Анапесты, дактили и амфибрахии -- это силабика в чистом виде. Серебряный век преспокойно отходил от этих форм, а чем мы хуже?
"Пляшущим шагом прошла по земле, неба дочь, с полным передником роз, ни ростка не наруша. Знаю, свою ястребиную ночь Бог не пошлет по мою голубиную душу".
"А над Волгой ночь, а над Волгой сон, расстелили ковры узорные, и возлег на них атаман с княжной персиянскою -- брови черные. Только слышит ночь такую речь: -- Аль не хочешь ты потеснее лечь? Ты, меж наших баб, что жемчужинка. Али страшен так я, твой верный раб, персияночка, полоняночка?"
Это так, к вопросу ровности строчек.
Вернулся -- это не только примчался к книге позабытой-позаброшенной, это еще и снова стал читать.
Quote (Munen)
Ну зачем нам чужие каноны, если можем свои создавать? Согласен!
Если это ирония, то не согласная я. Эти каноны я изучала, и Поэтику Аристотеля, и дедушку Проппа... Но если жить только канонами, за горизонт не заглянешь.
Анапесты, дактили и амфибрахии -- это силабика в чистом виде. Серебряный век преспокойно отходил от этих форм, а чем мы хуже?
Память не изменяет?
Quote
Если в тоническом С. мы наблюдаем полную свободу в числе и расположении безударных слогов в стихотворной строке, а в силлабическом имеем дело с фиксацией числа слогов в строке при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе мы встречаем как фиксированность числа слогов в строке, так и места их в строке, что придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость. Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Литературная энциклопедия. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7042.htm
Quote (Триллве)
Quote (Munen) Ну зачем нам чужие каноны, если можем свои создавать? Согласен!
Если это ирония, то не согласная я.
Это не ирония. Каждый из ныне живущих - творец языка будущего. Одни в большей мере (люди публичные и писатели иже с ними), другие в меньшей мере.
Сегодня стих твой назовут ошибкой. Но все же не расстраивайся шибко. Ведь завтра новая теория родится. И сможешь ты творением гордиться! Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Ладно, уели, изменяет. Но это не значит, что я не права...
Quote (Munen)
Если в тоническом С. мы наблюдаем полную свободу в числе и расположении безударных слогов в стихотворной строке
Если полная свобода, то это не стихи, а проза получается. Энциклопопия с такой замудреностью (отсутствием точных формулировок) -- не-не-не.
Тони́ческое стихосложе́ние или акце́нтная систе́ма — система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно.
Силлабо-тоника (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, основывающаяся на регулярном сочетании и группировании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы, каждую из которых составляют одно «сильное» место (т.е. позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число «слабых» мест (т.е. позиций, чаще занимаемых безударными слогами).
В зависимости от общего числа «сильного» и «слабых» мест в стопе выделяют две группы стоп, или два вида силлабо-тонических размеров, – двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей ( – ) и ямб ( – ), к трёхсложным – дактиль (– ), амфибрахий ( – ) и анапест ( – ). В русской поэзии из-за особенностей лексического состава языка трехсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому, во-первых, трехсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их «музыкальности» (а вернее было бы сказать «естественности»), а во-вторых – в них значительно реже происходят так называемые «стопные замены».
Эти стопные замены имеют место в хореических и ямбических стихах, потому что в их отдельных стопах достаточно часто на «сильное» место попадает безударный слог, а чуть реже на «слабое» – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух «слабых» мест) и спондей (из двух «сильных» мест). Их использование для стопных замен обспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.
Силлабо-тоника существует в английской поэзии с XV в., а в немецкой – с XVII в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей стистемой стихосложения.
А это еще один подвид: Вольный стих – это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны.
Скатившись с горной высоты Лежал на прахе дуб, перунами разбитый; А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый… О Дружба, это ты!
(В.А.Жуковский. Дружба)
Здесь в 1-й строке – 4-стопный ямб, во 2-й и в 3-й – 6-стопный, а в 4-й, заключительной, – 3-стопный. Подобные произведения в форме вольного стиха следует отличать от тех, в которых разностопность урегулирована и проявляется, например, в контрасте четных и нечетных строк.
Вольный стих иногда отождествляют с вольной формой ямба, потому что в русской поэзии неравностопными чаще всего оказывались ямбические строки. Многочисленные исследователи (М.П.Штокмар, М.Л.Гаспаров, О.И.Федотов и др.) указывали на две традиции в использовании русскими поэтами вольного ямба, басенную и элегическую (см., например: Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1996. С.230–231).
