Пятница, 26 Апр 2024, 10:21 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Пользуетесь ли вы рулеткой и нравится ли она вам?
Всего проголосовало - 4895
Результаты

Начало » Статьи » Рецензии наших пользователей

Врочек Шимун - Сержанту никто не звонит
Врочек Шимун - Сержанту никто не звонит


Kraft: Впервые желание прочесть «Сержанту никто не звонит» возникло у меня, когда я узнал, что понравившийся мне «Ангел-хранитель 320» в 2006 году оказался всего лишь третьим в номинации «Лучшая дебютная книга» на харьковском фестивале фантастики «Звёздный Мост». А «Золотой кадуцей» достался как раз сборнику Шимуна Врочека.

Но вот реализовать задуманное удалось только на днях – добыл «электронку» и проглотил запоем. Неожиданно оказалось, что с некоторыми из рассказов я знаком уже довольно давно. «Восьмой рыцарь» и «Эльфы на танках» ещё в 2004 году вошли в читанную мной антологию «Гуманный выстрел в голову», составленную С.Лукьяненко на основе сетевых конкурсов (написание рассказа на заданную тему за 48 часов). Ещё тогда они на общем фоне оставили очень хорошее впечатление, вот только имя автора, даже такое необычное, к сожалению не запомнилось. Что же, теперь я напротив него поставил очень жирную галочку и постараюсь впредь более оперативно реагировать на появление новинок от писателя с весьма оригинальным даже для писателя-фантаста образованием – неоконченным актёрским и неоконченным же режиссёрским.

А книжечку эту «в бумаге» не откажусь при случае поставить к себе на полку…

Меламори: Признанным показателем мастерства автора является, наряду со стилеми сюжетом, умение писать Настоящие Рассказы.Сложно описать все критерии хорошего рассказа. Это и емкие портреты героев, и яркая картина мира. Но только если вы прочитали Настоящий Рассказ, вас может охватить неповторимое чувство прозрения, понимания чего-то нового, ведь каждый такой рассказ, в первую очередь, несет в себе Идею – емкую, ясную. Настоящий рассказ – маленький фиал, наполненный светлой медовой патокой смысла. Впрочем, рассказы Шимуна Врочека не содержат в себе чистого света, а лишь постоянную борьбу светаи тьмы. Тяжелые, будто капли расплавленного свинца, они срываются с пера автора и падают, раскаленные, безжалостные, прямо в душу читателю. Там они остывают, превращаясь в тусклые шарики, и перекатываются с глухим грохотом, и задевают звонкие клавиши в наших сердцах.Каждая история, как плач скрипки, каждая концовка, как оборванная струна. И горькое послевкусие.

Рассказы с большой буквы, они, вне всяких сомнений, достойны тех наград, которыми были наделены. К сожалению, признание в окололитературных кругах никоим образом не сказалось на популярности автора и рассказов среди широких масс. Армада издала книгу «Сержанту никто не звонит» ограниченным тиражом, а большинство немногочисленных читателей, до которых эта книга дошла, не оценили ни качества, ни авторского замысла. Истории о войне, о чести и долге, о человечности и бесчеловечности, эти рассказы не обрели и толики того признания, которое сейчас получила, например, изданная одиннадцатитысячным тиражом книга Анны Тьмы «Белое Пламя». Графоманское творение, также основанное на тематике войны, но лишенное даже малой толики психологизма, пустое, как межзвездное пространство, тем не менее, нашло отклик в нетребовательных сердцах. Сборник жеШимуна Врочека погребен под тоннами макулатуры, забытый и забитый. Остается только сделать вывод о несправедливости мира и вкусах сегодняшней читательской публики.

Kraft: Откуда такая всепоглощающая, почти вселенская мизантропия! Может просто не было у людей хорошего советчика, способного порекомендовать Читателю хорошую книгу «нераскрученного» молодого автора? Давай попробуем занять это место и представим нашим читателям «бэст оф зэ бэст» сборника. Кто у тебя возвышается на вершине пьедестала?

