Немного предистории. В отпуске под руку попалась книга «Охранитель» Андрея Мартянова. От нечего делать пришлось читать. К языку вопросов нет – чисто, грамотно. А вот сама книга в целом оставила не очень хорошее впечатление. Примерно треть – описание исторических и политических реалий Франции четырнадцатого века. Примерно треть – мистика, расследование непонятных преступлений, их связь с политическими интригами. Убила концовка – чуть ли не на последнем десятке страниц из кустов вылез огромный рояль – появился попаданец - путешественник во времени из двадцать первого века и лёгким движение руки спас главного героя, забрав его с собой. Ну, ладно, не понравилась книга, бывает, но меня очень удивило послесловие автора (крайне редкое явление в современных книгах-фэнтези)
ОТ АВТОРА 1. Несколько слов в финале Скажу сразу: я абсолютно разделяю точку зрения польского писателя Анджея Сапковского касательно книг, наполненных «непонятной» или малоизвестной читающей публике терминологией: «Автор считает, что нет большего удовольствия, чем самостоятельно копаться в словарях, справочниках и энциклопедиях, и лишать читателя этого удовольствия не годится». Особенно это актуально в отношении исторической или околоисторической литературы, которая, как из¬вестно, в значительной мере несет еще и образователь¬ную нагрузку — не спорю, изучать историю по «Трем мушкетерам» или «Графине де Монсоро» А. Дюма за¬нятие неблагодарное, но в любом случае названные романы дают хотя бы общее представление о событиях, происходивших в ХVI-ХVII веках, в отличие от неве¬роятно распространившегося за последние два десяти¬летия «квазиисторического fantasy» с обезличенными «баронами», «замками», «мечами» и «доспехами». В книгах данного жанра авторы даже не пытают¬ся достичь минимальной «литературной достоверно¬сти» — зачем? Каков смысл утруждать себя, если изда¬тель напрямую требует (цитирую лично мне знакомого директора крупного и вполне успешного издательства): «...Побольше действия, крови, ну и лихая любовная линия, конечно!» Всё. Больше ничего не надо! А потому в таких книжках мы наблюдаем стандартную схему, где главгерой двигается из точки А в точку Б с целью спасе¬ния мира, попутно рубя в капусту любого неприятеля, трахая всех встречных красоток и требуя в кабаках ис¬ключительно «вина и жареного мяса» (ничего другого крутые герои, понятное дело, не едят и не пьют). Банальное описание природы (ручейки-рощицы, птички-бабочки) и всё начинается снова — заколдо¬ванный круг. Только когда «лихая любовная линия» (не взирая на толпы помянутых встречных красоток) подходит к логическому финалу, отмечаясь вздохами при луне и «внутренним сиянием в глазах», том (fantasy - сериала заканчивается, чтобы плавно перетечь в сле-дующий, где история эпических странствий начнется заново без каких-либо изменений. Никого не тошнит от такой, извините, литературы? Меня тошнит. Предоставим слово петербургской писательнице Елене Хаецкой, признанному мастеру как добротной fantasy, так и исторического романа: «Быть хорошим читателем — это большое искус¬ство. Человек должен уметь прочитывать кодировки текста, расшифровывать книгу. Писателей часто при¬зывают “подумать о читателе” — сделать книгу как можно более примитивной и побольше кровищи. Я это¬го делать категорически не буду и другим не советую. Я верю в читателя и верю, что люди, которые умеют читать по-настоящему, не переведутся еще очень долго. Может быть, вообще никогда». «Охранитель» (другое название «Хроники Арраса») исходно задумывался как «средневековая зарисовка» к циклу «Наследник», где, как вы знаете, завязка одной из основных сюжетных линий происходит в начале XIV века, а именно осенью 1307 года. Однако, взявшись за разработку текста, я никак не предполагал, что на¬крепко застряну в эпохе первого короля Франции из династии Валуа. Средневековые декорации предпола¬гают как минимум наличие базовых знаний в данной области: слава богу, я ими обладаю, поскольку темой увлекаюсь уже больше десяти лет. Тут же возникла вторая проблема: если сюжет строится вокруг инквизиционного следствия, то не¬обходимо