-Ты слышал? - спросил Кастор, пролетая рядом с Бетельгейзе. - Старик задумал поставить новую пьесу. Говорят - это будет необыкновенно! -О, да! - кивнул Бетельгейзе, выпустив длинный тонкий протуберанец. - Старик великий режиссёр. Я слышал, он известен за пределами Галактики. На прошлом представлении я даже слегка прослезился... Помнишь место, где демоны убивают одного из богов? -Прекрасная сцена! -А кто будет в главной роли на этот раз? -Ещё не известно, но я думаю, кто-нибудь из Архангелов... -Спасибо за информацию, брат, - крикнул Бетельгейзе, поскольку Кастор уже начал исчезать в пустоте.
Старик восседал на большом троне. Рядом, в укромном уголке спирального рукава расположились члены его художественного кружка. -Угомонитесь, вы! - Прикрикнул Старик на Молнии, которые так и сновали туда и обратно. Молнии сейчас же свернулись клубками и зависли. -Итак, - сказал Старик, - я чувствую, что наступило время для ещё одной пьесы. И мы будем ставить её! Это будет новая, необычная постановка, без репетиций. Все бурно зааплодировали, а одна из чувствительных звёзд вспыхнула сверхновой. Её тотчас же сбросили в гиперпространство в целях пожарной безопасности. Волна раскаленного водорода прокатилась по рукаву и растаяла. -Здесь, на задворках Галактики, - Старик выдержал паузу, - мы поставим пьесу о борьбе Добра и Зла. Собрание загудело. -Кто будет в главной роли?! - крикнула непоседливая звезда Барнарда. -Сейчас я всё скажу, - Старик окинул всех могучим, полным духовной силы, взглядом. Магические кристаллы сияли в его бороде, а над головой пылал расплавленным золотом цветок из тысячи лепестков. -Ты, Земля, и ты, Вода, организуете сцену. Уж постарайтесь, чтобы всё было хорошо. По старым театральным канонам, без этих новомодных штучек. Реки должны течь к морям, а горы должны быть не более девяти километров высотой. Всё действие должно разворачиваться как на ладони. И побольше пустынь - в моей пьесе им отводится особая роль. -Ты, Солнце, - продолжал Старик, - будешь осветителем. Твой свет красивый, ровный и от тебя много тепла, не придется ставить дополнительные обогреватели. А ты, Луна, на этот раз включишь свой пепельный свет. Он драматичен и подходит для подсветки. Я не хочу чтобы из-за ночной темноты пропала половина действия. Хотя, впрочем, иногда и полная темнота пригодится. Облака! Вы будете прикрывать Луну в некоторых слишком пикантных сценах, чтобы не шокировать зрителя. Ветер и Молнии, будете работать в паре с Облаками. Ветер будет на мгновение приоткрывать Луну, если это потребуется, а молнии сверкать. Ясно? -Ясно, - ответили за всех Облака. -Только сильно не увлекаться! - предупредил Старик. - Помните, это игра. Не надо переигрывать. Никаких смерчей и опустошающих бурь. Всё должно быть красиво и очень интеллигентно... Я думаю, что на наш спектакль прибудут гости из другой Галактики... Точнее Галактик! Все опять зааплодировали и зашумели, а Молнии опять принялись носиться как сумасшедшие. На несколько секунд наступил конец света. -Тихо, тихо. - Опять повысил голос Старик и всё улеглось. - Итак, в этой пьесе мы дадим возможность зрителю проследить за развитием большой драмы. Мы столкнём между собой Добро и Зло. Положительное начало и начало отрицательное. Созидательное и разрушительное. Говоря образно, Свет и Тьму. -Чем же кончится? - крикнули из зала. Как члены кружка они имели право знать, чем закончится пьеса. Но на этот раз Старик только покачал головой. -Пьеса ещё не окончена. В