Давайте без флуда только, чтобы ссылки не потонули в массе бла-бла-шоу
Например
Цитата
ПОРТРЕТ ПАТОЛОГИИ Серийный маньяк: кто он? Признаки серийности: сексуальная основа преступления, отсутствие очевидцев, патологическая мотивация, манипуляции с телом или трупом. Место преступления: значительно удалено как от дома жертвы, так и от дома убийцы. Портрет серийного убийцы: он имеет профессию, работу, семью. Развит интеллект, не склонен к переживанию внутренних конфликтов, нет чувства страха и смущения, зато часто испытывает чувство гнева. Имеет определенные критерии выбора жертв и может быть с ними знаком, следит за общественной реакцией на его выходки. Если оставил на месте преступления орудие убийства, насиловал жертву, изуродовал труп, то, вероятно, у него нет семьи, есть половые проблемы, а происходит он из проблемной семьи. Если погибла юная девушка до 17 лет, а ее труп вывезли с места убийства - маньяку вероятно 26 - 35 лет. Если труп не вывозили, то убийце 16-20 лет. Причины убийств на сексуальной почве разные, для каждого насильника есть своя движущая сила. Зарубежные ученые по-разному объясняют причины изнасилований: «она сама дала повод», «женщина - носитель оплачиваемых сексуальных услуг», «хищническая природа мужчин» и «унижение мужчин обществом»..
Взято отсюда: http://www.serial-killers.ru/materia....vat.htm Вообще, интересный ресурс. Только что зачиталась поэтическим письмом Чикатило. Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира. (Z. Freud)
Те, кто не знаком с разницей в понятиях "шизофрения" и "шизотипический тип" часто обощают эти два понятия. Здесь, собственно, можно проследить эту разницу.
Цитата
А. Е. Личко на основании клинико-психологических исследований выделил следующие типы акцентуации личности: гипертимный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, циклоидный, эмоционально-лабильный, сензитивный, астеноневротический, неустойчивый, паранойяльный, истероидный, конформный.
«Приведем краткие характеристики типов акцентуаций:
1. Гипертимный тип — отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным.
2. Акцентуации по психастеническому типу выражаются в повышенном самоанализе и самобичевании, робости, тревожной мнительности, «умственной жвачке», навязчивых страхах, моторной неловкости и нерешительности. [...]
3. Шизоидному типу свойственны раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности в межличностных отношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, «философской интоксикации». В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания. [...]
4. При эпилептоидном типе акцентуации злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистскими наклонностями. [...]
5. Циклоидному типу свойственна склонность к колебаниям настроения: период подъема с активностью, шутливостью, склонностью к алкоголизации (до 1-2 недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству. [...]
6. Главной чертой лабильного типа является крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это «люди настроения в данный момент», чуткие к знакам внимания, привязанные к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (1-2 дня).
7. Сензитивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживанием своей неполноценности. [...]
8. Астеноневротический тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондрией.
9. Неустойчивый тип характеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадают в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквентному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью.
10. Паранойяльная акцентуация характеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью.
11. Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Представители этого типа любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более, что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Если на первое место у истероидных личностей выступает стремление вызвать удивление и почитание, а также демонстративность поступков, то можно говорить о демонстративной разновидности этого типа акцентуации. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позёрство, даже в интимной сфере.
12. Конформный тип акцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае могут нарушать нормы поведения (например, «за компанию» спиваются).
Если у одного и того же индивидуума встречаются сочетания нескольких черт, то говорят о смешанном типе акцентуации характера».
Гройсман А.Л., Основы психологии художественного творчества, М., «Когито-Центро», 2003 г., с. 96-101.
fertes, нет, не обязательно. Спойлеры ставим, в основном, чтобы посты слишком большими не были, а цитаты много места не занимают. Под спойлер модно убрать большой текст, не выделяя его цитатой. Вот как ползу, так и отражаю!
Интересная идея, попробую поддержать. Давным давно довелось слышать довольно распространенные в определенных кругах учебные аудиофайлы советских времен с разными психопатиями и деменциями. В конкурсном списке некоторые не значатся, но среднестатистический человек вряд ли общался с психбольными плотно, фильмы и книги дают размытое впечатление, так что послушать их будет полезно тем, кто хочет погрузиться в проблему. Как говорится, слабонервным, детям и беременным лучше не слушать.
Псевдодеменция.
