Василий Владимирский. Кровь как метафора. Составители Сергей Пальцун, Сергей Лапач. Формула крови Киев: ООО «Медиа Максимум», 2011 - Рецензии на книги - Библиографии - Миры Фэнтези | Библиотека фэнтези и фантастики
Пятница, 20 Янв 2017, 9:00 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 4992
Результаты

Начало » Статьи » Рецензии на книги

Василий Владимирский. Кровь как метафора. Составители Сергей Пальцун, Сергей Лапач. Формула крови Киев: ООО «Медиа Максимум», 2011
Василий Владимирский. Кровь как метафора. Составители Сергей Пальцун, Сергей Лапач. Формула крови Киев: ООО «Медиа Максимум», 2011


Прежде всего, спешу разочаровать фанатов (а равно фанаток) «вампирского» жанра: романтичных кровососов в этой антологии вы не найдете. Совсем. То есть поклонники «Сумерек» и «Интервью с вампиром» могут не беспокоиться: не их книга. При всем уважении к Брэму Стокеру и его литературным наследникам, об упырях поговорим как-нибудь в другой раз.

Скажу проще: крови в сборнике предостаточно — но присутствует она прежде всего на правах многозначительного символа, метафоры. В альтернативно-исторической повести «Сердце Мрака» польского прозаика Яцека Дукая (продолжателя традиции интеллектуальной фантастики Станислава Лема, неоднократного лауреата премии Януша Зайделя, изобретательного стилиста, крупнейшей фигуры в современной польской НФ, и т.д., и т.п.) нацисты, коммунисты, капиталисты и представители Страны восходящего солнца пытаются закрепиться в иной звездной системе, на планете, отстоящей от Солнца на многие световые годы. Биосфера этого мира — сущая издевка над расовой теорией, концепцией «чистоты крови»: здесь вы не найдете двух одинаковых растений, двух животных с идентичной ДНК. Выживание вида обеспечивается благодаря совсем другим механизмам: чтобы уцелеть в этом аду, хомо сапиенсу придется или сойти с ума, отказаться ото всех привычных поведенческих стереотипов, или выжечь чужую жизнь на мили вокруг каленым железом, до скального основания...

У Владимира Аренева в повести «То, что в его крови» красная солоноватая жидкость — символ культурного опыта, передающегося от поколения к поколению. Добрые пришельцы избавили человечество от необходимости накапливать знания: зачем, если все уже придумано до нас? Хомо сапиенс, конечно, скотина хитрая, найдет способ выкрутиться — но только для того, чтобы очередной раз убедиться: во многом знании много печали. Повесть, на мой взгляд, получилась слегка надуманной, отголовной: где молодые балбесы, которые ничего знать-уметь принципиально не хотят, а где университетский преподаватель Аренев?.. Верно отметил Владимир Ильич в статье «Памяти Герцена»: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа».

Прямолинейнее всего Анна Китаева в фэнтезийном «Отродье». Автор поднимает древний, как сама история (и, разумеется, не имеющий однозначного ответа) вопрос: насколько кровное родство предопределяет жизненный путь человека? Кто кого заборет, предрасположенность или воспитание? Действие повести разворачивается на фоне традиционно-фэнтезийных декораций: рыцари, маги, замки, интриги, предательства, династические разборки, хмурые пейзане с дрекольем... Отдельное спасибо Китаевой за то, что уложилась в скромный объем, не стала вымучивать многотомную «мыльную оперу» а-ля «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина — хотя материал позволял.

Завершают сборник две повести, вынесенные в отдельный раздел: «Летчик и девушка» Ольги Онойко (своеобразный оммаж Антуану де Сент-Экзюпери с неожиданной, нарочито-диссонансной концовкой) плюс «И сверкнула молния» Павла Амнуэля (фантастический детектив, в очередной раз отсылающий читателей к эвереттовской теории многомирья). Здесь обошлось уже без кровавого привкуса — но и без нарочитого вегетарианства тоже.

В целом «Формула крови» производит впечатление, скажем так, противоречивое. С одной стороны, участники проекта уверенно держат планку, а Дукай с Онойко так и попросту хороши (может быть, отчасти за счет стилизации — под Джозефа Конрада и Экзюпери соответственно). С другой стороны, это ни в коем разе не тематическая антология, не издательский «отчетный» ежегодник, не манифест очередной «новой волны». Авторов ничто не связывает — ни стиль, ни жанр, ни гражданство, ни мировоззрение. Замени любой текст на равноценный — никто внимания не обратит. Сборнику явно не хватает внутреннего стержня: желание привлечь к работе замечательных людей и неплохих прозаиков — мотивация для составителя приличной антологии, безусловно, необходимая, но недостаточная. Не менее важно донести до читателя общий мессадж, внятно объяснить, зачем все это затевалось. Как раз с мессаджем тут засада: невооруженным глазом принцип, по которому тексты Дукая, Аренева, Китаевой, Онойко и Амнуэля объединены под одной обложкой, не просматривается. Иными словами, тактическую задачу С.Пальцун и С.Лапач решили успешно — но в чем заключался их стратегический план читателям остается только гадать.
Категория: Рецензии на книги | Добавил: Disciple (28 Фев 2012) | Автор: Василий Владимирский
Просмотров: 1342 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту
Уважаемые посетители!

Наш проект является бесплатным, поэтому в основном все оплаты за сайт (дисковое пространство и т.д.) производятся из кармана администрации. Ввиду этого возможности заполнения сайта новым материалом весьма ограничены. Вы можете поспособствовать этому переведя любую сумму, которую считаете справедливой на один из электронных кошельков, приведенных ниже. Ваши деньги не пропадут даром, а пойдут лишь на улучшения сайта.

А сейчас в связи с некоторыми проблемами, по причине которых мы собираемся переехать на другой сервер, нам особенно нужна ваша помощь в накоплении средств на это.

Заранее спасибо!

Bitcoin

(Обменники: alfacashier, 24change)

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)