разыскать все доступные сведения о работе тогдашних «органов» — а Sanctum Officium в те годы являлся вполне развитой и отлаженной службой «го¬сударственной безопасности» с самой широкой сферой деятельности: от цензуры и «информационных войн» до физического искоренения ересей и сект — поздней¬шая демонизация инквизиции не умаляет ее заслуг в том, что Европа долгие столетия оставалась единой христианской общностью, успешно противостоящей арабской и турецкой экспансии и многочисленным лжеучениям. Пресловутая «охота на ведьм», должен заметить, в большей мере порождение «прогрессивных» про¬тестантизма и Реформации, пускай этот факт не слишком известен и вызывает неприязнь у отдель¬ных индивидуумов, полагающих протестантские деноминации чуть ли не «вершиной христианского развития»... То же самое и с «магией» — давайте помнить, что «чудесное» для человека древности было такой же обы¬денностью, как автомобиль, компьютер или сотовый для нас с вами. Вспомним, что появление Жеводанского оборотня в 1764-1767 годах вызвало настоящую панику в Оверни, а ведь речь идет о просвещенном XVIII веке, временах Вольтера, Дидро и Фонтенеля! Мифологический менталитет во времена угасания Капетингов и ранних Валуа был куда сильнее — ворож¬ба, волшебные существа, чудодейственные амулеты в сознании обитателя Средневековья являлись неотъ¬емлемой частью Универсума. Доходило до того, что «отрицание колдовства» стало наказуемым — нельзя ведь отрицать очевидное. Попомнишь тут известный постулат о том, что истинная и твердая вера делают объект верования материальным! Впрочем, речь сейчас о другом. Работа в истори¬ческом пласте подразумевает использование соответ¬ствующей терминологии, и если разъяснять каждое непонятное слово, вспоминать об истоках того или ино¬го события, описывать биографии государственных и церковных деятелей, переводить все латинские цитаты и т. д., то к книге придется писать второй том коммента¬риев. Посему я и привел выше цитату из А. Сапковского — всё, что не разъяснено автором, можно запросто узнать самостоятельно: эти сведения есть в тематиче¬ской исследовательской литературе, да и Интернет, как универсальную и богатейшую библиотеку, еще никто не отменял. Касательно же «кровищи», «лихих любовных ли¬ний» и прочей «обязательной» шелухи, требуемой не¬которыми не самыми добросовестными издателями (и неприхотливыми читателями), то я лучше напомню слова Максима Горького. Он писал, что есть два типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход — это стараться опустить тексты до уровня читателя? и второй подход, советский, — поднять читателя до уровня литературы. Советские писатели и журналисты, — считал Горький, — должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и вообще серьёзных текстов. Современные издатели же зачастую не опускаются до наличного уровня читателя — они активно тянут этого читателя вниз. Я так поступать не собираюсь. Повторяю: любая литература, даже развлекательная, должна нести еще и образовательную нагрузку.
Для чего вообще пишутся книги? Похвалиться своим знанием истории или ещё какой области знаний? Вроде нет. Любая книга важна своими героями, о которых хочется рассказать, которым хочется верить, хочется подражать.
Встречал авторов, которые хотели познакомить читателя именно с историей. Например "крестоносец в джинсах", о малоизвестных (впервые о них услышал) крестовых походах молодежи, детей (забыл когда были, в средних веках кажется). Но дело в том, что там и сюжет интересный, и герой, и история преподнесена увлекательно. По моему зависит от желания, хочешь рассказать о истории или похвастаться своей образованностью. (неудачная формулировка, ну да пойдет)
Предоставим слово петербургской писательнице Елене Хаецкой, признанному мастеру как добротной fantasy, так и исторического романа: Быть хорошим читателем — это большое искусство. Человек должен уметь прочитывать кодировки текста, расшифровывать книгу. Писателей часто призывают “подумать о читателе” — сделать книгу как можно более примитивной и побольше кровищи. Я это¬го делать категорически не буду и другим не советую.
