Синяя Борода
Многие знают сказку Шарля Перро о страшном рыцаре Синяя Борода,
убивавшем своих жен и подвешивавшем их трупы на железных крюках в
таинственном подземелье своего замка, о волшебном ключе, с которого
нельзя было очистить кровавые пятна. Многим доводилось читать новеллу
Анатоля Франса на ту же тему - иронический вариант традиционной мрачной
легенды.
Между тем прототип Синей Бороды не только вполне реальное лицо, но и
человек, оставивший след в истории Франции. Его имя - барон Жиль де Ре.
Этот очень богатый французский вельможа жил в самую трудную для его
страны пору Столетней войны. Жиль родился в 1404 г. в замке Махкуль.
Рано лишившись отца, он воспитывался дедом с материнской стороны. С
детства он привык к тому, что его капризы были высшим законом. Вместе с
тем Жиль имел хороших учителей, был для своего времени образованным
человеком, жадно читал научные книги, стал большим любителем театра. В
16 лет он женился на Екатерине де Туар, принесшей ему богатое приданое.
Вскоре Жиль отправился на войну и стал соратником Жанны д'Арк, сражаясь
бок о бок с ней в самых опасных боях. При коронации Карла VII Жиль де
Ре был возведен в звание маршала Франции. Он пытался освободить
захваченную в плен Жанну, подступил к Руану, но опоздал. Жиль не хотел
поверить в гибель Жанны. Он считал её бессмертной и, может быть,
поэтому признал Жанну д'Армуаз за Орлеанскую деву, хотя потом и
поколебался в своем убеждении.
Увенчанный славой маршал де Ре вернулся с войны. Своими сокровищами,
обширностью владений он мог сравниться разве что с королем. Жиль был
владельцем крупной библиотеки (в эту допечатную эпоху, когда каждая
книга стоила стольк дорого!). У него в замках давались великолепные
театральные представления с участием большого числа артистов, для
каждого спектакля шились новые костюмы. Пышная свита, роскошные балы
также стоили огромных денег. Их уже не хватало, приходилось занимать
большие суммы под огромные проценты. У барона произошла ссора с женой,
которая уехала к родителям; его младший брат Рене потребовал раздела
имущества и добился разрешения короля на это. Однако герцог Бретани не
выполнил королевского указа и начал усердно скупать за бесценок земли
Жиля де Ре.
К этому времени относится и увлечение барона алхимией. Он рассчитывал
открыть тайну превращения металов и научиться производить золото.
Сначало замок Тиффож, а потом специально купленный дом были оборудованы
под мрачную лабораторию средневекового мага, где в ретортах кипели
какие-то неведомые растворы, а по углам были расставлены человеческие
скелеты и свешивались чучела экзотических животных, привезенных из
дальних краев. Доверенные лица, посланные Жилем де Ре, пытались
разыскать наиболее опытных алхимиков. Из Италии в замок барона прибыл
магистр оккультных наук Франческо Прелати. Вскоре выяснилось, что
итальянец знаком с заклинаниями, которыми можно вызывать демонов. Опыты
проводились глухой ночью. В них участвовали сам барон, его слуги Анриё
и Пуату и, конечно, Прелати. Бледный от волнениия Жиль провозглашал:
- Явитесь, всесильные духи, открывающие смертным клады, науку и
философию! Явитесь на мой зов, и я отдам вам все, кроме жизни и души,
если вы дадите мне золото, мудрость, власть!
Духи безмолствовали. В другой раз опыт повторили тоже ночью на лугу
близ замка, но начался ливень, и незадачливым экспериментаторам,
промокшим до нитки, пришлось вернуться в замок.
Жиль, который не привык отступать, вызвал другого заклинателя, потом
третьего. Они удачно инсценировали борьбу с чертом, слышался грохот, и
можно было почувствовать запах серы при возвращении дьявола в
преисподнюю.
