Популярный писатель-фантаст, лауреат премии "Баст" в номинации "За лучшее произведение в области исторической фантастики". Автор фантастических романов, рассказывающих о непростых отношениях землян с инорасами, цикла "Легион" и многих альтернативно-исторических произведений. 1. В ваших романах описываются цивилизации коварных пришельцев из глубин Космоса, которым противостоят воины военной космической разведки, вооруженные лучшими научными разработками. Т.е. стратегия будущего Контакта с иным разумом должна строиться по древнему принципу: "Хочешь мира – готовься к войне"? Я думаю, что стратегия будущего Контакта с иным разумом не сможет оформиться четко, до тех пор, пока мы его, наконец, не повстречаем. Тогда и выясним, насколько все наши предположения и догадки были верны. Однако, человечество хочет быть готовым ко всему заранее. А древний принцип "Хочешь мира – готовься к войне" на протяжении тысячелетий не изменился. Уверен, он не изменится никогда. Даже в двадцать восьмом веке. Поэтому, с учетом развития военных технологий, мы имеем гораздо больше шансов уничтожить себя сами, чем дождаться такого контакта.
2. "Как показало исследование трупа в лаборатории, это был мутант, То есть, человек, на гены которого было оказано сильное воздействие, из-за чего он впоследствии превратился в зомби и был использован для попытки проделать во мне несколько дырок… Если человека можно запросто превратить в мутанта, то, вполне возможно, на Земле уже есть кто-то, о ком мы не знаем". В вашем романе "Первый контакт" описано, что замаскированных пришельцев можно было обнаружить при помощи некоего растения. Какие, по-вашему, еще существуют способы для обнаружения на Земле инопланетных существ и их модификаций? Все способы обнаружения на Земле инопланетных существ, которые мне известны, я описал в романах серии "Невидимые" и "Небесный король". Если узнаю что-нибудь новое, обязательно расскажу.
3. Чувствуете ли вы себя "гражданином галактики"? Пожалуй, нет. Я чувствую себя гражданином России.
4. Насколько ваши герои (в том числе и – злодеи) автобиографичны? Как часто вы залезаете в шкуру своих героев, ставите себя на их место? Мои самые автобиографичные произведения, это две книги "Небесный король" ("Эфирный оборотень" и "Покровители"). Они написаны почти двадцать лет назад, сразу после службы в армии. Последующие романы, безусловно, несут налет моего характера, но уже в меньшей степени. Довольно трудно, написав более двадцати романов, особенно исторических, все время писать о себе. Теперь я чаще наделяю героев чертами, которые хотел бы видеть в людях.
5. Среди молодежи (да и не только) распространено мнении, что через какое-то время (обычно называют срок в 10-20 лет) компьютеры начнут делать многие вещи лучше, чем люди, и, как естественное следствие этого, люди превратятся в другой биологический вид. Что думает писатель-фантаст А. Живой о такой перспективе? Хочется верить, что созданные нами компьютеры не поработят нас или не превратят в подопытных кроликов, как нам предрекает "Матрица" и "Терминатор". Хотя такая вероятность, на мой взгляд, есть. Стоит появиться какому-нибудь компьютеризированному сверхразуму, и он может счесть нас лишними на этой планете. Сейчас мы еще отличаемся от машин душой и чувствами. Но компьютеры уже думают за нас гораздо быстрее, чем мы сами. Последние двести лет мир стремительно меняется. Никто не знает, как он будет выглядеть еще через двести-триста лет. Возможно, он действительно будет населен киберсуществами с телом человека и мозгом машины, этакими ходячими биокомпьютерами. Возможно, на их взгляд он будет прекрасен. Возможно, мы даже будем сосуществовать с ними, если не превратимся в мутантов и клонов. Но я с трудом представляю себя в таком мире.
6. "…настоящих замороженных куриц уже двести лет не существует. Только клонированные шестипалые, которые штампуются на фермах Венеры. Да и то они синтетические…". Неужели в Будущем человечеству придется изменить свой прежний рацион? Человечество уже больше полусотни лет назад сильно изменило свой рацион. Так что эти слова даже не фантастика.
7. Если бы у вас был выбор, где бы Вы решили жить: в реальном мире или придуманном вами? В реальном. Только чуть подкорректировал бы место жительства в сторону большей свободы передвижения.
8. Многие писатели говорят, что по мере создания книги уже не они сами управляют своими персонажами, а персонажи руководят развитием сюжетных линий. Вы считаете так же? Нет. Сейчас развитием сюжетных линий зачастую руководят издатели и читатели, а не сами писатели. Что касается персонажей, то, рождаясь и постепенно обретая свою плоть, на протяжении книги или серии они, конечно, становятся более "объемными". Если удается показать развитие характера, это хорошо. В целом, мои персонажи меня слушаются. Однако, сколько ни старайся работать над характером или внешним видом, читатели все равно представляют их себе по-своему. Таков закон восприятия. Но это и не плохо.