Если мне захочется заняться расшифровкой текста, я найду брошюру с ребусами или ещё что-нибудь подходящее. Однажды в газете подобной направленности попался отрывок текста, в котором буквы заменены другими (алгоритм расшифровки подобных текстов давно известен), если есть желание - вперед. Только вот книгу, относящуюся к художественной литературе, мне кажется, читатель приобретает и читает совсем не для этого.
Цитата
в таких книжках мы наблюдаем стандартную схему, где главгерой двигается из точки А в точку Б с целью спасе¬ния мира, попутно рубя в капусту любого неприятеля, трахая всех встречных красоток и требуя в кабаках исключительно «вина и жареного мяса»
Использование подобных риторических приемов давно широко известно и не может служить оправданием неумению занимательно рассказать историю. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Niko7, а почему в этом разделе? Тут, конечно, можно, флудильня же. Но мне кажется, что обсуждать конкретную книгу удобнее в "Прочитанном нами", а критерии качественного произведения вообще - в "Сущем".
Моя страничка на СИ Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой. Вольтер
Цитата в таких книжках мы наблюдаем стандартную схему, где главгерой двигается из точки А в точку Б с целью спасе¬ния мира, попутно рубя в капусту любого неприятеля, трахая всех встречных красоток и требуя в кабаках исключительно «вина и жареного мяса»
Использование подобных риторических приемов давно широко известно
при чём здесь риторические приёмы? Автор довольно точно описал "типовушку", очень модную три-четыре года назад. Сейчас типовушкой стала магическая академия с обязательной любовной историей от лица героини.
Автор довольно точно описал "типовушку", очень модную три-четыре года назад.
На самом деле автор описал типовой сюжет, добавив негатива и выставив все хоть сколько-то похожие произведения в неприглядном свете, тем самым как бы доказав превосходство своего опуса. А почему он свою книгу не сравнил с рулоном туалетной бумаги? Очевидно, из боязни проиграть. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
А я считаю, что пишешь - когда что-то важное (ну, с твоей точки зрения) хочешь рассказать людям. Или кошкам... Или воображаемым друзьям. Да хоть себе самому. Joker - это рулетка: то 1, то 11, а то и просто татуировка...
"ОТ АВТОРА 1. Несколько слов в финале" Ничего личного, но ТАКОЕ только по диагонали, и только если совсем уж деваться некуда.
Цитатаjoker7768 ()
Да хоть себе самому.
Себе самому это очень сильно отличается от всего другого, даже если это другое для кошек.
ЦитатаNiko7 ()
Цитата Munen () Цитата в таких книжках мы наблюдаем стандартную схему, где главгерой двигается из точки А в точку Б с целью спасе¬ния мира, попутно рубя в капусту любого неприятеля, трахая всех встречных красоток и требуя в кабаках исключительно «вина и жареного мяса»
Автор довольно точно описал "типовушку", очень модную три-четыре года назад.
Ну "Стальную крысу" один пейсатель написал явно раньше чем 3-4 года назад, и да, это будет модно всегда. А другой тоже почти пейсатель написал серию в 50 книжек про это, но стали ли они модными ? Если и да, то у весьма ограниченного во всех смыслах контингента. Это как пиво с воблой всегда будет востребовано, другой вопрос что пиво может оказаться прокисшим, а вобла протухшей, но пиво с воблей рулит во все времена. Они губят за металл, АСТ там правит бал ! >:)
"Вот в этом плане Дэна Брауна можно считать неплохим популяризатором."
