Рябиновой ночью у славян называлась летняя сухая гроза без дождя, но с сильными молниями и зарницами. Считалось, что в это время магические ритуалы особенно действенны. А еще считалось, что это отголоски великой небесной битвы между Светом и Тьмой. Только каждый свет и тьму, любовь и ненависть понимает по-своему.
Рябиновая ночь
Жара дрожит маревом над иссушенной степью. Жара завивается смерчиками на раскаленной дороге, гнет колосья на полях; скоро просыплется несозревшее зерно на растрескавшуюся землю. Жара – тяжело дышит лохматый пес, вывалив язык, смотрит на меня, словно я могу помочь. Даже мальчишки не носятся по улице, сбились в кучу в тени пыльной шелковицы: загорелые до черноты, поблескивают темными глазами, чирикают, как воробьи. Моего Ярека видно издалека. Чужой он: волосы до льняной белизны выгорели, глаза серые. Чужой, как пришлый бог на иконах в новом храме. – Здравствуй, Ивушка, – старейшина сельский подошел тихо, оперся о плетень рядом. Тоже из-под руки на поля смотрит. – Здравствуй, Богут. Чего такой смурной? – спросила я просто так, чтобы не молчать. Хотя нам с Богутом разговоры-то не больно нужны. Мы без слов друг друга поймем. Из-за далекого крутояра так и не видать долгожданной тучи. А небо низкое, пеленой подернуто. Дышать тяжело. Тишина плохая, будто зверь перед прыжком затаился, силы копит. Уж разгуляется лютым огнем рябиновая ночь. – Гневаются старые боги, Ива. Да и как им не серчать, если мы их безропотно на поругание врагам отдали, дедовы законы забыли. – Неправда твоя, Богут: не защитили нас боги наши, теперь только терпеть и остается. – И ты, Ива, будешь мне о смирении толковать, как жрец вражий?! – Уж лучше так, чем снова придут те, в белых плащах, говорить нам о своем боге сталью и огнем. Тогда вместо дождя прольется кровь, урожай собирать станет некому. – Терпение – оно до той лишь поры, пока хлебушек на полях колосится. А коли терять нечего станет, то пусть уж кровушка прольется. Не только наша, но и вражья. Не совестно будет ответ держать там, за Темной речкой, – задумчиво говорит Богут; но и он, и я смотрим на мальчишек под шелковицей. – Ты погоди, Богут. А если к утру дождь не пойдет… – Тебе, Ива, лучше знать. Будь по–твоему. До утра. Там, где степь обрывается в море острыми скалами, там, где сломанная древняя ветла тянет скрюченную руку к небу, где обмелевшая речка с трудом пробирается между камнями – я смотрю в ночное небо. Ни шороха, ни дуновения ветерка – недобрая тишина, только в небе гуляют сполохи молний, а грома нет. Подсвечены блиставицами облака цвета спелых рябиновых гроздьев. Злым огнем полыхает небо – грозен враг, может лишь убивать, жечь, разрушать. И есть против него лишь одно оружие. Не всяк сможет им воспользоваться, потому что убивать, ненавидеть, проклинать легко – а рожать, прощать, лечить… Любить тяжело, но от этого рождаются зерно, мир и дети. Свирель ольховая, тонкая, дырочки в ней, как провалы в Нижний мир. Надо лишь прикрыть глаза, поднести свирель к губам. Играть на ней просто, как дышать. В такт моему дыханию колышется серебристый ковыль, тонко плачет ветер, а еще звенят тугой тетивой неведомые силы – прислушиваются к моей свирели. Где ты, враг мой? Мне нужна твоя сила, твоя ненависть, чтобы переплавить ее в новую жизнь. Услышь меня! Яростно, остро поет свирель, на ее призыв откликаются боевые трубы, лязгает сталь, трепещут стяги. Туча стрел взметнулась, застилая солнце. В дробном топоте копыт, сверкая клинками молний, несется неумолимая смерть. Рушатся в реку каменные идолы и живые люди, вода становится красной, как небо у меня над головой. Хлопья пепла медленно оседают на закопченные камни. Тоскливо кричит седой лунь над разоренным гнездом. Приди ко мне, враг мой! Ты мне нужен, как нужен земле дождь. Раз уж забрал у меня все, дай хоть что-то взамен! – Что ж ты творишь?! – пришел, стоит надо мной в зареве рябиновой ночи. Красные блики играют на белом плаще, на льняных волосах, на чешуе доспеха. – Зачем зовешь, не отпускаешь? – спрашивает сипло, запустив руку в копну моих волос