Ник Перумов - личность легендарная. Он первым в
России покусился на святой для многих текст - "Властелина колец". Ник написал
продолжение книги Толкиена - "Кольцо тьмы", да еще переиграл сюжетные реалии так,
что смысл эпопеи изменился радикально. За что и был подвергнут анафеме
почитателями таланта классика фэнтези. По слухам, Перумова даже пытались побить
в подъезде деревянными мечами. С тех пор Перумов - одна из главных фигур в
отечественной ненаучной фантастике. В марте выходит его новая книга "Алиедора".
А еще писатель задумал резко поменять направление творчества. И написать
патриотическую трилогию, соединив в ней приемы фантастики и исторического романа.
О том, как родилась идея, Ник Перумов рассказал корреспонденту "Итогов".
- С тех пор как вы столкнулись с
толкиенистами, много воды утекло. Споры еще кипят?
- А как же! Недавно на моем сайте была дуэль
перумистов с толкиенистами. С разбором аргументов и контраргументов. Если люди
спустя пятнадцать лет тратят время на это, значит, моя книга до сих пор задевает
какие-то струны. Одно смущает: сам я старика Толкиена очень люблю.
- Вас обвиняли в том, что вы уравняли в
правах Свет и Тьму, смешали ценности толкиеновского мира.
- ...И в моральном релятивизме уличали, и в
коварстве. Якобы еще до прихода Горбачева я предвидел перестройку, отмену
цензуры, все просчитал и готовился к прыжку. В какую только ересь я не впадал, в
какое только сатанинское прельщение… Но дело совсем в другом. Толкиеновская
эпопея имеет вполне четкий политический подтекст. Это противостояние Востока и
Запада. И когда мой народ показывают в книге в виде орд с Востока, монструозных
орков (отрицательные герои толкиеновского "Властелина колец" с главным злодеем
Сауроном во главе. - "Итоги"), надо как-то отвечать.
- Царство черного властелина Саурона как
советская империя зла? Замысел Толкиена был настолько однозначен?
- Надо четко осознавать: сколько бы Профессор ни
отнекивался насчет отсутствия аналогий, они лежат на поверхности. Я хотел
показать, что за каждой стороной своя правда, свой образ жизни. Писать о
зловещем черном властелине, крушить орков, точащих зубы на слабый и хрупкий
Запад, - это был бы плагиат. Толкиен тему закрыл. После "Властелина колец" с ним
можно только спорить.
- Взяв столь резкий старт, вы быстро
поднялись. Но через несколько лет уехали в США. Почему?
- В 98-м мы, фантасты, сразу упали на дно.
Четырехкратное повышение доллара не позволяло оставаться профессиональным
литератором. Сейчас похожая ситуация, но хвост собаке рубят по частям. Медленно
и мучительно. Боюсь, последствия нового кризиса для рынка фантастики будут еще
тяжелее. В 98‑м, когда писать книги стало невыгодно, я вернулся к своей основной
специальности - молекулярной биологии. Сдул пыль с диплома и отправился с ним в
США. Представьте, довольно быстро нашел работу: в американской науке было полно
денег и рабочих мест. Сейчас и здесь наука в кризисе, как и многое другое.
- Например, фантастика. Такое ощущение, что в
"нулевые" ваши коллеги работают на самоповторе. Вот и тиражи падают...
- Видите ли, в 90-е очень многое выплеснулось из
столов. Вы помните, сколько нас тогда появилось? Головачев, Лукьяненко, Столяров,
Рыбаков, Логинов, Петухов, ваш покорный слуга... Если постараемся, наберем
десятка два имен. А сейчас фантастов сотни, и это дробит читательский интерес.
Тираж среднего фантаста падает, а вместе они растут. Кстати, в 1998 году книга "Алмазный
меч, деревянный меч" вышла скромным по тем временам тиражом 20 тысяч. Тираж моей
последней книги - 200 тысяч. Для фантастики это очень много.
- Одна книга на подходе, другая в работе. Ваш
новый замысел - продолжение толкиеновской линии или имперской?
- Первая повесть этого цикла, написанная в
соавторстве с Верой Камшой, - "Волчье поле" - вышла в сборнике "Наше дело правое".
Теперь будет продолжение. Думаю, многие удивятся. Я собираюсь синтезировать
фантастику и другой жанр - исторический. Но это не альтернативная история.
Хочется к штыку приравнять перо, перейти к чему-то современному и откровенному.
Вот у нас считается хорошим тоном нигилизм по отношению к собственной стране.
