Суббота, 27 Апр 2024, 5:11 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7293
Результаты

Начало » Статьи » Оружие

Японское искусство владения мечом. Часть вторая
Японское искусство владения мечом. Часть вторая


Старые мечи Кото. IX—XVI вв.
Период Хэйан. IX—XII вв.
История собственно японского меча начинается в период Хэйан (794—1185 гг.). В результате клановых междоусобиц Япония самоизолировалась от внешнего мира, централизованная власть государства ослабла, реальная власть перешла от императора к крупным феодалам. В X веке окончательно сформировался класс самураев, профессиональных воинов, сражавшихся в то время преимущественно на коне. Мечи этого периода характеризуются длинным клинком с маленькой вершиной.

Прямые мечи заменяются изогнутыми, причём, если вначале изгиб делался в районе рукояти при почти прямом клинке, то к концу периода максимальный прогиб сместился в область 1/3 общей длины от конца хвостовика («поясничный изгиб»).[2] В соответствии с изгибом оформляется характерным образом вершина меча, киссаки. Киссаки включает в себя остриё с прилегающей областью, отделённой от тела клинка поперечным прямым ребром. Кромка лезвия в области киссаки принимает дугообразный вид (ранние образцы киссаки имели наклонный срез кромки в виде прямой линии).

Классическое сечение японского клинка представляет собой синоги-дзукури: ребро (острая боковая грань — синоги) тянется вдоль всего клинка до вершины. Благодаря ребру жёсткости клинок оптимально сочетает прочность и сравнительно малый вес, а чтобы боковые грани клинка сходились к режущей кромке лезвия под как можно более острым углом, ребро синоги смещено от центра клинка к обуху. Сечение в районе обуха выглядит как тупой угол.[3] Наибольшей толщины (касанэ) клинок достигает вблизи хвостовика: 5,5—8,5 мм, типичное касанэ около 7 мм.

Период Камакура. XII—XIV вв.

В период Камакура (1185—1333 гг.) Япония столкнулась с монгольскими нашествиями. Новый противник, а также улучшение доспехов вызвали изменение пропорций меча, направленное на усиление ударной мощи. Вершина меча (киссаки) увеличилась в размерах, стала массивнее, клинок расширился и иногда сохранял ширину по всей длине. Тяжёлым мечом стало невозможно управлять одной рукой, что также явилось следствием постепенного перехода тактики ближнего боя к пешим поединкам. Самым популярным узором хамон стал неравномерный гребёнчатый рисунок тёдзи, который хотя и не выглядел столь эстетично как элегантные волнистые линии, зато лучше предохранял лезвие от разрастания трещин при ударных нагрузках.

Период Камакура считается золотым веком японского меча, клинки достигают своего наивысшего совершенства, которое не удалось повторить в более поздние времена, включая попытки современных кузнецов восстановить утраченные технологии. Самый известный кузнец этого периода был Масамунэ (англ.) из провинции Сагами. Легенда гласит, что Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, потому что их невозможно было подделать. В этом есть доля правды, так как из 59 известных клинков подписаны только несколько кинжалов, однако установление авторства не вызывает споров среди экспертов.

Период Муромати. XIV—XVI вв.

Начало периода Муромати (1336—1573 гг.) — подпериод Намбокутё — отмечено появлением очень длинных мечей. Так, в святилище Яхико хранится меч длиной 2,25 м, причём длина лезвия 1,75 м. Это скорее исключение, хотя большую популярность стала приобретать нагината, которую рассматривают как вид длинного меча. В XV веке в результате длительной междоусобной войны пали прежние влиятельные кланы, на их место заступали новые семьи. Социальные сдвиги в японском обществе сказались на ремесленном деле, многие известные школы кузнецов исчезли. Смутное время требовало больше боевых мечей даже в ущерб их качеству, а с другой стороны, обнищание населения и упадок знати снизил спрос на высококачественные, но очень дорогие мечи. Изменилась технология выплавки стали, печи-татара позволяли выплавить больше металла, однако его качество изменилось, что требовало новых приёмов его обработки. Традиции передачи мастерства кузнецами прерывались, зато появились потомственные династии ювелиров-мечников. Мечи богато украшались, часто использовалась гравировка клинка.