на затылке. Пахнет от него сталью, дымом и солью, холодом пробирает от металла – а руки теплые, и жаркий шепот в ухо: – Зачем? Не буду я тебе говорить, враг мой, что лишь с тобой я могу плясать под этим кровавым небом, на краю пропасти, только твои руки могут меня удержать, когда из-под танцующих ступней летят в провал камешки и плещется далеко внизу черная голодная бездна. – А ты зачем отпустил, не убил тогда? Ничего он мне не ответит, как обычно. Сам не знает. А я говорить не буду – словами не объяснишь. Все сильней бьется море о скалы, все выше вздымает ветер волны и обрушивает их в хлопьях пены вниз. Тонко кричит чайка. Стучит сердце, часто-часто, не выдерживая безумного бега – разрывается, растекается горячими каплями по телу, до самых кончиков пальцев. Первого удара грома я не услышала. Только под моими ладонями по его спине бегут теплые струйки – льется ласковый дождь в податливую, уставшую землю. Оживают травы, утихают волны, гаснут яркие зарницы под веками. – Ты по краю ходишь, – чуть касается он губами моего виска. – Попадешься братьям – я тебя уж не спасу. Забудь лучше. Такая уж моя доля – по острым камням над Темной рекой бродить, на свирели играть; и, заслушавшись меня, прольется дождь, угаснет ненависть – зерно созреет, дети будут смеяться. Знаю, что когда-нибудь сорвусь, сгину навек во тьме, пылью следы занесет. Но еще знаю, что в этот раз у меня будет девочка. Волосы черные, а глаза твои, серые, как небо грозовое. Разве оно того не стоит?
Образно, атмосфера "преданья старины" с ароматом авторской сказки. Интересное: вопервых новое для меня слово "Блиставицы", во-вторых - смерчики на дороге от жары. Не замечала. Слово больше ассоциируется с ветром, наверное о горячем ветре речь? Или какое-то особенное явление? Не придирка, интересуюсь, в мире асфальта много чего просто не видишь. В предложении "Мы без слов друг друга поймем" ощутимо не хватило союза "и" после "мы" - без него ощущение неудобства, неудовоетворенности. "Уж лучше так, чем снова придут те..." - возможно, "чем если снова придут те..."? Достаточно неоднозначен момент, когда Богут как бы дает время до утра - Иве или богам? Но это тоже не замечание, неоднозначность позволяет каждому читателю прочесть своё. "Любить тяжело, но от этого рождаются зерно, мир и дети." - о да. "Я тебя уж не спасу" - нужно именно "уж" а не "уже"? И совсем уж махровая ИМХа - в абзаце с описанием магии свирели ("Яростно, остро поет свирель...") глаголы в разном времени, немного притормозила, читая, чтобы перенастроиться с настоящего на прошедшее и обратно. А конкурс памяти Николая Лазаренко?
Lita, спасибо огромное и за прочтение и, особенно, за замечания. Вот теперь я вижу, что с временами неразбериха, и надо их к общему знаменателю привести. Блиставицы - архаизм, я искала синоним слову "молния", чтобы избежать повтора, но если очень царапает слух, надо мне подобрать что-то другое. Над "смерчиками" мне тоже стоит подумать, над горячей дорогой воздух иногда вихрится, но не настолько, чтобы назвать это словом "смерч". Так что все замечания попали в точку. Мне надо хорошенько подумать и поправить это все. Спасибо еще раз, и мне просто приятно, что ты прочитала
Betty, мне было интересно читать) Сначала дома, потом на работе развернула спойлер, отзыв написать (потому и цитаты в кавычках, а не с кодом "quote", с коммуникатора вставка кодов - примерно как на роликах по шиферу кататься. ) И все это глубокое ИМХО, по образованию я технарь, а не литератор. Год назад не знала, что "было" и "что" слова-паразиты и надо их чем меньше, тем лучше)) Здесь очень много совершенно классных редакторов, они не только делают качественный разбор твоей вещи, но и учат. Вернее ты у них учишься. Сплав "былое + фэнтези" очень интересен, довольно сложно соединить историю со сказкой так чтобы ни одна не выпячивалась и обе ощущались нужными, весомыми и в то же время можно было смело не думать что вот тут - это сказка, а вот такое - было, а просто читать. По-моему, у тебя получилось А конкурс памяти Николая Лазаренко?