Меламори: «Последний романтик»

Рассказ о человеке, который потерял все. Несомненно, многие произведения базируются на отчаянии обреченного, но Шимун Врочек смог несколькими мазками создать искренний и очень естественный образ, в котором смешалось сожаление, теплота, любовь, понимание жизни и своего долга. Я плакала. Думаю, это лучший показатель, ведь моя черствая, как три буратиновских корочки, критиканская душонка, плохо напитывается влагой трагизма и сентиметальности, и еще тяжелее отдает её внешней среде.

Kraft: Я наверное знаю в чём причина такого выбора Меламори – я бы сказал, что это (прошу меня простить за некоторую «наукообразность») очень «гендерная» история. Что сделает сильный мужчина, когда погублена его любовь? Пойдёт мстить, даже понимая, что тем обрекает на сиротство единственного родного ему человека… Чего хочет простая женщина? Даже когда мужчины вокруг озабочены одним лишь уничтожением друг друга, ей хочется мира и покоя. Выбор мужчины женщине не по нраву, но мужчина поступить по-другому не может. Уходя, мужчина слагает письмо новорождённой дочери, рассказывая о причинах своего поступка. Красивое, вдохновенное, очень романтичное письмо… Жаль только, правильные слова пришли к мужчине слишком поздно.

Мужчины – они такие…

Цитата:

Я написал: Завещаю своей дочери Анне Фредерике, все свои титулы и имущество.

Девочка моя любимая. Красавица. Муравьишка. Обезъянка. Возможно, мы с тобой больше никогда не увидимся. Поэтому знай, что я тебя люблю. Как любил и всегда буду любить твою маму. Надеюсь, мы встретимся с ней на небесах. Не знаю, достоин ли я этого. Но это уже не так важно. Главное, что теперь все будет хорошо. Я знаю. Расти большой и слушайся тетю Марту. Она хороший человек. С любовью. Твой папа.

Вот как надо было написать.

А я написал: морковка, нашу маму убили. И я этих уродов собираюсь похоронить.

Kraft:«Скоро дембель»

Уже упомянутые мной в начале очень интересные «Восьмой рыцарь» и «Эльфы на танках» я рассматривать здесь не буду – «Доктор» их неплохо «пропиарил» уже самим фактом включения в свой сборник. Поговорим о новинках.

Если для кого-то это будет рекомендацией, то во многих рассказах сборника я ощутил некий привкус, лёгкое дыхание ныне почти покойного явления, некогда широко известного под названием «турбореализм». Эдакое созвучие тем ноткам, что потрясли меня когда-то в «Опоздавших к лету» А.Лазарчука.

В первую очередь здесь выделяется умопомрачительно-«чернушный», но при этом какой-то неуловимо оптимистичный «Скоро дембель». Оптимистичный всего лишь на полунамёках, на едва уловимых оттенках, на каких-то отзвуках. В целом же, всё подавляет совершенножуткая, агрессивная атмосфера реалий технофэнтезийного мира – хочется вздохнуть поглубже, ибо не хватает кислорода, но в лёгкие проникает лишь сладковатый трупный смрад и горечь дыма пожарищ. Мир бесконечной войны вызывает прямые и недвусмысленные ассоциации с тотальными войнами нашей Реальности. И хорошо, что остаётся хоть какая-то Надежда… И там, и здесь…

Меламори: Я в силу природной пугливости, которая в той или иной мере присуща всем женщинам, «чернушность» назвала бы трагедией, а полупризрачный оптимизм – умирающей надеждой на лучшее. Но, возможно, это дают о себе знать мои 56 из 60 депрессивных баллов. Кто знает.

Цитата:

– Я могу все изменить, – повторил Матвей. Улыбнулся. Вышло не слишком удачно. – У меня, как никак, счастливая рука...

– Хорошо, – сказал капитан. – Это дело. Собачек только жалко.

Напоминание о Варваре в этот момент было совершенно лишним. У Матвея задрожала челюсть...

Не зная зачем, Матвей подошел и вывернул ручку громкости на максимум. Землянка огласилась металлическим басом:

– ...дения! По указу военного министерства, – вещало радио, – призывной возраст устанавливается одиннадцать с половиной лет. Семьям, имеющим единственного кормильца, будет выделена компенсация, а также...

Матвей сбросил радио на пол и наступил сапогом. И еще раз, всем весом. Радио хрипнуло и замолчало…

– С-суки, – сказал капитан протяжно. – Какие все-таки с-суки.

