Гениальный Цереброн, атаковав проблему методами точных наук, установил, что имеется три типа драконов: нулевые, мнимые и отрицательные. Все они, как было сказано, не существуют, однако каждый тип — на свой особый манер. Мнимые и нулевые драконы, называемые на профессиональном языке мнимоконами и нульконами, не существуют значительно менее интересным способом, чем отрицательные.
С. Лем, «Кибериада» Драконы в мифологии
Дракон - мифологическое существо, крылатый змей, представлявшийся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы; иногда в состав такого комбинированного образа входили и части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.). Дракон может считаться дальнейшим развитием образа змея. Как и змей, Дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией в качестве хозяина которой он выступал. Дракон считался также покровителем сокровищ, получить которые можно было только после убийства Дракона.
Образ Дракона характерен для относительно поздней стадии развития мифологии: он представлен главным образом в мифологиях ранних государств (Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении, благодаря чему особое значение приобретал культ водоёмов, связывавшихся с Драконом. Предполагается, что в образе Дракона соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира - верхний (птицы) и нижний (змеи или другие пресмыкающиеся). Соединение противоположных стихий - воды и огня - проявилось в том, что Дракон - образ водной стихии - часто представлялся огнедышащим.
Вершина творенья — Дракон!
Легко совершенное тело,
Где разума дар совмещен
С могуществом плоти умело.
Я власть, я король под Горой,
Я ужас всего Средиземья,
Средь мертвой красы золотой —
Живое ее воплощенье.
О. Леденев, «Дэйлский цикл»
Драконы в литературе
Драко́н (от греч. δράκων) — собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ, а также реально существующих биологических видов.
Образ дракона широко используется в современной фантастике (особенно фэнтези), в фэншуй, в гороскопах (год Дракона) и астрономии. Изучение драконов называется драконологией.
Не только в мифах, но и в фэнтези дракон — самое популярное из неизвестных нашей науке существ. Скажу больше — там он даже популярнее, чем в мифах. Далеко не в каждом эпосе найдется свой крылатый змей, но на полке фэнтези в книжном магазине три книги из четырех содержат хоть завалящего, но дракона — ну хотя бы в виде головы над камином или чешуи на доспехах героя.
Существует несколько видов драконов в фантастике, которые имеют особое значение. Они оказали заметное влияние на творчество других или являются ярким выражением современных представлений о драконах.
Да, величие драконов во многих из этих книг слегка потускнело. Одного дракона зачастую уже не хватает, чтобы предстать достойным вызовом «супергероям». Кое-где можно встретить и «стаю» этих рептилий, и даже «армию»... И все же звание самых опасных тварей на свете они почти везде сохранили. Если, конечно, не числить среди тварей «супергероя» (иногда очень хочется).
Начнем, как положено, со вдохновителя жанра. Знаменитейший Толкиен в своей книге "Хоббит или Туда и обратно" описал одного из драконьего племени. Из средиземских драконов популярнее прочих Смог — жадный любитель загадок, который в юности управился со всем населением Одинокой Горы и Дэйла, а в расцвете сил пал от единственной черной стрелы Барда Лучника (благодаря своевременной разведывательной информации от Б. Бэггинса).
Но Смог — далеко не первый и не сильнейший из драконов Средиземья.
Первым был Глаурунг; это был бескрылый и безногий змей, но бронированный донельзя; кроме того, он владел гипнотическими чарами. Его создал Моргот, как и прочих драконов, а погиб он от руки человека, Турина Турамбара (которому дракон отомстил своими последними словами: раскрыв ему страшную тайну, он заставил Турина покончить с собой).
Самым же могучим, а заодно первым среди крылатых змеев, был Анкалагон Черный, чьи крылья застилали Солнце, а жара его пламени, по мнению Гэндальфа, хватило бы, чтобы расплавить одно из великих Колец (но не главное Кольцо).
Говоря «Толкиен», обычно вспоминают Средиземье, но у него есть и еще один замечательный дракон — в сказке о фермере Джайлсе. Хризофилакс Дайвз направился в земли людей, потому что, послушав рассказ побывавшего там великана, решил, что рыцари — существа мифические, во всяком случае, «в наши дни не встречаются». И в самом деле — вреда ему рыцари не причинили. А вот от встречи с фермером его самолюбие несколько пострадало...
