С возрастом дракон, как известно, все увеличивается и увеличивается в размерах и, к концу первой тысячи лет у него обычно атрофируются крылья. Такой дракон называется Вирмом. Он намного превосходит силой и мудростью обычного дракона, а свою потерянную ловкость и маневренность компенсирует прекрасным знанием магии.
Очень часто у Вирмов атрофируются и ноги, поэтому выглядят они обычно как черви невероятных размеров. Предпочтения Вирма в еде и жилье зависит исключительно от того, каким он был драконом, хотя чаще всего их можно встретить в глубоких и темных пещерах. Общее для всех Вирмов одно - они очень стары, а потому любят погреться, хоть на освещенном солнцем склоне холма хоть в вулкане. Название "Виверны" происходит от древнесаксонского слова "змей". У этих драконов змееподобное тело и одну пару лап, напоминающих орлиные и располагающихся непосредственно под кожистыми крыльями. Обычно они бывают черного или изумрудно-зеленого цвета. Люди боятся и ненавидят Вивернов за то, что их появление обычно предвещает различные катастрофы, а также за то что они, по слухам, распространяют чумную заразу. На Земле Виверны селились в Северной Европе, Греции и Эфиопии.
Гивр - дракон, совершенно лишенный ног и крыльев, и по своему виду напоминающей змею огромных размеров. Из-за этого его легко можно перепутать с Вирмом.
Он имеет массивную, типично драконью голову с рогами и небольшой бородкой. Предпочитает селиться в лесах или в колодцах, но непременно возле воды. Линдворм представляет собой как бы переходную форму между птицеобразным Виверном и змееподобным Гивром. Его тело напоминает змеиное, но у него имеется одна пара лап. Он бескрыл и летать не имеет. Известный итальянский путешественник Марко Поло нередко встречал драконов этого типа во время своего перехода через степи Центральной Азии. Драколич - это нежить, возникающая в результате трансформации обычного дракона. Известно, что таинственный Культ Дракона практикует магические ритуалы, необходимые для этого. Впрочем, скорее всего, эти заклинания доступны не только им. Драколич сохраняет внешний вид живого дракона, не считая того, что его глаза напоминают две маленькие точки, плавающие в пустых глазницах. Также встречаются и скелетоподобные драколичи. Драколичи сохраняют все способности, которыми обладали при жизни: они могут разговаривать, колдовать, применять свое смертоносное дыхание. Разумеется, при трансформации дракон сохраняет интеллект и память своей прежней формы. После трансформации он неподвластен магии очаровывания, сна, безумия, холода, электричества, удерживания или смерти. Взгляд светящихся глаз драколича способен парализовать тех, кто осмелится приблизиться на достаточное расстояние... Кроме того, если и найдется тот, кто сумеет убить драколича, драконья душа переместится в специально заготовленный для этого драгоценный камень, после чего сможет переселиться в новое тело...
Дракончики - маленькие и непоседливые твари. Существуют несколько типов дракончиков - первые обычно селятся либо в болотах, либо в пещерах, но предпочитают жить где-нибудь невдалеке от больших драконов, в целях безопасности. Они умеют выдыхать огонь, но в небольших количествах, а потому не очень опасны, если только вы не встретились с целой стаей враждебно настроенных дракончиков. Дракончики второго типа предпочитает селиться в лесах или даже садах, недалеко от эльфов или, на худой конец, людей. Они питаются нектаром цветов и абсолютно безопасны.