Класс самураев оторвался от земли, избрав службу у крупного феодала единственным источником существования. К этому периоду относятся поединки между самураями, популяризованные в кинофильмах. Известный боец Цукахара Бокудэн с 1512 по 1571 годы провёл 49 поединков и принял участие в 39 сражениях, убив 212 человек.[4 В таких поединках решающую роль играла скорость нанесения первого удара. Этим объясняют распространение катан — мечей, носимых лезвием вверх, благодаря чему появилась возможность совместить извлечение клинка из ножен и одновременно нанесение секущего удара противнику. Катана по манере ношения относится к оружию пешего воина, её баланс более приспособлен для фехтования двумя руками, чем тати. Тем не менее длинные тати ещё производились для высшей знати, принимавшей участие в сражениях на коне.

В середине XVI векa в Японии появилось огнестрельное оружие, что сразу же сказалось на тактике сражений. Ещё более усилилась роль пехоты, вооружённой копьями, что снизило значимость конных воинов. В интересах пехоты для удобства колющего удара в плотном строю мечи стали короче с более крупной вершиной, а изгиб уменьшился.

Период Момояма. XVI век.

В период Момояма (1568—1603 гг.) стали появляться новые кузнечные школы, оторванные от преемственности прежних школ. С одной стороны это было вызвано утерей старых технологий, с другой — появлением нового сырья, завозного европейского железа. Развивая собственные технологии, кузнецы копировали внешне лучшие старые мечи, иногда довольно успешно.

Появилась тенденция укорачивания старых мечей. Тактика боя требовала спрямлённых мечей средней длины, поэтому владельцы тати обрезали хвостовик и вершину, доводя длину клинка до 60—65 см. Такие укороченные кото теряли имя кузнеца, в результате чего в настоящее время невозможно идентифицировать многие качественные образцы. Тати окончательно вышли из употребления, характерным вооружением самураев стала пара дайсё: меч катана и сопутствующий ему более короткий меч вакидзаси. Оба меча носились за поясом с небольшим перекрещиванием относительно друг друга.

Новые мечи «синто». XVII—XIX вв.
С наступлением в 1603 году периода Эдо и последовавшей вскоре политики самоизоляции в Японии наступил длительный мир. В производстве мечей прежде всего уделялось внимание парадному внешнему виду, боевое оружие стало элементом костюма. Развилась техника украшений миниатюрами, и в отличие от старых времён, произведением искусства стал не сам меч, а его ножны. Украшались и старинные мечи кото. Впервые богатые люди стали заказывать гарды (цубы) из чистого золота, так как в японской традиции единственным украшением самурая был его меч.

Начало XIX века выделяется в истории японского меча как период синсинто (новый-новый меч). Кузнецы, изготавливая длинные элегантные тати, возрождали забытые традиции периода Камакура. Ренессанс японского меча длился недолго. В 1841 году правительство в интересах обедневшего в условиях мирного времени класса самураев заставило кузнецов снизить цены на свою продукцию, что привело к угасанию энтузиазма по возрождению древнего искусства. В 1868 году настала эпоха Мэйдзи, промышленная революция разрушила феодальный уклад общества и, соответственно, поставила точку в истории мечей синто. Мечи, изготовленные методом ручной ковки после 1868 года, называются гэндай-то. Армейские мечи стали производить промышленным способом, что уже не имело никакого отношения к тысячелетним традициям изготовления настоящего японского меча.

Кузнецы-оружейники

Кузнецы обладали высоким социальным статусом в японском обществе, множество из них известно по именам благодаря спискам. Списки древних кузнецов начинаются именем Амакуни из провинции Ямато, жившем, по легенде, в начале VIII века в правление императора Тайхо (701—704 гг.).