Такого нет нигде на Западе. Тенденцию надо ломать. Писатель вынужден иногда
брать на себя работу, которую должны делать аналитики, журналисты, публицисты.
Если пройти по Петербургу и почитать мемориальные доски, мы узнаем, сколько в
Российской империи жило достойнейших людей. Ученых, поэтов, танцовщиц, мореходов.
Но мы судим о себе по романам, где стоит вопрос: тварь ли я дрожащая или справку
имею? Во главу угла ставится не человек дела, а человек, который сомневается,
подчеркивает свою ненужность. Наша литература крайне безысходна.
- Ее создавала интеллигенция, не допущенная к
написанию законов и к разделу государственного пирога, но и от народа
оторвавшаяся. Может, поэтому?
- Видимо, да. А вот на родине Толкиена не было
раздрая между образованной частью общества и народом.
- Там не было и интеллигенции, были
интеллектуалы. На службе Ее Величества...
- И образованный слой не работал на разрушение
государства. Он по-советски критиковал "отдельные недостатки", не более.
Вспомните Диккенса. Мы сочувствуем Оливеру Твисту, но там нет безысходности. А
возьмите Свифта, он считается великим сатириком. У него все мягко,
завуалированно, намеками. И сравните с нашим господином Щедриным. Щедрин
испытывает физиологическое возбуждение от описания всякой мерзости. Я считаю
себя русским человеком, и мне противно. Потому что я знаю, что наша история -
это не история города Глупова. А очень многие люди, не зная истории и прочитав
Щедрина, думают: "А, ну все понятно. Кнут, палка и дыба, вековое рабство. Больше
в этой стране ничего нет. Ну так давайте все разрушим".
- "История одного города" - это карамзинская
"История…" наоборот. Псевдоэпос, перевертыш, пародия. Так эта вещь задумана.
- ...И благодаря таким вот Щедриным в этой
стране в октябре 1917-го про большевиков думали: ага, наконец-то к власти пришли
решительные люди, которые знают, что делать. Люди устали от мерихлюндий.
- А откуда популярность Чехова?
- Вот моя бабушка, ровесница века, окончившая
классическую гимназию, не разделяла восторгов вокруг "Трех сестер". Она делала
презрительную гримасу: "Что это такое - "В Москву, в Москву!" Ну сели на поезд
и поехали". Мы именно сели и поехали в Москву. Моя семья из Таганрога. С
проблемами и недостатками, как у всех нормальных семей. Все это не мешало нам
вести насыщенную жизнь, музицировать, ставить пьесы в домашнем театре. Работать
и создавать богатство юга России. Пора вернуть себе уверенность, почувствовать
почву под ногами. А то ведь у нас даже слово "русский" произносить неприлично,
только "россиянин". Где еще такое возможно? Ни в какой другой стране.
- А как же Толкиен? Там целый интернационал.
Содружество эльфов, людей и хоббитов.
- Потому что время доисторическое, племенной
строй. Но он пытался создать мифологию именно для Англии. Его огорчало, что у
немцев есть "Беовульф", есть скандинавские саги, есть "Песнь о Роланде" у
французов. А у Англии ничего нет. Где же корни, где традиция? У нас она, слава
богу, существует, пора вспомнить. Мне бы хотелось смоделировать нашу страну и
народ в ситуациях прошлого, но вполне реальных.
- То есть поиграть с историческими развилками?
- В том числе. Первая развилка - это возможная
победа Твери в споре с Москвой. Нравственного принципа над принципом
рациональным, прагматическим, когда цель оправдывает средства. Там будет Тверин
вместо Твери. Рязанск вместо Рязани… Последний том - это уже XIX век,
наполеоновское нашествие. Наша образованная прослойка столкнулась тогда с
лощеной жизнью Европы. Благодаря французскому воспитанию произошло такое
безнадежное влюбление, роман без взаимности: ах, Европа!..
- "В Париж! В Париж!"?
- Ну да. И вот это наследие покатилось, как
свинцовый шар. Языком элиты оставался французский язык. Даже военные трактаты у
нас писались по-французски. В то время как Германия и Англия прошли через
агрессивное утверждение национального. Утверждалось: мы - лучше всех. Французы
сбросили монархию, отрубили голову своему королю, залили кровью полстраны, но
они ставили себя очень высоко. Англичане завоевали Индию, Ирландию и считали
себя еще круче. Все национальные недостатки отбрасывались. Концентрировались на
достоинствах. Поэтому и низы хотели, и верхи могли. Так, может, и нам пора
перестать думать и писать о том, какие мы плохие и неправильные?
Иcходный текст доступен на сайте: http://www.perumov.com/
|