Четверг, 22 Июн 2017, 11:41 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Какому жанру вы отдаете большее предпочтение:
Всего проголосовало - 23503
Результаты

Начало » Статьи » Рецензии на книги

Василий Владимирский. Арамис и космические пауки. Владимир Березин. Группа Тревиля М.: АСТ. Астрель, 2011.
Василий Владимирский. Арамис и космические пауки. Владимир Березин. Группа Тревиля М.: АСТ. Астрель, 2011.


Владимир Березин известен как один из самых ехидных комментаторов «проектного вектора» в русскоязычной «жанровой» прозе. Хохма о том, что наши фантасты, дескать, только и знают, что пишут «про космических пауков», пошла в народ с его легкой руки. Однако и сам он не уберегся, оскоромился еще в 2009 году, сочинив роман «Путевые знаки» для межавторского цикла «Вселенная “Метро 2033”». А в 2011-м наступил на тот же садово-парковый инструмент во второй раз, приняв участие в проекте «S.T.A.L.K.E.R.» — причем под самый занавес, когда франшиза уже покидала гостеприимные стены издательства «АСТ».

При всем уважении к многочисленным заслугам Владимира Березина вынужден признать, что шлифовкой стиля автор «Группы Тревиля» себя не утруждал. «Впрочем, я отогнал и науку, и это “мы”, ведь это вело к не очень приятным воспоминаниям этого месяца». Как хотите, а трижды «это» с производными в одном крохотном предложении — перебор. Или, к примеру, фраза: «Мушкет провел меня по двум кругам — сначала запихнув меня в комнату, где пили украинскую горилку, а затем повел меня в бар, который оказался маленьким ресторанчиком при пустующей гостинице». Тут и изобилие «меня», и «провел»-«повел» — просто праздник какой-то. А сам сталкерский бар, который называется то «Пилов», то «Пилав»? В общем, от хорошего редактора автор живым бы не ушел. Но, к сожалению, в выходных данных этой книги литературный редактор не значится, да и корректор тоже, так что в печать отправился грязный, откровенно черновой вариант текста. А жаль: тут есть и сильные образы, и с драйвом все в порядке, могла бы получиться конфетка — во всяком случае, на фоне прочей «фантастики про космических пауков». Есть даже какая-никакая интрига, быстро вязнущая, правда, в ворохе отступлений, баек и разговоров «за жизнь».

Своим обаянием герои Березина отчасти обязаны харизме персонажей Александра Дюма, имена которых носят со студенческой скамьи и судьбы которых до некоторой степени повторяют. «Группа Тревиля» — братство биологов-МГУшников, когда-то, на закате советской Империи, баловавшихся генной инженерией, пытаясь усилить возможности человеческого мозга. А еще это группа нейронов, которые стремились видоизменить ученые, работавшие под началом Тревиля, в миру доктора А.В.Маракина. Опыты на добровольцах прошли неудачно — одна пациентка повредилась рассудком, у другого начались головные боли при смене давления, — проект прикрыли, молодежь разбежалась, самого Маракина стреножили конкуренты... В общем, научного прорыва не получилось, один пшик. Через много лет Сергей Бакланов по прозвищу Арамис, когда-то эмигрировавший в Соединенные Штаты, возвращается в Москву на похороны своего учителя. Однако вместо чинных посиделок на поминках любимого шефа срывается в алкогольный штопор и однажды обнаруживает себя над телом старого друга Портоса, лежащего с развороченной грудью посреди роскошного загородного дома. Но живо, живо «мушкетерское братство»! Выход предлагает Атос, курирующий масштабную исследовательскую программу в Чернобыльской Зоне: отсидеться в научном городке вне юрисдикции гражданских властей.

Оказавшись среди научных сталкеров и увлеченных своим делом спецов, Арамис пьет, тоскует, переосмысливает события прошлого... Как и положено досужему аристократу в провинции. Но в основном (около половины романного объема) слушает фантастические «рассказы бывалых» и ведет философские дискуссии на отвлеченные темы со случайными собеседниками и давними знакомцами. А однажды, устав от бессмысленности такого полурастительного существования, отправляется в одиночный поиск за редким артефактом, известным под названием «аксельбант» или «подвеска».

Надобно заметить, что в «Группе Тревиля» Владимир Березин не только взывает к духу Дюма-пэра (что предсказуемо и естественно), но и охотно цитирует любимую советской технической интеллигенцией классику: «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, «Троих в лодке» Джерома К.Джерома, «Стажеров» Стругацких, и т.д, и т.п. Из последней повести, кстати, автор заимствует несколько эпизодов — ну, и из «Пикника на обочине», само собой. Плюс Гоголь, плюс Хэмингуэй, плюс снова Стругацкие, Стругацкие, Стругацкие... Малый джентльменский набор, лоскутное одеяло, постмодернистский экзерсис «для тех, кто в теме». Вот только поклонников «сточкера» это одеяло вряд ли согреет, слишком уж многое тут рассчитано на эффект узнавания — иными словами, на человека более-менее начитанного, со вполне определенным опытом. А для того, чтобы привлечь невосталкеренную публику, уж больно небрежно, на живую нитку это одеяло сметано — сквозит во все щели...
Категория: Рецензии на книги | Добавил: Disciple (29 Фев 2012) | Автор: Василий Владимирский.
Просмотров: 1860 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)