Воскресенье, 22 Дек 2024, 6:48 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7341
Результаты

Начало » Статьи » Прочее

Путешествия в параллельные миры
Путешествия в параллельные миры


Утром над Москвой встало зеленое солнце, и разумные рептилии потянулись на работу. Нет, это не галлюцинация пациента дурдома, а всего-навсего отдельный поджанр фантастики — о мирах, неуловимо похожих на наш. Или — неуловимо от нашего отличающихся?

Мир за углом
Альтернативные и параллельные миры

Все к лучшему в этом лучшем из миров.
Вольтер, «Кандид»

Обычный человек проснулся утром, позавтракал, чмокнул жену в щечку и отправился на работу. День прошел как всегда, но вернувшись, человек почувствовал себя неуютно. Что-то неуловимо изменилось. Зеркало висит слева от входа, а не справа. Телевизор — другой модели. Да и у жены, помнится, глаза были карие, а не голубые. Что ж, возможно, наш герой просто перебрал пива в баре или тихо спятил от нудной размеренной жизни. Но вдруг он попал в параллельно-альтернативный мир, до боли похожий на наш — лишь с некоторыми отличиями? Мир за углом...

Фантастика про альтернативные миры изображает Землю, которой она могла бы стать из-за некоторых гипотетических изменений — в истории, географии, биологии, физике, техническом развитии. При создании таких произведений фантасты нередко используют теорию параллельных миров — в виде структуры, внутри которой одновременно существует большое количество альтернативных реальностей.

Реальности фантастического мира

Тему параллельных миров для фантастики открыл Герберт Уэллс рассказом «Дверь в стене» еще в 1895 году. Традиционный фантастический параллельный мир существует одновременно с нашей реальностью. Размеры такого мира могут быть разными — от целой Вселенной со своими природными и физическими законами до небольшой области вроде затерянного острова (например, Динотопия Джеймса Гурни). Параллельный мир может отличаться незначительными деталями, так что сразу и не заметишь. Но различие может быть и принципиальным. Довольно часто в параллельных мирах действует магия, в них могут обитать мифологические существа. Точнее, существа, которые считаются мифологическими у нас, — на самом деле драконы, кентавры или единороги невзначай забредают в наш мир из своих привычных обиталищ, порождая легенды и сказания.

Чаще всего фантасты даже не пытаются как-то увязать наличие параллельных миров со здравым смыслом, воспринимая их как данность. Вот иной мир, а вот герой, который туда переместился, — далее начинаются приключения, которые и составляют содержание произведения. Однако адепты строгой научной фантастики иногда предпринимают попытку логически объяснить существование параллельных миров, а также возможность перемещения между ними.

Есть теория, по которой в нашей Вселенной существует более чем три пространственных измерения, известных современной науке. На основе этой теории выдвигается «параллельная» гипотеза иных измерений. Математически доказано, что в плоском двумерном пространстве могут существовать параллельные прямые, а в трехмерном пространстве — параллельные прямые и плоскости. Следовательно, можно предположить, что в четырехмерном пространстве наличествуют параллельные прямые, плоскости и трехмерные пространства. И далее — по нарастающей. Люди пока просто не в состоянии воспринимать дополнительные пространственные измерения ни естественными чувствами, ни техническими приспособлениями. Но если мы чего-то не видим и не знаем, это не означает, что такого явления не существует. На подобных логичных и математически обоснованных предположениях и построена научная гипотеза множественности миров-измерений.

Параллельный мир может находиться не столько в пространстве, сколько во времени, которое, возможно, само по себе является пресловутым четвертым измерением. Отсюда возможно сосуществование миров, в которых время течет по-своему.

Есть также теория мультивселенной (мультиверсума) — комплекса формально независимых друг от друга плоскостей существования с различными природными законами. В таких мультивселенных теоретически возможно действие магии — не сверхъестественного, а природного элемента.

В 1957 году американский физик Хью Эверетт III опубликовал тезисы докторской диссертации «Формулировка квантовой механики через относительность состояний». Исследование Эверетта привело к появлению физической концепции мультивселенной, согласно которой при любом акте выбора реально осуществляются все возможные варианты этого выбора. Но каждый вариант — в своей вселенной.

Чаще всего параллельные миры абсолютно независимы друг от друга. Однако иногда они тесно связаны. Например, в романе «Транквилиум» Андрея Лазарчука показан наш мир и его двойник — происходящее в одном с точностью до наоборот влияет на другой. Им хорошо — нам плохо, мы в шоколаде — они сами понимаете в чем... Результат — спецоперации КГБ и ЦРУ, чьи агенты всячески пакостят иномирянам, чтобы в СССР и США все было тип-топ.

Все могло случиться иначе

Иной мир может возникнуть в том случае, когда некое событие нашей реальности имеет более одного возможного исхода. Крайнее проявление такой модели — структура с бесконечным количеством миров, отличие которых лишь в различном исходе привычных событий. И наш мир здесь — не более чем один из возможных вариантов. Весьма распространенные модели таких реальностей — миры альтернативной истории, параистории и таймпанка.