Из всех этих опытов суеверный владелец Тиффожа сделал вывод о
возможности вызывать нечистую силу, не понимая того, как его дурачат
шарлатаны. Он решил перейти от белой магии к черной. Однажды, войдя в
комнату барона, Анриё т Пуату увидели в руках своего хозяина
окровавленные части тела ребенка, обезображенный труп которого лежал
неподалеку. Эти еще теплые органы вложили в стеклянный сосуд, ночью над
ними Прелати начал читать новые заклинания.
Жиль нанял старуху Перрину Мартен; она заманивала детей, слуги барона
заталкивали их в мешки и несли в замок. Там пристрастившийся к кровавым
опытам Жиль де Ре убивал свои жертвы, расчленял их трупы, вырывал
внутренности. Так продолжалось немного-немало восемь лет (1432 - 1440).
Барон считал, что его высокий ранг обеспечивает ему безопасность,
однако епископ Нанта, до которого дошли известия об этих злодеяниях,
получил разрешене арестовать Жиля, а также Анриё, Пуату и перрину
Мартен. Остальные его сообщники, в том числе Прелати успели скрыться.
Жиля судили, приговорили к смерти и повесили 27 октября 1440 г. Такова
фактическая канва рассказов о Синей Бороде. Народная фантазия
превратила замученных детей в убитых жен. а синий цвет бороды,
вероятно, идет от другой легенды.
Однажды богатый рыжебородый рыцарь убеждал красивую девушку выйти за
него замуж. Уже в церкви, клянясь в верности своей невесте, он сказал:
- Я отдам тебе и тело и душу.
- Вот это я принимаю, - раздался громовый голос и хохот дьявола,
который скрывался под видом красавицы и предстал теперь в виде синего
демона. - Помни, что с этого часа ты мой и телом и душой.
Дьявол исчез, а рыжая борода рыцаря в знак заключения договора стала
синей. Эта сказка причудливо переплеталась с историей Жиля де Ре, из их
объединения и возник, вероятно, мрачный образ рыцаря Синяя Борода.
Однако был ли Жиль де Ре действительно виновен в припысываемых ему
преступлениях? О них мы знаем из материалов судебного процесса "самой
мрачной фигуры" французской истории. Многое вызывает сомнение. Прежде
всего странный факт: когда ирода-детоубийцу вели на казнь, его
приветствовала толпа; видимо, она не очень доверяла тому, что
говорилось на суде. Это заставляет насторожиться. Слуг и Перрину Мартен
допрашивали под пыткой настолько жестокой, что "колдунья" не пережила
её. Анриё и Пуату путались в числе убитых детей - называли цифры от 140
до 800. Допустим, слуги были не сильны в арифметике, но остается
фактом, что в замках нашли ни одного трупа. Доказано было лишь занятие
алхимией. Любопытно следующее. Узнав о намерении расследовать его
преступление, Жиль согласился на то, чтобы его предали церковному суду.
Это также, пожалуй, признак невиновности.
В число судей были назначены злейшие недруги барона. К ним относился и
давно враждовавший с Жилем епископ Жан де Малетруа, и сам герцог Жан V,
который еще до окончания расследования передал имения барона своему
сыну.
Жиль де Ре сознался в своих преступлениях, но, вероятно, сделал это,
чтобы избежать самого страшного для такого верующего христианина, каким
был, барон, наказания, как отлучение от церкви (его отлучили от церкви
в ходе процесса, а потом сняли отлучение). Некоторые историки недаром
сравнивают процесс Жиля де Ре с судом над тамплиерами: и там и тут
вымышленные обвинения, сфабрикованные, чтобы создать предлог для
захвата имущества осужденных. история Жиля де Ре окружена таким густым
туманом легенды, созданного в ходе процесса, что уже трудно или
невозможно разглядеть подлинные черты человека, бывшего некогда
сподвижником Жанны д'Арк.
|