Суббота, 20 Апр 2024, 1:06 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7291
Результаты

Начало » Статьи » Прочее

История философского камня
История философского камня


Существуют различные области человеческого знания, которые доходят до современного человека в форме мифов и легенд. За этой формой зачастую невозможно разглядеть глубокий смысл и духовное значение, которые несут нам ученые и философы прошлого. Одной из таких легенд является легенда о философском камне. История эта началась давным-давно, как принято говорить в сказках. А философский камень - это сказка. Красивая и жестокая. Сказка, сгубившая жизней больше, чем иные войны. Но обо всём по порядку.
История поиска
Понятие философского камня в сознании большинства ассоциируется с темной лабораторией средневекового алхимика, который бессонными ночами пытается найти таинственный камень, превращающий любой металл в золото. Действительно, наибольший интерес к философскому камню наблюдался именно во времена средневековья в Европе, хотя первым ввел это понятие в обиход Гермес Трисмегист, выходец из Египта - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом. Его труды до нас практически не дошли, рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на т. н. "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы. Но известно, что он занимался исследованиями, посвященными субстанциям, которые способны дать человеку молодость, вечную жизнь и бесконечное знание. По легенде, Трисмегист в конце концов философский камень действительно создал.
Существовала также легенда, что царь Мидас, правивший во малоазиатской стране Фригии с 738 по 696 гг. до н.э., якобы получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся неким таинственным волшебным камнем. Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии.
Алхимики считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый.
Алхимики не видели существенной разницы между живой и неживой природой и считали, что в неживой природе происходят такие же процессы, как в растительном и животном мире. По их мнению, различие между золотом и серебром - лишь в том, что сера в золоте здоровая - красная, а в серебре - белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера и черная, и порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец - прокаженное золото.
Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс "созревания" незрелых и "исцеления" больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический "философский камень" можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.
Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов - ртуть, а вторая составная часть - сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие.
Поставив себе фантастическую цель - поиск "философского камня" - алхимики достигли вполне реальных практических успехов. Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.
Очевидно, в средние века самой насущной проблемой был недостаток денежных средств, иначе как объяснить тот факт, что основным свойством философского камня стали считать его способность превращать все что ни попадя в золото? И что интересно, по видимому, эту проблему кое-кому удалось-таки решить методами, далекими от горнодобычи. Существует целый ряд исторических документов, говорящих о наличии золота у определенных исторических личностей в таком количестве, которое невозможно объяснить практически никакими причинами. Откуда, например, в Англии ХIV века взялось огромное количество высококачественного золота, образцы которого сегодня можно увидеть в музеях? А где император Рудольф двести лет спустя нашел около восьми тонн золота высокой пробы и практически без примесей?
Камень – ключ к духовной мудрости
Понятно, что такое мифическое понятие, как философский камень, обросло множеством легенд. Некоторые источники говорят, что философский камень – вовсе не камень, а порошок, насыпав который на ртуть, можно получить золото. Другие верили, что сотворить философский камень можно из воды и огня, и он будет обладать не только материальной формой, но и духом. Своему обладателю он принесет духовное совершенство.
Некоторые исследователи полагают, что первые попытки получить философский камень относились вовсе не к металлам, а к человеческому сознанию, и алхимия в своем первоначальном виде была духовным учением, призванным очистить душу человека и превратить ее в «золото», что и даст человеку бессмертие и мудрость. Дошедшие до нас разрозненные работы Трисмегиста, по их мнению, следует понимать не в буквальном смысле, а как ключ к духовной мудрости.
В одном из древних трудов по алхимии можно встретить такую рекомендацию: если описать окружностью мужчину и женщину, вокруг нее построить еще одну окружность, затем квадрат, треугольник и еще одну окружность, получится философский камень.
Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история помнит не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Часть из них, разумеется, не имеет под собой никакого основания, но есть и такие, перед которыми рациональная наука пасует.
Легенда или правда?
Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius) из Испании получил от английского короля Эдуарда (14 век), заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим.
Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.
Рецепт изготовления философского камня
"Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем , возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.
Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся.
Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и, тот час приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное.
Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови."
Нетрудно, правда? И главное очень поэтично. А вообще, записывать процесс изготовления камня подобным образом придумал сам Гермес. И если в этом тексте еще можно понять, что за драконы и львы имеются в виду, то в более ранних текстах понять что-либо достаточно проблематично. Так что каждый алхимик истолковывал рецепты по-своему, из-за чего существует множество различных версий приготовления сего вещества.
Интересно, что в середине 20-ого века один голландский учёный решил воспроизвести процесс изготовления философского камня , используя похожий рецепт и вещества, которые были доступны средневековым изыскателям. И действительно, в конце всех манипуляций получил очень красивые кристаллы ярко-рубинового цвета. Как выяснилось это был чистейший хлораурат серебра AgAuCl4! Возможно, именно его алхимики и считали философским камнем , так как благодаря высокому процентному содержанию золота (44 %) при плавлении кристаллы могли придавать какой-либо поверхности золотую окраску.
В конце концов алхимики разочаровались в простых методах, которые не давали результатов. Они начали искать некую магическую субстанцию, которую назвали философским камнем. Легенда превратилась в сказку, а философский камень превратился в камень, дарующий бессмертие. Правда, некоторые алхимики продолжали верить в то, что этой магической составляющей была всего лишь сера. Однако в книге о Гарри Потере «философский камень» описан как «кроваво-красный» — Роулинг, по-видимому, имела в виду нечто более интересное.

