Среда, 22 Фев 2017, 4:29 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Любите Литрес?
Всего проголосовало - 2509
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Нежить: классификация
Нежить: классификация


Кто так мерзко воет на кладбище? Почему этот худой мужчина, с ног до головы замотанный в бинты, жадно тянет руки к моей шее? И, раз уж мы завели разговор о шее — то откуда на ней следы от укуса? Почему этим тварям не лежится в земле? Что они здесь забыли? И объясните мне, наконец, почему все эти мертвые чудища ведут себя так недружелюбно?
Интересный вопрос. Вы же не спрашиваете, почему из земли растут деревья или зачем вода мокрая? В нашем случае то же самое. Все мертвые фантастические существа — по определению злые. Мы их таковыми придумали. И мы их страшно боимся, потому что они отличаются от нас чем-то очень важным. Дело в том, что они — неживые. Они были там, куда живые люди просто не способны заглянуть. И именно поэтому мы хотим узнать о них как можно больше.

Жить или нежить?

Нежить — общий термин, объединяющий всех вымышленных существ (осязаемых и бесплотных), которые раньше жили обычной жизнью, потом, как водится, умерли — но сделали это не совсем удачно. Иначе говоря, после смерти они продолжили свое пребывание в этом мире, частично сохранив прежний облик либо полностью преобразившись в нечто совершенно иное (например, став призраком).
Легенды о живых мертвецах свойственны каждой развитой культуре нашей планеты. Среди заснеженных гор и в песках бескрайних пустынь, в сырых пещерах и уютных залах кинотеатров — везде нас настигнет страх перед умершим, но живущим вопреки законам природы. Боязнь смерти и неизвестности свойственна каждому человеку.
Особого интереса заслуживает английский вариант слова “нежить” — “undead”. В буквальном переводе это означает “немертвый”, причем приставка “un-” в английском языке имеет сильно выраженный смысловой оттенок открывания, раскрытия чего-либо, обращения вспять (uncover, unveil, undone).
Термин undead придумал Брэм Стокер и впервые употребил его в сверхпопулярном романе “Дракула” (1897 год).
Русское слово “нежить” говорит само за себя — что-то неживое. Внутреннее наполнение, казалось бы, синонимичных терминов “нежить” и “undead” на проверку оказывается разным. В английском варианте исподволь подчеркивается, что это существо вернулось из мертвых — то есть вроде бы как уже и не мертвое, а в некотором смысле даже живое, выкарабкавшееся с того света (вспомним про вторичный смысл приставки “un-”). Русский язык на этот счет более категоричен — слово “нежить” в буквальном смысле означает, что это существо не живое, а мертвое.
Владимир Даль (1801-1872), посвятивший более пятидесяти лет изучению русского языка, писал, что слово “нежить” происходит из северных территорий нашей страны и означает “все, что не живет человеком, что живет без души и плоти, но в виде человека: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора”. Если верить Далю, то в изначальном, старорусском понимании этого слова “нежить” была особым видом духов. Это не пришельцы с того мира, не мертвецы и не привидения. Согласно старинным поверьям, нежить не живет и не умирает. У нее нет своего облика, поэтому она всегда принимает какую-либо личину. В народе также бытовало поверье, что нежить — это остатки войска Сатаны, сверженного архангелом Михаилом на землю.
С некоторыми оговорками можно сказать, что пальма “потустороннего” первенства принадлежит России. Слово “нежить” появилось у нас гораздо раньше, чем аналогичный термин — за границей, и возникло оно не в развлекательной литературе, а “у истоков” — в народных поверьях. Интересную русскую поговорку приводит Даль в своем знаменитом словаре: “В нежилом доме нечисто. В нежилом доме одна нежить”.