Какая прекрасная любовно-лирическая-фентезийная история! Мне, как любителю мифологии в целом, и славянской мифологии в частности, было очень интересно прочесть. Спасибо автору - такие хорошие тексты встречаешь нечасто! Любовь - как шпага, юмор - как щит.
Betty, красиво, мне понравилось. Очень образно, атмосферно, так и видится этот кусочек отрывком чего-то большого. Ведь столько вопросов сразу возникает. Но для миньки все гармонично и в меру.
Морана, спасибо за отзыв, хотелось бы, но вряд ли у меня получится сделать из этого что-то большее. Удержать такой стиль в мини еще можно, в крупной вещи - тяжело.
Восхитительно, просто слов нет. И очень... жизнеутверждающе. За что я тебя особенно люблю.
Давеча читала один рассказ... автор, профессиональный историк и писатель, утверждала, что христиане никогда не притесняли и не не убивали язычников. Что, мол, всё это враки, католики, конечно, ведьм сжигали, зато провославные белые и пушистые. (Ну и как бы плевать что речь в том числе о 988 г.) Стало грустно, тоскливо и безнадёжно. А у тебя минька, вроде бы, о крови, боли и опасности. Но от неё легко на душе и радостно. Парадоксально, да?
Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
католики, конечно, ведьм сжигали, зато провославные белые и пушистые
Они ведьм просто закапывали по шею в землю и побивали камнями. Да-а. Католики хотя бы публичные извинения принесли. А мне всегда кортело написать о православной инквизиции, просто не дошли руки. Профессиональный подлизыватель он, а история и рядом не стояла. Не читай советскую прессу перед обедом.
Да, если бы пресса. Это один из конкурсных рассказов был. На препода-историка там по сюжету местный отличник СТУЧАЛ, что тот студентам православие головного мозга прививает. А оборотень-лиса препода защищала и перед смертью попросила себя покрестить, к богу, понимаешь, обратилась. Я хотела сначала своё "фе" высказать... да плюнула. Незачем к этой гадости лишнее внимание привлекать и в топ комментов выводить
Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
Я сама уже второй день под впечатлением. Хотела извиниться перед Бетти за флуд... но, в принципе, по теме же? А по поводу сна разума - сама вот теми же словами подумала
Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
Триллве, Anevka, даже не знаю, как благодарить, я думала эта мини уже давно ушла на самое дно. Anevka, особенно приятно, что приняли саму идею. Как бы там ни было, а есть против ненависти оружие, и пока об этом помним - будем жить. Относительно христианства, увы, история нашего православия для меня более кровава и трагична, чем католицизма (ту же Британию и Ирландию крестили более "гуманно", мягче, с подкатом (но это мое видение), чем поступали, например, Путята и Добрыня по княжеской указке (по некоторым источникам количество жертв славянской христианизации просто чудовищно, настоящий геноцид). А профессиональность историка и заключается в том, чтобы максимально аргументированно создать историческую "реальность" необходимую заказчику. История такая наука, что вечно прогибается под существующую власть.
ЦитатаAnevka ()
Хотела извиниться перед Бетти за флуд... но, в принципе, по теме же?
- это не флуд, это общение по теме, крайне приятное автору)))
профессиональность историка и заключается в том, чтобы максимально аргументированно создать историческую "реальность"
Чур меня от таких "историков"! Это не профессиональность, это свинство. Профи обязан говорить правду, какой бы горькой и противной она ни была. В этом смысле уважаю Суворова, который Виктор, и Солонина. Еще до сих пор под впечатлением мемуаров Шпеера. Вот там действительно срез эпохи, без прикрас. Это, конечно, о другом времени, но тем не менее.
ЦитатаBetty ()
я думала эта мини уже давно ушла на самое дно
Я там вчера шарилась, на дне, увидела знакомое имя...
ЦитатаBetty ()
история нашего православия
А ведь если бы винопитие Кораном позволялось, принял бы Владимир мусульманство.
Не думаю, что с воцерковленной лисой -- заказная литература; но что написать что-то, восхваляющее православие, так непременно окажешься в России в обойме издаваемых и почетных -- это факт.
История такая наука, что вечно прогибается под существующую власть.
