Темные эльфы: секреты и загадки
Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе — тьма, то какова же тьма? Евангелие от Матфея (6, 23). Наша жизнь полна стереотипов, и фэнтези с фантастикой тому не исключение. У всякого дракона всегда найдется уязвимое место, подручные главного злодея совершенно не умеют стрелять, а эльфы — непременно благородные, мудрые и все-из-себя-правильные борцы с мировым Злом. Разумеется, неординарные авторы из этих моделей вырастают, а юмористы намеренно выворачивают их наизнанку, но усредненную картину стереотипы отражают верно. Эльфы кажутся настолько неотделимыми от света, добра и прочих проявлений положительного полюса, что предположить наличие среди них как добрых, так и злых оказалось для массового сознания сложнее, чем выдумать новую расу. Раса получила название темных эльфов (в большинстве миров имеются также уникальные самоназвания), а также всю полагающуюся нагрузку в виде истории, культуры, социологии, спецспособностей и множества поклонников в реальном мире. Мифологические и литературные корни Известно, что мир викингов был создан из тела великана Имира. Однажды хозяйственные боги обнаружили, что в плоти великана завелись червяки, и решили их для чего-нибудь приспособить. Так появились светлые и темные альвы — обитатели воздуха и подземного царства. Надобно вспомнить, что слово “альв”, или “эльф”, в европейской мифологии означало любых сверхъестественных существ, поэтому темные эльфы европейских мифов — это разнообразные гномы, карлики, цверги, кобольды и даже тролли. Сия разношерстая компания объединялась рядом общих черт: местом обитания, скрытностью и иногда враждебностью к людям и другим эльфам, часто — уязвимостью перед лицом солнечного света. В той или иной степени эти черты унаследовали и современные темные эльфы. Решающий шаг на пути к эльфам в современном понимании принадлежит, как несложно догадаться, профессору Джону Толкину. В его четко двуполярном мире эльфы по умолчанию служат добру — что, надо признать, вовсе не освобождает их от внутренних разногласий. Первое из них привело к появлению авари — эльфов, отказавшихся от света дерев Валинора и оставшихся жить во тьме где-то на востоке Средиземья. Этот выбор дает право называть авари (а также синдар и нандор, так до Валинора не и добравшихся) темными эльфами, “мориквенди” по-эльфийски. Из первоисточника не известно об их характере, обществе и обычаях, однако, например, в “Кольце Тьмы” Ника Перумова авари безоговорочно принимают сторону добра и света, подтверждая классический образ эльфов. Эльфы же, склоненные Мелькором ко злу, свою эльфийскую сущность потеряли, превратившись в орков. Впрочем, имеется в толкиновском “Сильмариллионе” и персонаж, носящий гордый титул Темного эльфа. Это Эол, один из серых эльфов, или синдар, покинувший места компактного проживания своего народа и поселившийся в темном лесу Нан Элмот. Эол был не только изгоем, но и искусным кузнецом, благодаря чему завел тесную дружбу с гномами Синих гор — случай среди эльфов весьма редкий. Все эти выдающиеся черты, а также ночной образ жизни и закрепили за Эолом славу Темного эльфа. Однажды в Нан Элмоте заплутала Аредель, сестра Тургона, владыки тайного Гондолина; Эол взял ее в жены, однако через несколько десятилетий она сбежала вместе с сыном Мэглином. Темный эльф последовал за ними в тайный Гондолин, где его ждал выбор: остаться там навеки или умереть. Свободолюбивый Эол выбрал смерть, однако унес с собой в могилу Аредель, а Мэглин впоследствии выдал Гондолин врагу. Понятное дело, что слава в веках о Темном эльфе осталась самая нелицеприятная, — и это при том, что слугой мирового Зла он никогда не был. Проблема, очевидно, состояла в отчаянном свободолюбии и отказе жить в обществе, — не самые маловажные черты в романтическом образе современных темных эльфов. Классические драу Окончательное формирование образа темных эльфов — жестоких и бесчестных существ с темной кожей, красными глазами и белыми волосами, мастерски владеющих магией, живущих под землей и люто ненавидящих обитателей поверхности, в первую очередь своих дальних родственников “светлых” эльфов, — произошло в конце семидесятых годов двадцатого столетия с выходом настольной ролевой игры Advanced Dungeons & Dragons. Впервые драу (англ. “drow”, читается “драу”; в русских переводах книг иногда встречается неверный вариант “дров”, “дроу”) появились в одном из ролевых приключений Гари