Восстание машин "с подкорки" : Почему люди боятся роботов?
В этой программе – о роботах. Казалось бы, передовой край науки, какие тут могут быть суеверия? Однако сразу же, как только люди начали задумываться о создании машин, которые могли бы взять на себя тяжелую и трудную работу, появился ряд мифов и даже фобий, связанных с роботами.
У роботов богатая предыстория, и даже имеется своя мифология. Так, в Древней Греции существовал миф о герое Кадме, который, убив дракона, разбросал его зубы по земле, и из них выросли солдаты, сражавшиеся за Кадма. Другой миф о появлении человекоподобного существа, которое на самом деле человеком не являлось, - миф о скульпторе Пигмалионе, который вдохнул жизнь в созданную им статую Галатею. Кроме того, в мифах о боге-кузнеце Гефесте говорится, что он создавал себе слуг, помогающих ему в работе.
Легенды то и дело повествуют о статуях, которые были оживлены и могли ходить, говорить и действовать. В скандинавском эпосе Младшая Эдда один из персонажей – глиняный гигант Мисткалф, который был слеплен одним из троллей ради схватки с богом грома Тором.
Одно из еврейских преданий также рассказывает о глиняном человеке – Големе, который был оживлен пражским раввином Йехудом Бен Бецалелем. Бен Бецалель жил в XVI-XVII веках и владел каббалистической магией. Считалось, что он сотворил Голема из глины, так же, как бог в свое время сотворил из нее Адама.
Голем был нужен Бен Бецалелю для черных работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, главным образом, для предотвращения кровавого навета – обвинения евреев в человеческих жертвоприношениях. Такие обвинения имели место в Средние века). Считалось, что как только Голем сделает то, ради чего его создавали, он превращается в прах. Также было поверье, что это существо возрождается каждые 33 года для того, чтобы служить еврейской общине Праги.
На Руси, кстати, тоже бытовали свои поверья об искусственно созданных людях – например, сказка о глиняном парне. В ней рассказывалось о гончаре и его жене, у которых не было детей. Тогда гончар вылепил глиняного парня, чтобы он был ему вместо сына. Но у глиняного человека оказался воистину ненасытный аппетит. Сначала он съел всю провизию, потом гончара с женой, потом проглотил соседей – дровосеков, косарей, женщин (грабляниц) с граблями.
Правда, кончилось все хорошо. Навстречу глиняному парню попалась хитрая коза, которая пообещала сама впрыгнуть к нему в рот, но вместо этого ударила парня рогами в живот. Глиняный истукан разбился, и все люди, которых он съел, вышли на свободу живыми и невредимыми.
Но сказки – это фантазии. А первые практические шаги к созданию роботов начали делаться на востоке, и произошло это в XII-XIII веках благодаря арабскому ученому Аль-Джазари. Он оставил после себя труд, который назывался "Книга знаний об остроумных механических устройствах". Там описаны конструкции часов, кодовых замков и роботов. Аль-Джазари среди прочих изобретений, которые поражали воображение его современников, создал целый механический квартет. Искусственные музыканты играли на бубнах, арфе и флейте.
Идея человекоподобного робота увлекала даже Леонардо да Винчи. Около 1495 года он создал детальные чертежи механического рыцаря, способного сидеть, раздвигать руки, двигать головой и открывать забрало. Правда, неясно, пытался ли Леонардо построить робота, или это была просто одна из идей, которые не дождались своего воплощения.
Об удачных опытах по созданию роботов (хотя так их тогда еще так не называли) сообщалось в начале XVIII века. Газеты время от времени писали о создании чудо-машин. Потом оказывалось, что это было надувательством. Внутри диковинных аппаратов прятались живые люди или дрессированные животные. Впрочем, честные изобретатели тоже попадались, например, французский механик Жак де Вокансон. Ему принадлежит честь создания первого работающего человекоподобного устройства. Де Вокансон представил его публике в 1738 году . Его механический голем умел играть на флейте, как и создания Аль-Джазари.
Термин "робот" подразумевает автоматическое устройство с антропоморфным действием, которое частично или полностью заменяет человека при выполнении каких-либо заданий. Слово "робот" появилось в 1920 году – много позже, нежели человекоподобные автоматы. Его придумал чешский писатель Карел Чапек. Отмечу, что на чешском языке слово robota означает "каторга".
Впервые термин "робот" прозвучал в пьесе Чапека "Р. У. Р." (то есть "Россумские универсальные роботы"). По сюжету пьесы человечество создает целую армию роботов – послушных, выполняющих трудную работу. Однако среди роботов, которые как две капли были похожи на людей, начали появляться индивиды со свободой воли. Потом роботы подняли восстание и уничтожили человечество. Довольно мрачный сюжет, который искусство XX века воспроизведет во множестве вариаций.