Не спешите нас хоронить

Всю нежить можно условно разделить на два вида. Первый — это нежить материальная, которую можно пощупать (хотя, вероятнее всего, это она пощупает вас — да так, что мало не покажется). Зомби, мумии, вампиры, личи, скелеты, рыцари смерти и прочая загробная живность является самой многочисленной группой нежити. Второй, менее распространенный, но оттого не менее значимый вид умертвий — это разного рода призрачные существа. Бестелесные духи не так агрессивны, как их осязаемые коллеги. Они стоят гораздо ближе к “иному миру”, чем всякие зомби или вампиры, поэтому с формальной точки зрения привидения значительно “мертвее” любой другой нежити.
В силу своего архаического происхождения все эти существа ассоциируются с жанром фэнтези. Нет, они, конечно же, являются желанными гостями и в научной фантастике, и в так называемом “городском фэнтези”. Однако нежить перекочевала туда без каких-либо заметных изменений в своем облике и повадках. Научный прогресс не создал особых видов мертвяков (сюда с очень большой натяжкой можно отнести лишь “неживые” киберпанковские искусственные интеллекты), поэтому сейчас мы имеем дело с теми же существами, которые пугали людей еще в бронзовом веке.
Пожалуй, единственным писателем, создавшим оригинальную “современную нежить”, была Мэри Волстонкрафт Шелли (1797-1851). Она придумала чудовище Франкенштейна (“Современного Прометея”) — существо, сшитое из частей человеческих тел и оживленное при помощи электричества. Следует отметить, что нежить обычно не употребляет пищу — разве что вампиры пьют кровь, да зомби в кинофильмах конца 20 века любили закусить человеческими мозгами. Однако чудовище Франкенштейна в оригинале обладало неплохим аппетитом и было убежденным вегетарианцем (как и сама Шелли). Еще можно вспомнить Говарда Филлипса Лавкрафта (1890-1937), который был менее оригинален и написал рассказ об ученом, оживлявшем мертвецов — “Герберт Уэст, реаниматор”. Позднее по мотивам этой истории было снято несколько малобюджетных ужастиков.
Иногда в западных книгах и сюжетах используются другие термины, обозначающие нежить. Например, в LARP (live action role-playing games, то есть ролевые игры на местности) “Надежда Лориен” синонимом нежити было слово “unliving” — “неживой”. В насмешку над чрезмерной общественной политкорректностью мертвяков иногда шутливо именуют “living-impaired” (неполноценно живые).

