Пятница, 19 Апр 2024, 2:04 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Какому жанру вы отдаете большее предпочтение:
Всего проголосовало - 30434
Результаты

Начало » Статьи » Рецензии наших пользователей

Дэвид Митчелл - Облачный атлас
Дэвид Митчелл - Облачный атлас


Шесть историй, шесть людских судеб, шесть времен…
Первая – «Тихоокеанский дневник Адама Юинга» - рассказывает об американском нотариусе Адаме Юинге, пересекающем Тихий океан в середине девятнадцатого столетия, который встречает на своем пути жителей местных островов, праведных миссионеров и не очень праведных моряков. Помимо очевидных размышлений о рабстве и судьбах аборигенов здесь можно найти довольно любопытную теорию «христианского» нацизма, которая гласит, что каждая раса занимает свою ступень на «лестнице Иакова» и человек ничего изменить не может. Что самое неприятное – эти размышления звучат из уст пастора с одного из островов.
Главный герой второго рассказа – «Письма из Зедельгема» - начинающий композитор Фробишер, приехавший в дом уже состоявшегося и известного сочинителя в 1931 году. Фробишер – этакий аморальный эстет, а декадентство и ницшеанство – главные характеристики этого рассказа.
Третья история под названием «Периоды полураспада: Первое расследование Луизы Рей» больше похожа на детектив-триллер, где герой-одиночка противостоит жесткой системе; в нашем случае молодая журналистка Луиза Рей борется с крупной компанией, строящей атомную станцию, в проекте которой есть ошибки. Своеобразная смесь Чандлера и Джона Гришема. Увы, несмотря на динамичность и интересные завязку и сюжет, этот рассказ мне показался самым слабым на фоне остальных – уж слишком просто автор его заканчивает.
Четвертый рассказ «Страшный суд Тимоти Кавендиша» повествует о лондонском издателе по имени Тимоти Кавендиш, который волею судьбы и своего брата оказался в плену в небольшом доме престарелых. На этот раз тематика и стиль ближе к романам Мартина Эмиса. Называют еще Ирвина Уэлша, но лично мне не удалось уловить схожих ноток между Митчеллом и автором «Эйсид хауса» и «На игле». С Эмисом все понятно, ближе всего к истории Кавендиша, пожалуй, будет его «Информация», которой свойственен тот же трагифарс происходящего, да и у главных героев схожие профессии: Кавендиш – издатель, Ричард Талл – писатель и рецензент. Но Уэлш? Не знаю, не знаю…
Действие пятой – «Оризион Сонми-451» разворачивается уже в будущем, в котором вся жизнь людей подчиняется жестоким законом корпократии, а всю грязную работу выполняют клоны. В центре внимания судьба одной из таких работяг, клона по имени Сонми-451, работающей в одном из заведений сети быстрого питания. В ходе научного эксперимента Сонми преодолевает заложенные при рождении барьеры и «возвышается» до обычного человека. Рассказ построен в форме допроса-интервью, и показался мне наиболее интересным из всей шестерки, а заодно и заставил задуматься о качестве перевода. В этом варианте будущего названия многих компаний стали именами нарицательными, так фотографии называют «кодаками», а КПК тех времен – «сони». Но что за странный напиток прячется под необычным названием «звездосмесь»? Оказывается вполне обычное кофе. «Starbucks» - сеть существующих сегодня кофеен.
И заключительная центральная шестая история «Пр’права возле Суши и все ост’льное» рассказывает о жителе одного из островов уже совсем далекого будущего, когда на Земле произошла планетарная катастрофа и человечество находится на грани вымирания.. По сути, этот рассказ представляет собой обычный и привычный любителю фантастики постапокалипсис, и уже знакомое противостояние варварства и цивилизованного общества. История возвращается к своим истокам…
На первый взгляд все эти рассказы не имеют между собой ничего общего, но каждый из них связан с соседними мелкими деталями. Так, например, Фробишер в доме композитора находит путевой дневник Адама Юинга, а издателю Кавендишу приходит рукопись с расследованием Луизы Рей. Стоит еще отметить, что все истории, кроме центральной, обрываются на полуслове, чтобы затем продолжится во второй части романа. Если обозначить каждую из них латинской буквой, то общий план «Облачного атласа» можно записать в следующем виде: A-B-C-D-E-F-E-D-C-B-A.
Кому-то такая структура романа может показаться необычной, но на самом деле в этом отношении Митчелл не изобрел ничего нового. Можно вспомнить «романы-кроссворды» Павича, «Истории мира в 10 1/2 главах» Барнса или «Бремя чисел» Саймона Ингса, в которых подобная литературная игра выглядит тоньше и изящнее, а множество сюжетных линий (у Ингса их больше десятка наберется) создает действительно сложный и запутанный клубок. Да и сам Митчелл до этого уже экспериментировал со структурой, как например, в недавно вышедшем у нас его дебютном романе «Литературный призрак». Однако стоит ли ставить данный факт, как делают это некоторые рецензенты, в вину Митчеллу, обвиняя его в подражании? Я думаю, что нет. Существуют тысячи книг с прямолинейным сюжетом, но почему-то никому в голову не приходит ругать создателя очередного «обычного» романа в использовании такой, уж точно не один раз повторенной, формы. Кстати, в «Облачном атласе» есть слова, прекрасно подходящие для этого случая: «Призрак Феликса Финча воет: «Но ведь это уже делалось сотню раз!» - как будто хоть что-нибудь могло не делаться сотню тысяч раз между Аристофаном и Эндрю Ллойд-Уэббером! Как будто искусство – это Что, а не Как!»
Конечно, можно было расставить все шесть историй «Облачного атласа» в последовательном хронологическом порядке, благо они не так уж сильно между собой связаны, но, на мой взгляд, то, как поступил Митчелл, если не лучший, но уж точно не самый плохой, способ подчеркнуть одну из основных идей романа – постоянное повторение истории. Форма романа в данном случае неразрывно связана с самим сюжетом, а обратных ход по истории – своего рода символ того, как перед смертью человека (в данном случае всего человечества) пред глазами проносится вся его жизнь…
О чем еще рассказывает «Облачный атлас»? О будущем и прошлом, и о связи этих двух времен… «Единая модель времени: бесконечная матрешка раскрашенных моментов, каждая «оболочка» которой (настоящее) заключает в себе гнездо «оболочек» (предыдущих настоящих), которые я называю реальным прошлым, но которые мы воспринимаем как виртуальное прошлое. Точно также матрешка «сейчас» заключает в себе гнездо настоящих, которым предстоит быть и которые я называю реальным будущим, но которые мы воспринимаем как виртуальное будущее…» Это книга о месте человека внутри этих матрешек-времен, о его роли в большом человечестве, да и о самом маленьком Человеке то же.
Итог: И хотя Митчелл ничего нового, как в общем плане, так и в частностях, читателю не предоставляет, все шесть историй этого романа создают яркий калейдоскоп красок, на игру которых можно долго любоваться.
Оценка: 8 из 10.
Категория: Рецензии наших пользователей | Добавил: Kuntc (10 Ноя 2009)
Просмотров: 2596 | Рейтинг: 4.5 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)