В старые времена (период мечей кото, около 900—1596 гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы.[5] В новые времена (период мечей синто, 1596—1868 гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).[6]

С X века мастера выбивали своё имя на хвостовике клинка — мэи, часто дополняя надпись датой изготовления и названием своей провинции. Самый ранний известный датированный меч изготовлен мастером по имени Юкимаса в 1159 году.[5] Об уважении к мастерам свидетельствует следующий факт: когда устаревшие длинные мечи-тати укорачивались (до длины катаны) за счёт обрезки хвостовика, то часто надпись с именем мастера переносилась на новый хвостовик.

Выплавка стали

В Японии продукт эрозии естественных залежей железной руды часто обнаруживается рядом с руслами рек, смешанный с илом и другими отложениями. Железо в этой песчаной смеси составляет только около 1 %. Железный песок добывали благодаря его большей плотности, вымывая лёгкие примеси обильным потоком воды.

Ранняя технология выплавки не отличалась совершенством: рудный песок загружали в небольшую яму и плавили на древесном угле, приготовленном из особых пород древесины для выжигания вредных серо- и фосфоросодержащих примесей в железе и насыщения его углеродом. Из-за невысокой температуры не удавалось полностью отделить расплавленное железо от примесей в шлаке, результат получался в виде слитков губчатого железа (тамахаганэ) на дне ямы. Более мощные и производительные печи татара (татара-буки), сохраняя в целом сам метод плавки, появились в XV веке.

Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные.[7] Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %.

Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки — соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча.[8]

Ковка клинка

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300°С и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослоистая сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали — типичная плотность дамаска для японских мечей.

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада), напоминающую рисунок на поверхности древесины.[9]

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска, из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ, не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ. Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700—1100°С длину заготовки до размеров меча.
При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ) формируют режущее лезвие и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Композитная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.
Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки.

Закалка лезвия и полировка

Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для укрепления режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон, специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки.[10]

Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты — смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон. Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770°С (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160°С и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.

Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон, который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия[11] вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками.[12] Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.

При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение). Уцури напоминает хамон, но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.

При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура,[13] высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.

Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки), гарды (цубы), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

Боевые качества

Боевое качество самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.
Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.[14]
Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.[15]
Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта.[16]
В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.[17]

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (NBTHK), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):
Национальное сокровище (кокухо). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
Особо важный меч.
Важный меч.
Особо оберегаемый меч.
Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется обществом по охране японского меча (NTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Примечания
1 Meч Когарасу-Мару выполнен в необычном стиле киссаки-мороха, популярном в период Нара. Половина клинка до острия обоюдоострая, другая половина с тупым обухом. Вдоль клинка проходит центральная ложбинка, сам клинок очень слабо изогнут, но наблюдается довольно сильный изгиб хвостовика по отношению к клинку. Подпись на мече отсутствует. Хранится в коллекции императорской семьи. См. фото в книге Баженова «История японского меча».
2 «Поясничный изгиб» (коси-дзори) назван так потому, что максимальный прогиб клинка при ношении меча удобно облегал тело как раз в области поясницы.
3 Обух может быть плоский или полукруглый, однако такие образцы среди настоящих японских мечей встречаются крайне редко.
4 А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 147
5 Sword. Kodansha encyclopedia of Japan.
6 А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 307—308
7 Блестящий чистый цвет разлома говорит о содержании углерода выше 1 % (высокоуглеродистая сталь).
8 Процесс ковки меча описан по буклету Всеяпонской ассоциации кузнецов-мечников и книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники), описывающей восстановленную современным мастером древнюю технологию.
9 Различают до 30 разновидностей хада (текстуры металла), основными являются 3: итамэ (сучковатая древесина), масамэ (прямослойная древесина), мокумэ (древесная кора). В отличие от узора закалки (хамона), хада может быть и не видна невооружённым глазом. Отсутствие её в результате специальной полировки характерно только для клинков синто.
10 По мнению авторов книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники).
11 Хамон в виде прямой линии называется сугу-ха (букв. прямой).
12 Узор хамона является устойчивым признаком для идентификации той или иной кузнечной школы или времени изготовления меча. Условно для сертификации меча выделяют более 60 видов хамона.
13 А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 76
14 А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 57. Цитата по японскому сочинению «Нихон Гайси».
15 А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 84.
16 А. Г. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 299.
17 А. Г. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 303.
Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенным образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч «катана».
Классическая катана, иначе именуемая «дайто», — это меч с изогнутым клинком длиной от 61 до 75 см, заточенным с одной стороны и одинаково удобным для пешего и конного боя. Его лезвие стандартной шириной 3 см обычно имеет толщину в 0,5 см возле закрывающей 30-сантиметровую рукоять круглой чашки-гарды — «цубо» и сужается к концу острия — «киссаки» до толщины волоса. Центр тяжести такого меча смещен к острию, что облегчает рубящие удары. Масса катаны в зависимости от длины составляет 0,9-1,2 кг.

