Почему разрушитель мира сделал «Анонима» Один их самых кассовых режиссёров Америки, мастер катастроф и разрушений, Роланд Эммерих представляет, казалось бы, совсем нетипичную для себя картину — «Аноним», в которой он ставит под вопрос существование Уильяма Шекспира. Каждая работа Эммериха — это вызов самому себе. «Фильм Про» попробует разобраться в истоках его творчества и вспомнить прошлые заслуги. Роланд Эммерих — немец по происхождению. В Германии, как раз в конце 60-х только возрождался национальный кинематограф: производилось много фильмов, появлялись имена, о которых говорили по всему миру. Райнер Вернер Фасбиндер, Вернер Херцог, Вим Вендерс стали героями для кинолюбителей, но только не для юного Роланда — тот находил их работы скучными и неинтересными. Зато его с детства интересовала живопись и в 1977 году Эммерих стал посещать занятия в Мюнхенской высшей школе кино и телевидения, желая стать художником-постановщиком. Но в этом же году произошло нечто, что навсегда изменило жизнь молодого художника — Роланд посмотрел «Звёздные войны».
Космическая сага Джорджа Лукаса так впечатлила 22-летнего юношу, что он тут же сменил профессию художника-постановщика на профессию режиссёра. Позднее, уже получив признание во всём мире, Эммерих вспоминал, что выглядел белой вороной на фоне однокурсников, поголовно ориентировавшихся на социально-политические и философско-значимые произведения «молодого немецкого кино», не понимая и не разделяя его увлечения научной фантастикой. А через несколько лет амбициозный Роланд сделал самый дорогой в истории Германии дипломный фильм — «Принцип Ноева ковчега».
После выхода в американский видеопрокат комедии «Голливудский монстр» к Эммериху в США приклеилось прозвище «маленький Спилберг из Штутгарта». Лента обошлась режиссёру в $600 тыс. (для сравнения — обычная выпускная картина стоила около $10 тыс.). Основная идея работы — опасность явного технологичного вмешательства людей в жизнь планеты, которое может привести к катаклизмам — пришлась по душе критикам. Многие «поклонники» Эммериха до сих пор называют «Принцип...» его лучшей режиссёрской работой. Напряжённая история о двух астронавтах, запертых в футуристичной лаборатории, после показа на Берлинском кинофестивале была продана для проката в двадцать стран. Весь свой заработок режиссёр потратил на то, чтобы основать собственную производственную компанию Centropolis Films, которой владеет и по сей день. Бережливость и изобретательность стали необходимым профессиональным качеством Роланда, особенно после того, как он профинансировал свои первые пять фильмов из собственного кармана.
Желание Эммериха делать крупное голливудское кино усиливалось с каждым днём. Он понимал, что пробиться в США можно только с англоязычными картинами. К сожалению, ему не везло. Фантастический триллер «Луна 44» был практически уничтожен критиками. Им не нравилось абсолютно всё, начиная с клишированного сюжета и заканчивая сырыми спецэффектами, а режиссёра снова называли плагиатором, обвиняя в копировании эпизодов из «Звёздных войн», «Бегущего по лезвию бритвы» и «Чужих». Но, несмотря на плохие отзывы в прессе, лента имела успех на видео. Для Роланда же главным во всей этой истории стало знакомство с Дином Девлином, своим будущим соавтором и продюсером, который играл у него в «Луне 44» одну из главных ролей.
В 1991-м году американский продюсер Марио Кассар («Терминатор 2: Судный день») заинтересовался «немецким Спилбергом» и предложил ему сделать свой первый студийный голливудский фильм. Так появился «Универсальный солдат». Научно-фантастический боевик с Жан-Клодом Ван Даммом и Дольфом Лундгреном сорвал куш — более $100 млн. по всему миру. Но для самого Эммериха работа над фильмом стала мучением — студия следила за каждым потраченным им центом, а звёзды картины регулярно задирали друг друга и отказывались нормально работать:
Сказать, что Ван Дамм и Лундгрен друг друга недолюбливали, это ничего не сказать. В то время они как раз оба были на пике актёрской карьеры и оба играли в боевиках. В общем, кровь бурлила. И хотя в финальной драке они все-таки не дрались по-настоящему, мне порой казалось, что еще чуть-чуть и они пойдут мутузить друг друга на самом деле...».
Команда фильма воспользовалась трудными отношениями Дольфа и Жан-Клода на площадке и подстроили небольшой скандал на премьере ленты в Канне: Лундгрен и Ван Дамм «не могли решить», кто первый пойдёт по ковровой дорожке.
Успех картины в прокате сгладил все производственные трудности — Марио Кассар дал Роланду полный карт-бланш на следующий проект. «Звёздные врата» Эммерих мечтал сделать очень давно, замысел в общих чертах оформился у него ещё в 1979-м году, во время учёбы в киношколе ФРГ. Вопреки ожиданиям, режиссёру удалось создать свою космическую вселенную, о которой он мечтал ещё со времён первого просмотра «Звёздных войн». Лента породила пару полнометражных продолжений и несколько успешных телевизионных сериалов, включая «Звёздные врата: SG-1» шёл на ТВ на протяжении десяти лет. Но самое главное — это то, что Эммерих и Девлин зарекомендовали себя одними из опытнейших практиков а области компьютерной графики и завоевали уважение студийных боссов.