Мрачные фантазии на тему роботов возникали и продолжают возникать. Такое впечатление, что человечество немного опасается своих успехов в области науки и боится не справиться с техническим прогрессом. С одной стороны, мы, конечно, приветствуем разнообразные новинки, но при этом опасаемся, чтобы из услужливого помощника по хозяйству не получился какой-нибудь терминатор, который начнет крошить окружающих в мелкий винегрет. Фантастических книжек и фильмов, посвященных восстанию машин, десятки, и многие из них – настоящие бестселлеры. Помимо вышеупомянутого "Терминатора" можно вспомнить, например, "Матрицу".
Почему же мы так часто фантазируем на тему вышедших из-под контроля роботов? Быть может, потому, что человечество вообще страшится потери контроля над чем-либо (все-таки мы цари природы как-никак). А, может, из-за подсознательного чувства вины. Где-то на уровне подкорки в мозгу есть тезис о том, что человек должен зарабатывать свой хлеб в поте лица, а роботы, снимающие с нас груз тяжелых повинностей, могут сделать нашу жизнь подозрительно легкой. Разве может легкая жизнь быть праведной? Разве так бывает? Наверняка последует наказание за грехи, и, возможно, от руки роботов – почему нет.
Или, быть может, в корне страха перед восстанием машин лежит то, что мы меряем робототехнику по себе. Идея бескорыстного служения в целом человечеству не свойственна. Редких альтруистов, которых окружающие считают безумными или святыми, в расчет можно не брать. Нам трудно поверить в бескорыстие кого-либо или чего-либо другого. Вот и роботы будут смирными только до тех пор, пока люди будут превосходить их в знаниях, а как только машины станут умнее – взбунтуются, как пить дать, шепчет подозрительный голос из глубин человеческого ума.
Самое занятное, что роботы уже существуют и задействованы в самых разных сферах. Машины (правда, не похожие на людей) используются в разведке, при ведении боевых действий, в строительстве, при рутинной работе, при перевозке тяжелых грузов, контакте с вредными материалами, а также в других тяжелых или небезопасных для человека условиях. Однако неантропоморфные роботы не вызывают таких опасений, как андроиды, то есть роботы, чья внешность копирует человеческую.
Хотя ни один андроид еще никого пальцем не тронул, а вот смерть по вине промышленного робота – это реальное происшествие. Оно произошло более 30 лет назад, когда Роберт Уильямс попробовал починить конвейерную ленту завода компании Ford Motor’s, заменив сломавшуюся деталь в роботе на конвейере. Внезапно робот активировался и проломил технику голову своей металлической "рукой". Но, повторюсь, по поводу андроидов страшилок придумали гораздо больше. Может, потому, что они уж слишком на нас похожи? Может, мы сами тоже немножко роботы, только вышедшие из-под контроля нашего создателя, если он, конечно, существует?
Впрочем, для того, чтобы сказать, что роботы похожи на людей, людям надо для начала разобраться с тем, на кого похожи они сами. Так считает, например, знаменитый японский изобретатель Хироси Исигуро. Он входит в первую тридцатку ста самых одаренных людей планеты и носит звание отца андроидов. Он создал ряд моделей, пугающе схожих с человеком – жестами, чертами лица и способностью изображать эмоции.
Впрочем, сам Исигуро по этому поводу говорит, дескать, мы почти ничего не знаем о своей мимике, своей моторике, нам неизвестно даже наше собственное лицо – в зеркале его левая и правая части перепутаны, а мы наивно полагаем, что это и есть наша внешность. Сам Исигуро говорит, что создание андроидов помогает ему разобраться в человеческой природе. В то же время его последние модели перестали быть точной копией человека. Причиной стал ряд экспериментов. В ходе одного из них выяснилось, что люди через некоторое время перестают воспринимать андроида как робота. То есть они вроде бы об этом помнят, но ведут себя так, словно перед ними человек, особенно если андроид хорошо сделан.
Занятно, что эффект стирания граней происходит не только с тем, кто общается с андроидом, но и с тем, кто им управляет, то есть с оператором. Например, если собеседник обнял андроида, то оператор тоже чувствует себя так, будто оказался в объятиях. Это уже загадка человеческой психики, человеческой души, ведь у андроидов души нет. Хотя это не утверждение, поскольку вопрос в том, что понимать под душой. Например, душа – это то, что дает нам возможность почувствовать возвышенные переживания, скажем, при соприкосновении с настоящим искусством.
Но еще один опыт Исигуро доказывает, что и тут все неоднозначно. Так, он поставил театральный спектакль. На сцену вышли двое актеров и двое андроидов, управляемых операторами. В зале сидели зрители, и они в конце представления сказали, что игра актеров и игра роботов почти не различались между собой. Но ведь роботы – машины, и они не могут вложить в игру свою душу по причине отсутствия таковой. Или все-таки нет? Как вообще у нас возникает душа и что это такое?
Беда с роботами, похоже, в том, что, разрабатывая их, человек волей-неволей задается вопросом не столько о машинах, сколько о себе самом. А это не всегда приятно. Но не задаваться – еще хуже. Ведь любое создание несет на себе отпечаток создателя. И для того, чтобы понять, какими будут андроиды, неплохо бы разобраться, кто такие мы сами.
|