Гарри Поттер и философский камень
Как известно многим поклонникам Гарри Поттера, Николас Фламель считался единственным изготовителем философского камня. И очень долгое время эта истина скрывалась Фламелем и Дамблдором от всех. Но с поступлением Гарри в школу Хогвардс, тайна оказалась случайно открытой. И даже , не смотря на все усилия преподавателей школы пытавшихся укрыть и защитить изобретение Фламеля, Волан де Морт попытался украсть его. Гарри и его друзьям пришлось вступить в схватку с Тем-кого-не называют.
Откуда же появился камень? И кто на самом деле был Николас Фламель?

Николас Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. Считается, что его родители умерли, когда он был слишком молодым, после их смерти Николас переезжает в Париж и становится общественным писарем.
После женитьбы на Перренелль, женщине зрелых лет и дважды вдове, Фламель арендует две мастерских, одну для себя, другую — для своих подмастерьий и копировальщиков. Все имущество супругов переходит в совместное владение.
Дом (1407) Николя Фламеля сохранился до наших дней и признан самым старым домом Парижа

В 1357 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобретает для нее папирус, известный как «Книга Иудея Авраама». В течение 20 лет он пытается разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке. Для перевода этой части книги он под видом паломничества посещает еврейские общины Испании (в то время евреям запрещалось жить во Франции), после чего возникает миф о том, что Николасу Фламелю якобы удалось раскрыть секрет философского камня. Миф укрепился в связи с долгой жизнью Фламеля.
В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли. В старости Николас Фламель занимается меценатством, учреждает несколько фондов, вкладывает деньги в развитие искусства, финансирует постройки часовен и больниц.
В 1397 или 1404 году умирает Перренелль, жена Николаса. Сам Фламель умирает предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Поскольку у него не было детей, почти все своё имущество он завещал этой церкви. После их смерти возникает легенда, что якобы Фламель предсказывал свою смерть и тщательно к ней готовился, что якобы на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель со своей женой скрылся. Легенда получает продолжение и все чаще Фламеля с супругой «видят» после смерти, например в 1761 году на спектакле в Парижской опере.
В 1624 году выходит английский перевод его трудов «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским».
Сохранился дом Николаса Фламеля, построенный в 1407 году, который считается старейшим зданием в Париже (Rue de Montmorency, 51. Метро Rambuteau)
До 1789 года госпиталь ежегодно проводил процессию в Сен-Жак-ля-Бушери, чтобы помолиться о душе Николаса Фламеля. При жизни Фламель сделал около 40 значительных пожертвований в пользу госпиталя.
Появления после смерти
Спустя два века после смерти, могилу Николаса Фламеля якобы вскрыли, но его тела в ней «не обнаружили».
Путешественник XVII века Поль Люка рассказывал о странном случае, произошедшем с ним. Однажды он гулял по саду возле мечети в городе Брусса (территория нынешней Турции). Во время своей прогулки он познакомился с человеком, который утверждал, что он является одним из лучших друзей Николаса Фламеля и его жены, с которыми он расстался в Индии не более 3 месяцев назад. По словам этого человека, Николас Фламель с женой инсценировали смерть и бежали в Швейцарию. Если бы его слова были правдой, то возраст Фламеля на тот момент составлял бы около 300 лет.
В XVIII веке старый священнослужитель Сир Морсель утверждал, что видел Николаса Фламеля за работой в подземной лаборатории в центре Парижа. По его словам, лаборатория была отделена от внешнего мира семью дверями.
В 1761 году Фламеля с женой «заметили» в парижской опере. На этот раз их сопровождал сын, который по слухам был ими рождён в Индии.
В 1818 году по Парижу бродил человек, называвший себя Николасом Фламелем, который за 300 000 франков предлагал раскрыть все свои секреты.
Примечательно, что в середине XIX века у одного бакалейщика нашли надгробную плиту Николаса Фламеля. Бакалейщик использовал её в качестве доски для резки. Сейчас плита находится в музее Клюни.