Зомби

Когда мы говорим “нежить”, то подразумеваем, в первую очередь, зомби. Здесь нет ничего удивительного, ведь они в буквальном смысле представляют собой ожившие трупы. Надо сказать, что слово “зомби” вошло в наш обиход сравнительно недавно — между 19 и 20 веками. Живые трупы бродили по сказочному пространству Европы и раньше, однако назывались они иначе — revenants, “вернувшиеся”.
Средневековые легенды (в том числе и на Руси, где ближайшим родственником европейских живых мертвецов были упыри и вурдалаки) не слишком акцентировали на них внимание — гораздо чаще там можно было встретить драконов, чертей или призраков. Но уже тогда считалось, что вернуть “вернувшегося” в могилу можно путем отрубания его головы и окропления тела святой водой. Причины, по которым трупы сбегали из своих могил, истолковывались с религиозной точки зрения — причем все теории строились не на “официальном” церковном уровне, а на основе суеверий. Церковь в силу очевидных причин избегала данной темы — ведь воскрешение связывалось, в основном, лишь с жизнью Христа. Самопроизвольное оживление крестьян плохо вписывалось в эту картину. Да и возвращение к жизни посредством волшебства (некромантия) стало популярной темой сказок и легенд гораздо позднее. Мертвые слуги колдунов — это уже не полузабытые “вернувшиеся”, а вполне современные зомби.
Происхождение слова “зомби” неизвестно. Некоторые исследователи считают, что оно образовано от конголезского “нзамби” (живой мертвец).
О знаменитых покойниках с острова Гаити (Карибское море, неподалеку от Кубы) стало известно сравнительно недавно — лет 200-300 назад. Вокруг этого явления скопилось столько домыслов, слухов и откровенного вранья, что пересказывать истории очевидцев просто не имеет смысла. Кто-то встретил на улице своего брата, умершего 10 лет назад, кто-то увидел на плантации рабочего, подозрительно похожего на покойного отца, — все эти случаи слишком похожи друг на друга. Их объединяет то, что предполагаемые зомби не проявляли признаков разумности, не были способны говорить, плохо ориентировались в окружающей обстановке и выполняли любую порученную работу.
Общепринятая теория происхождения гаитянских зомби выглядит следующим образом. Если бокору — злому колдуну местного культа вуду (экзотический гибрид христианства, египетских, римских и африканских верований) — требуется раб, либо если колдун хочет отомстить кому-то из своих врагов, то он прокрадывается к дому человека и высасывает его душу через дверную щель (иногда говорят про то, что бокор превращает душу человека в паука). Вскоре после этого жертва умирает. После похорон колдун разрывает могилу и вдыхает малую частицу души назад в тело. Дело сделано — свежеиспеченный зомби ставится на ноги и уводится в укромное место, а его могила тщательно закапывается, чтобы скрыть все следы случившегося. Ожившего мертвеца, не способного осознавать окружающую действительность, используют либо на самых черных работах, либо в сатанинских обрядах (для культа вуду характерно принесение в жертву дьяволу не своей души, а чужой).
Естественно, жители острова Гаити не испытывают особого энтузиазма по поводу возможности быть сначала убитым, а потом оживленным и использованным в каких-то сомнительных целях. Те, кто побогаче, прибегают к услугам доброго колдуна хунгана, защищающего душу и тело усопшего. Менее суеверные гаитянцы заливают могилы родственников бетоном, либо хоронят их на видном месте — вдоль оживленной автотрассы, или даже в своем саду, чтобы бокор не смог действовать скрытно. Трупы нередко уродуются, им зашивают рты, вкладывают в руки нож — чтобы те, ожив, могли зарезать злого колдуна.
Но это все легенды. Более реальная и отчасти признаваемая официальной наукой версия происхождения зомби звучит несколько иначе. Дело в том, что вудуистские колдуны из поколение в поколение передают друг другу рецепты ядовитых порошков, изготавливаемых из рыбы иглобрюха (активное вещество — тетротоксин) и жабы bufo marinus (буфотеин и буфотоксин). При помощи этого зелья жертва вводится в состояние глубокой комы. Жизненные процессы слабеют настолько, что даже опытный врач не отличит такого человека от обычного покойника.
Из-за жаркого климата умершего хоронят очень быстро — обычно в тот же день, когда он отошел в мир иной. Бокору остается только выкопать своего “клиента” и оживить его при помощи второго снадобья, в состав которого входит сладкий картофель, тростниковый сахар и так называемый “огурец зомби” — Datura stramonium. Это — сильный галлюциноген, после которого человек превращается в безвольную куклу, послушную приказам хозяина.
Правда это или нет — но именно гаитянские покойники-токсикоманы сыграли самую заметную роль в становлении образа зомби в художественной литературе и кино. Изначально это был медлительный и глупый труп — причем труп мерзкий, полусгнивший, действующий лишь в составе большой группы себе подобных (зомби очень редко ходят в одиночку). Здесь следует благодарить режиссеров Дарио Ардженто, Лючио Фульчи и Джорджа Ромеро — отцов жанра “кино про зомби”.
Современные зомби редко оживают в силу религиозных причин (неупокоенная душа, проклятье) — чаще всего поводом их избыточной активности становится какой-нибудь вирус (фильм “Рассвет мертвецов”) или нашествие инопланетян (игра “Half-Life”). Методы убийства зомби нехитры: надо либо отделить голову от тела (повредить мозг), либо уничтожить целиком — например, сжечь. Святая вода, серебро и прочие аксессуары по борьбе с нечистью также бывают эффективны, однако бензопила и канистра бензина помогают значительно лучше.
Если зомби испытывают хоть какой-то гастрономический интерес к живой человечине, то никогда не конфликтуют друг с другом из-за пищи. Они действуют сообща, но неорганизованно — идут сплошной толпой без тактических маневров. Из-за своей “врожденной” тупости зомби не устраивают засад или ловушек. Их главные козыри — массовость, огромная физическая сила и живучесть. В последних зомби-фильмах они стали гораздо более шустрыми и ловкими — оказывается, мертвецы могут бегать, как хорошие спринтеры (хотя традиция, согласно которой зомби не умеют плавать, остается неизменной и в наше время).
Применительно к нежити вообще и зомби в частности существует суеверие, согласно которому живые мертвецы не могут пересекать текущую воду — реку, канал или даже небольшой ручей.