Гигакса, действие которого происходило в мире Greyhawk (1978 год). Но наибольшее развитие тема темных эльфов получила в другом игровом мире D&D под названием “Забытые Королевства” (Forgotten Realms). В некоторых мирах “Подземелий и драконов” темные эльфы — не отдельная раса, а немногочисленные эльфийские изгои, по тем или иным причинам выбравшие дорогу Зла. Например, широко известен темный эльф Даламар из “Саги о Копье”, темный маг и ученик зловещего Рейстлина Маджере. В мирах Forgotten Realms и Greyhawk темные эльфы являются полноценной расой, именуемой “драу”. О драу и пойдет речь в дальнейшем. История “болезни” Существует целый ряд легенд о происхождении драу. Согласно “официальной” версии, изложенной в последних игровых справочниках по D&D, драу являются прямыми потомками темнокожих эльфов ссри-тель-кессир, наиболее успешно показавших себя во время эльфийской колонизации Фэйруна (так называется мир “Забытых королевств”). Обратной стороной успешности, как это часто бывает, стали жестокость и зависть: ссри-тель-кессир решили подчинить себе все эльфийские владения. Поначалу междоусобные войны заканчивались не в пользу темнокожих, однако в конце концов они заключили союз с богами-изгнанниками, среди которых была и Паучья королева Ллотх (или Ллос; разночтения присутствуют в английских текстах и объясняются “заимствованием” из различных языков: темноэльфийского и гномьего). Чаши весов очередной войны уже готовы были склониться на сторону ссри-тель-кессир, однако в дело вмешался светлый бог Кореллон. Он проклял завоевателей, превратил их в драу и изгнал в подземелья. Здесь же объясняется и происхождение самого слова “драу” — оно якобы восходит к эльфийскому “дхэраоу”, “предатель”. Согласно другой легенде, богиня Ллотх изначально покровительствовала одному из эльфийских племен — Илайтиири. Темный бог Груумш, кстати, создатель орков, задумал извратить светлую природу эльфов и начал агитацию среди подопечных Паучьей королевы. Ллотх и сама не слишком одобряла позицию Добра и поэтому заключила союз со злобным Груумшем. За несколько десятилетий Илайтиири настолько измучили мир “Забытых королевств”, что отчаявшиеся эльфы, гномы, люди и иже с ними объединились и предприняли попытку стереть темных эльфов с лица земли. Но, к сожалению (или к счастью), им это не удалось. Не без помощи Груумша и Ллотх драу отступили под гостеприимные своды Подземья, чтобы остаться там навеки. Третья версия отводит божественное вмешательство на второй план. Если верить ей, драу, предпочитавшие силу правосудию, в поисках большего могущества сами обратились к извратившим их силам. Перемены в характере ранее миролюбивых драу не могли не привлечь пристального внимания прочих эльфов. Драу ответили убийством послов и вторжением в эльфийские города. Результатом многовековой и кровавой войны стало изгнание драу под землю. Порча затронула не только душу, но и внешний вид темных эльфов: их кожа потемнела, волосы стали белыми, а глаза засветились красным светом. Так или иначе, драу приняли сторону Зла, были изгнаны из эльфийского общества и стали жить в Подземье — громадной системе пещер, гротов, переходов и туннелей как естественного, так и искусственного происхождения, растянувшейся под всем Фэйруном. Первое время они бесцельно скитались в полной темноте, заботясь только о сохранении собственной жизни. Затем благодаря стараниям Ллотх драу объединились как раса и начали планомерную колонизацию Подземья. Показательной стала судьба первого великого королевства драу, Телантивар. Основанное в громадной пещере, отнятой у гномов, оно быстро пало жертвой междоусобиц. Гражданская война закончилась серией мощнейших волшебных взрывов, обрушивших потолок пещеры и отразившихся даже на поверхности Фэйруна. На то, чтобы оправиться от катаклизма, драу понадобилось несколько тысячелетий. За это время они рассеялись по всему Подземью и основали десятки городов-государств. Наиболее известным, хотя и не самым крупным их них является Мензоберранзан, названный по имени основательницы — верховной жрицы Ллотх Мензоберры Безродной. Некоторые города простирали свою власть и на поверхность, захватывая целые государства подлунного Фэйруна. Со временем реваншистские идеи мести и возвращения завладели умами большинства драу. Все чаще специально обученные группы диверсантов предпринимают вылазки на поверхность, все больше брошенных эльфийских городов становятся жилищами драу. Впрочем, и в этом