Во времена моего детства был такой грубый вопрос "А репа не треснет ?" Уважаемая, Дэн букварь грыз в Академии Филлипса в Эксетере где его папа был учителем, а образование кончал в Севилье в тамошнем универе. Кстати в этой так сказать школе выпускались всякие ученики начиная с Уэбстера (который на денюжках и памятник) и кончая на разных Цукербергах, ну и ессно самая крупная библиотека в мире у средних школ и уникальная система обучения. Короче самая пипочка для элиты еще с 18-го века. Ну и где простите на ваш вкус подобного набрать ? Особенно среди русскоязычного (переводчики ведь тоже типа господина Гоблина сейчас стали не редкость), да еще по тематике сайта фантастическо-фэнтезиного ? Если большинство авторов и считающих себя пейсателями в слове "мама" делают по паре ошибок минимум, а пресловутая блондинка на их фоне выглядит профессором философии ? Так что извините, но он не только хороший писатель, но и качественный популяризатор, кстати второе имно сложнее первого.
Цитатаkagami ()
А назидательность лично у меня вызывает отторжение в любом виде
Ну может вам просто не свезло в жизни и попадались люди которые назидали не имея на это права. Я вот например назидательность не только нормально воспринимаю, но даже рад когда такое случается. Это же чистой воды холява, когда тебе просто так дают то, что другой получал как "опыт сын ошибок трудных". Другой вопрос что для претендентов в назидающие у меня достаточно жесткие требования, и те кто не проходит могут хоть заназидаться кроме сотрясения воздуха результата не будет.
Цитатаkagami ()
так автор просто не умеет писать
Тот самый случай когда простота хуже воровства. А ведь данный господин натуральный вор и мошенник. Он ворует у вас достаточно дорогой ресурс под названием время, ну или жизнь если уж пафосно. Он вас обманывает заявляя что это "вот это", а оно на самом деле при любом рассмотрении является "вон тем", и потратив к примеру 1 час времени, вы тем самым тратите 1 час своей жизни впустую, выбрасывая ее на помойку. Я считаю что своим явным обманом он обкрадывает меня из-за каких-то своих личных выгод и желаний, чаще всего это или известность, или финансы.
Цитатаkagami ()
И не трогайте Гаррисона, бога ради! Его рояли прекрасны именно тем, что они рояли! Иначе ди Гриз не был бы ди Гризом.
Да щазз !!! Я его не только трогать буду, но даже и лапать ! Так роялить надо уметь, щаз уже так не роялят. Ну разве что Асприн с его шутовской ротой, и еще пара-тройка заслуженных роялистов типа Буджолд с Форсиганом и его сагой. Они губят за металл, АСТ там правит бал ! >:)
Дэн букварь грыз в Академии Филлипса в Эксетере где его папа был учителем, а образование кончал в Севилье в тамошнем универе.
fatalex012, вменяемый автор не станет писать о том, чего не знает. У Брауна прекрасное образование? Так он еще и прекрасно использует его как литератор, потому что пишет захватывающие детективы, а не скучные учебники. У Вознесенского в воспоминаниях о Пастернаке есть потрясающая фраза: "Гении точны как путеводители". В корне не согласна, поскольку считаю, что слово "гении" нужно заменить на "профессионалы". Собственноо, профессионализм самого Бориса Леонидовича исчерпывается уже его афоризмом: "Зачем писать плохие стихи, если можно писать хорошие". Сейчас же все происходит с точностью до наоборот: зачем писать хорошие книги, если можно писать плохие, но много. А еще серии - и подлиннее, подлиннее. И Вы правы, это логика воров.
Цитатаfatalex012 ()
Я вот например назидательность не только нормально воспринимаю, но даже рад когда такое случается.
А у меня она с Блейком ассоциируется: "Веселый добрый дурак и хмурый злобный дурак сойдут за умных, держа в руках розги". Вот как ползу, так и отражаю!
