Пятница, 19 Апр 2024, 7:45 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Какому жанру вы отдаете большее предпочтение:
Всего проголосовало - 30434
Результаты

Начало » Статьи » Врата миров

Миры. «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина
Миры. «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина


Найти и обезвредить
Тайный сыск царя Гороха

Мне кажется, что мои книги интересны лишь тем, кто не разучился смеяться и верить в сказку. Пока такие люди есть — мне стоит жить...

Андрей Белянин

Название мира: Лукошкино

Возникновение: 1999 год

Создатель: Андрей Белянин

Происхождение: Литература

Воплощения: Аудиокниги, ролевая игра, сериал (планируется)

Совсем недавно из-под пера известного российского писателя-фантаста Андрея Олеговича Белянина вышла последняя книга знаменитого сказочно-детективного цикла «Тайный сыск царя Гороха» — «Жениться и обезвредить». Мы читали этот цикл десять лет. Вскоре должна появиться его экранизация. Самое время попробовать обобщить известное и подвести некоторые итоги.

Главный герой Никита Ивашов и его сослуживцы по «тайному сыску» живут в Лукошкино — столице царства славного Гороха, которое населено персонажами русского фольклора. Цикл состоит из семи книг, по жанру это сказочное юмористическое фэнтези с детективной фабулой, однако в нем присутствуют и скрытые религиозно-философские мотивы.

Во всем виноват дефолт

Лукошкинский мир появился в то время, когда еще свежа была память о финансовых потрясениях, серьезно пошатнувших не только экономику страны, но и дух россиян. Неверие в собственные силы, недоверие к властям и неуверенность в завтрашнем дне приводили к тому, что литература и искусство становились все более мрачными. Вовсю расцветала «чернуха», со страниц книг и журналов, с экранов телевизоров и кинотеатров лилась масса негативной информации, не добавлявшая гражданам оптимизма.

Но вскоре появились смельчаки, которые призывали не ныть и не вешать нос, — ведь русские, как известно, в воде не тонут и в огне не горят! Среди людей, которые взялись возрождать неунывающий русский дух, был и молодой писатель Андрей Олегович Белянин. Было ему в то время чуть за тридцать (это сейчас такой возраст стал считаться «зрелым» для автора, а тогда все было несколько по-другому). В угрюмую шеренгу мрачных героев того времени стараниями Белянина шагнул молодой, полный сил и энергии персонаж, не унывающий ни при каких обстоятельствах, — подлинный рыцарь без страха и упрека, этакий Василий Теркин эпохи миллениума. Сходство с героем Твардовского подчеркивалось и тем, что оба парня были одеты в форму; правда, Никита Ивашов имел офицерское звание (пусть и самое незначительное и «несерьезное» — младший лейтенант), а форма его была милицейской.

Слово творца:
Андрей Белянин

Я осатанел от обилия чернушных детективов и всерьез позавидовал Глену Куку. Его частный детектив Гаррет так успешно, по-голливудски расправлялся с самыми запутанными делами, что мне вдруг стало обидно за державу. Первый роман о лукошкинской опергруппе писался на одном дыхании, я впервые почувствовал, что делаю что-то свое, что-то очень русское!

В постсоветской литературной традиции к тому моменту сложился устойчивый стереотип людей в милицейских погонах. Фактически они стали олицетворением ужаса, происходящего в государстве. Рэкет, коррупция, крышевание преступников, бандитизм — вот неполный набор обвинений, предъявлявшихся милиции. Даже специальный фразеологизм появился — «оборотни в милицейских погонах».

Белянин одним из первых в те годы предложил читателю положительный образ сотрудника правоохранительных органов. Писатель-фантаст из Астрахани показал нам «нетрадиционного» милиционера, нетипичного для смутной поры. Кстати, для литературы и кино предшествующего периода Никита Ивашов был как раз вполне по меркам. Сразу вспоминались «Сержант милиции», «Место встречи изменить нельзя», «Следствие ведут знатоки», первые романы Николая Леонова о сыщике Гурове. Наивный и неопытный, попавший из столичного РОВД в сказочное царство Гороха и сделавший там небывалую карьеру, Никита рос на наших глазах. И как-то совсем незаметно вырос, став уже не мальчиком, но мужем.

