Генри Лайон Олди - Смех дракона (сборник)
Чтобы хоть как-то подвергнуть объективизации критику этого
сборника, стоит сказать, что Олди для меня – очень авторитетные автора, которые
по праву в моем сознании занимают уютное место в ящичке с подписью «любимые».
Тем больнее мне осознавать, что писатели вместе с издательством играли против зрителей,
и играли нечестно. Эксмо находит все более и более удивительные способы
выдавить из читателя кровную денешку. Сейчас оно взяло на вооружение метод
сгребания разнообразного творчества известных писателей в сборники, для
увеличения объема. Так Эксмо поступило с Дяченко, втулив на полкниги никому не
нужный сценарий «Обитаемого острова», такая же история и с Олди. В этом случае
балластом стала чуть ли не вся книга: рассказы и статьи публиковались в
периодике, а лирика Ладиженского, имеющая несколько социальную направленность
вообще никоим образом не вписывается в концепцию сборника фантастической прозы.
Сам сборник очень неровный. Цикл "Смех дракона" по
моему скромному мнению для Олди слабый, безыдейный и серый. Жанр фэнтези,
несомненно, редко рассматривает какие-то жизненные проблемы, необязателен для
него глубокий психологизм, читатели ждут старого доброго экшна с мечами и магией.
Но небрежно набросать мир, левой задней расписать персонажей, сгрести их
вместе, объединив парой общих моментов и бросить в эту кучу-малу бедные
неинтересные сюжеты, будто собаке кость - действия совершенно не в стиле Олди.
Тем не менее, "маемо шо маемо", и факты говорят сами за себя.
«Сын черной вдовы» - гибрид рассказа и повести, по факту
скорее может быть куском, выдранным из какого-то безыскусного романа
старательного, но не слишком талантливо автора. Серовато, обыденно, не
впечатляет совершенно.
«Принц тварей»
вроде как уже несет некоторую смысловую нагрузку – не садись на шею, не верь,
не бойся и не проси. Но, вследствие все той же обыденности, не может
по-настоящему воздействовать на читателя.
«Скороход его величества» и «Смех дракона» тоже ничем не
выделяются. Еще никогда жанр фэнтези не вызывал у меня такого чувства
отторжения. Будто и не Олди вовсе писали.
В противовес «Тени моего города» стали лучом света в царстве…
нет, не тьмы, а авторской безответственности перед читателем.
«Семь смертных» - рассказ-идея. Идея очень оригинальная,
вскрывающая сразу несколько проблемных ситуаций, не обделенная толикой острого
сарказма.
«Карусель» - рассказ-поучение. История кризиса среднего
возраста, бессмысленно и беспощадного. Несмотря на классический «городской»
антураж, оценить его стоит скорее положительно – смысловая нагрузка должна быть
оценена по достоинству.
«Страшный суд №20» - рассказ множества вопросов. Любое
пояснение будет спойлером – каждый читатель должен понять рассказ по-своему.
«На том берегу» - рассказ-трагедия. Сумасшествие героя
передается читателю. С первых слов лишь множество вопросов и обрывки верных
ответов.
Не стану касаться поэзий Олега Ладыженского, которые меня не
впечатлили, возможно, потому что я не являюсь ценителем.
Резюмируя все вышесказанное, замечу лишь, что совет о
неприобретении сборника достаточно ценен, чтобы к нему прислушаться. Иногда и
любимые авторы огорчают своих читателей.
|