В русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами.
В сказании о Вавилоне-граде меч-самосек носит название «Аспид-змей» и наделён чертами оборотня (превращается, соответственно, в змея). Распространён мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене, связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении. Особо стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мёртвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мёртвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.
Хотя, стоит предположить что, большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, указывает на то, что кладенец — не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего лишь определением некоторой категории клинков.
Словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный», что попросту означает «стальной» — возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и лат. gladius.
Территория распространения: Россия, Белоруссия, Украина.
Встречается в: Золотая птица, Поэма “Руслан и Людмила”, Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче, Царевна-змея, Былина: Святогор и Илья Муромец.