стремлении среди темных эльфов нет единства: многие довольны своей жизнью в Подземье и не рвутся покорять Фэйрун. Более того, существуют немногочисленные организации “светлых” драу, поклоняющихся богине Эйлистраи и поставивших целью подготовить народы Фэйруна к вторжению своих соплеменников. Впрочем, их усилия пока не увенчались успехом, и поверхность остается почти беззащитной перед силами Подземья. Дети подземелья Спутать драу с его наземными родственниками, при всем их сходстве, может только слепой. Их чернильно-черные тела словно высечены из обсидиана, а волосы — ярко-белые или бледно-желтые. Глаза светятся красным: многие находят в этом проявление бушующего внутри драу огня ненависти, другие, более прозаичные, объясняют это тем, что темным эльфам постоянно приходится использовать инфракрасное зрение. Впрочем, не являются исключением и другие расцветки глаз — от бледно-фиолетовых до серебристых. Что касается драу-отступников, живущих на поверхности, то у них радужка глаза приобретает синий или зеленый цвет — и это единственное, что отличает их от подземных родственников. Ростом и сложением драу несколько уступают наземным эльфам, а продолжительность жизни темных эльфов исчисляется сотнями лет — впрочем, этот срок значительно сокращается многочисленными случаями неестественной смертности. Помимо эльфийского и общего подземного языков, темные эльфы умеют общаться с помощью развитого языка жестов. Общество драу стоит на двух китах: ярой ненависти ко всем остальным (включая соплеменников) и безграничной преданности Паучьей королеве Ллотх. Заговоры, предательства, подозрительность, смертельные удары в спину вчерашним союзникам, жестокая гонка за власть в прямом смысле по телам соперников — повседневные реалии жизни драу. Время от времени они готовы отступить от своей злобной природы — но только в том случае, если видят в этом выгоду для себя. Они в равной степени презирают и ненавидят все остальные разумные расы, однако поддерживают торговые отношения с ближайшими соседями. Нередки случаи междоусобных войн между городами-государствами драу. С другой стороны, расчетливость темных эльфов может привести к тому, что город заключит союз с обитающим поблизости чудовищем — бехолдером или драконом. В обществе драу царит матриархат; и это несложно объяснить тем, что Паучья королева требует служения жриц, а не жрецов. В каждом городе имеется несколько десятков аристократических семей — Домов — во главе которых стоит Верховная мать. Дома расположены в строгом иерархическом порядке; несколько самых знатных образуют правящий совет, во главе которого стоит Мать Первого Дома — по совместительству Верховная жрица города. Единственный способ продвинуться по иерархической лестнице — организовать уничтожение вышестоящего Дома. Разумеется, это считается противозаконным: выжившие представители вырезанной семьи могут подать на обидчика жалобу, и кара властей будет страшной. Поэтому главная забота при уничтожении конкурентов — не оставить в живых никого, в том числе, детей, чтобы некому было жаловаться. В таком случае другие Дома смотрят на резню сквозь пальцы, а имя неудачников стирается из памяти горожан. Внутри каждого Дома также соблюдается строгая иерархия. Власть в семье принадлежит Верховной матери, у которой обычно бывает несколько мужей. Дочери, как правило, становятся жрицами Ллотх, а старшая из них со временем занимает место главы семьи. Здесь также не обходится без насилия и предательств. Мужчины-драу проходят трехступенчатое образование, в процессе которого обучаются владению оружием, магии и — в гораздо меньшей степени — служению Паучьей королеве. Впоследствии они становятся воинами или волшебниками, а иногда сочетают эти две профессии. Нередки среди мужчин-драу и смертельно опасные ассассины. Резиденция Дома представляет собой укрепленный комплекс зданий с храмом, казармами, оружейными и всем необходимым для обширной семьи, их слуг, многочисленных рабов и личной охраны (более похожей на небольшую армию). Часто единственным входом в резиденцию является высокий балкон, забраться на который можно только с помощью заклинания левитации. Многие из благородных драу носят медальон с символом своего Дома, обладающий волшебными способностями (например, дарующий ту же левитацию), а также помогающий семье обнаружить местонахождение владельца. Могущественная и своеобразная магия пронизывает все общество драу. Многие исследователи