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта - кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.
Технология производства катана очень сложна - специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана - самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи - часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на "блок-удар" почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.
Правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука. А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.
Настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии - это уже не катана!


Катана Ayame



Японский меч иай-то. Катана Ayame.

Общая длина: 96 см
Длина клинка: 66 sm (2.2 shaku)
Длина рукояти: 23 см
Вес общий: 830 г
Вес без ножен: 650 г
Клинок с двумя продольными логами.




Цука (рукоять) деревянная, японская магнолия,
обтянута кожей ската.
Цуба (гарда) с изображением ириса аяме.
Сая (ножны) деревянные, из японской магнолии, окраска cha ishime "коричневый камень". Чехол из шелка.

Цена
$620


катана слава и символ самурая


Большинство специалистов по холодному оружию считают «катану» лучшим длинным клинком, созданным человечеством. Это не былинный «меч-кладенец» Ильи Муромца, который мог поднять только сам Илья после 30-летнего отдыха на печи. Это — уникальное холодное оружие, которое существует уже более 1500 лет. И при этом не утрачивается ни спрос на него, ни интерес к этому оружию.

Для Японии катана стала не только оружием. Этот меч — символ сословий, вершивших японскую историю в течение многих веков. По мнению исследователей японской культуры и истории, именно катана сформировала дух японской нации — «Дух Ямато» и самурайский боевой кодекс «бушидо».

Около 710 г н.э. в стране Ямато (Японии) человек-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впервые применил меч с изогнутым лезвием, выкованный из нескольких разнородных железных пластинок. Такой меч с «сабельным профилем» принял к XII веку свою классическую форму и почти без изменений прожил до середины позапрошлого века.

Японское клинковое оружие классифицируется по длине клинка, и при этом каждый вид имеет свое название. Вот основные типы, хотя внутри них есть различные варианты: «Нодати» — двуручный меч, длина клинка более 84 см; «Тати» — придворная сабля самурая, с таким же клинком, как у «катаны», но с более пышным декоративным убранством; «Тинса-катана» — придворная сабля с клинком длиной 46-61 см; «Вакидзаси» (или «шото») являлась парой (дайто) к катана или тати, имела клинок длиной от 40 до 51 см; «Танто» — боевой нож, который часто носили вместо «Вакидзаси», с клинком в 28-40 см; «Кайкен» — женский нож с прямым клинком (8-16 см).

Меч — не самое древнее оружие Японии. Но он занимает в ее истории и менталитете особое место. Первые японские мечи были фактически точными копиями китайского прямого меча «цзянь» и на катану совсем не были похожи. В раннем средневековье именно такими мечами пользовалось большинство представителей только что появившегося сословия самураев. Это оружие уже тогда можно было назвать «оружием души» военной касты. Отношение к мечу и этика «кэн-дзюзу» (далее-«кэн-до», или «меч-рука») составляли неотъемлемую часть кодекса «бушидо»,что определял весь уклад жизни самурая. Такой меч, наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, был в числе священных символов императорской власти. Он стал отличительным признаком общественного положения воина, символом чистоты, даже лучшим драгоценным подарком или наследством. Меч-катана преподносили знатным лицам, вносили в храмы по поводу торжеств, в знак особого уважения дарили послам иных государств. При этом ношение меча было строго регламентировано этикетом.

Острее и длиннее...