9. Есть мнение одного из ваших героев (из "Вольного сына эфира"), что "нынче с нашей техникой и без экстрасенсов можно из живого человека душу вынуть, а затем ее обратно положить". Что же, по-вашему, в Будущем будет "основным" источником чудес – сам человек, созданная им техника, найденные артефакты других цивилизаций или нечто иное, совершенно непредсказуемое? Чудеса у каждого свои. Для одних это будет сам человек, для других созданная им техника, для остальных, — найденные артефакты других цивилизаций. Человек найдет, чем себя занять, если его не поработят компьютеры.
10. Были ли хоть раз в жизни свидетелем какого-то сверхъестественного явления? Был — это рождение человеческого ребенка. А инопланетян не встречал.
11. "За пятьсот лет до этого лууны открыли для аброгов генную инженерию и с её помощью стали миллионами готовить солдат из порабощенных кланов для долгосрочных боевых действий. Но война быстро пожирала солдат, и скоро во внутренних звездных системах совсем не осталось исходного материала для изготовления рабов. Аброги обрушились на соседние звездные скопления, где жили заги из числа лишенных власти кланов и отсталые биологические виды…". Когда вы писали эти строки, вы представляли, что, может быть, не 28-м веке, но человечеству придется столкнуться с подобными аброгами? Безусловно, это возможно.
12. Вы доверяете своей интуиции? Я знаю, как она работает, и немного научился ей пользоваться. Но на сто процентов конечно нет. Если бы мог, это было бы чудесно.
13. В чем, по-вашему, причина такой популярности именно космической фантастики? Многих людей притягивает все далекое и неизведанное. И будет притягивать всегда.
14. Какой из романов вы хотели видеть экранизированным, и кто должен был бы играть главные роли? Кончено,"Небесного короля", цикл "Легион" о падении Рима, ну и "Невидимых". Хотя, впрочем, я был бы рад видеть все свои вещи на экране. А насчет актеров – это вопрос очень серьезный. В каждом случае пришлось бы полностью в него погрузиться.
15. Чем увлекаетесь, кроме литературы — кино, музыкой, путешествиями? Путешествиями, люблю смотреть, как живут люди в других местах. Горами, хотя давно уже не ходил в походы. Периодически катаюсь на горных и беговых лыжах. Очень люблю хоккей. Когда-то в детстве даже несколько лет играл в "СКА" вратарем, но в профессиональные хоккеисты не пошел. Смотрю биатлон. Люблю также учить иностранные языки. Когда-то давно получил диплом переводчика французского, потом слегка подучил английский. Сейчас изучаю финский язык.
16. Когда ждать вашу следующую книгу, и что это будет за произведение? Довольно скоро, месяца через три. Это будет как раз первый роман совершенно нового фантастического цикла, непохожего на все предыдущие.
Рецензии
Первый контакт Прошло семь веков, и человечество, постепенно обживающее Космос, учится управлять течением Времени. Но земляне – не единственная разумная раса, существующая во Вселенной. Воинственная и безжалостная империя Аброгов охотится за созданным людьми генератором независимого времени. К тому же, на Земле есть и вражеские агенты, готовые предать свою цивилизацию. Но созданное спецподразделение военной разведки "Невидимые" во главе с отважным Алексом Крассом успешно разрушает коварные планы аброгов, а звездный флот землян вступает с имперским в решающую битву.
Небесный король: Эфирный оборотень. По ту сторону смерти. Покровители Однажды в нашем мире появляется настоящий волшебник, доблестный сержант Антон Гризов из состава ограниченного контингента наших войск в Афганистане. Опытный радиоразведчик попал в автокатастрофу, после которой на длительный срок оказался в военном госпитале, где и обнаружил у себя способности к ясновидению. А тем временем американские вояки отправляют в полет самолет с последним чудо-изобретением человеческого гения – прибором, способным слышать мысли людей, независимо от того, в какой точке земного шара они находятся. Прежде всего людей из Пентагона интересуют данные по русским и кубинским ПВО. И все бы у заокеанских спецслужб получилось, да вот узнавший про их коварные замыслы Антон начинает использовать против недругов стихии и контролировать их военную технику. Но ему противостоит выходец из России Герман Бергмозер, закостенелый злодей, и могущественный энергетический вампир, жаждущий власти и поэтому пытающийся шантажировать Гризова, полюбившего обычную земную женщину.