Вот «Эдем» Гарри Гаррисона, где динозавры почему-то не вымерли, а эволюционировали во вполне разумные существа, которые заняли нишу «хомо сапиенс». Эту трилогию часто причисляют к «альтернативке», хотя перед нами отличный образец параистории. Ведь мы не знаем со стопроцентной уверенностью, отчего погибли дальние родственники Горынычей. И понятия не имеем, сумели бы ящеры за миллионы лет построить свою технологическую цивилизацию. Гаррисон ответил на вопрос утвердительно — и перед нами возник альтернативный нашему параисторический мир, этакая игра Природы.

Но параисторический мир может быть результатом не природного, а искусственного вмешательства. Например, следствием поступка путешественника во времени. Герой романа Лайона Спрэга Де Кампа «Да не опустится Тьма!», американский историк Мартин Пэдуэй, неведомым путем провалившийся в прошлое, предполагает, что его действия, изменившие ход традиционной истории, привели к возникновению новой реальности. Время, по Пэдуэю/Де Кампу, напоминает дерево: вмешательство извне приводит к появлению новых отростков, которые развиваются самостоятельно, не затрагивая основной ствол. На аналогичной основе построен роман Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана «В институте времени идет расследование»: каждое новое изменение в прошлом порождает новую ветвь мироздания, которые существуют вне зависимости друг от друга.

Миры таймпанка также основаны на изменениях, но не исторических, а технических — от построения в начале 19 века Чарльзом Бэббиджем своего протокомпьютера («Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга) до досрочного изобретения атомной бомбы («Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка).

Закон бутерброда

Радикальные альтернативные миры отличаются от нашей реальности не иным исходом битвы под Ватерлоо или преждевременным изобретением туалетной бумаги. В таких вселенных действуют другие природные законы, из-за чего возможны абсолютно невероятные вещи: бутерброд всегда падает маслом вверх, а бумага в принтере никогда не заканчивается в самый неподходящий момент.

Иногда главное отличие — в физике. В книге Стивена Бакстера «Плот» показана реальность, где сила тяжести больше, чем в нашем мире. В цикле рассказов Георгия Гамова «Мистер Томпкинс в Стране Чудес» мир основан на принципиально иной квантовой теории.

Альтернативность мира может опираться и на биологию. В «Империи страха» Брайана Стейблфорда обычными людьми управляют почти бессмертные вампиры — раса, чье существование основано на иных физиологических законах. Иногда доходит до абсурдного идиотизма: в романе Стивена Боейта «Архитектор снов» доминирующим видом на Земле стали... потомки енотов.

А что если по каким-то причинам на Земле не существует Америки? Еще один образец иного мира — альтернативная география («Исландская карта» Александра Громова).

И, конечно, миры магические, чье существование объясняется не милостью природы, а, к примеру, волей сверхсуществ. Любопытная система описана Роджером Желязны в «Хрониках Амбера». Только подлинный мир Амбер реален, все остальные, включая и наш, лишь его отражения, созданные группой боголюдей, наделенных способностью творения. Правда, Желязны позаимствовал идею у Филипа Фармера, придумавшего похожую систему в цикле «Многоярусный мир». У Фармера структура миров образовывала «карманную вселенную» богоподобных тоанов.

Еще более невероятная реальность — измерения, населенные персонажами литературных произведений, придуманных в нашем мире. Правда, почти все подобные книги носят несерьезный характер, балансируя на грани литературной пародии и откровенного стеба («Серебряный вихор» Джона Майерса Майерса, «Приключения Гарольда Ши» Де Кампа и Флетчера Прэтта).

Врата миров

Проникновение в параллельный мир возможно тремя основными способами. Во-первых, может существовать своеобразная «дверь», особый проход, который ведет из одной реальности в другую. Иногда такие врата миров носят искусственный характер — научный или магический, но чаще всего их существование — всего лишь шутка природы. «Врата» открыты постоянно либо доступны периодически, при соблюдении определенных условий и обстоятельств («Хроники Моргейн» Кэролайн Черри, «Темные начала» Филипа Пулмана, «Врата миров» Холли Лайл).

Второй путь — наличие места, где реальности переплетаются, плавно переходя одна в другую. Один неверный шаг — и ты уже в ином мире. Обычно это возможно, когда миры отличаются друг от друга лишь в мелочах, на первый взгляд абсолютно незаметных («Иллюзорный мир» Гордона Диксона, «Следующая дверь, следующий мир» Роберта Локка).

Третий способ — искусственный, похожий на путешествие во времени. Головастые ученые создают специальное устройство, позволяющее перемещаться между мирами, а матерый маг находит особое заклинание. Место перемещения роли здесь не играет, главное — дело техники.