Псевдодеменция (ложное слабоумие) — состояние, при котором отмечается грубое, нарочитое нарушение ориентации в месте, времени, окружающей обстановке и собственной личности.
На самые простые вопросы больные дают нелепые ответы, а на более сложные вопросы могут неожиданно дать правильный ответ. Так, на вопрос, сколько пальцев на руках, больной может ответить -7,15; может также сказать, что у него 3 глаза, 4 ноги.
Черное называет белым, зиму — летом, вместо руки подает ногу. Туфли надевает на руки, в рукава пальто просовывает ноги. Ест яйца вместе со скорлупой. Больной при этом растерян, таращит глаза. На лице может быть бессмысленная улыбка или, наоборот, скорбь и страх.
Псевдодеменция длится от 1-2 недель до 2 месяцев, обычно до разрешения судебно-психиатрической ситуации. Воспоминания — отрывочны «все было, как во сне».
Вы услышите речь человека с психическим расстройством – шизофазией. При этом расстройстве нарушаются логическая и смысловая составляющие речи. Однако, относительно грамматики, предложения выстроены правильно. Аудиозапись
Некоторые "пациенты" своими талантами смогли повлиять на все остальное здоровое человечество. Для поднятия чувства уверенности в собственных силах список гениальных психов:
Эдгар Алан По (1809-1849). Американский поэт и писатель. Отмечается его подверженность "душевным расстройствам", хотя точный диагноз так и не был установлен. По страдал провалами в памяти, манией преследования, порой он неадекватно себя вел, его преследовали галлюцинации и боязнь темноты.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). Немецкий философ обладал пугающим диагнозом "ядерная мозаичная шизофрения". В его биографии принято называть это явление проще - одержимость, которая протекала, возможно, на фоне сифилиса. Самым ярким симптомом стала мания величия. Философ рассылал записки, в которых объявлял о своем скором господстве на Земле, он требовал снять со стен квартиры картины, так как это его храм.
Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961). Этот американский писатель страдал острыми приступами депрессии, которые привели к умственному расстройству. Симптомами выступили суицидальные наклонности писателя, мания преследования и частые нервные срывы. Двадцать сеансов электрошока результата не принесли, писатель так отзывался об этом: "Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают... Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли".
Джон Форбс Нэш (родился в 1928 году). Этот американский математик, ставший лауреатом Нобелевской премии, широкой публике стал известен после выхода фильма Рона Ховарда "Игры разума". Диагноз Нэша - параноидальная шизофрения. Ее симптомами выступают мания преследования, бред с навязчивыми идеями, разговоры с несуществующими собеседниками и проблемы с самоидентификацией.
Джонатан Свифт (1667-1745). Специалисты до сих пор спорят о том, какой же диагноз поставить этому ирландскому писателю - болезнь Пика или Альцгеймера. Известно, что Свифт страдал головокружениями, потерей памяти, терял ориентацию в пространстве и часто не узнавал людей и окружающие его предметы, плохо улавливал смысл речи собеседника. Эти симптомы постоянно нарастали, приведя писателя в конце жизни к полному слабоумию.
Жан-Жак Руссо (1712-1778). Французский писатель и философ обладал паранойей, которая выражалась в мании преследования. В начале 1760-х годов свет увидела книга Руссо "Эмиль, или о воспитании", которая породила его конфликт с государством и церковью. Со временем это только усилило у Руссо его врожденную подозрительность, порождая болезненные формы. Философ везде подозревал заговоры, он стал вести жизнь скитальца, стараясь нигде не задерживаться надолго. Ведь по его представлениям все его друзья и знакомые что-то против него замышляют или как минимум подозревают. Однажды, в замке, в котором гостил Руссо, умер слуга и Жан-Жак потребовал его вскрытия, так как полагал, что в нем все видят отравителя.
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Знаменитый русский писатель страдал шизофренией, вперемешку с периодическими приступами психоза. Гоголя посещали звуковые и зрительные галлюцинации, периоды апатии и крайней заторможенности (вплоть до отсутствия реакции на внешние раздражители) сменялись приступами крайней активности и возбуждения. Писатель часто погружался в депрессивные состояния, испытывал острую ипохондрию. Известно, что Гоголь считал, что органы в его теле несколько смещены, а желудок так и вовсе располагаются "вверх дном", преследовала его и клаустрофобия.