Цикл "Легион" (в соавторстве с Александром Прозоровым) Легион. Рим должен пасть Что может случиться с нашими доблестными дембелями, особенно только что отслужившими в морской пехоте? Да что угодно! Федор и Леха, решив восстановить справедливость в одном отдельно взятом российском местечке, побили нехороших нерусских вымогателей и, дабы избежать ненужных вопросов от правоохранительных органов, отправились порыбачить в родном Черном море. Шторм, чудные корабли, словно взявшиеся из исторических блокбастеров. "Ты хочешь сказать, что они из прошлого в наше время перенеслись? – зашебуршал ногами морпех. – Во влипли мужики!". Но влипли не мужики, а наши дембеля, угодившие на пару с лишним тысячелетий назад, во время грандиозной войны между Римом и Карфагеном. Где наша не пропадала? Воину в любом времени найдется место как для подвига, так и для радости. Став доблестным римским легионером, он в свободное время (предварительно купив нужный жетон) развлекается в элитном публичном доме. Все было бы хорошо, но ведь любви не прикажешь – он полюбил ее, а она – его. Он – Федор Тертуллий, младший командир, а она – Юлия, дочь одного из самых могущественных людей Рима, и должна выйти замуж по расчету, безропотно следуя воле отца.
Легион. Прыжок льва Вовсю бушует война между Римом и Карфагеном. Ганнибал снова не получил необходимых подкреплений – у политиков свои цели, и многим даже в самом Карфагене не нравятся успехи великого карфагенянина, покорившего почти половину мира, и теперь снова готовящегося к походу на Рим. Например, что делал доверенное лицо карфагенского сенатора в осажденном карфагенянами городе, не являясь при этом пленником? Но на стороне Ганнибала воюют и бывшие наши соотечественники. Доблестный мотпех Федор Чайка защищает Сиракузы, попутно спасая и знаменитого ученого Архимеда. И тот сразу согласился построить машины для осадного обоза Ганнибала. А тем временем прежний починенный Чайки геройствует у скифов, поднимая их на борьбу с ненавистными Римом, систематически тиранящим весь окрестный мир...
Легион. Испанский поход Очередные серии приключений российского морского пехотинца Федора Чайки, угодившего вместе с соратниками во времена Пунических войн. Великий Ганнибал готовится к походу на Рим. Ему готовы помочь в этой смертельной борьбе скифы и македонцы. В освобожденных от римлян Сиракузах под руководством Архимеда строятся катапульты для осады Рима. Но враг не дремлет – римские лазутчики повсюду: в городах, где установилась власть Карфагена, происходят загадочные убийства доверенных лиц сенаторов и послов. Чайка, ставший не только одним из военачальников карфагенской армии, но и доверенным лицом Ганнибала, начинает свое тайное расследование, пытаясь найти предателей. И тогда начинается охота и на него. Пока он воюет, путешествует с секретными письмами, у него подрастает сын, рожденный от дочери римского сенатора, смертельного врага Карфагена. Войска брата Ганнибала были разбиты, и теперь карфагенянам предстоит сражаться не только в Италии и родной Африке (где мятежные царьки на римские деньги поднимают восстания), но в Испании, Новом Карфагене. Да и многие сенаторы самого Карфагена вовсе не жаждут, чтобы их полководец взял Рим: "Власть над миром, Федор, очень опасная вещь, а Ганнибалу и его семье, по сути, принадлежит уже полмира. Половина того самого мира, который должен принадлежать всем гражданам Карфагена..."