этом и заключается её оригинальность. Очевидно, что нам следует ожидать хэппи энда, но для зрителя отсутствие готового сценария будет столь же интригующе, как и неожиданно. А сейчас Я хочу подчеркнуть то, что у нас совсем мало времени. Гости прибудут через семь дней. Мы потратим их на создание декораций. Уж постараемся, друзья. Наш театр, и это ни для кого ни секрет, приобретает всё большую популярность в обществе. Последняя наша пьеса прогремела во всех рукавах Галактики и была тепло встречена в Ядре. Её запись проецировалась и в Магеланновых облаках, и хотя там не совсем разобрались со сценическим языком и аналогиями, в целом демонстрация прошла успешно. У меня есть сведения, что если нам удастся и в этот раз расшевелить публику, Совет может расщедриться на новые площади под сцену... скажем 20 или 30 световых лет в областях, близких к Ядру. Ему пришлось ещё раз успокаивать шум. -Почему такая спорная тема, - спросил кто-то из касты Черных дыр. - Может опять поставить пьесу о битве Богов? Старик даже не удостоил этого выскочку ответа, лишь слегка улыбнулся. Все знали, что у него был безупречный вкус и огромный опыт. Тема Богов уже вышла из моды, а тема борьбы Добра и Зла была вечной, как и сама Галактика. -А сейчас, -сказал Режиссер, - я хочу представить вам исполнителя главной роли. Это человек по имени Адам: - И он указал на появившегося рядом с ним Адама, нервно теребящего полы смокинга. Адам смущенно поклонился собранию. "Новичок, новичок" - зашептали в зале, впрочем, весьма дружественно. -Он похож на тебя! -крикнули из заднего ряда. -Нет, нет, - возразил Старик, - не совсем. Он создан по моему образу и подобию, но гораздо моложе и гораздо менее совершеннее. Для нашей пьесы это идеальный герой. Все согласились, кроме джиноподобного Дьяби, считающего себя восходящей звездой и добивающегося главной роли в какой-нибудь пьесе. Его лицо залила пунцовая краска и он исчез из зала. -Может быть, - задумчиво сказал Старик, не обратив никакого внимания на уход Дьяби, - я введу ещё одного главного героя - женщину. Её будут звать Инь. Или Бетти. Или Ева, может быть. Я сейчас как раз думаю над этим.
Когда занавес подняли, грянула овация. В пустоте парила прекрасная пара - дуэт Земли и Воды. Одетая в вуаль облаков, эта почти балетная пара была великолепна. Музыка хрустальных сфер наполняла пространство сцены. В левом верхнем углу сиял Солнце. Он светил во всю и от напряжения его чело то и дело омрачалось протуберанцами и по лицу пробегали пятна. Рядом с Землёй спокойным пепельным светом cиял Луна. Над Землёй и Водой бушевали ветры и сверкали молнии. Исполнялась прелюдия Буйства Стихий, написанная старинным композитором, имени которого уже никто не помнил. Зал затих в предвкушении. Солнце немного расслабился, молнии перестали бесноваться, а ураганы превратились в нежный, ласковый фен. На сцене под одобрительный шепот зрителей появились рука об руку Адам и Ева. Музыка стихла. Вся Галактика как будто сгрудилась около театра Старика. Из её центра взирали с достоинством Великие светила, а галёрку заполнили звёзды величиной поменьше. Демоны пользовались своими демоническими кругами, а Боги - божественным зрением. Человекоподобные существа, населяющие различные обитаемые миры видели действие на экранах своих телевизионных приемников. Вообщем все были увлечены. Один только джиноподобный Дьяби расхаживал по созвездию Близнецов, размышляя о том, как бы сорвать спектакль и подмочить Старику репутацию.