Драугры

В скандинавской мифологии существует очень интересный вид зомби — драугр (реже — хаугр, аптргангр), то есть “неумерший”, “возвратившийся” (от индоевропейского корня “dreugh” — “обманывать” или “разрушать). После смерти викинг мог стать драугром — сохранить прежнее тело и даже личные качества, но при этом превратиться в злобное и жадное существо, живущее под землей. Скандинавы клали в могилы своих умерших немало ценностей, поэтому драугр был просто помешан на их охране.
Эти чудовища были удивительно сильны и неуязвимы для обычного оружия. Победить драугра мог только герой, причем из-за неэффективности оружия ему приходилось сражаться с монстром врукопашную. Но даже если герою удавалось свернуть врагу шею, это еще не гарантировало победы — ведь драугр мог “ожить” вторично. Самый надежный способ разделаться с ним раз и навсегда — победить в силовой борьбе, отрезать голову, сжечь тело и развеять пепел над морем (в “Саге о людях с песчаного берега” драугр смог возродиться даже из малой частицы пепла, оставшейся после кремации).
В скандинавских легендах драугр описывался как существо hel-blar (мертвенно синего цвета) или, напротив, na-folr (трупно-бледный).
Примечательно, что во всех историях драугры никогда не выступают обезличенно — у каждого есть имя. Для большинства других стран это нетипично — вспомните хотя бы одного “киношного” зомби, которого зовут как обычного человека.
Считается, что иногда драугр может покидать уютную могилку и по ночам наведываться к людям. В сагах рассказывается о том, что драугр мог ночь напролет скакать по крышам домов, сотрясая и разламывая их. Он убивал людей и скот, швыряя их что есть силы о землю. Он сводил с ума одним лишь своим ужасным видом. Когда человек умирает и становится драугром, вес и размеры его тела значительно увеличиваются. Домочадцы не могут даже приподнять его — именно поэтому такого покойника было невозможно дотащить до церкви и похоронить, как это уже было принято, например, в Исландии эпохи раннего средневековья, на святой земле.
И, наконец, драугры обладали магическими способностями. В саге Лаксдаела драугр Храпп ускользнул от одолевающего его героя Олафа, “утонув в земле”, то есть как бы “проплыв” сквозь нее (позже способность проникать под землю стала приписываться вампирам).
Некоторые исследователи считают, что монстр Грендель из англосаксонской поэмы “Беовульф” — слегка “переделанный” скандинавский драугр.