Ну тождество я бы тут не применял, имно это как бы не совсем одно и тоже. Могу ошибиться, но когда "гений" то все вокруг чешут репу "Блин ну и как это у него получатся то ?", "Нифига себе отмочил номер !" и тому подобное. Т.е нечто удивительное и неожиданное в данных конкретных условиях, чего по идее не должно быть. Но пришел гениальный Вася Пупкин, и вот пожалте, оно нарисовалось фиг сотрешь. Ну а профи, он и есть профи, хоть хирург, хоть сантехник, хоть стихоплет. Надежно, добротно, качественно, но ничего такого от которого разевается рот, мы получаем то чего ожидаем.
Цитатаkagami ()
А еще серии - и подлиннее, подлиннее.
Чуется что не одобряете вы Орловских-Никитиных с героями у которых длинные руки.
Цитатаkagami ()
И Вы правы, это логика воров.
Ну сейчас их время, они практически везде победили, поэтому и множатся согласно эволюции.
Цитатаkagami ()
А у меня она с Блейком ассоциируется:
А у меня с Василием Алибибаевичем Все же назидательность схожа с поучительностью, а если есть кому и чем тебя поучить, то имно отталкивать подобное не след типа "Мы сами с усами", можно пропустить полезное из-за понтового, что не есть гуд.
ЗЫ: Кстати о литературе. Был такой у казахов известный человек Абай Кунанбаев самым известным произведением которого стала прозаическая поэма "Слова Назидания". Современный аналог изустных преданий передающихся от поколения к поколению для пользы и сохранения народа. Они губят за металл, АСТ там правит бал ! >:)
Я вот например назидательность не только нормально воспринимаю, но даже рад когда такое случается. Это же чистой воды холява, когда тебе просто так дают то, что другой получал как "опыт сын ошибок трудных".
Я тоже очень многому научился у одной хамки-грубиянки, очень неприятной в общении, но у которой не отнять одного - настоящий профессионал
Цитатаfatalex012 ()
Цитата kagami () И не трогайте Гаррисона, бога ради! Его рояли прекрасны именно тем, что они рояли! Иначе ди Гриз не был бы ди Гризом.
Да щазз !!! Я его не только трогать буду, но даже и лапать ! Так роялить надо уметь, щаз уже так не роялят.
Ну тождество я бы тут не применял, имно это как бы не совсем одно и тоже.
Так я и не применяю. Я как раз указала на то, что не нужно быть ганием, чтобы быть точным. Любой писатель - даже не профессионал - если он уважает себя и своего читателя, никогда не напишет хрень вроде... даже не знаю, что в пример привести... ну, для гротеска: "великий русский писатель Шекспир". Особенно этим грешать безголовые АИ-шники. Хотя и прочих хватает. Вот как ползу, так и отражаю!
Что-нибудь типа Фаины Раневской ? И потом хамство-грубость бывают ведь очень разные, т.е. они могут быть грубы по форме, но не по сути. Возможно она просто экономила таким образом время, свое и ваше. Они губят за металл, АСТ там правит бал ! >:)
Фаина Раневская опять же вне конкуренции! Британская Театральная Энциклопедия внесла эту несравненную даму - наравне с Растиславом Плятом - в десятку гениальных актеров двадцатого столетия.
Цитатаjoker7768 ()
А я считаю, что пишешь - когда что-то важное (ну, с твоей точки зрения) хочешь рассказать людям. Или кошкам... Или воображаемым друзьям. Да хоть себе самому.
Гений сказал: "Можешь не писать - не пиши!" Но когда требуют кошки... А вообще, если "хочешь рассказать"... Точнее, не можешь не рассказать - тогда и пишешь. Пусть криво-косо, пусть неправильно - потом умный автор прошерстит все от начала до конца. Но если трубы (писательские) горят... Да кто мы такие, чтобы спорить с Мирозданием?! Вот как ползу, так и отражаю!