Традиция применять в басне вольный ямб появилась в эпоху русского классицизма, в середине XVIII в. Поэты-классицисты относили этот жанр к числу «низких», но он обладал несомненным преимуществом перед другими: басню отличала речевая раскрепощенность. Это проявлялось и в расширенном лексическом словаре, не стесненном рамками «высокого штиля», и в том, что длину ямбических строк определяла длина помещаемых в стихи фраз, а не наоборот. Вольный ямб характерен прежде всего для басен А.П.Сумарокова:
Был выбран некто в боги: (3 стопы) Имел он голову, имел он руки, ноги (6 стоп) И стан; (1 стопа) Лишь не было ума на полполушку, (5 стоп) И деревянную имел он душку. (5 стоп) Был – идол, попросту: Болван. (4 стопы)
(Болван)
Как видно из приведенного примера, для басенной традиции вольного стиха характерно произвольное чередование строк, содержащих от 1 до 6 стоп. В конце XVIII в. широкую известность приобрела поэма И.Ф.Богдановича «Душенька». В начальной части своей «древней повести в вольных стихах», как обозначил жанровую форму Богданович, он обратился к Гомеру, отцу стихов «равных», и дал характеристику вольному ямбу:
Прости вину мою, (3 стопы)
Когда я формой строк себя не беспокою (6 стоп) И мерных песней здесь порядочно не строю. (6 стоп) Черты, без равных стоп, по вольному покрою, (6 стоп) На разный образец крою, (4 стопы) И малой меры и большия… (4 стопы) <…>
Басенная традиция сказалась и в «Душеньке»: длина «черт» (стихотворных строк) – от 1 до 6 стоп.
Вольный ямб использовался и в других жанрах поэзии классицизма (в частности в эпиграмме), но к началу XIX в. ассоциировался именно с баснями. В начале века к данной форме обращались все известные баснописцы, но только творчество И.А.Крылова прочно закрепило форму вольного ямба за жанром басни. Крылов удачно воспроизвел живые интонации столичных улиц, которые были близки и одинаково понятны и мещанам, и высшей знати:
Имея общий дом и общую контору, Какие-то честные торгаши Наторговали денег гору; Окончили торги и делят барыши. Но в дележе когда без спору? Заводят шум они за деньги, за товар, – Как вдруг кричат, что в доме их пожар.
(Раздел)
Другая традиция вольного ямба была связана с жанром элегии. На ее формирование прежде всего повлияло лирическое творчество В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина. В элегиях и элегических по характеру «посланиях» сочетались неравные строки: обычно – в 4-6 стоп длиной, реже – в 5-6 стоп, в исключительных случаях – в 3-6 стоп. Неравностопность должна была ощущаться слабее, чем в басне, чтобы элегия до конца не утрачивала мелодичности.
Погасло дневное светило; (4 стопы) На море синее вечерний пал туман. (6 стоп) Шуми, шуми послушное ветрило, (5 стоп) Волнуйся подо мной, угрюмый океан (6 стоп)
(Пушкин. «Погасло дневное светило…»)
Обе традиции – и басенная, и элегическая – отразились в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Элегическая, т.е. относительно умеренная, неравностопность характерна для развернутых монологов основных действующих лиц этих произведений. Басенная традиция, напротив, проявляет себя в живом обмене репликами, по выражению М.Л.Гаспарова, в «суетливых местах» (Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-х–1925-го годов в комментариях. М., 1993. С.111). В «Горе от ума» Грибоедов, обращаясь к форме вольного стиха, обновлял традицию стихотворной комедии. Живой и свободной выглядит речь Чацкого, обращающегося к Софье (д. 1-е):
Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба Старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век? А этот, как его, он турок или грек? Тот черномазенький, на ножках журавлиных, Не знаю, как его зовут, Куда ни сунься: тут как тут, В столовых и гостиных.
К началу XX в. элегический вольный ямб исчезает из русской литературы, а басенная традиция получает дальнейшее развитие: авторы басен и политических сатир (Саша Черный, Демьян Бедный, В.В.Маяковский и др.) сочетают строки длиной от 1 до 7, даже 8 стоп.
Как было отмечено, форма вольного стиха в русской силлабо-тонической поэзии в основном применялась в ямбических сочинениях. Однако существуют немногочисленные образцы вольного хорея («Товарищу Нетте, пароходу и человеку» В.В.Маяковского), вольного дактиля (главка XXVII из второй части поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»), вольного амфибрахия («Дума» Н.И.Гнедича), вольного анапеста («Рыцарь на час» Некрасова). Это к вопросу о блюдении формы.