В верхней части плиты изображены Пётр с ключом, Павел с мечом и Христос. Между ними располагаются фигуры Солнца и Луны. Ниже следует эпитафия благотворительной деятельности Фламеля, затем надпись на латыни «Господь Всевышний на Твоё милосердие уповаю», изображение мёртвого тела и надпись на французском «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к тебе Иисус Спаситель человечества, прощающий грехи».
Завещание Николя Фламеля
Завещание написано предположительно во второй половине XVIII века тайным последователем Николя Фламеля. Согласно легенде первая версия завещания была записана Фламелем в виде шифра на полях карманной псалтыри. Ключ от шифра Николя передал своему племяннику. У каждой буквы шифра было четыре варианта написания, а общее количество знаков в коде составляло 96. В 1758 году обладатели копий текста Антуан Жозеф Пернети и Сен-Марк вместе расшифровали завещание, потратив на это много времени. В 1762 году Пернети в «Литературном ежегоднике» сообщил о существовании неизвестного произведения Фламеля. Но оригиналы текста завещания были утрачены. В 1806 году появляется английский перевод завещания, значительно сокращённый и содержащий некоторые неточности. Однако, в 1958 году Эженом Канселье в Национальной библиотеке в Париже обнаружил рукопись завещания, составленную Дени Молинье.
В завещании Фламель описывает этапы приготовления философского камня. Само завещание обращено к племяннику Николя. Фламель говорит, что он унесет рецепт приготовления камня в могилу и просит так же поступить своего племянника.
17 января 1383 г. он писал в своих записках:
«Я, наконец, обнаружил предмет моих поисков; я узнал его по его сильному запаху; и благодаря ему я завершил это магическое действо. Я научился готовить это вещество, и потом мне пришлось лишь точно"следовать моей книге. В первый раз я довел эту операцию до конца, когда работал с ртутью и превратил полтора фунта ее в чистое серебро, лучшее, чем серебро с рудника. Я несколько раз подвергал результаты испытанию. Потом я совершил подобную операцию с красным камнем в таком же количестве ртути в 25 день апреля того же года; тогда я превратил ртуть в такое же количество золота.
Это золото было гораздо чище обычного золота. С помощью моей жены Перенеллы я выполнил магическое действо еще три раза».
Описание «сильного запаха» навело других алхимиков на мысль, что философский камень был ртутью.
Как гласит история, Фламель умер в 1410 г., на несколько лет пережив свою жену Перенеллу. Однако некоторые из его последователей верили, что, помимо золота, Фламель получил еще и Эликсир Жизни, который даровал бессмертие. Они говорили, что и Фламель и его жена, поддерживаемые эликсиром, на самом деле все еще живы.
В мире Гарри эта версия подтверждается. В начале «Камня» Фламель и его жена живы и здоровы, хотя им уже около 660 лет. К сожалению, при разрушении камня прекращается производство эликсира, поэтому алхимик и его жена покидают этот мир.
Категория: Прочее | Добавил: tanyaversal (04 Май 2009)
Просмотров: 8350 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 3
3 ufylehfcysq   (19 Сен 2014 6:29 AM) [Материал]
Автор! Вот реши задачку: Дано - уровень знания математики - где то 500 лет до новой эры. Знания бинарной логики отсутствует, нет понятия об электричестве, кроме как "гнев божий", нет понятия о химии, физике, астрономии. Есть только астрология, немного тригонометрия на пальцах. Задача - в таких предикатах объяснить что делает процессор компьютера, вообще что это такое процессор. Вторая задача - перевести это понятие в предикаты 14-15 века. %) Не ошибусь, если наиболее близким получится что то типа "философский камень" :D Не то что бы я верил в путешествия во времени, или инопланетных гостей. Но вот такое косвенное доказательство им в копилку

2 sadko   (06 Май 2009 7:54 PM) [Материал]
Отлично)Несморя на упоминание ГП.

1 Митр   (04 Май 2009 11:28 PM) [Материал]
Отличны материал! Молодец! :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)