Ги де Мопассан (1850-1893). Известный французский писатель страдал прогрессивным параличом мозга. Симптомами заболевания выступили суицидальные наклонности, ипохондрия, галлюцинации и бред, буйные припадки. Ипохондрия сопровождала Мопассана всю его жизнь - он очень боялся сойти с ума. С 1884 года у писателя стали наблюдаться частые нервные припадки, сопровождаемые галлюцинациями. Он даже пытался покончить с собой дважды, будучи крайне возбужденным. Но обе попытки, с пистолетом и ножом для бумаги, оказались неудачными. В 1891 году писатель был помещен в клинику Бланша, где и находился в полусознательном состоянии до самой смерти.
Винсент Виллем ван Гог (1853-1890). Знаменитый голландский живописец страдал шизофренией. Его посещали звуковые и слуховые галлюцинации, приступы бреда. Агрессия и мрачность могли быстро смениться радостным возбуждением. Посещали Ван Гога и суицидальные мысли. В одном из своих писем он писал: "Я должен без уверток приспособиться к роли помешанного".
Сергей Александрович Есенин (1895-1925). Знаменитый русский поэт страдал маниакально-депрессивным психозом. Его сопровождала мания преследования, внезапные вспышки ярости и неадекватное поведения. Вспоминают, как Есенин неоднократно крушил мебель, бил посуду и зеркала, оскорбляя окружающих. Приступы психоза часто провоцировались любовью поэта к спиртному. В итоге Есенин неоднократно проходил лечение в специализированных клиниках не только России, но и во Франции. Но лечение, увы, так и не дало результатов.
Так что мы в хорошей компании.. Жить нужно так, чтобы стыдно было рассказать, но приятно вспомнить )
Кстати, о деменции - снижении познавательной деятельности. У Дж. Роулингз в ГП дементоры названы так не случайно.
Цитата
По данным ВОЗ во всём мире насчитывается около 35,6 миллиона людей с деменцией. Ожидается, что это число удвоится к 2030 году до 65,7 миллиона и более чем утроится к 2050 году до 115,4 миллиона
Для поднятия чувства уверенности в собственных силах список гениальных психов:
Поправочка, надо равняться на их гениальность, а не отклонения от нормы. А то ж каждый будет рад так признать себя психом. Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира. (Z. Freud)
Поправочка, надо равняться на их гениальность, а не отклонения от нормы.
Дык, у многих гениальность признали после смерти.. под конец своей жизни Ницше обходился лишь простейшими фразами: "Я мертвый, потому что я глупый" или "Я глупый, потому что я мертвый". Жить нужно так, чтобы стыдно было рассказать, но приятно вспомнить )
Увеличивается средняя продолжительность жизни, а значит и прослойка населения преклонного возраста. Деменции позднего возраста одни из самых распространенных, потому с точки зрения статистики ситуация объяснимая. С другой стороны, есть данные об участившихся случаях раннего Альцгеймера, а это уже пугает. Правы были древние греки, говорившие: "Когда божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает".
Меламори, безусловно имеют, но не все (МКБ-10 содержит соответствующий раздел органических психических расстройств). Я говорил о направленности конкурса, предполагающей использование симтоматики, характерной для психических расстройств не органического характера.
Меламори, безусловно имеют, но не все (МКБ-10 содержит соответствующий раздел органических психических расстройств). Я говорил о направленности конкурса, предполагающей использование симтоматики, характерной для психических расстройств не органического характера. ;)
А там как у авторов попрёт...
Немного магии, все же фентезийный сайт. Рекомендую посмотреть - первую треть - 7 серию 12 сезона битвы экстрасенсов. Вообще, в 13-м сезоне часто были серии, связанные с этимологией отклонений, Вит Мано достаточно интересно справлялся с их как бы "лечением". Но сегодня попалось случайно. 3 фобии - страх смерти, высоты и кукол. Если ссылка не откроет, погуглите на российских сайтах. http://www.ts.kg/rushows/bitva_ekstrasensov/12/7 Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира. (Z. Freud)
Ваша ссыль ничего не открыла, Но я верю Вам, что-то там было. Экстрасенсы боролись С тем, на что напоролись, Но глядеть мне на это постыло. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Уважаемые коллеги! Замечательно, что появилась такая тема. И, наверное, важно, чтобы она стала не профессиональным "междусобойчиком", вряд ли мы друг другу что-то принципиально новое сообщим. Поэтому, просьба-предложение: делать материалы удобными и для не профессионалов в психологии, психиатрии, психотерапии. Во-первых, структурировать материал и описывать для какой "манечки" эти знания будут полезны(контекст) или указывать, что это для развлечения и расширения кругозора. Во-втрорых, профессиональные термины стоит расшифровывать, например, в спойлерах, чтобы не специалистам был понятен наш"птичий" язык и тексты не нужно было бы читать со словарем. Пожалуйста.