Драконы Алагейзии — бессмертные могущественные ящеры, живущие в Алагейзии (тетралогия «Наследие» Кристофера Паолини). В прошлом произошла кровопролитная война между драконами и эльфами, которая закончилась мирным союзом. Согласно его условиям обе стороны создали единый орден Всадников, в котором образовывались неделимые пары драконов и эльфов, призванные охранять мир в Алагейзии. После к этому союзу присоединились и люди. Драконы бессмертны и растут на протяжении всей своей жизни, их пламя способно плавить камни, а ещё — драконы — это источник магической мощи и мудрости прошлогою
Драконы Дракии - разумные теплокровные крылатые ящеры с планеты Дракия (Драко (Джордж Локхард). Изначально были естественно развившейся в жестоких условиях формой жизни, в дальнейшем изменили свой вид генетически и получили бессмертие. Драконы Дракии колонизируют вселенную и изначально представляют гуманную и миролюбивую цивилизацию, идущую по пути технологического прогресса. Но в следствии Катаклизма (катастрофы в маштабе вселенной) были разделены и отрезаны от своей родины, многие из драконов утеряли свои достижения и попали в рабство к людям. Позднее среди драконов развились Диктаторы - существа, обладающие способностями, сравнимыми с божественными.
Драконы Перна — разумные теплокровные существа, выведенные колонистами планеты Перн (Энн Маккефри) из местных летающих ящериц. При рождении каждый дракон обязан установить телепатическую связь с человеком, который в дальнейшем станет его всадником, иначе новорождённый умирает. Разрыв телепатической связи может быть только со смертью всадника или дракона, причём это в большинстве случаев заканчивается самоубийством партнёра. Драконы при их огромных размерах (до 40 м) летают посредством телепортации, а также способны использовать телепортацию для дальних перемещений в пространстве и времени. В симбиозе с людьми драконы Перна защищают планету от угрозы Нитей, сжигая Нити в небе. Огонь перинитских драконов образуется биохимически во втором желудке дракона из размельчённого минерала, содержащего фосфин. Драконы — очень мирные существа и сражение дракон против дракона для них просто немыслимо. Драконы Перна — научно-фантастические драконы.
Драконы «Саги о Копье»
Драконы Шумила — разумные теплокровные существа, созданные студентом-биологом Джафаром (Павел Шумил, «Слово о драконе»). Оставшись один в чужом континууме, Джафар смоделировал и вырастил тело дракона, в которое затем переписал собственную память. Уже дракон Джафар (Коша) создал генетически самок-драконов и стал прародителем драконьей цивилизации. Драконы Шумила — миролюбивые и мудрые исследователи, осваивающие время и пространство.
А. Сапковский
Цикл о ведьмаке Геральте в нашей «Красной книге» упоминается часто: ведьмаку довелось приложить руку к истреблению самых разнообразных редких и прекрасных, но агрессивных существ. Однако на этот раз повод у нас другой. К уничтожению драконов Геральт решительно непричастен: кодекс ведьмака (по-видимому, придуманный им самим) охоту на драконов категорически запрещает. Потому как они разумны и обладают свободой воли.
И все же сцена охоты у Сапковского есть — в рассказе «Предел возможного». Это самая колоритная из известных аналогичных сцен. И великолепно переведенная на русский язык.
Марка с драконом
А еще от Сапковского мы узнаем о нескольких видах «низших» драконов: ослизги, вилохвосты, летюги. В тексте «Предела возможного» о них сказано довольно немного, но из других источников (увы, на русский не переведенных) можно узнать побольше. Ослизг (oszluzg) смахивает на птеродактиля, но главное его оружие — страшный удар хвостом. Размером ослизг дракону не уступает, но не пара ему по части разума. Летюга (latawiec) характерна крылом, перепонка которого идет до конца хвоста (как у латунного дракона); что интересно, это же слово переводится с польского как «воздушный змей» (в значении «игрушка»). О вилохвосте (wid ogon), кроме раздвоенного хвоста, сведений мало — они практически вымерли к моменту действия книг.
При попытке перечислить книги о драконах буквально разбегаются глаза. Хочется упомянуть, например, Роберта Асприна — там есть глава от лица дракона Глипа, по мнению людей, обладающего словарным запасом в одно слово; венгерскую хвосторогу и других змеев из эпопеи Джоан Роулинг; дракона-оборотня из «Ритуала» Марины и Сергея Дяченко; дракона, с которым «при помощи термодинамики» сладил герой повести Пола Андерсона «Три сердца и три льва»; ехидную «Драконью погибель» Барбары Хэмбли; «Колесо времен» Роберта Джордана (где Дракон — как бы титул главного героя); парового змея из «Дочери железного дракона» Майкла Суэнвика; несколько замечательных произведений Гордона Диксона; «Хроники Базила Хвостолома» Кристофера Раули, «Не время для драконов» и «Хранитель мечей» Ника Перумова и многих, многих других.
Также драконы известны и по фильмам:
«Эрагон »
«Последний дракон »
«Война динозавров»
«Полёт драконов »
«Власть огня »
«Кольцо дракона »
«Истребитель драконов »
«Дракон »
«Подземелье драконов », «Подземелье драконов 2 »
«Сердце дракона»
«Легенда о драконе »
«Власть дракона »
— играх
«Dungeons & Dragons»
— компьютерных играх
«Глаз дракона»
Он удивительный стратег и великий тактик. Он атакует врага внезапно, забрасывает камнями сверху, потом устремляется отвесно вниз, прямо на голову коня, и бьет его огнем, чем совершенно деморализует бедное животное. А потом он разрывает когтями всадника.