Место прописки

Действие всех романов, входящих в цикл, происходит то ли в стольном городе, то ли в деревне «государственного значения» Лукошкино. Примечательно, что столица сказочного мира отнюдь не напоминает современные мегаполисы. Белянин, сам житель тихого губернского городка, расположенного на окраине великого государства Российского, изображает то, что хорошо знакомо ему самому, что близко многим среднестатистическим россиянам, у которых в крови настороженное отношение к шумным многомиллионным муравейникам. В Лукошкине читатель из глубинки с удивлением и радостью «узнает» свой родной населенный пункт. Подобных не счесть в Святой Руси. В нем с легкостью угадываются и Вологда, и Великий Устюг, и Владимир, и Астрахань, и... Малый мир, равный великому. Где есть, чем гордиться, и где каждый житель на виду.

Этот удивительный мир живет по патриархальным законам. Он не идеален, отнюдь. Но ведь так и должно быть — хоть наяву, хоть в сказке. Иначе жизнь просто закиснет, остановится. И все же в основе, в самой своей сердцевине Лукошкино — чрезвычайно здоровый организм, отторгающий все наносное, ненастоящее, чуждое. Дурман чужеземной религии, покушающейся на души лукошкинцев, межнациональная рознь, вносящая неустройство в повседневный уклад царства, навь-зелье, угрожающее физическому здоровью горожан, — все это получает должную оценку и мощный отпор. Власть и подданные становятся монолитной стеной, преграждающей путь лютым ворогам. Как раз это и может показаться в белянинских книгах подлинной фантастикой, утопией на фоне многочисленных сочинений, разоблачающих коррумпированную правящую верхушку. И здесь автор не выдумывает искусственные разрешения конфликтных ситуаций, а просто вспоминает славные страницы нашего прошлого. В годины лихих бед и напастей русское общество всегда объединялось ради торжества правого дела. Воссоздавая в своих романах сюжетные коллизии, до боли напоминающие острые проблемы современности, и предлагая совсем не радикальные, а вполне реалистические рецепты выхода из них, фантаст неизменно остается верным себе, своему кредо. Добро должно торжествовать. А для этого людям нужно для начала хотя бы услышать друг друга, улыбнуться, сделать шаг навстречу друг другу, протянуть руки.

Слово творца: Андрей Белянин

Выдумывать ничего не приходится: готовые сюжеты шлют со всех концов, типажи беру с улицы, слова, шутки, говор — прямиком с базара. Творить в таких условиях — просто блаженство для писателя!

Часть действия цикла происходит в окрестностях Лукошкина. Например, в «Опергруппе в деревне» Никита с друзьями проводят лето в селе Подберезовка — слепке с сотен и тысяч российских деревень с их извечными проблемами. Нет, не в дорогах дело, и даже не в дураках. Догадались? Ну конечно же, она, aqua vita. Нет меры хмелю русскому! Надо отдать должное такту Белянина, пьянство в его книге отнюдь не дикое и беспробудное, а именно веселое. Спиртное в Подберезовке льется рекой. И не просто «меды стоялые», более приличествующие времени и месту, а именно знакомый всем мутный и валящий с ног сорокаградусный самогон (вот оно, волшебное изменение реальности, а ведь Менделеев-то еще не родился!). От «первача» на такие подвиги тянет, и такое может привидеться, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Опергруппа, на выезд!

«Тайный сыск царя Гороха» населен множеством действующих лиц. Среди них есть и обычные люди, и сказочно-фольклорные персонажи, и существа, порожденные воображением писателя. Но основная троица — это, конечно, члены опергруппы.

Главный герой — Никита Иванович Ивашов, младший лейтенант милиции. В результате неудачной операции по задержанию бандитов каким-то чудом переместился из современной Москвы в сказочное условно-средневековое царство Гороха. Это типичный сельский участковый. Служить в условиях «неправового государства» ему поначалу трудновато, но со временем это проходит. Постепенно лукошкинцы и «сыскной воевода» притираются друг к другу. Никита Иванович со всеми знаком, ведает, чем живут и дышат его подопечные. Причем интересуется бедами и радостями новоявленных сограждан не только с профессиональной точки зрения, а и чисто по-человечески. Со своей стороны, Ивашов тоже не отгораживается от «придирчивых глаз» соседей. Такая взаимная открытость и приводит к тому, что молодой милиционер становится органичной частью лукошкинского мира. Простой народ видит в нем не просто очередного государева чиновника, но и своего заступника.

