Понедельник, 20 Фев 2017, 2:15 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Пользуетесь ли вы рулеткой и нравится ли она вам?
Всего проголосовало - 4284
Результаты

Начало » Статьи » Рецензии на книги

Василий Владимирский. Арамис и космические пауки. Владимир Березин. Группа Тревиля М.: АСТ. Астрель, 2011.
Василий Владимирский. Арамис и космические пауки. Владимир Березин. Группа Тревиля М.: АСТ. Астрель, 2011.


Владимир Березин известен как один из самых ехидных комментаторов «проектного вектора» в русскоязычной «жанровой» прозе. Хохма о том, что наши фантасты, дескать, только и знают, что пишут «про космических пауков», пошла в народ с его легкой руки. Однако и сам он не уберегся, оскоромился еще в 2009 году, сочинив роман «Путевые знаки» для межавторского цикла «Вселенная “Метро 2033”». А в 2011-м наступил на тот же садово-парковый инструмент во второй раз, приняв участие в проекте «S.T.A.L.K.E.R.» — причем под самый занавес, когда франшиза уже покидала гостеприимные стены издательства «АСТ».

При всем уважении к многочисленным заслугам Владимира Березина вынужден признать, что шлифовкой стиля автор «Группы Тревиля» себя не утруждал. «Впрочем, я отогнал и науку, и это “мы”, ведь это вело к не очень приятным воспоминаниям этого месяца». Как хотите, а трижды «это» с производными в одном крохотном предложении — перебор. Или, к примеру, фраза: «Мушкет провел меня по двум кругам — сначала запихнув меня в комнату, где пили украинскую горилку, а затем повел меня в бар, который оказался маленьким ресторанчиком при пустующей гостинице». Тут и изобилие «меня», и «провел»-«повел» — просто праздник какой-то. А сам сталкерский бар, который называется то «Пилов», то «Пилав»? В общем, от хорошего редактора автор живым бы не ушел. Но, к сожалению, в выходных данных этой книги литературный редактор не значится, да и корректор тоже, так что в печать отправился грязный, откровенно черновой вариант текста. А жаль: тут есть и сильные образы, и с драйвом все в порядке, могла бы получиться конфетка — во всяком случае, на фоне прочей «фантастики про космических пауков». Есть даже какая-никакая интрига, быстро вязнущая, правда, в ворохе отступлений, баек и разговоров «за жизнь».

Своим обаянием герои Березина отчасти обязаны харизме персонажей Александра Дюма, имена которых носят со студенческой скамьи и судьбы которых до некоторой степени повторяют. «Группа Тревиля» — братство биологов-МГУшников, когда-то, на закате советской Империи, баловавшихся генной инженерией, пытаясь усилить возможности человеческого мозга. А еще это группа нейронов, которые стремились видоизменить ученые, работавшие под началом Тревиля, в миру доктора А.В.Маракина. Опыты на добровольцах прошли неудачно — одна пациентка повредилась рассудком, у другого начались головные боли при смене давления, — проект прикрыли, молодежь разбежалась, самого Маракина стреножили конкуренты... В общем, научного прорыва не получилось, один пшик. Через много лет Сергей Бакланов по прозвищу Арамис, когда-то эмигрировавший в Соединенные Штаты, возвращается в Москву на похороны своего учителя. Однако вместо чинных посиделок на поминках любимого шефа срывается в алкогольный штопор и однажды обнаруживает себя над телом старого друга Портоса, лежащего с развороченной грудью посреди роскошного загородного дома. Но живо, живо «мушкетерское братство»! Выход предлагает Атос, курирующий масштабную исследовательскую программу в Чернобыльской Зоне: отсидеться в научном городке вне юрисдикции гражданских властей.

Оказавшись среди научных сталкеров и увлеченных своим делом спецов, Арамис пьет, тоскует, переосмысливает события прошлого... Как и положено досужему аристократу в провинции. Но в основном (около половины романного объема) слушает фантастические «рассказы бывалых» и ведет философские дискуссии на отвлеченные темы со случайными собеседниками и давними знакомцами. А однажды, устав от бессмысленности такого полурастительного существования, отправляется в одиночный поиск за редким артефактом, известным под названием «аксельбант» или «подвеска».

Надобно заметить, что в «Группе Тревиля» Владимир Березин не только взывает к духу Дюма-пэра (что предсказуемо и естественно), но и охотно цитирует любимую советской технической интеллигенцией классику: «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, «Троих в лодке» Джерома К.Джерома, «Стажеров» Стругацких, и т.д, и т.п. Из последней повести, кстати, автор заимствует несколько эпизодов — ну, и из «Пикника на обочине», само собой. Плюс Гоголь, плюс Хэмингуэй, плюс снова Стругацкие, Стругацкие, Стругацкие... Малый джентльменский набор, лоскутное одеяло, постмодернистский экзерсис «для тех, кто в теме». Вот только поклонников «сточкера» это одеяло вряд ли согреет, слишком уж многое тут рассчитано на эффект узнавания — иными словами, на человека более-менее начитанного, со вполне определенным опытом. А для того, чтобы привлечь невосталкеренную публику, уж больно небрежно, на живую нитку это одеяло сметано — сквозит во все щели...
Категория: Рецензии на книги | Добавил: Disciple (29 Фев 2012) | Автор: Василий Владимирский.
Просмотров: 1730 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту
Уважаемые посетители!

Наш проект является бесплатным, поэтому в основном все оплаты за сайт (дисковое пространство и т.д.) производятся из кармана администрации. Ввиду этого возможности заполнения сайта новым материалом весьма ограничены. Вы можете поспособствовать этому переведя любую сумму, которую считаете справедливой на один из электронных кошельков, приведенных ниже. Ваши деньги не пропадут даром, а пойдут лишь на улучшения сайта.

А сейчас в связи с некоторыми проблемами, по причине которых мы собираемся переехать на другой сервер, нам особенно нужна ваша помощь в накоплении средств на это.

Заранее спасибо!

Bitcoin

(Обменники: alfacashier, 24change)

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)