Извините, но вынуждена пояснить, на всякий случай.
Итак, что такое ШИЗОФРЕНИЯ? (Кратко)
тяжелое психическое расстройство, влияющее на многие функции сознания и поведения, в том числе мыслительные процессы, восприятие, эмоции (аффекты), мотивацию и даже двигательную сферу. Лучше всего рассматривать шизофрению как синдром, т.е. совокупность симптомов и признаков, поскольку нет согласия в вопросе о причине заболевания. Практика тоже свидетельствует о том, что шизофрения включает несколько расстройств. Каждое из них отличается своеобразием течения и в какой-то мере семейного анамнеза (медицинской истории семьи). При определении типа расстройства учитываются сочетание признаков и симптомов. Существует много гипотез о причинах шизофрении, начиная с теорий, рассматривающих в качестве такой причины нездоровые взаимоотношения в семье, до биохимических концепций, предполагающих, что в основе болезни лежит нарушение метаболизма головного мозга, приводящее, например, к выработке веществ, вызывающих галлюцинации. Энциклопедия Кольера.
А что значит "шизотипический" тип? Есть в психологии и психиатрии несколько типологий характеров. У психологов(не психоаналитиков) популярностью пользуются типологии Леонгарда и Личко. У Личко (а в цитате у коллеги, эта типология) - это шизоидный тип характера.
(Предполагаю, что автор поста говорил о нем).
У Леонгарда, этот же тип называется - интровертированным.
Если у кого-либо шизоидный характер(или акцентуация
- крайний вариант нормы, проявляющийся значительным усилением отдельных черт личности
), то это не значит, что у него будет шизофрения или уже есть. Не смотря на "похожесть" названия. "Для гурманов":
: в свое время в Лэйнг предполагал такую связь, но эта теория не подтвердилась.
Эта информация была для расширения кругозора.
Что есть в "манечках"? Там есть "Шизоидное расстройство личности" или Шизоидная психопатия. (Кратко о нем или о ней)
Контекст:
Если коротко, то гармоничный характер - это описание нормы, а дисгармоничный - патологии.
Одна из таких патологий развития личности - психопатия.
Психопатии- это такие аномалии характера, которые, по словам П.Б.Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... Не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О.В.Кербиковым (1962), как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера, и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. В МКБ 10 психопатии называются "Расстройства личности".
При психопатии(шизоидной или шизоидном расстройстве личности) все основные признаки шизоидности: замкнутость, отгороженность от людей, недостаток интуиции и сопереживания, уход в мир фантазий и увлечений - достигают крайности. Однако при умеренной степени шизоидной психопатии довольно часто обнаруживается возможность удовлетворительной адаптации, но в жестко ограниченных рамках. В этих условиях в узкой области могут даже достигаться значительные успехи (например, в области некоторых точных наук, занятиях прикладным искусством, игре в шахматы и т.п.), но при этом в обыденной жизни может обнаруживаться удивительная неприспособленность. При тяжелой психопатии дезадаптация иногда проявляется в стремлении полностью отгородиться от людей и жить только в своем фантастическом мире. [spoiler] Пример, по Личко. Владимир Б., 14 лет. Единственный сын в дружной интеллигентной семье. С детства замкнут, не любил шумных игр, в детском саду всегда играл один в стороне от ребят или внимательно наблюдал, как играют другие дети. В школу пошел неохотно, в первые месяцы учебы появились тики. Когда привык к классу и учительнице, тики прошли. Учился удовлетворительно. Имел одного товарища, но близкой дружбы не было. С первых классов школы жил увлечениями. Собрал большую коллекцию бабочек, затем мастерил самострелы, игрушечные лодки с моторчиками, паровой двигатель. Расспрашивал своего отца- инженера по профессии- об устройстве разных машин. Любил размышлять над возможностями разных изобретений. В 12 лет родители отправили его в пионерский лагерь. Через несколько дней оттуда сбежал. Трое суток один шел лесом в город домой («не было денег на поезд»). Питался ягодами, один ночевал в лесу, обходил поселки, боясь, что его ищут и вернут обратно. В лагере воспитатели побег считали беспричинным - ни ссор, ни наказаний не было, убежал после того, как велели идти мыться в баню. В 14 лет был переведен в другую школу. Попал в класс, где властвовала компания хулиганов. Убежал из дому на