Е. Шварц, «Дракон»
Драконы в искусстве
Символами драконов украшают одежду, постельное белье, скатерти, занавеси, ковры. Их изображения можно найти на иконах, старинных картинах, барельефах, усыпальницах, настенных росписях, фресках. Их чеканят на монетах и медалях. В странах востока существует буквально культ дракона. Образы и символы дракона используют в каллиграфии и шелковых росписях, вышивках золотой нитью. Не обошло это и Киевскую Русь. Одна из букв кириллицы выписана в виде крылатого дракона.
Песни о драконах
Многие поэты, композиторы и исполнители в своем творчестве обращались к образу дракона. Образы драконов можно найти в произведениях таких авторов и исполнителей как Высоцкий, Г.Гёте, Гумилев, А. Толстой, Гарик Сукачев, групп «Мельница», «Ария», «Король и Шут».
«Мельница» Дракон
А за горами, за морями, далеко,
Где люди не видят, и боги не верят.
Там тот последний в моем племени легко
Расправит крылья —железные перья,
И чешуею нарисованный узор
Разгонит ненастье воплощением страсти,
Взмывая в облака судьбе наперекор,
Безмерно опасен, безумно прекрасен.
И это лучшее не свете колдовство,
Ликует солнце на лезвии гребня,
И это все, и больше нету ничего —
Есть только небо, вечное небо.
Святой Георгий. Древнерусская икона, 14 век.
В. Высоцкий Песня-сказка о нечисти
…Соловей-разбойник главный им устроил буйный пир,
А от их был Змей трехглавый и слуга его - Вампир, -
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники!
Страшно, аж жуть!
Змей Горыныч взмыл на древо, ну - раскачивать его :
"Выводи, Разбойник, девок, - пусть покажут кой-чего!
Пусть нам лешие попляшут, попоют!
А не то я, матерь вашу, всех сгною!"
Страшно, аж жуть!..
Люстра из дворца князей Юсуповых
Область унынья и слез —
Скалы с обеих сторон
И оголенный утес,
Где распростерся дракон.
Острый хребет его крут,
Вздох его — огненный смерч.
Люди его назовут
Сумрачным именем «Смерть».
Н. Гумилев, «В пути»
Драконы в архитектуре
В архитектуре многих народов и стран использованы «драконьи» мотивы. Это, естественно, архитектура Китая, Вьетнама, Кореи, Японии. Но и Европа не отставала. На порталах Собора Парижской богоматери установлены резные статуи драконов. В Королевском павильоне в Брайтоне (Англия) на шесте, под самой крышей, обвивает ствол пальмы красочный дракон с раскрытыми крыльями. Статуи драконов установлены в Любляне, Петербурге, Бремене, Флоренции, Гамбурге, Лондоне, Казани. Фигуры драконов используют при изготовлении витражей, флюгеров, парковых скульптур, фонтанов.
Редкий и необычный по декору образец крупных декоративных сооружений первой трети XVIII века каскад Драконов—главное фонтанное сооружение восточной части Нижнего парка в Петергофе. Единством композиции с ним связаны два Римских фонтана. В солнечный день его четыре прямоугольных шахматно раскрашенных ската, покрытые тонкой пеленой воды, сверкают гигантскими зеркалами. Намного меньший по размерам, чем Марлинский, каскад Драконов кажется неприступной скалой—обиталищем трех крылатых драконов-гигантов, стерегущих сокровище, скрытое за массивной дверью, закрывающей вход в верхний грот. Фантастические полихромно расписанные драконы с мускулистыми когтистыми лапами, с огромными глазами, расправив крылья, ощерив клыкастые пасти, будто приготовились к яростной схватке. Они изрыгают потоки воды, которые стремительно скользят по сливным скатам и, пробежав по наклону 32 метра, низвергаются в бассейн, закрывая широкой муаровой завесой арку нижнего грота.
Статуя дракона в Любляне
Дракон и автомобиль
Одно из противоугоных устройств называется "Дракон", а высокоскоростной автомобильной шине ее итальянские производители дали имя "Пирелли Дракон". Существуют литые колесные диски "Дракон сильвер".
Очень часто изображение дракона наноситcя на кузов автомобиля способом аэрографии.
Название корейского автомобильного бренда SsangYong в переводе означает "Два дракона", а автобусов производства КНР Golden Dragon — Золотой дракон.
Художник Су Чонгянг из китайского города Гуанчжоу отделал автомобиль марки BMW изображениями драконов, как снаружи, так и внутри. Драконы изготовлены из слоновой кости и кости яка, золота и бриллиантов. Получилось настоящее произведение искусства под названием Jiu Jiu Xiang Long, что в переводе означает "99 драконов, приносящих удачу".