объясняют это некими излучениями, пронизывающими Подземье, однако не исключено, что склонность драу к магии связана с жестокой борьбой за выживание и разработкой собственных заклинаний, незнакомых обитателям поверхности. Так или иначе, редкий драу обходится без зачарованного клинка и волшебного плаща-пивафви. Единственный недостаток магических предметов, созданных драу, состоит в том, что они быстро разрушаются под воздействием солнечного света. Сторонники теории излучения объясняют это тем, что на поверхности предметы теряют контакт с питающей их энергией. Впрочем, тому есть и естественные причины: вещи, изготовленные в неизменных условиях Подземья, особенно чувствительны к непостоянному климату подлунного мира. Помимо вышеперечисленного, драу обладают высокой врожденной сопротивляемостью к магии, что делает их еще более серьезными противниками в волшебных поединках. Не только драу Бок о бок с драу существует довольно много существ (как правило, неразумных), а сами темные эльфы дали начало нескольким биологическим видам. Наиболее известны драйдеры — кошмарные порождения темной магии Ллотх, нечто среднее между драу и пауком. По достижению определенного возраста драу может быть призван выполнить испытание богини, и если провалит его, то будет превращен в драйдера. Драйдерами становятся и те из драу, кто имел неосторожность навлечь на себя гнев Ллотх или ее жрицы. Жертвы трансформации сохраняют разумность и некоторые магические способности, однако их злобность и ненависть возрастают многократно, что делает драйдеров подходящими охранниками рубежей драу. Случается и так, что темные эльфы отдают полупаукам на растерзание своих преступников: к своим бывшим родичам попавшие в немилость драйдеры особенно беспощадны. Результат другого насилия, на сей раз не магического — полудрау (они же драмены), потомки драу и людей. Они довольно редки на Фэйруне и чаще всего рождаются у человеческих женщин в результате ночных набегов драу. Впрочем, на юге, в покоренном темными эльфами королевстве Дамбрат, они составляют значительную часть населения и считаются элитой — разумеется, среди людей. Как правило, полудрау наследуют черты характера своих эльфийских родителей, однако склонность к добру проявляется у них чаще, чем у темных эльфов. Крайне малоизвестны аватирри, помесь драу и крылатых эльфов авариэлей. Фэйрунские ученые вообще считают, что таких не существует. Говорят, что у аватирри тонкие птичьи или черные насекомообразные крылья, а всем другим спутникам они предпочитают летающих пауков. Специфическая флора и фауна Подземья не могла не придать своеобразия цивилизации драу. Со временем темные эльфы нашли в своих новых владениях адекватную замену наземным животным и растениям. В пищу идут всевозможные виды грибов и плесени, а также мясо диких и одомашненных животных. Из особого мха изготавливается печально знаменитый яд драу, временно выводящий жертву из сознания. Некоторые мелкие животные, например, летучие мыши, становятся даже домашними любимцами подрастающих драу, однако долго они не протягивают: обычно родственники убивают животное ребенка, чтобы продемонстрировать ему “фирменную” жестокость темных эльфов и отучить его привязываться к кому бы то ни было. Разумеется, это не относится к паукам — священным насекомым драу. В городах темных эльфов они повсюду: самые маленькие особи живут в искусно изготовленных домиках из стекла и металла, а громадные чудовища размером с лошадь иногда используются как ездовые животные. В “Темном эльфе” говорится, что Дриззту до достижения шестнадцати лет запрещалось даже встречаться взглядом с пауками. Подземные ящеры также довольно часто становятся ездовыми животными драу. Хотя они не могут видеть в темноте, ящеры отличаются острейшим чутьем и обучены исполнять бесшумные приказы своего наездника. Более крупная и медленная порода ящеров используется драу в качестве вьючных животных. Сторожевыми и охотничьими животными драу часто становятся каввеканы, внешне напоминающие собаку с мордой летучей мыши. Чувства каввеканов еще более остры, чем у темных эльфов, а диком состоянии они сбиваются в опасные для чужаков стаи. Также для охоты и охраны используются летающие существа — ночные охотники и сглазы. Первые похожи на крупных летучих мышей, а вторые — на громадных левитирующих скатов. Сглазы, помимо этого, обладают и магическими способностями, что делает их любимыми спутниками некоторых волшебников. Для