Вампиры

Вампиры — это живые мертвецы, пьющие кровь (человеческую или животную), наделенные магическими способностями и умеющие трансформироваться в различных живых существ, явления или даже предметы (например — летучая мышь, волк, туман). Конкретные способности, приписываемые вампирам, зависят от традиций фольклора, кино и литературы.
Вампиризм — древнее явление, суть которого заключается в употреблении крови себе подобных. Согласно многим примитивным верованиям, можно получить некие особые качества, выпив чужой крови (например, сила поверженного врага переходит к вам через его кровь). Потребление крови можно считать одной из форм каннибализма.
Отдельные элементы легенд о вампирах можно встретить даже в древнегреческом эпосе. Например, Одиссей, спустившись в царство мертвых, смог вызвать тень прорицателя Тересия при помощи меда, вина и крови черных баранов, залитых в яму. Последняя привлекала тени мертвецов — ведь даже один ее глоток мог частично вернуть их к жизни.
Средневековые историки Уолтер Мэп и Вильям Ньюбургский оставили нам первые записи о вампирах в Англии, датированные 12 веком. Эти существа описывались так: бессмертные, боятся серебра (однако оно не является для них смертельно опасным), пьют кровь, могут быть уничтожены путем обезглавливания или втыкания деревянного кола в сердце.
Среди славянских народов ходило поверье, что отрубленную голову упыря (славянская транскрипция слова “вампир”) надо поместить ему между ног (с ритуальной точки зрения это символизировало перемену мест между верхом и низом существа), иначе он непременно оживет. Превратиться в упыря можно было разными путями — начиная от неправильного проведения похорон (например, когда через гроб перепрыгнула черная кошка), заканчивая традиционным укусом и последующей трансформацией жертвы в такое же чудовище.
Изначально вампирами становились лишь крестьяне. Средневековые легенды очень редко упоминают о кровопийцах-аристократах. Исключения, причем не сказочные, а вполне реальные, все же были. Графиня Элизабет Батори (1560-1614 годы) — психопатка, лесбиянка и садистка, убившая по разным оценкам до 2000 человек, пившая их кровь и ежедневно принимавшая ванну из крови девственниц; а также прототип графа Дракулы — Влад Цепеш (1431-1476 годы), он же Влад Дракула (“сын дракона”), кровожадный румынский правитель, любивший наблюдать за казнями во время завтрака.
Мы же привыкли к более “благородному” образу вампира, сформированному “Дракулой” Брэма Стокера. Согласно общему представлению о вампирах, этих существ можно убить при помощи осинового кола, вонзенного в сердце. В некоторых культурах бытует поверье, что вместо дерева вполне подойдет раскаленный докрасна железный прут. Иногда считается, что кол в сердце лишь обездвиживает вампира — в любом случае ему необходимо отрезать голову и похоронить ее отдельно от тела на перекрестке двух дорог (формирующих собой крест), либо избавиться от тела иным образом. Для этого вампира можно подвергнуть воздействию солнечных лучей — он либо просто рассыплется в прах, либо красиво сгорит.
Вампиры также не любят резких запахов (в особенности — чеснока) и святой воды. Эти вещества либо отпугивают, либо даже травмируют их. Упомянутая боязнь серебра в наше время была творчески переосмыслена — научный прогресс позволил изничтожать кровососов при помощи огнестрельного оружия с серебряными пулями.
Упоминаются и другие, менее распространенные способы избавления от вампиров. Можно изъять их внутренние органы и сжечь их, можно заливать могилы кипятком, а также использовать очень интересное, но, к сожалению, редко приписываемое вампирам свойство — навязчивое состояние. Дело в том, что некоторые авторы наделяют вампиров разновидностью психической болезни — эти существа не могут пройти мимо большого количества мелких предметов, не пересчитав их. Поэтому вампира может надолго задержать простая кучка риса или горстка соли, рассыпанная по столу.
В христианском фольклоре вампиры боятся крестов (любых скрещенных предметов) и Библии, хотя встречаются истории, в которых вампира можно отогнать при помощи любого предмета, имеющего большое религиозное значение для защищающегося им человека (например, звездой Давида). Часто говорят о том, что вампир не может войти в дом без приглашения, даже если дверь открыта. Поэтому кровососам приходится идти на различные хитрости, чтобы заставить хозяина “официально” впустить их внутрь.

Гули

Гули (от англ. ghoul) — разновидность нежити, пришедшая к нам из арабского фольклора. Там они назывались al-ghul (примерное значение — демон, черт) и представляли собой пустынных демонов, умеющих менять свою форму (излюбленный облик — животное, в особенности — гиена). Гули разрывали могилы и питались трупами, либо охотились на зазевавшихся детей. Они также любили заманивать путешественников в самые бесплодные районы пустыни и пожирать их.
В жутковатых рассказах Лавкрафта гули — представители ночной подземной расы. Некогда они были людьми, которые из-за их специфической диеты (каннибализм) мутировали в ужасающих гуманоидных чудовищ. Эти твари не слишком опасны — они предпочитают жрать мертвечину и иногда даже могут поговорить с вами о чем-нибудь интересном. Бостонский художник Ричард Аптон Пикмэн, пропавший при странных обстоятельствах (рассказ “Модель для Пикмэна”), позже объявился в виде гуля (книга “Сомнамбулический поиск неведомого Кадата”).
В популярнейшей ролевой игре “Dungeons & Dragons” гули — это ожившие покойники (раса людей), испускающие страшное зловоние. Они питаются мертвечиной, однако не брезгуют и живой плотью, при случае подкарауливая путешественников. Гули обладают способностью парализовать свою жертву (у эльфов есть иммунитет к такому параличу). Гаст (ghast) — более “крутая” версия гулей, способная охотиться даже на эльфов.
В ролевой игре “Shadowrun” гули — мутанты, порожденные штаммом Кригера. Они не совсем попадают под определение “нежити”, хотя и демонстрируют вампирические свойства. Такие гули должны ежедневно потреблять свежее мясо, не менее 1% от собственного веса. У них есть слабая аллергия на солнечный свет — недостаток, который с лихвой восполняется различными кибернетическими имплантантами.
В игровом “Мире Тьмы”, созданном компанией White Wolf Games, гули — человеческие слуги вампиров. Последние дают им выпить своей крови, и это наделяет гулей некоторыми сверхспособностями. Попробовав кровь вампира, гули будет вечно преданы ему.