Это был полный провал. Спектакль зашел в тупик. Почти все зрители, даже самые заядлые театралы и приверженцы искусства Старика, давно покинули зал. Небо вокруг сцены перестало сиять галактическим светом и погрузилось во тьму, в которой как разноцветные огоньки сияли далекие звезды, занятые своими делами. Лишь некоторые остались, но это в основном были те, кому просто все равно было, где убивать время, или те, кто жалел Старика, попавшего в затруднительное положение. Нептун и Плутон спали на галерке, Юпитер о чем-то очень оживленно спорил со своими спутниками, а Сатурн любовалась собой в зеркале. Марс, багровый, как всегда, пускал зайчики лезвием своего огромного ножа; соседняя орбита, буквально, пестрела следами этого страшного оружия. Лишь в первом ряду, рядом с осунувшимся и постаревшим Режиссером, восседали те, кому еще не было безразлично окончание пьесы. Видавший виды боевой ветеран Меркурий, чье лицо было покрыто шрамами от заживших ран, и красавица Венера, по лицу которой, под модной вуалью, текли, время от времени, крупные слезы. -Во дают, футы-нуты! - Меркурий в сердцах стукнул кулаком по ладони, когда над прекрасными островами на сцене выросли смертоносные грибы, унося жизни тысяч невинных жертв. - Шуты гороховые! - Добавил он и покачал головой. Да, пьеса затянулась. Добро и Зло попеременно брали верх друг над другом и развязка никак не могла наступить. Старик не знал, что на сцене умело маскируясь под различные персонажи, вершил свое дело нечестивый Дьяби. Если бы не режиссерская гордость, Старик давно бы приказал задернуть занавес и отправил отдыхать измученных актеров. Земля постарел и дышал тяжело, словно выдыхался. Лицо Луны потускнело, и его прорезали глубокие морщины: Луна видел все с близкого расстояния и слишком близко принимал к сердцу. Вода был неспокоен и волновался. Временами по нему пробегали гигантские волны. Ветер переигрывал от усталости, превращаясь в Торнадо. Все это только вносило дополнительный сумбур и путало карты. На сцене происходило что-то невероятное. Потомки Адама проповедовали Добро, но вопреки всем канонам классического театра убивали друг друга с жестокостью, не свойственной даже Демонам. Они желали свободы, но строили тюрьмы, хотели мира - и вели войны, говорили о любви к ближнему - и рыли друг другу ямы. Зло умело меняло маски, появлялось в разных одеждах, придумывало все новые ходы. Добро опять пробивалось сквозь мрак диктатур, голод ненастных дней, ослепляющий свет религий, чтобы снова скрыться в тумане бесконечных рассуждений. Уже сам Старик, сам автор не мог понять, кто прав, кто виноват, и в чем спасение. Он сидел на своем вечном троне, опустив лицо на руки и его белоснежная борода развевалась на солнечном ветру. Когда на Земле появился Иисус, Старик воспрянул духом. Вот, сказал он себе, близится развязка. Люди поверят Слову Божьему, Добро восторжествует. Тогда зрители еще не устали и не покинули своих мест. Правда, некоторые зевали, прикрывая ладонями рты, но в паузах еще гремели аплодисменты. Никто не ожидал, какой крутой поворот произойдет. Иисуса распяли, а потом возвеличили как Божьего Сына. А потом его именем утвердили несколько веков мрака и невежества. Хитрый Дьяби молча улыбался, подсчитывая свои серебряники. Также он улыбался, глядя на огонь, лижущий ноги великого Джордано. Он улыбался, похлопывая себя кожаными перчатками по ладони, глядя на очередь в лагерный крематорий. Он изобрел новое Зло - улыбчивое и привлекательное. Оно было повсюду: в хрустящих купюрах, обещающих власть над вещами, в политике, дающей контроль над людьми, в бокале вина, спаивающем совесть, в вещах пожирающих души людей. Это зло не соответствовало канонам Классического театра. Криминальное, порнографическое, действующее исподтишка, многоликое и непобедимое. Добро - великое, честное, справедливое, разумное, как в старые времена, не могло противостоять злобному гению, поскольку действовало открыто и прямо, и было беззащитно перед ударами в спину и волчьими ямами. Наконец Старик не выдержал. Он взял в руки листы с