охраны помещений иногда используют полуразумные грибы, получившие название крикунов из-за издаваемого ими шума. Они легко поддаются тренировке и могут даже научиться “узнавать” хозяина. Когда крикуны становятся слишком большими, шумными или неуправляемыми, их зачастую попросту съедают — некоторые драу находят в этом особое садистское удовольствие. Темные эльфы в играх Сверхъестественная популярность темных эльфов обеспечила им достойное место во всех проявлениях фэнтези — не исключая и компьютерных игр. В первую очередь это относится, разумеется, к ролевым играм: темные эльфы нередко входят в стандартный набор рас для персонажей, и уж наверняка обитают в каком-нибудь подземелье игрового мира. Классических драу можно встретить в разнообразных компьютерных воплощениях “Подземелий и драконов”, наиболее ярким примером которых можно назвать Neverwinter Nights. Второе дополнение к игре, Hordes of the Underdark, рассказывает историю особо злобного драу, собравшего громадную армию из подземных существ для вторжения на поверхность. Героям предстоит не только сдерживать натиск, но и спуститься в мрачные переходы Подземья, чтобы еще ближе познакомиться с его обитателями — не исключая драу и драйдеров. Впрочем, знакомство это скорее подтверждает классический образ темных эльфов “Забытых королевств”, чем добавляет к нему существенные новые черты. Совершенно других темных эльфов мы встречаем во вселенной The Elder Scrolls. Действие одной из игр линейки — Morrowind — разворачивается в одноименной местности, целиком находящейся под властью местных темных эльфов — данмер. Их происхождение и история во многом остаются загадкой; точно известно лишь то, что отделение ветви данмер от основного ствола эльфийской расы произошло очень давно. Как и прочие эльфы вселенной TES, данмер высоки и худощавы, однако их кожа серого цвета, глаза светятся красным, а эльфийская надменность выражена у них в наибольшей степени. Данмер считают людей годными только для рабского труда, а всех остальных эльфов — недостойными выродками. Некогда многочисленные кланы данмер вели постоянную междоусобную войну, однако установление среди темных эльфов религиозного культа Трибунала положило конец открытым распрям. Формально Морровинд является частью империи Тамриэль, однако на деле его контролируют пять старших кланов данмер — Великих Домов, поддерживающих между собой состояние неустойчивого равновесия. Культура и быт темных эльфов испытывают сильное влияние климата: из-за вулканической активности в Морровинде постоянно идут пепельные дожди. В таких условиях выживают только гигантские насекомые, которые заменяют данмер “классических” лошадей, коров и свиней. Жители Морровинда носят доспехи из щитков этих насекомых, а поверх — для защиты от пепельных бурь — закутываются в плащи и тюрбаны из паучьей ткани. Темные эльфы из многопользовательской онлайновой РПГ EverQuest довольно близки к образу традиционных драу. Теир’дал (таково их самоназвание) — далекие потомки высоких эльфов, чьи души и тела были извращены богом ненависти Иннорууком. У них иссиня-черная кожа, белые волосы и темные глаза. Родина теир’дал — подземный город Нериак, расположенный на северо-востоке главного континента Антоника. Здесь почти нет места чужеземцам, особенно добрым по своей природе. Теир’дал — настоящие мастера интриг, разобраться в которых могут только они сами. Также они предпочитают магию, в которой достигли значительных высот, грубой физической силе. Как и драу, теир’дал в равной мере презирают все остальные разумные расы, однако могут пойти на сотрудничество с ними — если оное будет в их интересах. Особенную ненависть они испытывают к остальным разновидностям эльфов; а на союз чаще всего идут с троллями и ограми, считая их подходящим инструментов для своих замыслов. Совершенно новый подход к темным эльфам мы наблюдаем в мире Warcraft. Здесь ночные эльфы калдореи — древнейшая раса гуманоидов на Азероте, в далекой древности остановившая первое вторжение демонов Пылающего легиона. После этого они долгое время жили в изоляции на континенте Калимдор, отказавшись от магии ради познания сил природы. Первое время после того, как на Калимдор высадились люди и орки, калдореи сопротивлялись пришельцам, однако потом объединили с ними силы, чтобы снова разгромить Пылающий легион. Калдореи высоки и худощавы, их кожа темнее, чем у людей (но не черная, а скорее коричневая или бордовая), цвет волос варьируется