В «Мирах Империума» Кейта Лаумера в ходу настоящие броневики, способные передвигаться между мирами, благодаря изобретению которых возникло общество, контролирующее несколько измерений. Сюда же относится И-Скакун из «Мифов» Роберта Асприна. Впрочем, существа, поднаторевшие в магии, могут перемещаться между измерениями безо всяких устройств (Тананда из «Мифов» Асприна, Цири из «Ведьмака» Анджея Сапковского).

Но есть и четвертый способ — «черт-знает-что-такое», когда переход из мира в мир случается просто так, безо всякого разумного объяснения. Миг — и ты в иной вселенной (чуть ли не каждая вторая книга отечественных фантастов).

Авторы, дающие себе труд придумывать наукообразные обоснования, как правило, вводят на перемещения между мирами определенные ограничения. Например, путешествие с помощью механических устройств обычно ограничено перемещением лишь вдоль определенных координатных осей, внутри которых замыкаются несколько измерений. Миры здесь — как станции на линии метро. Из мира «А» можно попасть в миры «Б», «В», «Г», «Д», и наоборот. А вот доступ из «А» в мир, скажем, «М» невозможен — сначала надо добраться, как минимум, до мира «К». Интересный вариант такого мироустройства предложил американец Джон Биксб в рассказе «Улица с односторонним движением» (1954): между мирами можно двигаться лишь в одну сторону — отправившись из своего мира в параллельный. Прямое возвращение невозможно, поэтому, переходя из мира в мир, путешественник должен найти последний в сегменте реальностей, откуда можно отправиться домой.

Параллельная суета

По сюжету большинство книг про альтернативно-параллельные миры ничем не отличается от фантастики в целом. Чаще всего события целиком происходят в другом мире, но один или несколько героев являются пришельцами из иной реальности (обычно нашей). Особую приязнь к этому приему испытывают авторы фэнтези («Хроники Нарнии» Клайва С. Льюиса, «Хроники Дарвет» Барбары Хэмбли, «Дорога доблести» Роберта Хайнлайна и многие-многие другие). Параллельный мир в таких книгах часто используется для подробного показа психологической изнанки героя — его душевные качества и умственные способности проявляются в экстремальной ситуации наиболее полно. Конечно, речь идет о хорошей фантастике, а не о чтиве наподобие «Приключений Ричарда Блейда».

Как правило, «наш» человек, оказавшийся в параллельном мире, попадает туда не пивка попить. Он обнаруживает в себе необычные способности, становится Избранным, чье пришествие меняет ткань реальности, или является уроженцем именно этого мира, причем отпрыском знатного рода, потерянным правителем или даже богом («Подмененный» Роджера Желязны, «Дельгрот» Томаса Мартина, «Три сердца и три льва» Пола Андерсона, «Большая Игра» и «Седьмой меч» Дэвида Дункана).

Впрочем, немало и книг, основа конфликта которых — во взаимодействии между параллельными мирами. Иногда различные измерения сосуществуют друг с другом относительно мирно. Например, торгуют или обмениваются туристами («Пыльная зебра» Алана Нурса, «Вояж» Роберта Сильверберга). Хотя прибыль может извлекаться в одностороннем порядке — хитрюги-торговцы из тайного общества, открывшие способ путешествия между мирами, беззастенчиво пользуются им для бесконтрольного обогащения (цикл Гарри Тертлдава «Торговая компания»).

Способ передвижения между измерениями может использоваться для создания межмирового государства («Миры Империума» Кейта Лаумера, «Таймлайнер» Ричарда Мередита). Но увы, контакт между параллельными мирами часто грозит серьезным конфликтом — от шпионских операций до глобальной войны. Альтернативный мир в таких произведениях часто соотносится с хронооперой («Падение Хронополиса» Баррингтона Бэйли, «Паратайм» Бима Пайпера, «Войны времени» Саймона Хоука, «Альтернативы» Майкла Кьюба-Макдауэлла).

Десять книг о параллельных мирах:

Филип Фармер «Многоярусный мир»
Роджер Желязны «Хроники Амбера»
Андрей Лазарчук «Транквилиум»
Лайон Спрэг Де Камп, Флетчер Прэтт «Дипломированный чародей»
Кейт Лаумер «Миры Империума»
Дэйв Дункан «Большая игра»
Баррингтон Бейли «Падение Хронополиса»
Клиффорд Саймак «Кольцо вокруг Солнца»
Гай Гэвриел Кей «Гобелены Фьонавара»
Диана Уинн Джонс «Миры Крестоманси»

* * *

Возможно, наш мир — лишь маленькая песчинка в огромной песочнице Вселенной. И в любое мгновение, открыв дверь, вы окажетесь в иной реальности. Оглянитесь — может быть, вы уже там?

Категория: Прочее | Добавил: Rakesha (14 Июл 2009) | Автор: Борис Невский
Просмотров: 5332 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5 |

Всего комментариев: 1
1 астрал   (08 Янв 2010 5:12 PM) [Материал]
я сам не знаю , но есть способ попроще

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)