неоконченной пьесой и встав в полный рост разметал их в бесконечных пространствах. -Я принимаю свой позор, как режиссер, поставивший самую ужасную пьесу за всю историю Классического театра, - произнес он, словно перед отречением. - Я оставляю свой пост и удаляюсь на покой. Милые мои друзья, коллеги, актёры. Вы сделали все, что могли. Я благодарен вам! Прошу вас прекратить игру. Погасите свет и задерните занавес. Зрители, братья мои, вам давно пора уйти по домам. Всем стало жалко Старика. -Да я бы еще немного посветил, - сказал Солнце. - Может еще что-нибудь и получится. -И мы повертимся, - за себя и за Воду сказал Земля, - еще не все потеряно. У них есть еще шанс. Мне так кажется. -Да, да! - подхватили остальные актеры, каждый по-своему стараясь скрыть усталость. -Кх, кх, - откашлялся ветеран Меркурий. - Я как старый солдат знаю жизнь и хочу сказать, что ваша пьеса жизненна. Может быть кто-то этого и не понимает, но мы... - он опять зашелся кашлем и сел на место. Лишь Венера разрыдалась, вытирая слезы платком, сотканным из густого горячего тумана. -Что же, - сказал Старик, окинув всех взглядом, полным печали. - Я благодарен вам за поддержку и останусь. Но вы должны понимать, что слава нашего театра уже умерла. Мы можем доиграть пьесу до конца, каким бы он ни был. Но прежде чем мы продолжим, я хотел бы кое-что изменить. Жестом фокусника он извлек листок и что-то быстро написал на нем. Потом подлетел к вывеске театра, где на огромной мраморной плите лучом знаменитого Сириуса была выведена надпись:
"великий классический театр"
Старик сдвинул плиту со своего места. Развернул и прикрепил простой бумажный листок с надписью от руки: "вечный театр абсурда"
Как шутили по утрам мудрые ацтеки: "Уходя, гасите свет и закрывайте теги" (с)
Vitus_KL, даже не знаю, что сказать. Я просто в восторге. Замечательный рассказ. Я даже узнала еще одно значение слово "фен" (сухой и теплый [часто сильный] ветер, дующий с гор в долины.). Я конечно не спец в деле вычитки и т.п. Так, что не судите строго.
Quote (Vitus_KL)
Уж постараемся, друзья.
Возможно - Давайте постараемся, друзья.
Quote (Vitus_KL)
Он создан по моему образу и подобию, но гораздо моложе и гораздо менее совершеннее.
Может быть - Адам был создан по-моему образу и подобию, но он намного моложе и менее совершенен.
Quote (Vitus_KL)
а Сатурн любовалась собой в зеркале.
любовался своим отражением в зеркале. sapere aude...
Эль, спасибо, рад что рассказ понравился. А по поводу чистки текста... Я всегда рад выслушать замечания, но люблю и посопротивляться. Особенно когда дело касается довольно старых текстов, которые очень тяжело править стилистически ( это не распространяется на грамматические ошибки, кои все рано править надо)
Наречие и частица "уж" усиливает значение местоимений и наречий, с которыми связано по смыслу. Здесь мне оно кажется более уместным по-смыслу.
Он создан по моему образу и подобию, но гораздо моложе и гораздо менее совершеннее. Адам был создан по-моему образу и подобию, но он намного моложе и менее совершенен.
С "совершенен" совершенно согласен (простите за каламбур) а вот "по моему", по моему скромному мнению, все-таки надо писать без дефиса.
а Сатурн любовалась собой в зеркале. любовался своим отражением в зеркале.
Здесь Сатурн - женское имя, в отличии от мужских - Земля и Вода. Отнесем это к авторскому произволу. А вот слово "отражением" лишнее, без него фраза лаконичней. "Вскоре, безукоризненно чистая, роскошная в своем платье цвета небосвода, вся в бриллиантах и кольцах, она любовалась собой в зеркале." Шарль Перро
Как шутили по утрам мудрые ацтеки: "Уходя, гасите свет и закрывайте теги" (с)
Рядом, в укромном уголке спирального рукава(зпт) расположились члены его художественного кружка.
Quote (Vitus_KL)
-Угомонитесь, вы! - Прикрикнул (прикрикнул) Старик на Молнии,
Quote (Vitus_KL)
Старик окинул всех могучим, полным духовной силы,(зпт лишняя) взглядом.
Quote (Vitus_KL)
Твой свет красивый, ровный(зпт) и от тебя много тепла,(тире вместо зпт) не придется ставить дополнительные обогреватели.
