Ровно два года преданный читатель ждал «Чистовик» — вторую книгу в дилогии, открывшейся «Черновиком». Два года поклонники Лукьяненко гадали, как писатель совладает со своим героем, продавцом компьютерной техники Кириллом. Ведь в конце «Черновика» Кирилл обрел способности полубога!
Коварный автор легко вышел из положения. Кирилл больше не супермен, он простой парень без особых умений. А сверхспособности... да, бывает, они возвращаются. Редко и безо всякой логики. Обычно, когда главгерой снова собирается помирать. Вообще, рояли в кустах и явления deus ex machina щедро размещены по сюжету романа, персонаж которого долгое время не сопротивляется событиям и безвольно плывет по страницам. Правда, в середине книги автор берется обосновать происхождение и «роялей», и Кирилловых суперумений, но поверит ли читатель в объяснения, шитые белыми нитками? Особенно на фоне масштабной и вполне научно-фантастической вселенной, в которую мы поверили еще в «Черновике». Кстати, этой авторской вселенной Лукьяненко дал имя, прямо на страницах романа. Отныне ее правильно называть Миром Веера.
Продолжения своих книг Лукьяненко часто пишет экспромтом, не ведая, что будет с персонажами дальше. Писатель этого не скрывает, и «Чистовик» в значительной мере стал импровизацией. А потому желающие могут искать нестыковки, не разъясненные загадки и сюжетные дырки. Будут искать — найдут. Впрочем, в таком творческом методе нет ничего плохого, и пользуется импровизацией не только Лукьяненко. Вспомним «Темную башню» Стивена Кинга, который честно признавался: «Понятия, мол, не имею, о чем расскажет следующий том». Кстати, Лукьяненко этот цикл Кинга очень любит. Дань уважения «Башне» — это не только «сочинительство экспромтом», но и метания главного героя. Кирилл, подобно Стрелку, ищет свою Башню, высокую и темную, в которой сидит Человек-Над-Людьми...
Но книги Лукьяненко мы читаем не только ради сюжета. Да какая, собственно, разница — что будет с главным героем в конце романа. Раз от лица собственного «я» повествует сам персонаж, значит, финал дилогии он благополучно переживет. В «Чистовике», помимо действия, есть все, за что мы любим прозу Лукьяненко. Более того, лукьяненковских фирменных «штучек» здесь столько, что автора можно угадать буквально по любой странице. Наблюдательный писатель то и дело рассуждает о жизни: о трудностях и радостях, о причинах и следствиях, о важных мелочах и пустых проблемах. И, выходит, читаем мы не о таможеннике Кирилле и его приключениях, а о себе самих, о наших буднях и праздниках, друзьях и сотрудниках, о любимых книжках, еде и домашних животных. В этом — весь Лукьяненко, в этом — 90% его мастерства и популярности. И «Чистовик», 21-й по счету (см. сноску) роман автора, недвусмысленно показывает, кто из писателей в нашей русской фантастике «Номер Один» и почему.
Но есть в текстах Лукьяненко забавный казус. Автор любит, чтобы за него говорил главный персонаж, чтобы повествование шло от первого лица. Своими мыслями и афоризмами писатель наделяет Кирилла, молодого москвича без высшего образования, менеджера по продаже электроники. В итоге этот простой парень обладает таким культурным багажом, которому позавидуют многие читатели «Чистовика».
Итог: по традиции, второй том в дилогиях Лукьяненко — слабее первого. «Фальшивые зеркала» не дотягивают до «Лабиринта отражений», «Звездная тень» — до «Звезд — холодных игрушек», «Танцы на снегу» — до «Генома». Да и «Близится утро» скучнее «Холодных берегов». «Чистовик» — очень качественная, истинно «лукьяненковская» фантастика, но... «Черновик» заставил нас мечтать о большем.
Не совсем согласен с рецензией.Цитирую: Роман автора,недвусмысленно показывает,кто из писателей в нашей русской фантастике "Номер Один" .Если автор претендует на это звание он ОБЯЗАН устранять рояли в кустах,даже если пишет экспромтом.Лукьяненко иногда пишет супер,но не эту серию.Такое моё мнение.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]