Второй центральный персонаж — Баба Яга, хозяйка дома, в который Ивашов определен на постой, по совместительству — «эксперт-криминалист». Умудренная годами и опытом, присмиревшая и проникшаяся религиозным духом (вспомним хотя бы манипуляции со святой водой, которую по «черноте» ее натуры вроде бы держать в доме не положено) старушка сглаживает шероховатости, проистекающие от буйства крови молодых сослуживцев, выступая в качестве миротворца и няньки. Парадоксально, что именно этот персонаж больше всех печется о чистоте милицейского мундира.

Младший оперативник Дмитрий Лобов — любитель кислой капусты и большой охотник до знатной потасовки. Это также исконно русский характер, выписанный в традициях народных сказок, и в то же время дружеский шарж на некоторых сотрудников милиции младшего звена. Излишнее административное рвение и какая-то по-детски наивная, умиляющая любовь к сыскному делу нередко доводят Лобова до неприятных ситуаций: то в петуха его превратят, то сразу пять невест являются в райотдел осматривать будущее место жительства, то бедняге приходится чуть ли не в запорожцы записываться.

Хронология

«Тайный сыск царя Гороха» (1999)
«Заговор Черной Мессы» (1999)
«Летучий корабль» (2000)
«Отстрел невест» (2002)
«Дело трезвых скоморохов» (2004)
«Опергруппа в деревне» (2006)
«Жениться и обезвредить» (2009)

Правь, явь и навь

Основная идея, звучащая в цикле, — мысль народная. «Народ всегда прав», — неоднократно подчеркивает Никита, вырастая из простого сыскаря до народного заступника. Причем под «народом» здесь надобно разуметь не только простых крестьян (Белянин в этом сериале почти далек от какой-либо социальной сатиры и критики, хотя иногда аллюзия-другая и случается), но и вообще весь «мир», общество, включая царедворцев, духовенство и самих царя с царицей.

Царь Горох — «государь-надёжа». В нем воплотилось идеальное представление писателя о власти и ее отношениях с народом и чиновничеством. Пожалуй, это один из наиболее прописанных персонажей цикла. Горох — личность развивающаяся, белянинский вариант Петра Великого. Он проходит сложный путь от типичного русского барина-самодура до человека, открытого всему новому, жадно впитывающего дух реформ. Его юродство и блажь — не более чем маска, за которой скрывается ранимая душа и нетривиально мыслящая личность. Не случайно, успокоившись после очередного припадка буйства, царь порой выдает такие решения, что пришелец из 20 века Ивашов просто диву дается. И живет Горох по тем заветам, которые давал еще Владимир Мономах в своем знаменитом «Поучении чадам своим». Он готов голодного накормить, бездомного приютить, с нищим последней рубахой поделиться и вообще «душу положить за други своя».

Царица Лидия Адольфина Карпоффгаузен — австрийская принцесса, прибывшая на смотр невест. Став жертвой заговора, едва не погибла. Приняв православие, стала законной супругой царя Гороха (ласково именуемого ею Горошком) под именем Лидия Карповна.

Суженая главного героя Олена — бывшая бесовка, служанка Кощея Бессмертного, влюбившаяся в Никиту и расколдованная им. На протяжении четырех романов рассказывалось о развитии их чувства и, наконец, в финальной книге цикла «Жениться и обезвредить» молодые люди идут под венец.

А вот придворные, мужи лепшие и нарочитые, служилый люд:

Бравый сотник Фома Еремеев — помощник Никиты в расследовании дел. Его стрельцы, приданные сыскному воеводе для усмирения разбушевавшихся верноподданных и охраны общественного порядка, выполняют роль местного ОМОНа.

Отец Кондрат — настоятель столичной церкви Ивана-воина, не раз свершал духовные подвиги во спасение столицы и ее обитателей.

Думный дьяк Филимон Груздев — надоедливый прилипала, всячески пытается навредить оперативникам и постоянно пишет на них кляузы царю.

Иностранцы:

Кнут Гамсунович Шпицпрутенберг — австрийский посол, глава немецкой слободы Лукошкина. Считает Россию своим вторым Отечеством, а потому при малейшей опасности извне готов грудью стать за приютившую его землю.