Главная часть любого меча — клинок. И катана никогда не получила бы такой известности, если бы не технология ее изготовления. В технологии изготовления таких «супермечей» и кинжалов «танто» использовались полосы из кричного железа, многократно прокованные и спеченные в единый клинок в старых печах, с мехами-воздуходувками, с топливом на древесном угле, а затем отпущенные и закаленные в водах местных болот и родников. Мастер-оружейник, как пра вило, тоже из клана самураев, начинал 1 изготовление меча с синтоистских молитв и развешивания по кузнице и дому различных талисманов, а затем облачался в парадное кидабы металл «напитался» рядом эленом строю, одной или двумя руками. Иногда самураи бились катаной в паре с коротким мечом «вакидзаси» или кинжалом «танто».

Техпроцесс начинался с получения стали из железистых песков кричным методом, которая потом при соединении с мягким сварочным железом в огне древесного угля проковывалась и охлаждалась. Раскованный в полосу сплав мастер сгибал вдвое, проковывал в горячем состоянии, снова складывал — и так многократно. В конечном итоге число тончайших слоев доходило до нескольких десятков. После этого полосы металла зарывались в землю на 8-10 лет, чтобы ржавчина съела участки металла, содержащие вредные примеси. И заготовки закапывались не просто в почву, а вблизи вулканов и гейзеров,моно. Обычно мастер работал в одино честве либо с избранным учеником, ко­торому из уст в уста передавал свои знания и опыт.

С точки зрения конструкции, катана — очень простое оружие: слабоизогнутый клинок, слегка сбегающий к концу, а острие резко скошено назад от лезвия. Ширина основного самурайского меча — большого «нодати» — обычно составляла 3 см, длина — до 84 см, а вот толщина колебалась от полусантиметра возле обуха-«цубы» до толщины волоса и тоньше со стороны лезвия. Само же лезвие всегда было острейшим и ровным для большей боевой эффективности. На мече также иногда делалась канавка- кровесток для облегчения и стабилизации клинка. Вес катаны составлял от 3,5 до 5 кг, им можно было успешно воевать и в пешем, и в конментов в тех пропорциях, которые были «ноу-хау» самого мастера. Потом цикл проковки продолжался — стальная полоса получала очень высокое содержание углерода, которое придавало клинку твердость. Уже в наше время выяснили, что высокое качество клинку также добавляло наличие в стали окиси молибдена. Когда же клинок был полностью откован, его закаливали.

Клинок мастер держал клещами, раскалял его до заданной температуры — определял ее по цвету накала в темноте, чтобы яснее виден был цвет. После этого клинок опускался в воду с также подобранной кузнецом температурой. Чистота воды имела значение, а

потому кузницы строились на берегах быстрых горных рек. Процесс изготовления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известны случаи, когда глава самурайского рода заказывал оружие мастеру сразу после рождения сына, чтобы после окончания его обучения он мог получить свой меч «по спецзаказу». По окончании ковки и закалки меч полировался до зеркального блеска (процесс длился около 2-х недель), и лишь после этого работа считалась законченной.

С точки зрения японских мастеров кузнечного дела, каждый меч лишь тогда чего-то стоил, если в него была вложена душа кузнеца.

Поэтому интересен своеобразный поединок, состоявшийся между двумя величайшими оружейниками XIV века Муромасой и Масамуне. Они вонзили катаны своей работы в дно небольшого осеннего ручья, повернув их лезвия против течения воды.

Все листья, которые попадали на лезвие меча Муромасы, оказались рассеченными надвое; те же листья, что приближались к клинку Масамуне, огибали его, не касаясь. В этом поединке Муромаса признал себя побежденным, поскольку, согласно японской «философии меча», меч есть не оружие агрессии, но оружие мира, и его истинное дело и назначение — предотвращать и прекращать войны.

...и красивее тоже

Во дворце императора строго соблюдался этикет в отношении формы и украшения ножен и рукоятки, гарды-«цубы», их цветов, орнаментации, количества и качества гербовых знаков. При этом было свыше десятка разных вариантов ношения: одна сабля только для двора, другая — для боя, третья — во время похорон. Ножны для мечей самураев делали из древесины магнолии, покрывались «галюша» (кожей акулы или ската) или же черным и цветным лаком, а также украшались накладками из бронзы. В устье ножен часто располагался в небольших специальных гнездах небольшой нож «когота-на», а также игловидный, состоящий из двух частей «когай» — заколка для высокой прически самураев.