пустовавшую дачу, принадлежавшую их родственникам; там скрывался несколько суток. Когда был пойман, причин побега никому не объяснил, отмалчивался, замкнулся. Был отправлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику. Во время беседы сперва был сдержан и немногословен, но затем охотно разговорился о своих увлечениях. Обнаружил хорошие знания техники, подтвердил, что мечтает стать изобретателем новых машин. Но свои поделки оценил весьма критически, сам назвал их «детскими игрушками». Затем по своей инициативе очень эмоционально рассказал о причине своих побегов. Всегда было трудно знакомиться с новыми ребятами, среди взрослых чувствовал себя спокойнее. В лагере оказался выбитым из колеи. С детства стеснялся раздеваться при посторонних- поэтому убежал из бани (раньше никогда в общественных банях не бывал, и не знал что там моются голыми в присутствии других). Ему пригрозили наказанием и тем, что его вымоют насильно. Тогда решился убежать. Второй побег был вызван тем, что в школе над ним издевались хулиганы: в туалете пытались раздеть, приставали с сексуальными притязаниями, грозили избить. Никому об этом не рассказывал- стыдно было, что не смог постоять за себя. Бросил ходить на занятия: дома об этом не знали, часы уроков проводил на улице или в кино. Когда обнаружились прогулы, директор школы пригрозил отправить его в интернат. Испугался и убежал из дому прятаться на дачу. К родителям отношение теплое, особенно привязан к отцу. Сознался, что очень любит фантазировать «про себя» на темы изобретений или о том, о чем «стыдно говорить». В клинике подружился со спокойным, сдержанным мальчиком, также увлекающимся техникой. Диагноз: шизоидная психопатия умеренной степени.
Катамнез через 1 год. Был переведен в другую школу. Учится удовлетворительно, однако с интересом и успехом занимается только физикой и алгеброй. Остается замкнутым, друзей не имеет, побегов больше не совершал. Цит. по Личко
Если что-то не понятно, вы знаете, что делать. Кто знает женщин, жалеет мужчин; но тот, кто знает мужчин, готов извинить женщин. (Турнье)
Попался тест с цитатами диагностированных психов и полит. деятелей "Сдвиг по фразе". http://esquire.ru/test-87 Это я к тому, как оценивать диагноз по речи персонажа. Женщина, которая не гладит своему сыну шнурки,недостойна называться матерью.
razy-creative, если учесть, что половину всех фраз в тесте сказал Жириновский, разделение между "политическими деятелями" и психиатрическими пациентами очень размыто.
Некоторая информация к темам про суицидальное поведение.
( относится к аутоагрессивному поведению, направленному на причинения вреда самому себе)
Аутоагрессивное поведение
Причины самоубийств
Среди причин самоубийств можно назвать следующие: Проблемы в личной жизни: тотальный неуспех в романтических или сексуальных отношениях; несчастная любовь; смерть кого-то из родных или друзей; непонимание окружающими, одиночество; проблемы на работе, финансовые проблемы; аутинг (публичное разглашение личной информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека против его желания и согласия); проблемы со здоровьем; тяжёлая депрессия (по сводкам ВОЗ до 15 % депрессий завершаются самоубийством[3]);
Доведение до самоубийства
целенаправленная травля, клевета, угрозы, унижения; физические издевательства, изнасилования, побои; Потеря интереса к жизни, усталость от жизни; потеря смысла жизни; Религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство. Идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом). Вынужденное самоубийство (по приговору суда, под угрозой мучительной смерти или расправы с близкими родственниками; см. Сенека, Роммель). Боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества у разоблачённых преступников). Самоубийство для сохранения чести (харакири). Подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей; см. Эффект Вертера)[4]; Желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию). Влияние одиночного заключения в отдельных случаях.
Ложные представления о самоубийстве
Кто знает женщин, жалеет мужчин; но тот, кто знает мужчин, готов извинить женщин. (Турнье)
Возможно кому-то удобнее описывать своего героя, опираясь на наглядный пример. Предлагаю несколько штрихов к портрету от П. Волкова. (Классификации: Леонгард, Ганнушкин, Личко, Бурно)
Хочу сразу указать, что здесь не патология(не психопатия), а норма. Обратите внимание на то, что это фильм и не все черты характера проявлены.