Меламори: «Урот»

Очень необычное произведение, в первую очередь из-за стиля написания от лица недоразвитого полуграмотного мутанта.Удивительно милый рассказ. Удивительно прекраснодушный и наивный урод-герой. Удивительно живой постапокалиптический мир, катастрофа которого разделила общество на людей, не людей и нелюдей, похожих на людей.

Kraft: Действительно, удивительная история. Удивительно, что автор настолько верит в людей, что хоть кому-то в постапокалиптическом мире оставляет право именоваться Человеком (с большой буквы «Ч»), даже если этот кто-то – полудебильный и уродливый мутант. Удивительно, как прихотлива любовь – тот Человек полюбил женщину, которая в иных обстоятельствах готова с лёгкостью его съесть. И он знает об этом. Удивительно, что автор сохраняет хоть мизерный шанс на более-менее удачный исход для своего героя. Ведь он, хотя и мутант, но добрый и сильный мужчина, которым движет Любовь…

Цитата:

Воще то я ни урот. Проста я такой красивий. Миня мама уранила када ей сказали чта па больше ни вирнецца. А он ни мог никак вирнуца. У ниво в машине уран кончилца. Па лител нат гарами где дерги живут они ево патом схавали. Дядю Костю то же схавали одна жилезная нага асталася. Ма гаварит ну вот блин. И миня уранила. Я ни болна ударилса толька руку сламал и челисть. Я скасал ма зачем ты меня уранила дура. То исть я нипомню че я сказал я тада савсем малинький был. даже ругацца ни умел нафик. Навернае че та сказал патаму чта трудна удиржацца. Када тибя мордай апол.

Kraft:«Хмурое стекло»

Война и всё связанное с ней всегда интересовали меня – я ж мущщина всё-таки, что бы там Юркин не болтал… А война на планете Земля была и остаётся любимым развлечением мужчин всех времён и народов. Исключения современной исторической науке не известны.

Врочек не только не хочет проходить мимо, он явно тяготеет к этой сфере человеческой деятельности, проявляя, по моему скромному мнению, недюжинные познания в военном деле. Почитателям «мущщинской» прозы предлагается широкий выбор описаний законных, полузаконных и вовсе незаконных способов массового уничтожения себе подобных – от нашей Реальности до Миров меча и магии, от Древнего Рима до далёкого Будущего, от мечей и парусных галеонов до торпед с термоядерными боеголовками и космических крейсеров. Но это только для тех, кто скользит по поверхности, кто читает книги, освоив метод скорочтения. Внимательному и вдумчивому Читателю «в нагрузку» достанутся зашитые во вроде бы нехитрых сюжетах сложнейшие психологические этюды, поднимающие из пыльных мешков нашего подсознания вопросы из разряда «вечных». Что есть Любовь? Что такое Добро и Зло, Ложь и Истина? Как определить, кто друг, а кто – враг? Где проходит грань между ними?

«Хмурое стекло» – из этого ряда, хотя рассказ никакой не фантастический, а, скорее, исторический. Просто – Хороший Рассказ.

С первых строк перед нами разворачивается столь любимое кинематографистами живописное батальное полотно эпохи Возрождения. Но всякая битва когда-нибудь заканчивается. Закончилась и эта. «Тогда считать мы стали раны, товарищей считать…» И глаз ветерана-наёмника начинает слезиться… Возможно – это последствия тяжёлой контузии…

Война это грязь, кровь и смерть.

Меламори:Читатели нашего совместного труда уже поняли, что я неравнодушна к этому, по сути, мужскому сборнику. Возможно, кому-то даже покажется, что подозрения нашего волшебного т кроля Эски про наличие у меня бороды и прочих атрибутов мужчины средних лет,имеют под собой какое-то реальные основание. Тем не менее, это не так. Не сказала бы, что этот рассказ тронул меня так же глубоко, как предложенная мной тройка победителей. Женщинам тяжело понять желание мужчин уничтожать друг дружку массой способов и умирать геройской смертью. Мужчины растят в себе это желание с младых ногтей, гордятся им, бессмысленным и пустым, по своей сути. Потому могу только присоединиться к словам герцогини Анжелики Орсини.

