Писателям-фантастам назначили «завтра» вместо «сегодня». Вячеслав Рыбаков — о состоянии российской фантастики
Фантаст Вячеслав Рыбаков — о состоянии российской фантастики и конкурсе на лучший рассказ о путешествиях во времени и технологической сингулярности
В рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки будет дан старт новому конкурсу на лучший научно-фантастический рассказ «Если сегодня завтра». Среди учредителей — группа компаний IBS, журнал «Наука и жизнь», посольство Республики Франция.
Идея конкурса — не только «поддержать отечественную научную фантастику», но и «выявить новые идеи для технологического прорыва ближайших лет». По мнению учредителей конкурса, именно писатели смогут предложить новые версии будущего, когда развитие науки «приведет к технологической сингулярности».
Понятие сингулярности, то есть момента, когда технический прогресс окажется недоступным пониманию, так вдохновило организаторов, что они учредили специальную номинацию за лучшую статью на эту тему.
По словам представителя группы IBS Екатерины Ильвовской, конкурс должен поддержать именно научную фантастику.
— Вся фантастика пока ушла в фэнтези, — говорит она. — Если в западных странах начала возрождаться научная фантастика, в России этот процесс идет медленно.
Ждем рассказов на темы: «нанотехнологии», «биотехнологии», «медицина», «искусственный интеллект», «робототехника». Журнал «Наука и жизнь» с февраля 2013 будет публиковать рассказы лауреатов. Планируется издать сборник рассказов по результатам конкурса. Французское посольство учредило специальную премию имени Жюля Верна — для рассказов о путешествии во времени.
Жюри конкурса возглавит историк и писатель, один из соавторов литературного проекта «Хольм ван Зайчик» Вячеслав Рыбаков. Остальные подробности станут известны 6 сентября. На вопросы «Известий» ответил председатель жюри конкурса, писатель-фантаст Вячеслав Рыбаков.
— Следите ли вы за развитием фантастики в России? Каково сейчас соотношение научной фантастики и фэнтези?
— Стараюсь следить за основными тенденциями, читать новые произведения писателей, с которыми давно дружен, но научная работа занимает у меня в последние годы больше времени, чем литературная. В одном из интервью несколько лет назад я сказал, что в науке сейчас, при всем ее бедственном положении, еще сохранилось больше возможностей для серьезных высказываний, чем в литературе. За прошедшее время положение не изменилось.
В чем-то даже напротив. Полная коммерциализация литературы и продолжающееся падение интереса к ней (думаю, отчасти и обусловленное этой коммерциализацией) не способствуют возникновению серьезных произведений, питаемых новыми мыслями и искренними чувствами.
— Есть ли у нас сейчас фантастика, продолжающая традиции Станислава Лема?
— Пан Станислав, конечно, был великим писателем, но в нашей стране традиции серьезной, высоко гуманной и притом именно научной фантастики были в течение десятилетий куда более сильными и укорененными, чем в Польше. Наша фантастика ее золотой поры дала немало известных имен. В сентябрьском номере журнала Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век» у меня выходит большая статья на эту тему, называется «Кудесники не ко двору».
— Как, на ваш взгляд, обстоят дела в российской фантастике, не слишком ли авторы замкнуты в своем мире?
— Лучшие советские и российские фантасты в свое время приложили немало усилий, чтобы сломать перегородку между фантастикой и так называемым мейнстримом литературы. На какое-то время им это даже удалось на базе совместной борьбы с советской властью. Теперь демократия, и каждый борется с чем хочет.
А законы рынка диктуют узкую специализацию — у тебя вот такой сегмент продаж, а у тебя вот этакий, и не вздумай сунуться к нашей кормушке. Поэтому не только фантасты — все замыкаются в своих мирках. Детектив, дамский роман, всякий постмодернизм... Фантасты по крайней мере читают своих коллег из других мирков, это видно по их произведениям. А, скажем, либеральные борцы с имперскими пережитками в сознании вообще не считают за людей никого, кроме самих себя.
— Чего вы ждете от этого конкурса?
— Первой робкой попытки возрождения фантастики, которая не отшибает мысли, а пробуждает.
— Как будете отличать научную фантастику от «ненаучной»?
— Попробуйте объяснить, как вы отличаете зеленое от красного, и я, опираясь на вашу методику, попробую ответить на этот вопрос. А если серьезно, то вот пример: если люди летят на Марс на ракете — это научная, а если выпив настойку мухоморов — то ненаучная.
— Вы бы сами приняли участие в таком конкурсе, если бы не приглашение возглавить жюри?
— Стар я уже для конкурсов. И потом, знаете... есть одна из легенд о страшном Cталине. Когда коллеги из Политбюро захотели наградить его во время войны звездой героя, он маленько покурил свою тоталитарную трубку, а потом сказал: награды придуманы для того, чтобы неизвестных героев делать известными. Лучше наградить какого-нибудь рядового. Или кто-то из вас думает, что товарищ Сталин неизвестен народу?
— Как сегодня быть писателем-фантастом, если настолько фантастична сама реальность?
— Очень просто. Не давать задурить себе голову многоголосым разнонаправленным враньем и в меру своих сил и своего разумения писать правду о том, что на самом деле реальность собой представляет, как она возникла и куда движется.
http://izvestia.ru/news/534179#ixzz25REreG1p
|