Призраки

Призраки (привидения, духи, фантомы) — это души умерших людей, в силу каких-либо причин не способные вернуться к источнику своего творения. Данные существа обычно имеют облик, напоминающий человеческий. Их бесплотность подчеркивается тем, что призраки почти всегда полупрозрачны. Они могут проходить сквозь стены, издавать звуки и даже влиять на окружающий мир (например, двигать предметы).
Всех призраков можно разделить на три категории. Первая и наименее опасная представляет собой как бы энергетическую видео- (реже — аудио-) запись событий прошлых лет, “прикрепленную” к конкретному историческому месту и “проигрываемую” при определенных условиях. Это могут быть аристократы, сгинувшие в тюрьмах, — например, в лондонском Тауэре, либо солдаты, погибшие на полях сражений и показывающиеся людям в виде смутных белых фигур, повторяющих какие-либо прижизненные действия.
Второй тип призраков — интерактивный. Они могут появляться в виде каких-либо бесформенных образований (шары света, темные фигуры), либо вообще не иметь конкретной формы (светящийся туман). Вместе с тем подобные привидения способны осмысленно воздействовать на окружающую действительность, причем зачастую очень активно. Сюда можно отнести такое явление, как полтергейст.
И, наконец, третий тип — полностью разумные человекообразные призраки, охотно вступающие в общение с живыми и вмешивающиеся в их дела.
Среди малоизвестных видов призраков можно назвать фольклорных вилл о-виспов (will o’the wisps, “огонь дураков”). Это призрачные лесные или болотные огни, парящие по ночам над землей. В галльской и скандинавской мифологии они считались душами злых людей, заманивавших путников в болота. Иногда их называли душами некрещеных младенцев, “застрявших” между раем и адом. Возможно, эти существа вдохновили Толкина во время описания путешествия Фродо и Сэма через болота, когда Голлум настоятельно не рекомендовал им смотреть на болотные огни и не идти к ним.
В скандинавском фольклоре обитают существа под названием майлинги (mylings), иногда называемые “утбард”. Аналогично лесным огням, они — светящиеся привидения, которых люди считают душами некрещеных или убитых детей. Майлинги запрыгивают к вам на спину и требуют, чтобы их отнесли на кладбище, чтобы они могли упокоиться в святой земле. Проблема в том, что по мере приближения к кладбищу майлинги увеличиваются в размерах — причем настолько, что в конце концов человек, несущий их, проваливается под землю. Еще менее заманчивая перспектива ждет вас в случае отказа помочь утбарду — тот впадает в ярость и убивает свой “транспорт”.
Вайт (wight) — устаревшее понятие, обозначающее человека или иное разумное существо (в современном немецком языке есть слово wicht — карлик, гном, неприятный тип). Вайты — очень древние персонажи легенд, которые получили второе рождение благодаря “Властелину колец” Толкина. У него они превратились в barrow-wights, то есть умертвий (варианты перевода — нежить, навьи), призраков, обитающих в арнорских могильниках. От Толкина образ умертвий разошелся по всему фэнтези, хотя мало кто в курсе первоначального смысла слова wight. У скандинавов vetter, vattar — это термин, обозначавший человекообразных существ вроде эльфов или гномов. Еще упоминались landvættir (land-wights) — земные духи, живущие в одном конкретном месте, эквивалентные греческим нимфам или, например, кельтским фэйри.
С вайтами часто путают рейтов (wraiths). В старинном шотландском фольклоре рейты — это отражения еще живых людей, которые являются умирающим и предзнаменуют скорую смерть последних. Толкин употребляет слово “wraiths” для обозначения назгулов — девятерых слуг Саурона, ставших бесплотными не в результате смерти, а под воздействием Девяти Колец (то есть назгулы — это, условно говоря, особая разновидность нежити, не прошедшая через естественную смерть). Согласно письмам Толкина, назгулы питаются страхом и не имеют особой власти над теми, кто их не боится.