Разругавшись с Кассаром во время монтажа «Звёздных врат», режиссёр ушёл в свободное плавание. Роланд приступил к созданию амбициозного «Дня независимости», глянцевого фильма-катастрофы об инопланетном вторжении на Землю. 20th Century Fox делала огромные ставки на картину: студия выкупила рекламные паузы во время трансляции юбилейного «Суперкубка», чемпионата по американскому футболу — центрального спортивного события года. А сам фильм был поставлен на самую прибыльную дату — праздничный выходной в честь Дня Независимости. И главное, все усилия были не зря, общие сборы картины составили $817 млн., а лента попала в топ самых прибыльных картин в истории кинематографа. Также, «День независимости» сделал Уилла Смита кинозвездой, до этого он был известен массовому зрителю как рэппер и телесериальный актёр.
Успех окрылял Эммериха. Почувствовав себя королём мира, Роланд продолжил наращивать масштаб разрушений — он взялся за переосмысление японской истории о гигантском монстре и прогадал. «Годзилла», конечно, заработала денег, но получила разгромнейшую критику:
Многомиллионная катастрофа «ящерица-крушит-Манхэттен» Эммериха и Девлина явно была написана без царя в голове. Сценарий — это не просто глупость, а полная лоботомия. Годзилла живёт и умирает в одиночку со спецэффектами». Джеймс Берадинелли, интернет-портал ReelViews, май 1998 г.
Позже сам режиссёр оправдывался, что съёмочный график был урезан из-за того, чтобы успеть закончить фильм к выходным Дня Памяти в США. А представители студии настояли на отсутствии любых тестовых просмотров до выхода картины в кинопрокат.
В тандеме Девлин/Эммерих произошёл разлад — первый всё больше хотел заниматься продюсированием, второй — снимать кино. Их последний совместный проект, историческая драма «Патриот», которая была задумана Роландом как наглядный пример того, что он может делать серьёзное кино. В отличие от предыдущей картины, пресса приняла ленту более благосклонно, но вот зрителям она не очень понравилась — сборы оказались далеко не такими высокими, как на это рассчитывала студия.
Режиссёр понимал, что его карьера требует большого и громкого хита, поэтому возвращение к жанру «фильм-катастрофа» казалось наиболее очевидным вариантом. Вместе с новым соавтором, Харальдом Клозером, Эммерих создал «Послезавтра», где подверг разрушениям несколько стран, а потом и «2012», где уничтожил весь мир целиком.
20th Century Fox предложила Эммериху и Девлину написать сценарий продолжения «Дня независимости». Закончив рукопись, тандем решил, что сиквел выглядит излишне спекулятивно, и вернул студии гонорар. Что же дальше? Роланд снова на коне, его карьера переживает второе рождение, студии предлагают ему всё новые и новые дорогостоящие картины... Но Эммерих отказывается. Он уже исполнил свою юношескую мечту, он покорил Голливуд. Режиссёру больше некуда расти в жанре блокбастеров — он уже разрушил всё, что было возможно. Роланд решил перейти от крупных «попкорновых» картин к малобюджетным проектам. Настало время вернуться к истокам, показать что умное кино — это тоже его стезя.
Первым микробюджетным фильмом Эммериха должен был стать фантастический боевик «Зона», основанный на «найденных видеозаписях», смета которого составляла всего $5 млн. Но из-за конкуренции со стороны Тимура Бекмамбетова, запустившего в производство тематически схожий «Аполлон 18», Роланд решил отказаться от своего проекта.
И тогда родился «Аноним». Сценарий будущей картины попал к Эммериху, когда тот искал автора для «Послезавтра». Одним из претендентов был Джон Орлофф, и, хотя тогда выбор пал на другого драматурга, Орлофф заинтересовал Роланда рукописью о Шекспире. Лента снималась в Германии, для Эммериха это что-то вроде возвращения домой, ведь из ФРГ он уехал сразу после выхода своей дипломной работы «Принцип Ноева ковчега». Первоначально у него даже была идея снимать историю про то, что Шекспира на самом деле не существовало, под псевдонимом, чтобы никто не догадался, что за маленькой камерной историей стоит мастер катастроф и разрушений. Идея, к сожалению, не сработала из-за финансовой стороны вопроса — студии нужна была фамилия, с которой можно было бы продвигать картину, и тут как раз предыдущие успехи Эммериха оказались очень кстати.
Критики не смогли отделаться от стереотипа «режиссёр блокбастеров» — ведущие рецензенты отзываются об «Анониме» снисходительно, однако замечая, что Роланду наконец-таки удалось сделать серьёзное кино.
Теперь Эммерих хочет вернуться к тому, с чего он когда-то начинал. Сейчас Роланд вовсю работает над сценарием «Сингулярности», из которой режиссёр планирует сделать «умную фантастику» в духе картин Кристофера Нолана. В более отдалённых планах — экранизация цикла Айзека Азимова «Академия», который, по всеобщему мнению, просто невозможно переложить на киноязык. Проблема заключается в том, что «Академия» охватывает историю человечества на протяжении более 20 тыс. лет, а сам цикл включает в себя 14 романов и несколько десятков рассказов.
Роланд Эммерих всей своей карьерой смог доказать, что, благодаря искренней любви к кино, можно достичь колоссальных успехов — да, путь будет нелёгок и тернист, но самоуверенность, наглость и упорный труд только помогут в этом. Эммерих уже покорил «популярный Голливуд», следующая его цель — «умный Голливуд». Кто знает, может уже через несколько лет «маленький Спилберг из Штутгарта» удостоится награды киноакадемии?