Искусство фэнтези является одним из самых непонятных категорий современного реалистического направления. Как правило, его связывают с иллюстрациями, так как большая часть искусства фэнтези создается для романов и книг. И до недавнего времени, большинство реалистического искусства рассматривали именно таким образом. Критики утверждают, что всё это «только иллюстрации», но, на самом деле, встречаются довольно серьёзные работы фэнтези. Хотя много замечательных примеров этого жанра используется для иллюстрации книг, они требуют не меньшего умения: воображения, умения и понимания техники, как и в других формах живописи.
Есть немало художников, занимающихся фэнтези просто из любви к созданию вещей, которые не существуют в реальном мире.
Научная фантастика и фэнтези это огромный жанр в кино и литературе, так почему бы ему не быть таким же в живописи, графике и скульптуре? Принятие этого творческого стиля искусства, как легитимной формы человеческого выражения, будет расширять границы искусства. Фэнтези может помочь зрителю понять эмоции и темы в реальном мире, через способность художника к выражению абстрактной темы, с использованием реалистичной формы человека и узнаваемых образов. Главное, чтобы эти работы могли затронуть человека.
Сформировались группы, которые очерчивают различия между фэнтези, научной фантастикой и творческим реализмом. Association of Fantastic Art (Ассоциация фантастического искусства), основанная Патриком и Джинни Велшир, является одной из таких групп.
«Творческий реализм, термин, введённый мастером Джеймсом Герни из ARC (Art Renewal Center), иллюстратором знаменитой детской книги «Динотопия», всё чаще используется для обеспечения всеобъемлющего и чёткого определения этой художественной школы», - сказали Велширы.
«Фэнтези может быть очень широким термином, и в то же время может использоваться как противопоставление «научной фантастике». «Творческий реализм» чётко обозначает созданный воображением объект, в реалистичном и повествовательном стиле, независимо от специфической обработки или тематического содержания, и в то же время имеет привязку с классическими реалистами прошлого».
Сам г-н Герни определяет творческий реализм как «убедительное изображение чего-то, что нельзя наблюдать непосредственно».
Эдвард Берн-Джонс, «The Beguiling of Merlin», 1874. Одна из картин прошлого «творческого реализма». (Courtesy of the Lady Lever Art Gallery) Фото с сайта theepochtimes.com В 19-м веке, лучшие иллюстраторы, такие как Артур Ракхем, Эдмунд Дюлак и Элеонора Фортескью Брикдейл, считались великими художниками. Норман Роквелл, самый известный из американских иллюстраторов, был успешным не только в своё время, сегодня его основные работы стоят миллионы.
«Единственное, что мы хотели сказать в нашей вытуплении, - отмечают Велширы, - нет такой вещи, как иллюстратор. Иллюстратор это просто художник, который имеет тенденцию к работе в изданиях, как другие художники работают в галереях, для коллекционеров или для своих заказчиков».
Донато Джайнкола, «The Golden Rose». Масло. (Courtesy of the artist) Фото с сайта theepochtimes.com Современные иллюстраторы часто слышал негатив. Хотя не каждый иллюстратор хороший, но лучшие из них это великие художники. Это так же, как и у портретистов, пейзажистов и художников любого другого раздела изобразительного искусства.
Модернисты использовали слово «иллюстрация», чтобы очернять всё изобразительное искусство, которое получило негативные отзывы. Они называют произведения Джона Уильяма Уотерхауса, Эдварда Берн-Джонса и Эдмунд Блэра Лейтоно иллюстрациями, потому что они показывают нам сквозь узнаваемые образы, сцены известных повседневных историй. На самом деле, любая работа что-то иллюстрирует. Даже религиозные картины прошлого иллюстрируют жизнь Христа или сцены из Библии. Иллюстрация это выражение через реалистические изображения, которые отражают мысли и эмоции.
Джеймс Герни, «Парад динозавров». Холст, масло. (Courtesy of the artist) Фото с сайта theepochtimes.com Сегодня существует растущая группа художников, коллекционеров и поклонников этого творческого реализма, основанного на технике прошлого, но с современным воображением. В этом году, с 3 июня по 9 сентября, Association of Fantastic Art (ассоциация фантастического искусства) в сотрудничестве с Allentown Art Museum (художественный музей Аллентауна), штат Пенсильвания, США, будут проводить инновационную выставку: «На краю: Искусство фэнтези».
Эта выставка будет охватывать разные периоды этого жанра, в том числе более 150 картин романтиков и прерафаэлитов от «золотого века» иллюстраций, до настоящего времени. Шоу предвещает постоянные отношения между этими двумя организациями, и в 2013 году музей станет регулярным местом проведения выставок. Они будут представлять более 1000 картин художников фэнтези, и проводить образовательные лекции по живописи и жанру.
Хотя последние несколько десятилетий, это искусство считалось по уровню на ступеньку ниже изобразительного искусства, в последнее время оно приобрело довольно большую популярность. Даже глава Angel Academy, Макаэль Джон Энжел, всемирно известный художник и преподаватель, полностью поддерживает это движение.
«В то время, когда подавляющее большинство изобразительного искусства концентрируется на повседневной жизни (жанр и портрет), - говорит он, - очень вдохновенно увидеть, как картины вызывают в воображении приключения и путешествия, визуально встретить мифологическое искусство прошлых веков».
Будет интересно посмотреть, как этот жанр живописи будет развиваться и сливаться с направлениями, которые в настоящее время становятся основной частью современного реалистического искусства.
Кара Лисандра Росс директор по эксплуатации центра Art Renewal Center и эксперт по европейской живописи 19 века.
Перевод Геннадия БУСЛОВА. Великая Эпоха (The Epoch Times)