Василий Владимирский. Идущие домой. Сергей Жарковский. Я, Хобо: Времена смерти СПб.: Домино. М.: Эксмо, 2011 - Рецензии на книги - Библиографии - Миры Фэнтези | Библиотека фэнтези и фантастики
Пятница, 20 Янв 2017, 9:03 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Довольны ли вы качеством новых книг в библиотеке?
Всего проголосовало - 9712
Результаты

Начало » Статьи » Рецензии на книги

Василий Владимирский. Идущие домой. Сергей Жарковский. Я, Хобо: Времена смерти СПб.: Домино. М.: Эксмо, 2011
Василий Владимирский. Идущие домой. Сергей Жарковский. Я, Хобо: Времена смерти СПб.: Домино. М.: Эксмо, 2011


Хотя обложка книги обвешана цитатами из хвалебных рецензий, как новогодняя елка игрушками, сильно сомневаюсь, что это повлияло на динамику продаж. Не в том дело, что роман Сергея Жарковского, впервые вышедший в 2006 году в маленьком волгоградском издательстве «ПринТерра-Дизайн», перехвален «узким кругом ограниченных лиц» — скорее наоборот. Но уж больно специфична эта вещь, иного слова не подберу. Жарковский сужает коридор доверия до минимума: шаг влево, шаг вправо — побег, прыжок на месте — провокация. Автор многого требует от читателя, куда больше, чем принято в нашем «фантастическом гетто». Чтобы грокнуть (см.: Р.Хайнлайн, «Чужак в стране чужой») «Времена смерти», надо понимать, что такое надриман, откуда взялось сокращение «достат. кол.», кто такие хобо, какова этимология этого слова — и так далее, километрами. Возьмись кто-нибудь за подробные комментарии к роману, такой труд мог бы составить еще один том сопоставимого объема.

Так на кого же рассчитана первая часть эпопеи «Я, Хобо», кто входит в, извините за выражение, «целевую аудиторию»? Во-первых, чтобы одолеть все эти шипоносцы и наркауты, не захлопнув книгу на пятой странице, потенциальный читатель должен быть любителем НФ и «космической оперы». Но космооперы не тривиальной, не той, где космическая саранча летела-летела, села, всех съела и дальше полетела, а замысловатой, с подвывертом, вроде сочинений Вернора Винджа или Питера Уоттса. Во-вторых он, читатель, не должен чураться языкового и стилистического эксперимента — то есть быть в душе еще и чуточку филологом. Наконец, не помешает солидный общекультурный багаж: герои полкниги общаются цитатами, и облегчать публике жизнь, вдаваясь в многословные пояснения, автор не собирается. Не самое распространенное сочетание качеств, такая публика вдоль стеллажей с фантастикой косяками не ходит.

Герои романа Сергея Жарковского — космачи, люди дела, тянущие межзвездную Трассу за многие парсеки от Земли. Надежные, изобретательные, в большинстве своем очень и очень неглупые, но не склонные задумываться о цели и предназначении своей миссии — как взрослый психически здоровый человек не расположен лишний раз задумываться о смысле жизни. Трасса для них альфа и омега, здесь они рождаются и зачастую умирают, а на кой ляд вся эта затея сдалась далекому земному Императору, Александру Галактике, их мало колышет. Необъяснимая ограниченность мышления (вопреки всему, чему учат строителей Трассы контрабандная литература, фильмы и музыка) еще сыграет дурную шутку и с товарищами космачами, и с главным героем, Марком Байно по прозвищу Хобо Аб.

Книга начинается как производственный роман из жизни первопроходцев, хотя автор успевает забросить наживку, наобещав и поиск сокровищ, и бунт, и предательство, и революцию. У «Времён смерти» длиннющая экспозиция: штатные и нештатные ситуации на Трассе, будни и праздники космачей, въедливое описание повседневных процедур и заседаний командования, бытовые зарисовки и реконструкция радиопереговоров... Минимум динамики и куча подробностей. Какого эффекта хотел добиться Сергей Жарковский понятно: автор создает целый мир со своим языком, иерархией, писанными и неписанными правилами, традициями, суевериями. Очень убедительный, детально проработанный и внутренне непротиворечивый мир, хотя и скучноватый в силу отсутствия у героев мало-мальски значимой объединяющей цели. Но закончив с экспозицией Жарковский делает страшную вещь: стратегическая цель появляется, да не одна, но вот мир разваливается на кусочки. Замкнутая вселенная Трассы с населением полмиллиона человек оказывается лишь скромной частью мозаики, которую Жарковский только-только начал складывать. Неприятный сюрприз — особенно если учесть, что продолжение «Я, Хобо» до сих пор не закончено.

В итоге мы имеем сильный, умный, тщательно продуманный, нестандартный фантастический роман — слегка подпорченный этим вот «продолжение следует». Единственный в своем роде: уникальность «Времен смерти», безусловно, главная заслуга писателя. Печально только, что Жарковский не сумел вдохновить на аналогичные подвиги коллег-фантастов: одна ласточка весны не делает, а одна книга пятилетней выдержки представления о перспективах жанра, увы, не дает.
Категория: Рецензии на книги | Добавил: Disciple (28 Фев 2012) | Автор: Василий Владимирский.
Просмотров: 1566 | Рейтинг: 3.8 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту
Уважаемые посетители!

Наш проект является бесплатным, поэтому в основном все оплаты за сайт (дисковое пространство и т.д.) производятся из кармана администрации. Ввиду этого возможности заполнения сайта новым материалом весьма ограничены. Вы можете поспособствовать этому переведя любую сумму, которую считаете справедливой на один из электронных кошельков, приведенных ниже. Ваши деньги не пропадут даром, а пойдут лишь на улучшения сайта.

А сейчас в связи с некоторыми проблемами, по причине которых мы собираемся переехать на другой сервер, нам особенно нужна ваша помощь в накоплении средств на это.

Заранее спасибо!

Bitcoin

(Обменники: alfacashier, 24change)

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)