Особую красоту представляет собой фехтование катаной — «кен-дижтсу», «яйджитсу» а сейчас именуемое «кендо» (бой на деревянных мечах). В последние годы именно это боевое искусство стало широко известным благодаря фильму «Семь самураев», горцу Маклауду, «плачущему убийце» Марку Дакаскосу и супермену Стивену Сигалу. Фехтование катаной вообще скупо на движения. Идеал боя: победа одним молниеносным ударом, который есть одно единое движение — выхватить меч из ножен, заткнутых за пояс ру­коятью вверх, нанести смертельный удар и вернуть катану в ножны, успев стряхнуть кровь с клинка. Легенда гласит, что юноша и основатель школы «яйджитсу» Ходзе Дзинсукэ три года мечтал отомстить за смерть отца, и его боевое учение стало правильным: пальцы врага еще только касались меча, а он уже падал, разрубленный быстрым ударом.

На сегодняшний день мастера «яйджитсу» могут разрубить надвое падающую каплю воды и вложить меч в ножны до того, как обе половинки капли коснутся земли.

Великие мастера меча — «кен-сэи» — были известны во всей Японии. Они считались образцами для самураев и в боях стоили десятков и сотен бойцов. Один из таких воинов, герой междоусобных войн XVI века князь Такэда Синген как-то всего с десятком бойцов несколько месяцев держал оборону против полутысячного отряда врагов. Порубили они тогда катанами множество нападавших и заставили их отступить. Самый знаменитый фехтовальщик Японии Миямото Мусаси писал: «Обычный боец побеждает мечом, который носит в руке, хороший — мечом, что носит в сердце, а великий — вообще без меча».

Репрессии

После буржуазной революции Мэйдзи в 1868 году самураям запретили носить мечи, но многовековое искусство «кен-до» («кендижтсу» и «яйджитсу») не исчезло. В свой по­следний бой катана пошла в годы Второй Мировой, когда японские солдаты и офицеры сначала рубили ими головы тысячам мирных жителей Китая, Бирмы, Вьетнама, а потом шли врукопашную против атак американцев в боях за тихоокеанские острова. По воспоминаниям морпе-хов США, потомки самураев были страшными противниками: своими мечами они разрубали карабины американцев, а потом и их самих.

Настоящая трагедия катаны произошла уже после капитуляции и оккупации Японии, когда для истребления духа «бушидо» американцы потребовали наряду с прочим оружием сдать и все оставшиеся мечи. Настоящие самураи, чтобы избежать позора, сначала уничтожили свои мечи, а после сделали харакири кинжалами «танто».

Немногие образцы старых катан (сделанных до 1868 г.) изредка появляются сегодня на аукционах. Стоят они денег баснословных! Вот 10 лет назад одну из катан XVIII века прода­ли за $ 600 000. Ясно, что настоящий самурайский меч может купить только весьма богатый человек. До наших дней дошло совсем немного истинных катан, и то хранящихся в частных дорогих коллекциях или в музеях.
Японские мечи и их клинки

(статья взята с сайта "Всё о ножах")

КАТАНА (утигатана)- японское холодное оружие, длинный самурайский меч.

Общая длина меча — 90-120 см, длина рукояти около 30 см, вес около трех килограммов, толщина колеблется от 5 см со стороны обуха до толщины волоса и тоньше со стороны лезвия. Рукоять катаны обычно деревянная, обтягивается акульей кожей или кожей ската, либо тканью с обмоткой шелковой тесьмой.

Гарда катаны имеет чаще всего круглую, а также лепестковую, многогранную, сложную ажурную форму; украшалась резьбой, чеканкой, инкрустацией из серебра, золота, слоновой кости.

Ножны катаны изготавливаются из дерева магнолии, покрываются черным или цветным лаком и украшаются бронзовыми накладками. В устье ножен часто располагаются в небольших специальных гнездах маленькие ножи. Рукоятки ножей декорируются в том же стиле, что и сам меч.