Имя им — легион

Существуют еще десятки представителей семейства нежити. Например, личи (lich) — волшебники, превратившие себя в бессмертных мертвецов при помощи черной магии и хранящие свою душу в особых сосудах — филактериях; или демиличи (demilich) — очень древние и очень плохо сохранившиеся личи, достигшие почти что божественного могущества. Можно упомянуть скелетов, поднимаемых из могил магами-некромантами, нечувствительных к колющим атакам (ведь у них нет плоти), но уязвимых для ударно-дробящего оружия и легко изгоняемых священниками.
Рыцари смерти (death knight, или dread knight) — тоже весьма популярный вид фэнтезийной нежити. Они представляют собой благородных рыцарей, проклятых своими добрыми богами-покровителями, либо оживленных после смерти злыми богами. Такие рыцари обычно возглавляют войска тьмы и имеют неплохие магические способности.
Среди прочих представителей нежити можно упомянуть и баньши (banshee, от bean sidhe — “женщина с холмов”) — разновидность “семейного” призрака из ирландской мифологии, чей зловещий вой по ночам (“кининг”) предвещает смерть кому-либо из членов данной семьи, и мумий — по сути, тех же зомби, заимствованных из древнеегипетских погребальных практик. В целом, мумии отличаются от обычных зомби своей хорошей сохранностью (забинтованные и набальзамированные, они могут “жить” тысячи лет). Многие из них обладают магическими способностями, ведь мумификации подвергались преимущественно знатные люди, в частности — жрецы.
“За кадром” данной статьи остались китайские зомби — так называемые “прыгающие трупы”; бурятские покойники аниуки; буау —призраки-кровопийцы с острова Борнео, суринамский вампир азема; мексиканский вампир чупакабра; венгерский — лидерк, немецкий — блутзгаузер; нидерландский де ман де хаак... Словом, нежити, придуманной разными народами, хватит на огромный — и очень страшный — зоопарк.

Это интересно

* Слово “лич” произошло от староанглийского lic (произносится так же), что означает “тело”, “труп”. Аналогичный термин есть и в немецком языке — leiche.
* В малазийском фольклоре упоминается очень интересный вампир Пенганггалан — его голова может отделяться от тела и перемещаться по земле, волоча за собой внутренности. На Филиппинах есть похожее существо по имени Манананггал — вампирша, верхняя часть туловища которой могла отделяться от нижней, выпускать крылья и летать. Ее часто путают с филиппинским гулем Асвангом (днем он выглядит как нормальный человек, а ночью превращается в чудовище), которого, как говорят местные жители, можно отпугнуть запахом кипяченого кокосового молока, в котором варятся особые травы.
* Болгары считают, что у вампиров есть только одна ноздря, и они спят с открытым левым глазом.
* Порфирия — редкая генетическая болезнь, связанная с нарушением пигментного обмена. Кожа человека становится бледной, солнечный свет причиняет сильную боль. Глаза и зубы могут принять красноватый оттенок. Из-за своих тяжелых симптомов порфирия часто сопровождается психическими расстройствами. Эту болезнь считают одной из причин возникновения мифа о вампирах.
* Еще один возможный “вдохновитель” вампиризма — вирус бешенства, гулявший по Европе в 19 веке (как раз тогда, когда легенды о вампирах получили развитие в литературе). Симптомы бешенства очень характерны: стремление избегать яркого света, галлюцинации, обильное слюноотделение, вспышки ярости.

Категория: Бестиарий | Добавил: Сокол (18 Июн 2009)
Просмотров: 4714 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.9 |

Всего комментариев: 4
4 Verrie   (19 Окт 2009 1:18 AM)
неплохо OK

2 Necro   (24 Июн 2009 8:54 AM)
ух!

3 chy   (01 Сен 2009 4:46 PM)
ага! %)

1 Dron1356   (18 Июн 2009 10:09 PM)
возьму на заметку

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту
Уважаемые посетители!

Наш проект является бесплатным, поэтому в основном все оплаты за сайт (дисковое пространство и т.д.) производятся из кармана администрации. Ввиду этого возможности заполнения сайта новым материалом весьма ограничены. Вы можете поспособствовать этому переведя любую сумму, которую считаете справедливой на один из электронных кошельков, приведенных ниже. Ваши деньги не пропадут даром, а пойдут лишь на улучшения сайта.

А сейчас в связи с некоторыми проблемами, по причине которых мы собираемся переехать на другой сервер, нам особенно нужна ваша помощь в накоплении средств на это.

Заранее спасибо!

Bitcoin

(Обменники: alfacashier, 24change)

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)