от черного до зеленого и малинового. Они живут в лесах, часто сооружая дома на деревьях, и предпочитают ночной образ жизни. Все это делает ночных эльфов Warcraft’а куда более близкими к лесным или диким эльфам D&D, чем к драу. Фантастическая вселенная настольно-тактических игр с миниатюрами Warhammer может поспорить по известности и проработанности с мирами D&D и компьютерных игр. Обитают здесь и темные эльфы — смертельно опасные дручии из фэнтезийной Warhammer Fantasy Battle и коварные темные эльдары, встречающиеся в мире далекого будущего Warhammer 40000. Дручии — дальние родственники и кровные враги высоких и лесных эльфов — живут на крайнем севере мира Warhammer, в холодном Наггароте. Во главе темных эльфов стоит Король-Чародей, чьи быстрые и беспощадные армии наводят ужас на земли Старого мира. Алтарь жестокого бога Хейна (Каина) обагряет кровь, текущая в жилах всех разумных рас, а попавший в рабство к дручии может забыть о свободе навеки. Излюбленная тактика темных эльфов — молниеносные набеги, однако и в открытом бою они показывают себя умелыми бойцами. Волшебники дручии приобрели славу искуснейших магов: личные хранилища Короля-Чародея ломятся от магических томов и артефактов — а их огромные черные плавающие крепости наводят ужас на все побережья. Внешность дручии, мягко говоря, нестандартна для темных эльфов. У них снежно-белая кожа и черные волосы, впрочем, в одежде они предпочитают темные цвета. В сражение они часто выводят животных: мантикор, черных драконов, боевых гидр, темных пегасов и гигантских ящеров, которых впрягают в колесницы. Есть у дручии и свой герой, явно появившийся, как альтернатива Дриззту — изгой Малус Темный Клинок. Некогда он был одним из вождей своей расы, однако после находки проклятого артефакта стал рабом одного из демонов. С этого момента борьба за собственную душу стала основным делом Малуса. Он странствует по миру Warhammer’а, уничтожая многочисленных врагов, и единственный его спутник — верный ездовой ящер. Приблизительным аналогом фэнтезийных эльфов в футуристическом мире Warhammer 40000 являются эльдары — древняя, могущественная и загадочная раса. Как и у эльфов, у эльдаров имеются свои темные двойники — безжалостные, извращенные и сеющие ужас по всей галактике. Говорят, что темные эльдары появились много тысяч лет назад в результате страшной катастрофы, навсегда расколовшей расу эльдаров. С тех пор они пиратствуют в космическом пространстве, одержимые, похоже, одной только целью — нести смерть и мучения. Уступая физически людям и оркам, темные эльдары во многом полагаются на военные технологии. Чаще всего они выезжают на поле битвы верхом на гравициклах, с ошеломляющей быстротой вонзаются в боевые порядки противника, захватывая пленных и заражая раненых медленно действующим ядом. Попасть в плен к темным эльдарам — участь еще более печальная, чем погибнуть от их рук: говорят, что эти жестокие создания лишены души и поэтому питаются душами пленников. Если верить рассказам тех немногих, кому удалось выбраться из рабства темных эльдаров, в их обществе царят взаимная ненависть, предательства и беспринципность. Правит темными эльдарами Лорд, достигающий своего положения кровавыми интригами и манипуляциями. Казалось бы, всем плохи темные эльфы — жестоки, коварны, беспринципны... Но ведь делает их что-то одной из популярнейших “новых” рас фэнтезийных вселенных. Прежде всего, нельзя не заметить, что при всех своих отрицательных качествах темные эльфы проницательно умны, подчеркнуто независимы и удивительно умелы в магии. Даже самый ярый поборник добра и справедливости признает, что темные эльфы — куда более серьезные противники, чем прямолинейные орки или недалекие тролли. Кого-то привлекают в темных эльфах эти качества, кто-то считает привычную для драу “войну всех против всех” подходящей моделью современного человеческого общества или вообще фэнтезийной версией темного будущего, например, киберпанка. Сыграл здесь свою роль и бесконечно харизматичный Дриззт До’Урден из романов Роберта Сальваторе, наглядно показавший, что и среди драу встречаются исключения. Так или иначе, но нам предстоит еще много встреч с темными эльфами — на страницах книг, комиксов и журналов, на экранах телевизоров и компьютеров, в ролевых и военно-тактических играх — и из каждой встречи мы узнаем что-то новое об этой загадочной, откровенно отрицательной и вместе с тем необъяснимо притягательной расе.
|