Quote (Vitus_KL)
Я не хочу(зпт) чтобы из-за ночной темноты пропала половина действия.
Quote (Vitus_KL)
Все опять зааплодировали и зашумели, а Молнии опять принялись носиться(зпт?) как сумасшедшие.
Quote (Vitus_KL)
-Тихо, тихо. - Опять(опять) повысил голос Старик(зпт) и всё улеглось.
Quote (Vitus_KL)
Наш театр, и это ни для кого ни(не) секрет, приобретает всё большую популярность в обществе.
Quote (Vitus_KL)
Её запись проецировалась и в Магеланновых облаках,(зпт после "и", а не перед) и хотя там не совсем разобрались со сценическим языком и аналогиями, в целом демонстрация прошла успешно.
Quote (Vitus_KL)
-Почему такая спорная тема,(? вместо зпт) - спросил кто-то из касты Черных дыр. - Может опять поставить пьесу о битве Богов?(Далее - новый абзац.) Старик даже не удостоил этого выскочку ответа, лишь слегка улыбнулся.
Quote (Vitus_KL)
Это человек(зпт) по имени Адам: -(Адам тчк : и тире не нужны, если это не смайлик) И он указал на появившегося рядом с ним Адама, нервно теребящего полы смокинга.
Quote (Vitus_KL)
"Новичок, новичок" - зашептали в зале, впрочем, весьма дружественно(дружелюбно).
Quote (Vitus_KL)
Его лицо залила пунцовая краска(зпт) и он исчез из зала.
Quote (Vitus_KL)
Он светил во всю(зпт) и от напряжения его чело то и дело омрачалось протуберанцами(зпт) и по лицу пробегали пятна.
Quote (Vitus_KL)
Вообщем(В общем зпт) все были увлечены.
Quote (Vitus_KL)
Венера, по лицу которой, под модной вуалью, текли, время от времени, крупные слезы.
(Зпт нужна только после "Венера")
Quote (Vitus_KL)
- Шуты гороховые! - Добавил(добавил) он и покачал головой.
Quote (Vitus_KL)
Добро и Зло попеременно брали верх друг над другом(зпт) и развязка никак не могла наступить.
Quote (Vitus_KL)
Старик не знал, что на сцене(зпт) умело маскируясь под различные персонажи, вершил свое дело нечестивый Дьяби.
Quote (Vitus_KL)
Вода был неспокоен и волновался. Временами по нему пробегали гигантские волны.
(М.б. объединить в одно предложение?)
Quote (Vitus_KL)
Потомки Адама проповедовали Добро, но(зпт) вопреки всем канонам классического театра(зпт) убивали друг друга с жестокостью, не свойственной даже Демонам.
(Обособление желательно, но не обязательно)
Quote (Vitus_KL)
Они желали свободы, но строили тюрьмы,(;) хотели мира - и вели войны,(;) говорили о любви к ближнему - и рыли друг другу ямы.
Quote (Vitus_KL)
Уже сам Старик, сам автор(зпт) не мог понять, кто прав, кто виноват,(зпт лишняя) и в чем спасение.
Quote (Vitus_KL)
Он сидел на своем вечном троне, опустив лицо на руки(зпт) и его белоснежная борода развевалась на солнечном ветру.
Quote (Vitus_KL)
Оно было повсюду: в хрустящих купюрах, обещающих власть над вещами,(; вместо зпт) в политике, дающей контроль над людьми,(;) в бокале вина, спаивающем совесть,(;) в вещах(зпт) пожирающих души людей.
Quote (Vitus_KL)
Добро - великое, честное, справедливое, разумное, как в старые времена, не могло противостоять злобному гению, поскольку действовало открыто и прямо,(зпт лишняя) и было беззащитно перед ударами в спину и волчьими ямами.
Quote (Vitus_KL)
Он взял в руки листы с неоконченной пьесой и(зпт) встав в полный рост(зпт) разметал их в бесконечных пространствах.
Quote (Vitus_KL)
-Кх, кх, - откашлялся ветеран Меркурий. - Я(зпт) как старый солдат(зпт) знаю жизнь и хочу сказать, что ваша пьеса жизненна.