Штрихи к портрету Астенического характера
Главный герой фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» Женя Лукашин — милый, мягкий, стеснительный, робкий человек. Ему уже почти сорок, а он все не может решиться на женитьбу (хотя хотел бы этого). Лиризмом, душевной симпатичностью, тонкостью он напоминает астенического человека. Особое внимание обратите на эпизоды, в которых Лукашин ведет себя как бы нахально, уверенно. В этом видится гиперкомпенсация, быть может, усиленная опьянением.
Штрихи к портрету Истерического характера
В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» с художественной выразительностью изображена душевная незрелость и эгоцентризм мило-обаятельной истерической женщины.
Фильм «Унесенные ветром», особенно внимательно нижеописанные эпизоды. В них можно увидеть милую и при этом стервозную, сильную практичную истеричку, которая играет чувства, которых нет, вытесняет совесть, когда она не выгодна, не утомляясь от сплошного притворства и игры. Сцена 1. «Выцарапывание» денег у Батлера, который сидит в тюрьме. Здесь Скарлет похожа на очаровательную хитрую лисичку, готовую на все ради желанной добычи. Когда ее план срывается, она по-детски набрасывается с кулаками на Батлера и желает ему смерти, хотя еще минуту назад демонстрировала любовную заботу. Сцена 2. Скарлет запускает руку в карман Фрэнка Кеннеди. Узнав, что Фрэнк разбогател, она внимательно осматривает его бухгалтерские книги и резко меняет к нему отношение. Кокетливой обворожительностью быстро прибирает его к рукам и с честными глазами лжет ему про его невесту — свою сестру. Сцена 3. «Усмирение» Эшли. Эшли решает уехать. Скарлет не хочет этого. Когда убеждения не помогают, она подчеркнуто громко плачет, на помощь приходит благородная Мелани и помогает Скарлет, оставляя ей возможность и дальше добиваться своего мужа.
Штрихи к портрету Эпилептоидного характера.
В фильме «Список Шиндлера» есть сцена, где происходит разговор о власти между Шиндлером и холодным молодым садистичным нацистом. Шиндлер мастерски трансформировал представление о власти у этого фашиста. Он показал ему, что есть власть убивать и есть власть миловать, когда мог бы убить. Вторая власть выше, ибо принадлежит только Богу и императорам. Нацисту захотелось почувствовать себя императором, и он стал пытаться миловать. Этот эпизод показывает, что понятие власти многогранно и подвержено трансформации. Шиндлер увлекает и вовлекает нациста в создаваемый им образ. Если бы он прямо сказал фашисту, что нужно, подобно императору, миловать людей, то фашист, скорее всего, стал бы сопротивляться такому предложению. Большинство властолюбцев не приемлют прямых указаний.
- Шизоидного характера
В фильме М. Козакова «Безымянная звезда» показан добрый, милый, рассеянный шизоидный учитель астрономии, который днями напролет сидит за своими научными книгами, мягко уклоняясь от общения с назойливыми жителями провинциального городка. Он теоретически вычислил звезду, которую никогда не увидит воочию, но хорошо представляет мысленно ее цвет, орбиту, спутники. Когда он рассказывает об этой звезде, то становится страстным патетиком, от его тихой скромности не остается и следа. В городок случайно попадает женщина, которая завораживает его красотой и ощущением, будто она явилась из другого мира. С ней он делится сокровенным. «Бывают вечера, когда небо мне кажется пустыней, звезды холодными мрачными покойниками… Но бывают вечера, когда все небо полно жизни, когда, если хорошенько прислушаться, слышно, как на каждой планете шумят леса и океаны. Бывают вечера, когда все небо полно таинственных знамений, словно это живые существа, рассеянные по разным планетам, которые смотрят друг на друга, угадывают, подают знаки, ищут друг друга…». Жизнь разводит его с этой женщиной, но с ним остается его звезда, названная ее именем. Он философически стойко переносит это расставание, так как знает, что «ни одна звезда не отклоняется от своего пути, не останавливается».