Увы... хотя, наверное, это не только для истории характерно, но и для других отраслей. Как гуманитарных, так и промышленных.
ЦитатаТриллве ()
Профи обязан говорить правду, какой бы горькой и противной она ни была.
+100500 Жаль, что так мало профи... А ещё и правда у каждого своя. Бывает, факты одни, а выводы по ним прямо противоположные делают. Кто с умыслом, у кого мозг просто так устроен... в общем, дело тонкое. Мне в этом отношении позиция Эко импонирует: взгляд на историю как на нечто, что имело своим последствием существующую действительность. А уж что там было на самом деле...
ЦитатаТриллве ()
А ведь если бы винопитие верой позволялось, принял бы Владимир мусульманство
Вот-вот. И вроде как факт довольно известный. Не говоря уж о всём прочем... меня поэтому так умиляют верующие вдохновенно вещающие о Святом Владимире как о нежной голубице.
ЦитатаТриллве ()
написать что-то, восхваляющее православие, так непременно окажешься в России в обойме издаваемых и почетных -- это факт.
А я вот не в курсе была, кстати. Хотя логично, чего уж. Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
А погулять ого-го как любил! Триста девок в наложницах и три жены. Причем, православие принимал и третьим браком женился, когда не до девок становилось, возраст. А с Рогнедой так ваще пестня. Изнасиловал девушку на глазах у семьи, а потом всю семью и прирезал. Такой уж голубок. Тьфу. мои книги
Триллве, вот-вот. Это самое. Что интересно, ответ на всё один: не было, наветы-клевета. А Рогнеда мол, вообще по расчёту замуж за него вышла с благословения батюшки. Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
Классная минька. Всегда считал и считаю, что выбор религии должен быть осознанным. К какому бы времени он не относился.
ЦитатаТриллве ()
А ведь если бы винопитие Кораном позволялось, принял бы Владимир мусульманство.
Кстати, наш препод по истории утверждал, что это просто легенда. Само по себе вино достать в то время было сложно. А за мед хмельной, который по крепости вину почти не уступал, можно было и так по шапке получить. Он нам даже зачитывал какие-то уклады на счет тех, кто пьет или варит крепкий мед.
А как же путь из варяг в греки? Достать не проблема, был спрос -- возили; вопрос в цене. Если уж жен брали оттудова... Путь из варяг в греки Днепр еще при Олеге Вещем никто не отменял. И в Царьград ходили не только щиты прибивать.
как же путь из варяг в греки? Достать не проблема, был спрос -- возили; вопрос в цене. Если уж жен брали оттудова... Путь из варяг в греки Днепр еще при Олеге Вещем никто не отменял. И в Царьград ходили не только щиты прибивать.
Это как раз понятно. Но, скажем там, основным потребителем, которого возмутит запрет, по идее, должен был быть народ. А мог ли себе позволить среднестатистический славянин мех вина ажно из Византии?
Это как раз понятно. Но, скажем там, основным потребителем, которого возмутит запрет, по идее, должен был быть народ
Почему? Ой, дело ему до народа было. От того, что их крестили, знаешь, народ был тоже не в восторге. А поди ж ты!
Да даже по поводу крепкой медовухи: что позволено Юпитеру, не позволено быку. В России, вон, тоже осетров бить вроде как запрещено. А на пирушках в кремле чёрная икорка откуда-то берётся в любое время года.
Одно дело собственные законы нарушать, другое дело - божеские (сугубая ИМХА, само собой). Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
Но, скажем там, основным потребителем, которого возмутит запрет, по идее, должен был быть народ.
Сева, ну я тебя умоляю! Какой народ в десятом веке?! Основным возмущенным потребителем стали бы князь с дружиной и кучка бояр. На мнение всех остальных Владимиру было глубоко класть.
Основным возмущенным потребителем стали бы князь с дружиной и кучка бояр. На мнение всех остальных Владимиру было глубоко класть.
Вот чёт мне тоже так кажется. не, ну сама не была - не знаю, но впечатление такое от курса истории осталось. Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
Но, имхо, тут все-таки скорее в политике дело и выгодной потенциальной "дружбе" с Царьградом и хрюсами, чем в вине.