К вопросу теории и гордости творением. В начале восьмидесятых написала я цикл хаек (не представляя тогда, что я такое пишу, с японской поэзией познакомилась намного позже). Так вот, мне в газете сказали, что это не стихи, и завернули. Обидная была рецензия. А теперь я знаю, что просто столкнулась с необразованным литконсультантом. мои книги
В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы, каждую из которых составляют одно «сильное» место (т.е. позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число «слабых» мест (т.е. позиций, чаще занимаемых безударными слогами).
Quote (Триллве)
В зависимости от общего числа «сильного» и «слабых» мест в стопе выделяют две группы стоп, или два вида силлабо-тонических размеров, – двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей ( – ) и ямб ( – ), к трёхсложным – дактиль (– ), амфибрахий ( – ) и анапест ( – ).
Quote (Триллве)
Анапесты, дактили и амфибрахии -- это силабика в чистом виде.
Поясняю. Я не права насчет определения силабики и силабо-тоники. Но права насчет вольного стиха, который Вы отчего-то не приемлете и пытаетесь переписать в полностью канонической форме. И моя Баллада, и Йонишенн относятся к вольным стихам. Следовательно, имеют право на существование в том виде, в котором существуют. И законы поэтики они при этом не нарушают.
И моя Баллада, и Йонишенн относятся к вольным стихам. Следовательно, имеют право на существование в том виде, в котором существуют.
Безусловно! Я же сказал, что не стоит придавать большого значения моим комментариям: ни в коей мере на истинность не претендую. И я всецело поддерживаю поиски новых форм и выразительных средств.
Вот уж не ожидала, что Гивела убьют. И интересно, кому понадобилась его смерть. Вернее, его смерти желали многие, но вот так, без компромиссов и надежд на помилование...
Триллве, cauchemar Когда вы с Munen таким поэтическим матом ругаетесь, простым смертным нужно просто затаиться и притвориться помидором. PS: я средство от ТК изобрела. Спроси меня как? Joker - это рулетка: то 1, то 11, а то и просто татуировка...
Я смотрю у вас с Тевой это синхронно происходит Ядовитый плющ... Женская логика, в отличие от железной, не ржавеет. http://samlib.ru/editors/k/kandela_o_r/
Ну, по правде говоря, он иногда отмирает (как это выяснилось нынешней ночью ), правда уносит его чего-то в такие бескрайно-левые дали...))) joker7768, а что такое ТК? Мы все стукнутые, так что фофиг (с) Арько
Candel, не совсем чтоб на новое, да и написан какой-то абзац. И сейчас стопорит на описании героя, нет бы гнать его дальше в ночь и того, грозу. Но за окном такая жара... у! Ночью хоть прохладно, вот он и отмирает. Ну и Тева, конечно, заставила девушку метаться меж двумя стульями. мои книги
Ну, я ж ненарочно!))) А у меня вообще рассказ левый и даже совсем не фэнтези. Лелею тайную надежду, что мне разрешат его на МФ выложить. Триллве, а на ком тебя стопорит-то? Мы все стукнутые, так что фофиг (с) Арько
Почти. Речь, правда, не о Кати, а о другой стороне вопроса. Взаимоотношения в Ордене Пламени. Но это я пока молчу в тряпочку, а то ж неинтересно будет. Мы все стукнутые, так что фофиг (с) Арько
Творческий кризис, чтоб ему икалось! Вчера аж ШДС 2.7 со свистом дописала и выложила. Сижу и цвету солнышком Joker - это рулетка: то 1, то 11, а то и просто татуировка...
joker7768, так, солнышко ты наше цветущее, сливай рецепт избавления! К тебе тут очередь выстроится в четыре ряда.
Да-да! Мы жаждем избавления! Давайте нам скорей рецепт! И мы забудем враз о лени. Я знаю, что нажму "select". Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Триллве, Munen, Извольте: Универсальное средство от творческого кризиса: вынести себе мозг на конкурсе, два месяца читать только любовные романы, ввязаться в холливар, словить кол и тут же вязаться в очередной холливар с перспективой приобретения необозримого количества колов. Как рукой сняло Joker - это рулетка: то 1, то 11, а то и просто татуировка...
вынести себе мозг на конкурсе, два месяца читать только любовные романы, ввязаться в холливар, словить кол и тут же вязаться в очередной холливар с перспективой приобретения необозримого количества колов. Как рукой сняло
Ох, ё, как сложно-то! И напряжно... Мы все стукнутые, так что фофиг (с) Арько