Quote (Vitus_KL)
Но прежде(зпт) чем мы продолжим, я хотел бы кое-что изменить.
Munen, практически согласен по всем пунктам. Вы хорошо "видите" текст, такая помощь неоценима. Как шутили по утрам мудрые ацтеки: "Уходя, гасите свет и закрывайте теги" (с)
Читатель ныне - лентяй, не хочет тратить время на отзывы. Авторы интересуются только отзывами на собственное творчество, чужое им не интересно. Кто будет писать отзывы? Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Vitus_KL, знаете, интересный подход к некоторым вещам. Что касается стилистики (в этом плане я человек придирчивый), она несколько простовата. Этакая сказочка для детей, что не в полной мере сочетается с философской направленностью произведения. Что же касается позиционирования Земли, как плацдарма борьбы Добра и Зла, вопрос в рассказе рассмотрен очень и очень поверхностно. Вообще, вся концепция рассказа несколько примитивна, хотя, возможно, в простоте образов кто-то и найдет изюминку. Кому-то, может быть, и придется по вкусу юношеский максимализм. "Когда коты заговорили" имеет все же более цельную и оригинальную идею, как по мне. Единственное, что мне действительно пришлось по вкусу, это упоминание театра абсурда. Хотя опять же, с точки зрения философской дискуссии есть с чем спорить и куда углубляться.
Читатель ныне - лентяй, не хочет тратить время на отзывы. Авторы интересуются только отзывами на собственное творчество, чужое им не интересно. Кто будет писать отзывы?
Да, это верно. "Мы не читатели, мы писатели." Но, как говорил Чехов, "я верю в отдельных людей".
Как шутили по утрам мудрые ацтеки: "Уходя, гасите свет и закрывайте теги" (с)
Меламори, этот рассказ я действительно писал в "юношеском" для писателя возрасте, так что максимализм и поверхностность наличествует. Правда, никогда не считал его особо философским произведением, скорее, как Вы правильно заметили, "сказкой", правда не столько для детей, сколько для взрослых, ну в свете вышесказанного, пусть будет "сказкой для юношей". Опубликовавший его в местной прессе редактор, не спрашивая моего мнения, приспособил слово "притча", так и напечатали. Фраза "Театр абсурда" явилась ключевой, с неё возникла идея, ею всё и закончилось. Править рассказ стилистически было бы уже затруднительно, правильнее было бы тогда написать что-нибудь совершенно новое. Спасибо за отзыв! Как шутили по утрам мудрые ацтеки: "Уходя, гасите свет и закрывайте теги" (с)
Plamya, хорошее замечание, спасибо. Но я не вижу здесь противоречия, "у них есть еще шанс" - это слова одного героя, а "вечный театр абсурда" - резюме другого. Как шутили по утрам мудрые ацтеки: "Уходя, гасите свет и закрывайте теги" (с)
Vitus_KL, я вовсе не пыталась указать на некий недостаток. Просто интересно, чьи слова вернее
Да, точно, Plamya, прошу простить, это мне уже мерещатся замечания. Ну что же, на момент написания я больше склонялся к "у них есть еще шанс", а теперь... Стрелка внутренних часов ближе к "вечный театр абсурда". Но не всегда, бывает еще нет-нет, но и откатится к "великому классическому".
Как шутили по утрам мудрые ацтеки: "Уходя, гасите свет и закрывайте теги" (с)
Мне рассказ напомнил "Забавную Библию" Лео Таксиля. Правда, читал я Таксиля лет сорок назад, и сегодня уже осталось только воспоминание о впечатлении. Где здесь пропасть для свободных людей ?!
Мне рассказ напомнил "Забавную Библию" Лео Таксиля. Правда, читал я Таксиля лет сорок назад, и сегодня уже осталось только воспоминание о впечатлении.
Я читал Лео Таксиля, будучи еще в школьном возрасте и с привитым атеистическим мировоззрением. Но также, совершенно не помню текста этой книги. Впечатление с годами тоже поблекло, да и мировоззрение изменилось.
Как шутили по утрам мудрые ацтеки: "Уходя, гасите свет и закрывайте теги" (с)