Легион. Ганнибал Великий Два бывших морских российских пехотинца непонятным образом оказываются в Прошлом во времена расцвета Карфагена. Один из них успешно "делает карьеру", став одним из командиров прославленного Ганнибала, получает "премии" за спецоперации и часть трофеев. Но честно нажив на войне состояние, он начинает испытывать к своей новой Родине чувство благоговения и поэтому вместо организации собственного прибыльного дела (морской торговли вдоль берегов Африки), рискуя жизнью, участвует в походе на Рим. Но обстоятельства складываются так, что его любимая, родившая ему сына – дочь римского сенатора, злейшего врага Карфагена. Она попадает в руки карфагенян и становится пленницей возлюбленного.Тем временем другой наш современник становится одним из вождей создающейся скифской империи. Однако самое волнующее впечатление на бывшего морпеха производят амазонки: "Как же изменились бабы всего за пару тысячелетий, этих попробуй, заставь за пивом сгонять. Сразу без зубов останешься". Но зато круче мужчин из Будущего в том мире ничего нет…
Отрывки из книги
Первый контакт "Но вся жизнь, видимо, была не местного происхождения и теплилась только в специальных герметических строениях: базах, космопортах, городах-куполах… Проанализировав всю полученную информацию, биокомпьютер сделал вывод, что планета была колонизирована около пятисот земных лет назад, а целью колонизации было обслуживание пролетавших мимо космических кораблей…"
"Помимо видеозаписей в распоряжении разведки "Невидимых" имелись перехваченные у гарварийцев, расы, обитающей на альфа Центавра, несколько кристаллов со страшной информацией. Речь шла о двух десантных транспортах гарварийцев, которые были атакованы странными ярко-синими шарами. После этой атаки транспорты исчезли, а объявились только спустя пять лет по земному циклу в этом же районе космоса. На них были обнаружены тела гарварийских солдат, почти полностью мутировавшие в иную, неизвестную форму жизни. Изменения произошли на генном уровне, а гарварийцы из почти трехметровых гигантов с коричневой кожей, одной головой и четырьмя руками превратились в полутораметровых карликов с зеленой лягушачьей кожей, вытянутым назад черепом, страшной острозубой пастью четырьмя большими глазами. Кроме того, эти мутанты имели средней величины хвост с шипом на конце, что делало их похожими на земных ящериц, вставших на задние лапы".
Небесный король: Эфирный оборотень. По ту сторону смерти. Покровители "Программа включает в себя испытание и обкатку в боевых условиях новейшего генератора частоты мыслей, прозванного американскими пилотами "Фабрикой грез". Генератор в состоянии действовать почти также, как ты, то есть вырабатывать различные мыслеформы, абсолютно невидимые локационным приборам любого уровня. Только американцы дошли до этого с помощью новейших военных технологий, а ты живой и во много раз мощнее любого из генераторов…"
"А что такое покой? Затишье между войнами? Или войны – это обрамление кратного покоя, когда смертные думают, что так будет всегда, и не хотят размышлять о будущем?"
"У Шумера, Аккада, Лагаша и Элама был другой покровитель. Черный. Он были силен и жесток. Управляя царями Междуречья, он заставлял эти народы идти к земному процветанию через кровопролитные войны, постоянно истребляя друг друга. Он питался их энергией смерти. И почти добился своего. Сначала пустыня зацвела, а потом цветущий край пришел в запустение. Тогда я еще верил в покой. Едва став бессмертным, я схлестнулся с ним и победил, став покровителем вместо него. Мне казалось, что теперь наступит вечный покой. Но я ошибся. Покровители соседних земель не хотели покоя. Они хотели постоянно питаться энергией войны. Они были молодыми. Словно стаи саранчи, их воины нападали на мою страну, разрывая ее на части. Покою пришел конец. И вот тогда я понял: люди сами по себе ничего не решают. Очень многое зависит от покровителя. И я понял, что Покровитель должен быть один, а покровители должны исчезнуть. Мы – часть времени. И я узнал, что когда-нибудь так и случится. Но сначала мне пришлось долго воевать, чтобы возвращать моей стране свободу, которую у нее постоянно отнимали. Я постепенно слабел. Земные цари менялись одни за другим, не видя моей поддержки. За последние двести лет черных покровителей стало гораздо больше. Их хозяин силен. Они захватили много земель за большим морем, и теперь настал час, когда они решили навсегда захватить всю землю. И мы должны принять этот бой".
Легион. Рим должен пасть
"У кочевников, Леха, не только городов, но и кораблей вроде быть не должно, а тем более портов…но эти (прим. – скифы) уже только наполовину кочевники. У них и то, и другое имеется…Да и мореходами они заделались не хуже греков. Так что и море это, если меня не подводит память, Скифским сейчас должно назваться".
Легион. Ганнибал Великий "Амазонки в богатых и качественно сделанных доспехах – это Леха уже определял на глаз – остановили своих коней в десяти шагах от Иллура. Все пятеро были высокого роста, мощны в плечах, с крепкими руками, а женская грудь, стянутая панцирями и ремнями, была почти незаметна. Но воображение морпеха уже начало дорисовывать невидимую глазу картину. Бабы-то были все как на подбор – кровь с молоком. Да и уродинами их было не назвать. Красивые, короче, бабы".
Легион. Прыжок льва "Меня отправляют на встречу с Архимедом, вот это номер, - подумал Чайка, - никогда не мог себе представить, что увижу этого знаменитого грека, про которого написано в любом учебнике геометрии. Да ведь он сам ее, кажется и придумал".
Легион. Испанский поход "- А что Архимед....уже выполнил наш заказ?.... - В том-то и дело, что этот взбалмошенный старик опять увлекся каким-то расчетами и его сильно раздражает, что нужно тратить время на изготовление давно понятных вещей".