О психастениках
Вспомните фильм Э. Рязанова «Служебный роман». Обратите внимание на главного героя — Новосельцева. Скромный, тихий, честный мелкий служащий стесняется попросить о повышении, хотя заслуживает его и остро нуждается в деньгах. В его поведении видна двигательная неловкость, рассеянность, он частенько говорит и делает что-то невпопад. Будучи достаточно естественным в своем кругу, полностью теряется в трудных, непривычных ситуациях. Такое ощущение, что эмоционально «тупеет» в них, а потому не знает, что сделать, сказать. В гиперкомпенсации ведет себя почти по-хамски, а затем не знает, куда деться от стеснения. Человек он добрый, мягкий, с лирической душой, обладает теплой иронией — и симпатичен всем этим. Однако не уверен в себе, стыдится своего ухаживания за понравившейся женщиной. В кем отчетливо чувствуется дефензивный конфликт ранимого самолюбия и чувства неполноценности. Когда Калугина, оскорбленная, подозревает его в манипуляции ее чувствами ради карьеры, он с нравственной решимостью доказывает ошибочность ее мнения. Кстати, за внешней сухостью, строгостью Калугиной проглядывают психастенические черты, которые особенно заметны, когда она снимает с себя защитный панцирь деловой женщины-директора.
2. В фильме Г. Данелия «Осенний марафон» мы видим еще одного человека с психастеническими чертами, Бузыкина. В нем чувствуется тонкая интеллигентность, рефлексивность. Он не умеет постоять за себя, боится обидеть человека отказом, мало способен к решительным действиям — в результате живет не своей жизнью, а так, как от него хотят окружающие. Порой он раздражительно сопротивляется, но хватает его ненадолго. В тот момент, когда его бросают обе женщины, он испытывает даже облегчение, потому что отпадает необходимость делать окончательный выбор, мучительно стараясь никого не обидеть. 3. Нам показан молодой психастеник, Тодд Андерсен, в фильме «Общество мертвых поэтов». Самый робкий и зажатый из всех учащихся, именно он в нравственном порыве первый, в знак протеста против увольнения талантливого учителя, вскакивает на парту, и только вслед за ним то же самое делают другие ребята.
Кое-что о циклоидном (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характере
В рассказе А. П. Чехова «Душечка» изображена духовно несложная синтонная женщина. На том основании, что она бывает разной с разными людьми, как бы теряя себя, ее нельзя относить к истерическим натурам. Душечка противоположна истеричке. Последняя хочет быть в центре внимания и чтобы события вращались вокруг нее. Душечка в центр внимания ставит другого человека и растворяется в заботах о нем, не ожидая наград и похвалы. Она беспомощна перед своей глубинно-эмоциональной потребностью всем телом и душой служить близкому человеку. При этом она теряет себя как независимую личность. Но не жалеет об этом нисколько — ведь как своей независимостью поможешь мужу? Ее любовь по-матерински хлопотливая, абсолютно здешняя и находит свое высшее развитие в маленьком мальчике. Жить для себя она не умеет. В экранизации рассказа есть деталь, когда Душечка просит не убирать со стены портреты бывших мужей. Она их всех любит. Если бы ее мужья не умирали, она была бы верной женой для одного мужа. Оставаться же одной, никому не помогать — для нее абсолютно чужеродно, поэтому она снова влюблялась. Интересно, что некоторые умные сенситивно-беспомощные шизоиды без всякой иронии относятся к Душечке. Видимо, они чувствуют, как важна эта синтонность, для которой тревоги и заботы близкого человека есть самая большая собственная забота. Без естественно-синтонного ядра характера поведение Душечки, взятое во всей совокупности деталей, объяснить невозможно.
Вспомним образ синтонного мошенника Остапа Бендера, «чтившего уголовный кодекс». В нем было тепло, добрая забота к компаньонам, желание им помочь. Во все, что он делал, проникал естественный юмор. Особое внимание обратите на синтонно-талантливую пластичность его взаимодействия с людьми. Е. Л. Доценко пишет: «…гениальность И. Ильфа в дуэте с Е. Петровым проявилась еще и в удивительно точном названии типа описанного ими мошенника — комбинатор. Это не жулик, работающий в одном жанре, — обман, надувательство, грабеж, принуждение, манипуляция и пр. Это действительно комбинатор, поражающий своей инструментальной оснащенностью и гибкостью» /14, с. 261–262/.