До революции 1868 самым прекрасным предметом искусства в глазах истинного японца клинок его сабли. Издавна народ придавал чрезвычайное значение достоинству и совершенству этого оружия. Вот почему ни одна профессия не пользовалась таким уважением, как кузнечное дело; нередко лица знатных фамилий занимаются им и приобретали в этом мастерстве большое искусство.

Японская сабля - страшное оружие; клинок средней величины, прекрасной закалки, мог одним ударом снять голову противника. За некоторые клинки было заплачено баснословно дорого, и такая дороговизна объясняется долгими месяцами тяжелой работы, которая была необходима, чтобы довести до совершенства ковку и закалку какого-нибудь выдающегося клинка. Японская сабля олицетворяет собой чувство чести и храбрости; оно служит благородным целям войны и вместе орудием исполнения судебных приговоров, она мстит за полученное оскорбление и смывает кровью "харакири" угрызения встревоженной совести.

Этикет сабли был столь же сложен, как и торжественен. Ударить ножны своей сабли об ножны другого считается: уже важной ошибкой против правил этикета; повернуть ножны как бы намереваясь обнажить саблю, уже равняется вызову.

Если, разговаривая с кеи-нибудь, положить оружие на пол и толкнуть ногой рукоять в сторону собеседника, то это считается смертельной обидой(расценивалось как предложение сделать харакири). Невежливо вынуть катану из ножен в присутствии других, не спросив предварительно разрешения у каждого. Войти в дом друга с саблей означало разрыв дружбы, Те, которые по своему положению могли являться в сопровождении слуги, должны были оставлять оружие на попечение последнего, если были одни, то снимали оружие при входе, где слуги хозяина должны немедленно принять его, но не голой рукой, а шелковым платком, который только и служил для этой церемонии; затем сабля кладется на особенную подставку, которая должна находиться на почетном месте около гостя, и вообще, оружию гостя предписывается оказывать то же уважение и внимание, как и ему самому.

Большая сабля, или если их носили две, отстегивалась от пояса, не вынимаясь из ножен, и клалась по правую руку своего хозяина, так чтобы он не мог ее обнажить. Вообще сабля никогда не кладется по левую сторону, за исключением случаев, представляющих непосредственную опасность нападения.

Показывать обнаженную саблю считается большим оскорблением, если это не делается с целью дать возможность друзьям полюбоваться прекрасным клинком; точно также не в правилах вежливости просить показать саблю, если она не представляет собой ценного экземпляра, так что просьба могла бы польстить самолюбию хозяина.

В таких случаях оружие показывают со стороны обуха, обращая рукоятку влево и лезвием к себе; собеседник не может дотрагиваться до рукоятки иначе как куском шелка, который обыкновенно имеется у каждого в кармане, или куском чистой бумаги; клинок полагается выдвигать из ножен постепенно, чтобы любоваться им по частям; весь клинок выдвигается только по настоятельной просьбе гостя; при этом хозяин должен выказывать большое замешательство и держать клинок на большом расстоянии от присутствующих.

Налюбовавшись им достаточно, клинок следует тщательно обтереть специально употребляющимся для того полотенцем, вложить в ножны и в том же виде возвратить хозяину. Маленькая сабля остается на поясе и снимается хозяином и гостем только в случае продолжительного визита. Женщине допускается носить саблю, только когда она находится по дороге одна, кроме того, саблю надевают и придворные дамы в случае пожара во дворце (на случай защиты от мародеров или захватчиков, что нередко было одним и тем же)
Закалка может быть прямой или волнистой. Высоко ценится закалка, представляющая несколько широкие, правильные извивы, но лучшей закалкой в глазах знатока считается прямая, несколько матового оттенка.

Благодаря заботам, которыми их окружали, клинки в течение столетий сохраняют чистый зеркальный блеск. Есть старинные клинки, у которых весь стержень поврежден ржавчиной, испещрен отверстиями, следами неоднократной перемены рукоятки, а клинок между тем от рукоятки до острия выглядит так, будто бы он только что вышел из мастерской.