Запорожцы во главе с полковником Чорным — дружеский шарж на представителей Харьковской школы фантастики, с которыми Андрея Белянина связывают узы многолетней дружбы. Писателю в этой оппозиции «свое» — «чужое» удалось избежать резкого антагонизма. Да, украинцы отчасти не похожи на русских. В представлении автора, они более медлительны, раздумчивы. Но они так же, как и лукошкинцы, любят выпить и закусить. Запорожцы умны, им не чужды понятия чести, благородства, взаимовыручки. Не случайно гости принимают деятельное участие в проводимом Никитой Ивашовым расследовании преступлений.

Преступный элемент:

Лица «восточной национальности» с явными бесовскими признаками — шамаханы, наводнившие столицу двойниками первых чиновников государства, чтобы посеять панику и неразбериху. Часто выступают в качестве наемников.

Кощей Бессмертный — местный лукошкинский «криминальный авторитет». Большинство преступлений, совершаемых в царстве, — его костлявых рук дело.

Полуживая-полумертвая Карга-Гордыня имеет два обличья. Одно неимоверно прекрасное, могущее прельстить любого (как и положено спящей в хрустальном гробу красавице), а второе — неописуемо жуткое и безобразное. Такова черная богиня Кали в индийских сказаниях.

Коварно безликое Лихо Одноглазое — непонятное и неминучее. С кем повстречается, тому и горе горевать. Согласно гипотезе Никиты, в Лихо превратился после Рагнарека глава скандинавских богов Один (тоже одноглазый).

При всей внешней простоте текстов Белянина и их веселости, они буквально насыщены символикой. Чего стоит одно лишь только царство размером с деревню или небольшой городок. Или Петух — одновременно символ пробуждения и спасения. Всем сотрудникам Лукошкинского райотдела он надоел до смерти, все (кроме Бабы Яги) его мечтают пришибить. Охота на непоседливую домашнюю птицу, проходящая через все романы, комична. Но как раз петух-то и спасает не единожды героев от Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Или Летучий корабль, совершающий бессмысленные круговые полеты. Этакая себе никчемная игрушка, на которую ушло столько труда и интеллектуальной энергии русского народа и из-за которой полегло столько людей.

Это интересно

За первую и вторую книги цикла писатель два раза подряд (в 2000-м и 2001 годах) был удостоен на фестивале «Звездный мост» премии Харьковского национального университета внутренних дел МВД Украины с формулировкой «За правдивое отражение средствами фантастики работы сотрудников правоохранительных органов».
Детективный элемент присутствует и в некоторых других произведениях фантаста: «Моя жена — ведьма», «Багдадский вор», «Охота на гусара», «Ааргх».
По словам Белянина, источниками его вдохновения были произведения Михаила Булгакова, Николая Гоголя, Терри Пратчетта и в особенности книги Глена Кука из цикла о детективе Гаррете.

***

Расставаться с полюбившимся героем всегда нелегко. Хотя кто говорит о прощании навеки? В конце концов, Никита Ивашов не умер и не вернулся назад, в современную Москву. Значит, не исключено, что когда-нибудь он вновь сможет погрозить окаянному петуху и произнести свою коронную фразу: «Опергруппа, на выезд!».

Герой Белянина появился на свет в невеселую для отечества годину, чтоб оружием смеха сразиться с мрачными настроениями, царившими в обществе. Символично, что прощальная книга о Никите Ивашове выходит в свет в точно такую же суровую пору, когда весь мир трясет лихорадка экономического кризиса. Может быть, добрый смех и вера в милосердие Господне снова помогут нам преодолеть лихое время?

Категория: Врата миров | Добавил: Rakesha (08 Июл 2009)
Просмотров: 13908 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.9 |

Всего комментариев: 4
4 krimelektro   (12 Июн 2017 12:40 PM) [Материал]
0:)

3 саша   (16 Фев 2011 3:33 PM) [Материал]
класная книга я слушал её раз 100 не могу наслушаться а когда игра выйдет я её не видел как она называиться

2 Evelyn   (15 Ноя 2010 7:47 PM) [Материал]
Отличные рассказы,всем советую прочитать.Очень поднимают настроение,забываешь обо всех проблемах.Сама смеялась до слез)))

1 Gerold   (14 Авг 2009 5:01 PM) [Материал]
Большое спасибо за статью! Раньше как-то несерьезно смотрел на эту серию и проходил мимо, но сейчас думаю добраться и почитать! Хочется по-доброму улыбнуться и посмеяться! :) :) :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)