Цитата:

Матерям плевать на то, кем могут стать их сыновья – полководцами, герцогами, наемниками... не отворачивай глаз, лейтенант! Нам – плевать. Потому что не свое будущее мы в вас любим – мы любим вас. Глупых, тщеславных мальчишек, хвастливых и наивных... Вас самих, какие вы есть. Вы украли наши сердца, жестокие мальчишки... Мальчишки, которые никогда не вырастут. Я помню, Якоб, как Тони плакал над задохнувшимся щенком. Помню тепло, когда он прижимался к моим коленям. Помню, какие у него были глаза, когда он улыбался и когда злился. Я – помню. Этого достаточно. Иди, Якоб, и отдай свои утешения тому, кому они нужнее... Иди к Джиро. А мы с твоей матерью поплачем. Вы украли наши сердца, жестокие мальчишки... Вы украли наши сердца...

...Я поклонился тогда. Поклонился и – вышел прочь.

Меламори:«Ледяное пламя»

Хороший рассказ. Тяжелый, угнетающий, он имеет свою изюминку, душистый листик перечной мяты, затерянный в ледяных осколках терпкого коктейля из правды, необходимости и безысходности. Автор заставляет читателя перекатывать простые слова на языке, в горле, в груди. И мурашки забегают за воротник, проносятся табунами по спине, и под диафрагмой рождается то ли плач, то ли сочувствие, то ли сожаление.

Долг. Честь. На какой бы стороне ты не держался за оружие, чьи бы интересы не защищал. Долг. Честь. Только это должно иметь значение. Герои на войне нежелательны и не нужны. Война – работа, а герои – бесславные дурачки, проползающие по снегу километры, теряющие обмороженные конечности, не помнящие причин, знающие только обязанности. И кто скажет, что это не герой, если ему суждено было стать под знамена немецкой армии? Понятия черного и белого так легко спутать в реальной жизни, особенно, если до этого жил только серым, и только этот цвет имеет значение. Долг. Честь. Холодные слова. Ледяное пламя.

Kraft: Ну, не знаю. Среди трёх рассказов сборника, посвящённых перемещению сознания человека через время и пространство в тело другого, мне больше пришлись по душе два других – «Три мёртвых бога» и «Доспехи». Особенно – последний.

Но и «Ледяное пламя» запомнилось – иллюстрация на вечную тему «Ненавидели друг друга, как родные братья и любили друг друга, как злейшие враги».

Цитата:

Есть слова проще и честнее. «Еда», «осень», «дом», «костер». Они теплые. А еще есть слова прохладные, слова холодные, а иногда – обжигающе ледяные, словно ружейный металл на морозе…

Настоящие слова.

Такие, как «честь». Долг. Такие, как «ярость».

Kraft:«Книга перемен»

Не то чтобы этот рассказ поражал какими-то необыкновенными художественными достоинствами, но, скажем так, привлёк моё внимание. По формальным признакам можно предположить, что Шимун Врочек, размахнулся и готовил его к участию сразу не менее чем в трёх сетевых конкурсах. Вот только закрадывается у меня подозрение, что в результате он не поучаствовал ни в одном – есть у автора такой пунктик: рассказы на конкурсы пишет, но не выкладывает, считая их сыроватыми. Иными словами – банально не хватило времени.

В любом случае, все желающие могут сделать свой вывод, сравнив «Книгу перемен» с рассказом «Мышки-кошки» Олега Дивова, занявшим на одном из тех конкурсов третье место. По моему субъективному мнению «Книга перемен» – если не «впереди», то вполне «на уровне».

Считается, что во многом успех произведения в целом определяется финалом. И здесь Врочеку удалось меня удивить.

Как и в «Уроте», перед нами вновь стилизация под манеру разговорной речи главного героя. В этот раз – монолог грубоватого сержанта-ветерана каких-то космических войск. Откровенные байки и настоящие легенды всегда являются непременным атрибутом разговорного фольклора в среде людей, чья жизнь часто висит на волоске. Им-то и посвящена львиная доля рассказа. А когда становится совершенно непонятно, к чему, собственно, всё это наворочено, наступает развязка, принимающая неожиданно глобальные, даже по космическим меркам, масштабы.