Вот он яркий пример, как один факт можно по-разному трактовать. Нам, помнится, это дело излагали в каком разрезе: будучи на подъёме, решил Владимир поискать себе мощного союзника, ибо хоть сволочь был ещё та, но не дурак, и понимал, что союза надо искать пока ты на коне, а не под конем, ибо во втором случае условия будут так себе. И вариантов было три (собственно, чего он три мировые религии и рассматривал. Иначе на кой чёрт ему вся эта байда сдалась? Языческие боги ему лично не мешали). Ну и при прочих равных... мероприятие долгосрочное, ежели союз браком подкреплять, так и играть придётся по правилам. Возьми мусульманку в жёны - она тятеньке и накапает о мужниных возлияниях. Это ж не наложница бесправная. Анна ж его тоже, если память мне не врёт, императорская доча. Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
Анна ж его тоже, если память мне не врёт, императорская доча.
Угу, царьградская царевна, из Мономаховичей, кажись. Явилась в Киев с монахами и блюмблятекой. Всяко, так в память запало. Из языческих богов он до этого пятерку выбрал, типа самых-самых, Перуну усы позолотить велел. Эти идолы потом в Днепр и спихнули. А единобожие -- это "один бог на неби, один царь на земли". Оч выгодно для абсолютной власти. Хотя, с другой стороны, религиозный плюрализм римским императорам ни фига не мешал. мои книги
Возьми мусульманку в жёны - она тятеньке и накапает о мужниных возлияниях. Это ж не наложница бесправная.
Гм. Эта культура от меня далека, да и в наших современных реалиях искажена порядочно, но, кажись, против мужа мусульманка вряд ли выступит, даже если он просыхать не будет. Но утверждать не возьмусь. К слову, если ничего не путаю, еще Ольга приняла христианство. Так что, так или иначе, а его влияние было ощутимым. Но это все из разряда простых "шариковых" рассуждений в интересной компании
Не настолько теплые отношения были у Владимира с бабкой. Все же сын рабыни. И она связь Святослава с Малушей не одобряла. Если и выбирал, то собственным разумением. О, а идолов было шесть. мои книги
Оч выгодно для абсолютной власти. Хотя, с другой стороны, религиозный плюрализм римским императорам ни фига не мешал.
Мне всегда казалось, что главная фишка христианства в этом смысле: концепция помазанника божьего. И принцип "Бог терпел - и нам велел". Но да, вероятно именно этому сочетанию черт оно и обязано такой популярностью как государственной религии. Самой "народной" верой я считаю Буддизм. Хотя бы за то, что он признаёт право каждого быть богом.
ЦитатаSBA ()
Гм. Эта культура от меня далека, да и в наших современных реалиях искажена порядочно, но, кажись, против мужа мусульманка вряд ли выступит, даже если он просыхать не будет.
Ну да, тут я загнула, пожалуй Хотя, с другой стороны, Владимиру такие тонкости могли и не сообщить.
ЦитатаТриллве ()
Если и выбирал, то собственным разумением.
Сколько мне помнится эта история, Ольга и сама в христианство ударилась по причине того, что тогдашний византийский кесарь к ней уж слишком настойчиво сватался (по политическим соображениям, понятно). Она время оттягивала на изучение религии, всего такого. Покрестить её попросила. А в крёстные отцы самого уважаемого чувака выбрала - его как раз. Ну а потом ручками развела: отец ты мне во хресте. Как я за тебя замуж пойду? Давай, мол, так дружить. Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
В самом деле, зачем княгине левый муж, когда она сама в своей державе рулит?
За что её всегда уважала: за здоровый прагматизм и способность извлечь выгоду из любой ситуации. Чтобы твои слова не воспринимали как критику, оказывай платные консультации.
Красивый рассказ, послевкусие такое, мммм... Мед и калина почему-то ))) Вычитывать текст - тока удовольствие портить. Спасибо Betty Всё это было раньше и повторится вновь... (@BSG)
Кагами стала комплектовать сборник, я в восторге от рассказа про варков.
- спасибо за рекомендацию, вижу, что Кагами (отдельный поклон за этот рассказ и за Непрощенного) внесла его в сборник. Однако, вопрос с названием "Красная шапка" остался так и нерешенным мной. Вроде я и согласна с теми, кто критиковал название и здесь, и на конкурсе, а переназвать его пока не могу. Некоторые рассказы приходят в голову изначально со своим названием, и отдавая дань исходной идее и просто раскладывая сказочный пасьянс по-другому, я как-то зациклилась на этом (((