деревенского быта, особенности мистического мышления наших дальних предков — все это с избытком присутствует в романе. И пусть говорили, жили и думали в то время несколько иначе — это не столь важно. Главное — создать верный настрой и атмосферу. А это Шведову удалось на все сто.
Неспешное повествование вначале идет от лица юноши Искара, сына Шатуна, оборотня-медведя. Вся его жизнь прошла в простой деревне на задворках Ойкумены, вдалеке от большого мира. Но однажды Шатун вернулся в эти края, чтобы забрать сына с собой. Завязка довольно традиционная для фэнтези любого сорта. Самое интересное пойдет дальше, когда вокруг Искара закрутится отнюдь не сказочно-былинный клубок интриг и заговоров прямо-таки государственного масштаба. То, что начиналось, как дорожное приключение, развивается в лучших традициях Джорджа Мартина, постепенно охватывая все большее число людей, городов и даже стран.
Русь в "Шатуне” выглядит весьма своеобразно. Она совсем не похожа на описанную в школьных учебниках. В мире Шведова Русью управляют волхвы и родовые старшины, а степняки собирают дань с городов и деревень. Волхвы здесь обладают не только реальной политической властью, но и военной силой. Русь еще не приняла христианство. Правда славянских богов противопоставляется кривде пришлых людей, жадных до чужого добра. И, конечно, добро и справедливость в конце концов побеждают.
Особое место в произведении занимает магия. Оборотни, проявления божественной силы, могущественные колдуны, волшебные сокровища — все это присутствует. Но вот колдун оказывается фокусником-гипнотезером из "Волшебника Изумрудного города”, божественные вмешательства — красивыми пиротехническими представлениями и оптическими иллюзиями, а феномен оборотней объясняется простым маскарадом. Все прямо как у Шьямалана. Но каким-то образом, даже после всех объяснений, остается впечатление, что магия в книге все же есть. Да и как не поверить в нее, когда все персонажи, даже самые завзятые циники и реалисты, верят!
В книге нет абсолютно хороших и абсолютно плохих героев. Личности прорисовываются весьма разные, но раз показав себя, не меняются в угоду сюжету. Тупой и вспыльчивый воин таким и останется до конца книги, наломает дров под любым, даже самым умелым руководством. На удивление реалистично выписаны так называемые отрицательные персонажи. Их "плохие” поступки зависят исключительно от текущих интересов и личной выгоды, а не от абстрактных категорий добра и зла, света и тьмы. Заговоры плетутся ради богатства и власти, а не потому, что папа — темный эльф, мама — темный эльф, и вообще наследственность плохая. В итоге плохие книжные персонажи напоминают плохих реальных, а не беглых пациентов дурки. Хорошие тоже весьма условно хороши, но это уже отдельная тема.
Единственным недостатком книги можно назвать ее небольшую затянутость. За исключением этого — противопоказаний к чтению нет.