Меламори: Практически все, что можно было сказать об этом рассказе, уже сказано. Конец действительно может удивить, и сам рассказ является практически идеальным представителем своего литературного формата. Небольшой, он как всегда является квинтэссенцией своей идеи, мастерски перенесенной на бумагу Шимуном Врочеком.

Цитата:

Вот, помню, был у нас случай. Служил в третьей роте сержант один. Прозвали его – Жабенций, потому как душа у сержанта была добрая... Какая связь? Просто с лицом повезло меньше. «Напалм – 300Б», знаешь ли... Знаешь? Ага, вы тоже на Бете Водолея были... Высаживались?! Это мы, пехота, – высаживались, а вы... э-э... извини, в гости ходили. Мы по колено в горящем напалме... Так вот, спросил Жабенций перед рейдом на Сигму Скорпиона: зачем я живу на свете, Господи?! У машины, представь себе, спросил. Машина щелкнула, тренькнула... И на тебе – ответ. «Никто и не знал, что он человек». Ни фига себе! Ты чего-нибудь понял? А вот я – понял.

Kraft: Резюмируя, следует отметить, что в целом, общий уровень сборника достаточно ровный, проходных рассказов почти нет. Из разряда «почти» назову только «Хозяина медной горы», который показался мне несколько простоватым, каким-то легковесным, детским, а описанный конфликт и его разрешение – надуманными. Есть одна, но серьёзная претензия и к тщательно прописанному «Мирмиллону» – финал его откровенно и легко читался. А вот если бы зрители показали другой жест, сюжет обострился бы многократно, превратив размеренное повествование в очередной психологический этюд с проблемой Выбора. Такой вариант целиком и полностью соответствовал бы одной из главных отличительных черт прозы Врочека – её глубокому психологизму, о котором свидетельствует хотя бы результат воздействия прочитанного на мою коллегу. Несомненно, автор тонко чувствующая личность. Он отлично разбирается в человеческой психологии вообще, и особенно, – что редкость, – в женской психологии…

Что же касается моего личного «топ-три», представленного здесь – он во многомусловен. Даже учитывая отзывы на тройку лидеров от Меламори, слишком много хороших рассказов оставались бы «за бортом» рецензии. Поэтому изначально я немного слукавил, представляя даже не столько наиболее понравившиеся мне произведения (в силу личных пристрастий, обзор получился бы слишком однобоким), сколько попытался дать общую перспективу, показав тем самым широкий диапазон творческого потенциала и возможностей Врочека. А вообще-то, нужно было рассказывать чуть ли не о каждом втором рассказе сборника, и я хочу хотя бы назвать те, на которые (кроме всех упомянутых выше) настоятельно рекомендую обратить Ваше внимание. В первую очередь это «Сержанту никто не звонит» и «Необходимая жестокость». Запомнились и оставили очень хорошее впечатление «Хомяки месяца», «Рыцарь в бинтах», «Крикединорога», даже «Плохой Иуда» и «Вудун». Подозреваю, что кому-то удачной стилизацией под прозу Довлатова понравится «Сара», хотя лично мне – не очень.

Великолепное созвездие сюжетов. Сколь многие авторы дорого отдали хотя бы за парочку из них. Ведь почти каждый рассказ можно развернуть в полновесную повесть, или даже роман. Кто-то скажет – разбазаривание. И, кажется, что как только автор перейдёт к крупной форме, то…

Но не всё здесь так просто. Если рассказы – несомненный конёк автора, то уже написанная и изданная «Армадой» первая книга обещанной трилогии «Дикий талант» (в соавторстве с В.Обединым) вызывает определённые вопросы. А вот первая часть «Войны-56», доступная на интернет-ресурсе «Самиздат» наоборот – обнадёживает.

Зная потенциал автора, на таком фоне меня очень заинтересовало известие, что Шимун Врочек был приглашён к участию в межавторском проекте Дмитрия Глуховского «Вселенная "Метро 2033"» и сейчас работает над романом «Метро-2033: Питер».

Что-то из этого выйдет? Поживём – увидим.

Категория: Рецензии наших пользователей | Добавил: Kraft (26 Фев 2010)
Просмотров: 1930 | Рейтинг: 4.9 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)