Их легко можно приручить, тем более, что они намного ближе к обычным животным, чем к драконам. Питер Биггль в своем романе "Соната Единорога" упоминает также о третьем виде дракончиков - Шенди, живущем в мире Шей-рах. Они "выглядят точнехонько как драконы с картинок, не считая того, что в этих драконах не больше шести дюймов роста и что они такого же песочного цвета, как и камень, на котором они угнездились." Шенди собираются в стаи, их вожак - самый крупный и сильный в стае. Они не слишком воинственны, но при нападении на стаю могут выдыхать раскаленный добела огонь. Шенди бывают серыми, зелеными, красно-коричневыми, темно-коричневыми, желтыми и других оттенков, маскирующих их на фоне зелени или камней. Селятся они обычно недалеко от места, где проходит Граница, то есть, где Шей-рах соприкасается с иными мирами, и именно по их поселениям легче всего отыскать пути в другие миры. Мушхуш В месопотамской поэме о сотворении мира рассказывается, что в незапамятные времена, когда еще не было ни земли, ни небес и в бесконечном океане, заполнявшем всю Вселенную, не появилось еще ни одного островка, между богами разразилась битва за власть. Чтобы одержать победу, олицетворение первозданного Хаоса Тиамат создала одиннадцать свирепых чудовищ: многоголовых змей, гигантских псов, крылатых драконов, полулюдей- полускорпионов и прочих химер. Остры их зубы, их клыки беспощадны! Она ядом, как кровью, их тела напитала, В Ужас драконов свирепых одела, Окружила нимбами, к богам приравняла. Если в битву пойдут, то уже не отступят! (Перевод В.Афанасьевой) Среди прочих чудовищ был создан ею и дракон Мушхуш. Он изображался с длинной птичьей шеей, змеиным жалом, с хвостом-змеей, львиными передними и птичьими задними лапами, был рогат и покрыт чешуей. Но даже Мушхуш не помог Тиамат в битве с мудрым Мардухом, богом света: она потерпела поражение. Встречается и другое название дракона Мушхуша — Сируш. При раскопках древнего Вавилона археологу Роберту Кольдевею посчастливилось найти огромные ворота, выложенные разноцветными изразцами с изображениями и реально существующих, и мифических животных. Есть среди них и чудовищные драконы. В основании ворот (они, как выяснилось, были посвящены богине Иштар) высечена надпись: «Сирушами я украсил стены... чтобы все люди смотрели на них и удивлялись». Царю Навуходоносору, которому приписывается этот текст, удалось достичь цели: дракон удивляет. Хала — болгарский и сербский дракон, многоголовый — обычно у него три головы и девять языков, — шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты опускаются до земли. Халы обладают огромной силой и отличаются чрезвычайным обжорством, они предводительствуют тучами, уничтожают посевы и сады. Голодный хала может напасть на солнце, пытаясь его пожрать. Следить за битвой можно не-вооруженным глазом: когда побеждает хала, солнце от укусов дракона обливается кровью и краснеет. Когда солнце берет верх — оно сверкает бледным светом. В канун больших праздников халы водят хороводы, поднимая страшные вихри; человек, попав в такой смерч, обязательно сходит с ума. Халы и по-другому вредят человеку: они заговаривают и охраняют источники, не давая людям напиться. Чтобы победить халу, нужно быть бесстрашным и сильным, как, например, герой болгарских и сербских сказок богатырь Марко-королевич. Агулшап — абхазский дракон-людоед. К тому же похититель юных красавиц. Он появляется во многих абхазских сказках. Вот одна из них. В абхазской сказке рассказывается, как дракон похитил сестру троих братьев. Братья оправились на поиски сестры и совместными усилиями вернули ее, убив при этом дракона. Бляго — адыгейский дракон. О нем существует много легенд и сказок. Рассказывали, что дракон нападал на аулы и требовал каждый день по три человека и три животных на пропитание. Для того чтобы убить дракона, надо было попасть в его единственный глаз. Нашелся смельчак, который вышел на бой с чудищем. В неравном бою был побежден дракон. Счастливый юноша вернулся в аул, считая что пришло спокойствие в села. Но он ошибался. Много разных бляго развелось в Адыгее: трехглавых, семиглавых и даже девятиглавых. Выдыхаемый ими воздух продолжал валить наземь всадников и коней; вьюга из их глаз сметала все на своем пути. Из-за Бляго, считали адыгейцы, происходили затмения: то луну проглотят, то солнце. Приходилось адыгейцам палить из ружей, чтобы испугать дракона, — тогда он выпускал светило обратно. Но это давным-давно было. Сейчас адыгейцы могут жить спокойно, бляго больше нет — ни одного. Только в сказках народных сохранились.