Василий Владимирский. Партнеры по апокалипсису. Гильермо дель Торо, Чак Хоган. Штамм. Закат М.: Книжный клуб 36.6, 2011.
«Закат» — вторая часть «антигламурной» вампирской трилогии, первый том которой «Книжный клуб 36.6» издал еще в 2009 году. Выход второй книги в России первоначально планировался на 2010-й, но по неизвестным (подозреваю — финансовым) причинам проект был заморожен. Казалось бы, на этом можно ставить точку: еще одна недовыпущенная трилогия, эка невидаль! Однако неожиданно ледник дал течь, и на свет, как сумасшедшая белка в «Ледниковом периоде», появилась вторая часть «Штамма» — как раз к тому моменту, когда читатель успел как следует подзабыть, что же такое в первом томе происходило.
Итак, краткое содержание предыдущих серий. В нью-йоркском аэропорту приземляется пассажирский лайнер с погашенными посадочными огнями. На борту — несколько десятков трупов, пара выживших и огромный ящик, позже таинственно исчезающий из охраняемого ангара. Врачи из Центра Контроля Заболеваний под началом доктора Эфраима Гудуэдера подозревают новую эпидемию — и отчасти они правы: дело действительно в вирусе, древнем штамме, который переносят так называемые «кровяные черви». Вот только людей он не убивает, а обращает в вампиров, внешне смахивающих на тварей из второго «Блейда». Ну а в ящике, ясное дело, проездом из Европы в Жмеринку сам умывальников начальник и мочалок командир — Владыка, повелитель кровососов, собирающийся погрузить весь мир во мрак вечной ночи. В «Закате» история получает закономерное развитие: вампирское поголовье множится в геометрической прогрессии, хаос выплескивается на улицы американских городов, Владыка продолжает реализовывать свои зловещие планы... И, как обычно, только группка отважных героев способна остановить победное шествие упырей по планете.
Чак Хоган и Гильермо дель Торо отмечают любопытный нюанс: когда цивилизация норовит в очередной раз накрыться медным тазом, на первый план выступают маргиналы, обитатели городского дна, загнанные в гетто представители национальных меньшинств. Крысолов Василий Фет из семьи русских эмигрантов, старый мексиканский рестлер по прозвищу Серебряный Ангел, мелкий бандит-латинос Гус... В конце концов, Авраам Сетракян, старый еврей с армянской фамилией, опытный истребитель упырей-стригоев, переживший Холокост и много лет хранящий в стеклянной банке неумирающее вампирское сердце. У «настоящих американцев», выросших в приличных районах и получивших хорошее образование, хватает запала максимум на то, чтобы решать среди взрывов и пожарищ свои личные, семейные проблемы. Зато главный мерзавец, принадлежащий к человеческой расе, мультимиллионер Элдрич Палмер (привет Филипу Дику!) — американец на сто десять процентов, клеймо негде ставить. Как и директор ЦКЗ Барнс, легко и непринужденно предавший человечество. Впрочем, не исключено, что столь презрительное отношение к американскому истеблишменту продиктовано этническим происхождением одного из соавторов «Штамма».
Понятно, что участие Гильермо дель Торо в проекте скорее номинальное, что это замануха для поднятия продаж. Черта с два издательство «Уильям Морроу» отвалило бы аванс в 3 млн. долларов какому-то там Чаку Хогану, иное дело знаменитый кинорежиссер, создатель блокбастеров, собравших солидную кассу во всем мире. Экономическая целесообразность этого соавторства для всех заинтересованных сторон очевидна. Вернее, для всех, кроме читателя. «Штамм» — крепко сбитый, профессионально сделанный триллер, тут не поспоришь. Но от режиссера «Лабиринта Фавна» и «Хребта дьявола», «Хеллбоя» и второго «Блейда», человека с пышной и пластичной визуальной фантазией, стоило ожидать большего. В «Штамме» слишком много голливудщины «категории Б» — ну, знаете, когда артериальная кровь хлещет в объектив, а на выручку попавшим в засаду героям в последний момент спешит кавалерия. Кроме того, читать второй том без первого не слишком комфортно, а тот давным-давно исчез из продаж. В общем, как принято говорить, книга на любителя. Для тех например, у кого гламурные вампиры, все эти страдающие и непонятые романтические красавцы, давно поперек горла встали, кому хочется мяса и крови, да побольше.
|