Почти все более или менее ценные клинки помечены подписью мастера, на некоторых даже выставлено число. Надпись всегда выбита на стержне горячим путем.

Исключительные экземпляры клинков украшены гравировкой, исполненной резцом. Удивительно искусство, с которым делают японцы на своих клинках из такого материала, как сталь, не только вычеканивали, а также и сквозные узоры, до такой степени тонкие и нежные, как будто бы они были отлиты. Чаще всего эти узоры изображают обвивающихся или грызущих копье драконов, девизы, гербы, а иногда простые желобки; реже это фигуры божеств. На некоторых Ьчень роскошных клинках узоры были не только вычеканены, но и насечены золотом и серебром.

Древняя боевая сабля имела прямой, копьевидный клинок, с двумя лезвиями. Во время феодальных войн были в большом употреблении сабли для двух рук, но по мере смягчения нравов белое оружие делается все легче и меньше.

Сабля, которой совершался обряд харакири (распаривания живота), имела среднюю величину, представляют середину между большой, саблей кинжалом. Обряд этот - обычай самоубийства, распространенный среди высшего сословия; к нему прибегают люди, решившиеся добровольно покончить свою жизнь или осужденные на смерть за проступок, не позорящий их чести и не влекущий за собой потери или понижения в военном чине.
Харакири, несмотря на всю свою жестокость, был для древнего общества морализующим учреждением, которое более чем что-либо способствовало поддержке военных добродетелей. По древнему положению каждый японец должен во всякую данную минуту быть готовым К прекращению своей жизни распарыванием живота. В настоящее время этот обычай, подобно многим, не практикуется более, к тому же ношение и употребление сабли запрещено с 1868 года, армия экипированана европейский образец и вооружена

Клинки провинции Бицена всегда пользовались вполне заслуженной известностью. Это самая богатая провинция в Японии по количеству добываемого железа и каменного угля. Самые известные художники и мастера принадлежат этой провинции и провинциям Ямато, Ямаширо и Этчицент.

В царствование Шиу-муна производство клинков достигло высокой степени совершенства. Особенно прославился Амакуни из Ямато, живший в VIII столетии, Шинсоку из Бицен был мастером императора Гейцей (начало IX столетия); Огара Санемори жил в середине Ц( столетия; его произведения принадлежат к числу наиболее известных и не имеют себе соперников. Главным мастером Х столетия был Мунечика из Киото. В ХI столетии выдающейся красотой своих доспехов прославился Йошиейе, из той же провинции. Император Готоба в конце ХII столетия был такой любитель клинков, что держал при своей особе 12 знаменитых ковачей для 12 месяцев года.

В XIII столетии следует отметить трех мастеров: Иошимицу, Куниюки и, в особенности, Кунитоши, именем которого помечен один из самых дорогих клинков храма Ицуку-Шима; в течение XIV столетия прославились Масамуне, затем Каниюжи и Оканемицу; в ХУ и ХУI столетии наиболее известны Канесада, Канесане, Фуживара-Ужифусса - три очень знаменитых мастера - и, наконец, Уметада Миожиу, который в 1546 году был вызван в Киото. С ХVI столетия главным центром производства клинков становится город Оссафуне провинции Бицен; там получили свое развитие таланты таких мастеров, как Гарумицу, Сукезада, Киумиоцу и многих других.

В ХVIII столетии кузнецы не имеют уже исторической известности; в этот период покоя и тишины оружие является только предметом роскоши, зато иногда большой роскоши, чему доказательством служат прекрасные клинки Наотане. Самые драгоценные сабли сохраняются в храмах, и великолепной коллекцией отличается храм Ицуку-Шима; сабли Ибритомо хранятся в храме Гатшимана в Камакура, а сабли Иея – в главном храме Никко. Остальное японское оружие не заслуживает внимание. Копья имеют очень узкое железко и скорее напоминают дротики; клинки топоров узки, тяжелы и грубой формы, так как ими занимались ученики и считались черновой работой.
Категория: Оружие | Добавил: Chenzana (22 Окт 2014)
Просмотров: 3676 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)