Педантичный (ананкастный)
Главный герой американского фильма «Лучше не бывает», возможно, сложнее, чем психопат ананкастического типа. В исполнении Д. Николсона он выглядит чудаком и совсем не стесняется своих навязчивостей (сцена в кафе), что нетипично для ананкастов. Однако в Мелвине Юделе так много ананкастического, что его можно рассматривать под данным углом зрения. Он отгородился от людей в своей квартире-крепости, где царит музейный порядок. Мелвин пишет романы о любви, никого при этом не любя. Из-за страха загрязнения он выходит во внешний мир лишь по необходимости. У него много навязчивостей, связанных с дверными замками, выключателями, мытьем рук, трещинами на тротуаре, принятием пищи. Он навязчиво боится чужих прикосновений. Мелвин готов за свои деньги лечить сына официантки, так как ему необходимо, чтобы именно она обслуживала его в кафе, потому что она не разрушает его ритуалов. Он эмоционально затвердел, сузился до эгоистических интересов. С людьми он ведет себя, как мизантроп, высокомерно и язвительно, усиливая язвительность контрастом сияющей улыбки и агрессивного тона голоса, однако сразу же теряется при настоящем отпоре. Он весь в «латах» зажатого тела и скрывает от других и себя свою ранимость. Однако Мелвин оказывается в состоянии преодолеть свои комплексы и выйти в мир, вступив в сложные отношения с женщиной, которую полюбил. А началось все с искреннего тепла к маленькому песику. Психотерапевтическая ценность фильма в том, что он показывает, как из маленькой искорки жизни может разгореться полноценное желание жить. 2. Прошу обратить ваше внимание на интересное сопоставление ананкастических ритуалов, магии, лени и современной техники, сделанное А. Кемпинским. «Обладание магическими способностями всегда манило человека. В стремлении к магической власти можно усмотреть проявление лени, желание достичь цели малыми усилиями. Но, с другой стороны, это стремление служило стимулом к научным поискам, и результатом этого явилась современная техника» /67, с. 156/. Нажатие маленькой ядерной кнопки, и в результате гибель или спасение целой страны — таким возможностям техники позавидовала бы любая магия. Гомономность навязчивых ритуалов, магических процедур и технических операций — вопрос, возможно, менее абсурдный, чем кажется на первый взгляд.
примеры Органического характера
В фильме «Маленькая Вера» гротескно, но правдиво показана жизнь семьи, состоящей из органических людей: и отец, и мать, и сама Вера — органики. Живут они в рабочем городе, на изуродованной людьми земле. Всюду бардак и нелепица: детские качели стоят около железной дороги, негритянский мальчик поливает русский огород, а рядом проходит похоронная процессия. В семье не разговаривают — кричат. Оскорбления и забота неразделимо перемешаны. Обратите внимание на органическую грубоватость фигур родителей: отец — узловатый, кряжистый работяга, мать— сбитая, прочная «кадушка». Главная забота матери, чтобы все хорошо «покушали», в переживания дочери она не вникает до тех пор, пока все идет «как у людей». Когда она находит у дочери 20 «иностранных» долларов, то в разговоре с сыном по телефону пытается ему в своей сумбурной возбужденности их показать. Родители бьют тревогу, Вера же с отсутствующим видом стоит на балконе и скучающе рассматривает, как высыхают только что покрытые лаком ногти. Совсем другой, оживленной, мы видим Веру на дискотеке. В глазах чувственный плотский блеск, в жестах проглядывает сексуальное кокетство, волосы ярко выкрашены «перьями». В ее визгливом смехе и во всем поведении сквозит легкая эйфоринка. Когда парень, в которого она влюбляется, пытается с ней поговорить о ее внутреннем мире и смысле жизни, то ей ничего не остается, как отделываться дежурными шутками. Она вся во внешнем, и в данном случае получает от этого внешнего все, что ей хочется: жизнь с любимым парнем, радости секса. Ему же скучно оттого, что ей все, кроме секса, скучно. Этот парень не вписывается в семью Веры. Он не хочет уважить отца, выпить с ним. В результате происходит трагедия. Отец, который в трезвом виде благодушен, простовато душевен, в пьяном состоянии становится агрессивно расторможенным и чуть не убивает своего зятя. Попытка Вериного самоубийства вызывает у зрителя конфузию: оно как бы настоящее, и то же время фарсовое, возбудимо-визгливое, эйфорическое. Ее попытка суицида понятна, так как вся жизнь для нее — в любимом парне, больше у нее и нет ничего. Она выросла, но осталась маленькой истероидно-органической девочкой, без серьезного, взрослого духовного мира.
Кто знает женщин, жалеет мужчин; но тот, кто знает мужчин, готов извинить женщин. (Турнье)